Автор: Малашихина Анна Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с №79
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: "Содержание работы по развитию речи дошкольников в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Содержание работы по развитию речи дошкольников в детском саду
(консультация для воспитателей)
Составила: Малашихина А.В., воспитатель
МБДОУ ЦРР д/с№79 г. Ставрополь
Детский сад развивает все детские способности и наклонности, а между
ними нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть
речью. Поэтому систематическое обучение речи, методическое развитие речи и
языка лежат в основе всей системы воспитания в детском саду.
Детскому
саду
вменено
в
обязанность
создать
такую
конкретную
обстановку, среди которой речь детей смогла бы развиваться правильно и
беспрепятственно.
Развитие человека - физическое и психическое проходит следующие
возрастные
ступени:
младенчество;
ранний
детский
возраст;
дошкольный
(детство); младший школьный; подростковый (отрочество); юношеский возраст;
зрелость. Интеллект появляется на ступени раннего детского возраста и
интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом.
Но он развивается у человека и совершенствуется только при непременном
условии овладения речью.
Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить его
говорить уже с младенчества, у него развивается способность представлять, а затем
и мыслить, и воображать; с каждой возрастной ступенью эти способности
совершенствуются.
Параллельно
с
развитием
интеллекта
развивается
и
совершенствуется эмоционально-волевая сфера.
Наукой доказано, что без речевого общения, т.е. без социальной среды,
человеческое существо не может стать полноценным человеком. Истории известны
случаи, когда в силу каких-то трагических обстоятельств дети младенческого
возраста попадали в логово животных и были ими вскормлены. Когда люди
обнаруживали этих детей в возрасте после трех лет и возвращали в человеческое
общество, то оказывалось, что они имели повадки вскормившего их животного и
совершенно не обладали теми элементами психики, которые отличают человека от
животного: у них не был сформирован мыслительный аппарат, не было высших
эмоций, их невозможно было научить речи.
Известны
многочисленные
случаи,
менее
трагические,
но
столь
же
печальные, происшедшие по невежеству взрослых: дети оказывались психически
недоразвитыми, плохо усваивали речь (с трудом учились в школе), потому что в
семье не занимались их речевым развитием, когда они были в младенческом,
раннем детском и в дошкольном возрасте. Так, В.А. Сухомлинский описывает
случай
из
своей
практики
директора
школы.
Ученик
этой
школы,
сын
железнодорожника, жившего на железнодорожном разъезде, воспитывался в
дошкольные годы бабушкой, совершенно глухой женщиной. Из-за своего недуга
она не могла реагировать на речевые действия внука, и он оказался почти немым.
Усилия учительницы начальных классов развить речь мальчика не дали результата,
нельзя было обучить его и грамоте. Хотя этот мальчик и родился с предпосылками
для нормального развития, отсутствие речевого общения оказалось причиной того,
что интеллект его не развился.
Своевременное и полноценное овладение речью является первым и
важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и
дальнейшего правильного ее развития. Своевременное – значит начатое с первых
же дней после рождения ребенка; полноценное – значит достаточное по объему
языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру
его возможностей на каждой возрастной ступени.
Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях
особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг и
формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции
центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их
естественного
формирования.
Без
тренировки
развитие
этих
функций
задерживается и даже может остановится навсегда.
Для функции речевого творчества «таким «критическим» периодом развития
являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается
анатомическое
созревание
областей
мозга,
ребенок
овладевает
главными
грамматическими формами родного языка, накапливается большой запас слов.
Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в
дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.
Перед детским садом стоит задача - научить детей свободно пользоваться
родным языком в непосредственном общении с окружающими людьми, правильно
и понятно для слушателей выражать свои мысли в устной форме.
Речь ребенка служит надежным средством общения в том случае, если она
понятна окружающим, а это зависит от последовательности, стройности и полноты
выражения мысли в словах, от выбора точных слов, от чистоты и правильности
произношения.
В
той
или
иной
мере
эти
качества
при
благоприятных
условиях
вырабатываются у ребенка и в семье в результате влияния родителей, чаще всего
несистематического, иногда даже непреднамеренного. В детском саду связная речь,
богатство словаря, чистота произношения вырабатывается у ребенка планомерным
обучением, путем применения разнообразных методических приемов.
Воспитатель развивает мышление и все стороны речи детей на том
содержании, которое дает им ознакомление с окружающей жизнью: бытом семьи и
детского сада, трудом людей, общественными событиями и явлениями, живой
природой, предметным миром. Познание ребенком окружающей действительности
становится более четким, осознанным благодаря тому, что оно облекается в
словесную форму, так как в языке регистрируется и закрепляется познавательная
деятельность человека.
В детском саду не только учат детей свободно владеть родным языком в
непосредственном общении, но и воспитывают умение вежливо разговаривать с
товарищами и взрослыми в разных условиях: высказываться на занятиях,
разговаривать друг с другом в повседневной жизни, отвечать на вопросы взрослых,
выполнять словесные поручения, например спросить, который час, узнать, что
будет на завтрак и т.п.
Детей учат общепринятым вежливым формам речевого общения: знакомых
взрослых называть по имени и отчеству, на «вы», друг друга называть по имени
(Катя, Катюша, Петя, Володя и т. п.); во всех необходимых случаях использовать
общепринятые вежливые формы обращения (спасибо, пожалуйста, до свидания,
здравствуйте, с добрым утром и т.п.): приучают детей во время разговора со
взрослым не опускать голову, а смотреть им в лицо, отвечать, разговаривать без
крика, но достаточно громко, так, чтобы собеседнику было слышно, не «мямлить»;
совершенно недопустима развязность ребенка по отношению ко взрослым, поэтому
воспитатель учит детей не вмешиваться в разговор взрослых, не прерывать их речи,
быть общительным приветливым без ненавязчивости.
Воспитание культуры речи тесно связано с воспитанием чувств, морального
облика детей. Вежливость, культура речи должны выражать подлинное отношение
к людям – дружеское расположение к товарищам, любовь к родным и близким,
уважение к старшим.
Учитывая индивидуальные особенности поведения детей, воспитатель
приучает их слушать и понимать речь взрослых, обращенную не только лично к
отдельному ребенку, но и ко всей группе, запоминать то, что говорится на
занятиях, слушать речь своих товарищей в играх и на общих занятиях, сдерживать
себя, говорить тихо, когда другие занимаются или отдыхают. Всеми этими
качествами ребенок, приходящий в детский сад, еще не обладает, воспитание их
требует кропотливого и настойчивого труда педагога в течении всего пребывания
ребенка в детском саду.
Перед детским садом стоит еще одна важная задача: воспитать у детей
интерес и любовь к художественному слову.
Художественная литература оказывает огромное влияние на умственное,
нравственное и эстетическое развитие детей, и вместе с тем она является одним из
могучих средств развития и обогащения их речи. В дошкольные годы жизни
ребенка его нужно ввести в прекрасный мир народного творчества, познакомить с
лучшими книгами детских писателей (русских, украинских, белорусских и др.), с
некоторыми доступными этому возрасту произведениями классиков отечественной
литературы, а также зарубежных детских писателей. Благодаря художественной
литературе, детям становится ближе и понятнее внутренний мир человека, его
чувства, мотивы поступков, его отношение к другим людям, природе.
Художественная литература обогащает эмоции детей. Слушая чтение,
рассказывание,
дети
сочувствуют
герою,
переживают
вместе
с
ним
его
приключения, невзгоды и победы.
Воображение ребенка следует за течением рассказа, сказки и одну за другой
рисует картины. Способность человека воссоздавать образ по слову чрезвычайно
ценна, и эту способность помогает развивать художественная книга.
Ребенок видит, слышит, осязает, обоняет, вкушает, взвешивает, сравнивает,
и совокупность всех чувственных впечатлений образует в первые же годы его
жизни тот фундамент, на котором мало-помалу будет расти здание его
представлений и знаний, а стало быть, и богатство языка. Степень ясности и
определенности этих представлений, а в связи с этим устойчивости и точности
языка находится в зависимости от двух условий: меры участия в образовании этих
представлений возможно большего числа внешних чувств и мер активности,
проявляемой самим ребенком в процессе наблюдения и постижения окружающей
его действительности.
Воспитательница следит за тем, чтобы каждое чувственное завоевание
связывалось со словом. Она стремится к тому, чтобы дети называли предметы, их
признаки, действия, соотношения, чтобы они умели описать то, что видят, умели
сравнивать.
Воспитательница в совершенстве владеет родным для детей языком,
выдвигая в своем языке тот образец, которому дети могут следовать, владеет всеми
методами развития языка ребенка, признанными педагогикой. Формы живого
слова, которыми она пользуется, служат не только для осмысления наглядного
материала, но и для воздействия на высшие чувства.
Обучение языку идет рука об руку с развитием любви к лучшим образцам
родной литературы, потребности быть в общении с ними, черпать в них радость и
вдохновение.
Живое слово, образная сказка, рассказ, в должное мгновение и с должной
выразительностью прочитанное стихотворение, народная песня царят в детском
саду, как и в семье, и готовят ребенка к дальнейшим, более глубоким
художественным восприятием.
Ребенок живо, всем существом своим отзывается на эти эстетические
впечатления; он подражает и матери, и воспитательнице и сам рассказывает,
декламирует, поет, жестикулирует, импровизирует. Его литературные вкусы
слагаются на лучших образцах.
Обучение
ребенка
начинается
задолго
до
того
времени,
когда
его
засаживают за букварь и перо. Руководить именно этим обучением и есть основная
задача детского сада. Расширяя методически, шаг за шагом, число представлений
детей, неизменно памятуя, что отнюдь не глаза и не руки, а ухо является
краеугольным камнем развития их языка, влияя путем обдуманно подобранного,
ценного литературного материала на их чувства, на выработку художественных
вкусов, детский сад совместно с семьей готовят школе именно тех учеников, за
которых она всегда скажет им горячее спасибо.
Итак, какова же роль детского сада в развитии речи ребенка? Ее трудно
переоценить. В детском саду учат детей правильно говорить на родном языке в
непосредственном общении с окружающими людьми (элементарным формам
диалогической
и
монологической
устной
речи),
воспитывают
навыки
организованной речевой деятельности, обогащают словарь, воспитывают любовь к
художественному слову. Все это осуществляется воспитателем в соответствии с
программой каждой возрастной группы в течении всего пребывания в детском
саду.
К концу дошкольного возраста большинство детей полностью усваивает
звуковую сторону родного языка, значительную часть словаря и грамматический
строй устного разговорного языка; к семи годам речь детей стоит на уровне
бытового разговорного языка окружающих их взрослых.