Напоминание

"Содержание работы по развитию речи дошкольников в детском саду"


Автор: Малашихина Анна Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с №79
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: "Содержание работы по развитию речи дошкольников в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Содержание работы по развитию речи дошкольников в детском саду

(консультация для воспитателей)

Составила: Малашихина А.В., воспитатель

МБДОУ ЦРР д/с№79 г. Ставрополь

Детский сад развивает все детские способности и наклонности, а между

ними нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть

речью. Поэтому систематическое обучение речи, методическое развитие речи и

языка лежат в основе всей системы воспитания в детском саду.

Детскому

саду

вменено

в

обязанность

создать

такую

конкретную

обстановку, среди которой речь детей смогла бы развиваться правильно и

беспрепятственно.

Развитие человека - физическое и психическое проходит следующие

возрастные

ступени:

младенчество;

ранний

детский

возраст;

дошкольный

(детство); младший школьный; подростковый (отрочество); юношеский возраст;

зрелость. Интеллект появляется на ступени раннего детского возраста и

интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом.

Но он развивается у человека и совершенствуется только при непременном

условии овладения речью.

Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить его

говорить уже с младенчества, у него развивается способность представлять, а затем

и мыслить, и воображать; с каждой возрастной ступенью эти способности

совершенствуются.

Параллельно

с

развитием

интеллекта

развивается

и

совершенствуется эмоционально-волевая сфера.

Наукой доказано, что без речевого общения, т.е. без социальной среды,

человеческое существо не может стать полноценным человеком. Истории известны

случаи, когда в силу каких-то трагических обстоятельств дети младенческого

возраста попадали в логово животных и были ими вскормлены. Когда люди

обнаруживали этих детей в возрасте после трех лет и возвращали в человеческое

общество, то оказывалось, что они имели повадки вскормившего их животного и

совершенно не обладали теми элементами психики, которые отличают человека от

животного: у них не был сформирован мыслительный аппарат, не было высших

эмоций, их невозможно было научить речи.

Известны

многочисленные

случаи,

менее

трагические,

но

столь

же

печальные, происшедшие по невежеству взрослых: дети оказывались психически

недоразвитыми, плохо усваивали речь (с трудом учились в школе), потому что в

семье не занимались их речевым развитием, когда они были в младенческом,

раннем детском и в дошкольном возрасте. Так, В.А. Сухомлинский описывает

случай

из

своей

практики

директора

школы.

Ученик

этой

школы,

сын

железнодорожника, жившего на железнодорожном разъезде, воспитывался в

дошкольные годы бабушкой, совершенно глухой женщиной. Из-за своего недуга

она не могла реагировать на речевые действия внука, и он оказался почти немым.

Усилия учительницы начальных классов развить речь мальчика не дали результата,

нельзя было обучить его и грамоте. Хотя этот мальчик и родился с предпосылками

для нормального развития, отсутствие речевого общения оказалось причиной того,

что интеллект его не развился.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым и

важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и

дальнейшего правильного ее развития. Своевременное – значит начатое с первых

же дней после рождения ребенка; полноценное – значит достаточное по объему

языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру

его возможностей на каждой возрастной ступени.

Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях

особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг и

формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции

центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их

естественного

формирования.

Без

тренировки

развитие

этих

функций

задерживается и даже может остановится навсегда.

Для функции речевого творчества «таким «критическим» периодом развития

являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается

анатомическое

созревание

областей

мозга,

ребенок

овладевает

главными

грамматическими формами родного языка, накапливается большой запас слов.

Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в

дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

Перед детским садом стоит задача - научить детей свободно пользоваться

родным языком в непосредственном общении с окружающими людьми, правильно

и понятно для слушателей выражать свои мысли в устной форме.

Речь ребенка служит надежным средством общения в том случае, если она

понятна окружающим, а это зависит от последовательности, стройности и полноты

выражения мысли в словах, от выбора точных слов, от чистоты и правильности

произношения.

В

той

или

иной

мере

эти

качества

при

благоприятных

условиях

вырабатываются у ребенка и в семье в результате влияния родителей, чаще всего

несистематического, иногда даже непреднамеренного. В детском саду связная речь,

богатство словаря, чистота произношения вырабатывается у ребенка планомерным

обучением, путем применения разнообразных методических приемов.

Воспитатель развивает мышление и все стороны речи детей на том

содержании, которое дает им ознакомление с окружающей жизнью: бытом семьи и

детского сада, трудом людей, общественными событиями и явлениями, живой

природой, предметным миром. Познание ребенком окружающей действительности

становится более четким, осознанным благодаря тому, что оно облекается в

словесную форму, так как в языке регистрируется и закрепляется познавательная

деятельность человека.

В детском саду не только учат детей свободно владеть родным языком в

непосредственном общении, но и воспитывают умение вежливо разговаривать с

товарищами и взрослыми в разных условиях: высказываться на занятиях,

разговаривать друг с другом в повседневной жизни, отвечать на вопросы взрослых,

выполнять словесные поручения, например спросить, который час, узнать, что

будет на завтрак и т.п.

Детей учат общепринятым вежливым формам речевого общения: знакомых

взрослых называть по имени и отчеству, на «вы», друг друга называть по имени

(Катя, Катюша, Петя, Володя и т. п.); во всех необходимых случаях использовать

общепринятые вежливые формы обращения (спасибо, пожалуйста, до свидания,

здравствуйте, с добрым утром и т.п.): приучают детей во время разговора со

взрослым не опускать голову, а смотреть им в лицо, отвечать, разговаривать без

крика, но достаточно громко, так, чтобы собеседнику было слышно, не «мямлить»;

совершенно недопустима развязность ребенка по отношению ко взрослым, поэтому

воспитатель учит детей не вмешиваться в разговор взрослых, не прерывать их речи,

быть общительным приветливым без ненавязчивости.

Воспитание культуры речи тесно связано с воспитанием чувств, морального

облика детей. Вежливость, культура речи должны выражать подлинное отношение

к людям – дружеское расположение к товарищам, любовь к родным и близким,

уважение к старшим.

Учитывая индивидуальные особенности поведения детей, воспитатель

приучает их слушать и понимать речь взрослых, обращенную не только лично к

отдельному ребенку, но и ко всей группе, запоминать то, что говорится на

занятиях, слушать речь своих товарищей в играх и на общих занятиях, сдерживать

себя, говорить тихо, когда другие занимаются или отдыхают. Всеми этими

качествами ребенок, приходящий в детский сад, еще не обладает, воспитание их

требует кропотливого и настойчивого труда педагога в течении всего пребывания

ребенка в детском саду.

Перед детским садом стоит еще одна важная задача: воспитать у детей

интерес и любовь к художественному слову.

Художественная литература оказывает огромное влияние на умственное,

нравственное и эстетическое развитие детей, и вместе с тем она является одним из

могучих средств развития и обогащения их речи. В дошкольные годы жизни

ребенка его нужно ввести в прекрасный мир народного творчества, познакомить с

лучшими книгами детских писателей (русских, украинских, белорусских и др.), с

некоторыми доступными этому возрасту произведениями классиков отечественной

литературы, а также зарубежных детских писателей. Благодаря художественной

литературе, детям становится ближе и понятнее внутренний мир человека, его

чувства, мотивы поступков, его отношение к другим людям, природе.

Художественная литература обогащает эмоции детей. Слушая чтение,

рассказывание,

дети

сочувствуют

герою,

переживают

вместе

с

ним

его

приключения, невзгоды и победы.

Воображение ребенка следует за течением рассказа, сказки и одну за другой

рисует картины. Способность человека воссоздавать образ по слову чрезвычайно

ценна, и эту способность помогает развивать художественная книга.

Ребенок видит, слышит, осязает, обоняет, вкушает, взвешивает, сравнивает,

и совокупность всех чувственных впечатлений образует в первые же годы его

жизни тот фундамент, на котором мало-помалу будет расти здание его

представлений и знаний, а стало быть, и богатство языка. Степень ясности и

определенности этих представлений, а в связи с этим устойчивости и точности

языка находится в зависимости от двух условий: меры участия в образовании этих

представлений возможно большего числа внешних чувств и мер активности,

проявляемой самим ребенком в процессе наблюдения и постижения окружающей

его действительности.

Воспитательница следит за тем, чтобы каждое чувственное завоевание

связывалось со словом. Она стремится к тому, чтобы дети называли предметы, их

признаки, действия, соотношения, чтобы они умели описать то, что видят, умели

сравнивать.

Воспитательница в совершенстве владеет родным для детей языком,

выдвигая в своем языке тот образец, которому дети могут следовать, владеет всеми

методами развития языка ребенка, признанными педагогикой. Формы живого

слова, которыми она пользуется, служат не только для осмысления наглядного

материала, но и для воздействия на высшие чувства.

Обучение языку идет рука об руку с развитием любви к лучшим образцам

родной литературы, потребности быть в общении с ними, черпать в них радость и

вдохновение.

Живое слово, образная сказка, рассказ, в должное мгновение и с должной

выразительностью прочитанное стихотворение, народная песня царят в детском

саду, как и в семье, и готовят ребенка к дальнейшим, более глубоким

художественным восприятием.

Ребенок живо, всем существом своим отзывается на эти эстетические

впечатления; он подражает и матери, и воспитательнице и сам рассказывает,

декламирует, поет, жестикулирует, импровизирует. Его литературные вкусы

слагаются на лучших образцах.

Обучение

ребенка

начинается

задолго

до

того

времени,

когда

его

засаживают за букварь и перо. Руководить именно этим обучением и есть основная

задача детского сада. Расширяя методически, шаг за шагом, число представлений

детей, неизменно памятуя, что отнюдь не глаза и не руки, а ухо является

краеугольным камнем развития их языка, влияя путем обдуманно подобранного,

ценного литературного материала на их чувства, на выработку художественных

вкусов, детский сад совместно с семьей готовят школе именно тех учеников, за

которых она всегда скажет им горячее спасибо.

Итак, какова же роль детского сада в развитии речи ребенка? Ее трудно

переоценить. В детском саду учат детей правильно говорить на родном языке в

непосредственном общении с окружающими людьми (элементарным формам

диалогической

и

монологической

устной

речи),

воспитывают

навыки

организованной речевой деятельности, обогащают словарь, воспитывают любовь к

художественному слову. Все это осуществляется воспитателем в соответствии с

программой каждой возрастной группы в течении всего пребывания в детском

саду.

К концу дошкольного возраста большинство детей полностью усваивает

звуковую сторону родного языка, значительную часть словаря и грамматический

строй устного разговорного языка; к семи годам речь детей стоит на уровне

бытового разговорного языка окружающих их взрослых.



В раздел образования




Яндекс.Метрика