Напоминание

Проектные занятия на уроках истории и обществознания, как способ формирования функциональной грамотности учеников


Автор: Бойцева Мария Алексеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Кадуйская средняя школа №1 имени В.В. Судакова"
Населённый пункт: п. Кадуй Кадуйский район Вологодская область
Наименование материала: статья
Тема: Проектные занятия на уроках истории и обществознания, как способ формирования функциональной грамотности учеников
Раздел: среднее образование





Назад




Приемы формирования функциональной грамотности на

уроках истории, обществознания.

Бойцева М.А.

Учитель истории и обществознания

Функциональная

грамотность

способность

личности

на

основе

знаний,

умений

и

навыков

эффективно

функционировать

в

системе

социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной

социокультурной среде. Школа должна подготовить обучающихся к тому,

чтобы

они,

с

готовностью

успешно

взаимодействовали

с

изменяющимся

окружающим миром; - были способны строить социальные отношения; -

обладали совокупностью рефлексивных умений, стремлением к дальнейшему

образованию; - по мере своих способностей могли решать различные (в том

числе нестандартные) учебные и жизненные задачи.

Предметы

гуманитарного

цикла

«история»,

«обществознание»

обладают

рядом

общих

приемов

формирования

функциональной

грамотности:

позволяют

прорабатывать

с

обучающимися

задания,

направленные

на

развитие

интегративных

и

предметных

компонентов.

Одним из средств формирования ФГ на уроках истории и обществознания

является функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации

для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При

функциональном

чтении

применяются

приемы

просмотрового

чтения

(сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор

цитат, составление схем, графиков, таблиц).

Я

провожу

уроки

истории

и

обществознания

с

5

по

9

классы.

Анализируя самостоятельную работу обучающихся с текстом

на

уроках,

могу выделить ряд проблем, с которыми они сталкиваются:

- обучающиеся

не всегда могут найти необходимую информацию из предлагаемого текста,

проанализировать и обобщить полученные сведения; - не умеют

использовать

приобретенные

знания

на

практике;

-

многие

не

обладают

навыком преобразования информации, полученной из схемы, таблицы или

диаграммы;

-

ученикам

трудно

понимать

и

извлекать

информацию

из

оригинальных

текстов.

То

есть,

далеко

не

каждый

ребенок

обладает

умениями

критически

оценивать

и

осмысливать

прочитанный

текст,

применять полученную разными способами информацию на практике. А ведь

эти

навыки

являются

самыми

важными

и

необходимыми.

Существует

необходимость в формировании функциональной грамотности обучающихся

через развитие умений работы с учебным текстом. При изучении материала

по

истории

и

обществознанию

серьезное

внимание

необходимо

уделять

самостоятельной работе обучающихся с учебным и оригинальным текстом.

Это позволяет развивать умение поиска путей решения проблем, умение

действовать в разных ситуациях, самостоятельно добывать недостающую

информацию.

Процесс

развития

функциональной

грамотности

на

уроках

истории и обществознания осуществляется на основе формирования навыков

мышления в виде заданий, проблемных ситуаций и вопросов. Например,

можно

использовать

такие

формы

и

методы

работы,

как

составление

вопросов к тексту, тезисного плана, хронологических таблиц и логических

схем; преобразование цифровой информации в диаграмму или гистограмму;

подбор

примеров

к

тексту;

объяснительное

комментированное

чтение;

аналитическое

чтение;

составление

рассказа

по

иллюстрации;

выделение

смысловых частей текста и другие. В методической литературе предлагают

множество приемов для того, чтобы разнообразить ход урока, сделать его

более

интересным,

запоминающимся,

эффективным.

В

разное

время

я

собрала в свою копилку те, что применяю на уроках.

1.

Прием «Корзина» (обучающиеся записывают все понятия, идеи,

имена по данной теме). Пример приема «Корзина» на уроке истории в 6

классе.

Тема

«Могущество

папской

власти.

Католическая

церковь

и

еретики»: можно предложить обучающимся высказать, что такое

«Инквизиция», причины и последствия появления данного явления, привести

примеры.

2.

Прием «Синквейн» (первая строчка – одно существительное, вторая

строчка

описание

двумя

прилагательными,

третья

строчка

описание

действия

тремя

глаголами,

четвертая

строчка

фраза

из

четырех

слов,

показывающая отношение к теме, пятая строка – это синоним из одного-двух

слов, который отражает суть понятия).

3.

Приѐм «До-После» (в таблице из двух столбцов заполняется часть

«До», в которой обучающийся записывает свои предположения о теме урока,

о решении задачи, может записать гипотезу. Часть «После» заполняется в

течение или в конце урока, после работы с учебным текстом. После чего идет

сравнение двух колонок в таблице и делается вывод. Пример приема «До-

после» на уроке истории в 6 классе. Тема «Крестовые походы». В первом

столбце

«До»

обучающийся

описывает

причины

крестовых

походов

думаю, что причины крестовых походов заключаются...), а во втором столбце

«После» перечисляет все причины и делает вывод.

4.

Прием «Инсерт» (во время чтения учебного материала делаются

пометки).

Например,

следующие

значки:

(V)

я

это

знаю;

(+)

это

новая

информация для меня; (—) я думал по-другому, это противоречит тому, что я

знал;

(?)

это

мне

непонятно,

нужны

объяснения,

уточнения.

Пример

заполнения таблицы Инсерт на уроке истории в 7 классе. Тема «Реформы

Петра I»:

V

+

?

Петр I –

первый

российский

император.

Издал "Табель

о рангах"

Петр I перенес

празднование

Нового Года на 1

января.

Что еще нового

появилось в России во

время правления Петра I?

5.

Прием

«Продолжить

рассказ»

(составить

6-7

предложений,

используя полученные знания на уроке).

6.Прием

«Завершим

схему»

(заполнение

пробелов

в

схеме,

установление и графическое изображение логических связей между звеньями

схемы).

7.

Составление

по

тексту

учебника

кроссворда,

ребуса,

теста

(альтернативные тесты, тесты на соответствие или на исключение лишнего,

на восстановление последовательности).

8. Прием «Кластер» («гроздь») – выделение смысловых единиц текста

и

графическое

их

оформление

в

определенном

порядке

в

виде

грозди

винограда.

9.

Составление

по

тексту

учебника

кроссворда,

ребуса,

теста

(альтернативные тесты, тесты на соответствие или на исключение лишнего,

на восстановление последовательности).

Научность

преподавания

на

уроках

обществознания

реализуется,

в

первую очередь, через специфический понятийный аппарат. Ребята начинают

знакомиться

и

изучать

понятия

и

термины

буквально

с

первых

уроков.

Преподавание курса обществознания идет от простого к сложному и, таким

образом,

из

года

в

год

происходит

закрепление

и

расширение

знаний

изученных

ранее

терминов.

Так,

например,

термин

«общество»

мы

первоначально вводим в самом доступном для понимания шестиклассников

виде

(жители

одной

страны).

А

в

старших

классах

дети

владеют

уже

значительным

багажом

знаний

и

могут

сформулировать

уже

пять-шесть

определений

этого

термина

с

точки

зрения

философии,

социологии

и

истории. Свои знания школьники показывают на ВПР, ОГЭ. Так, например,

задание №1 в 9 классе ОГЭ требует умения соотносить указанные понятия с

определенной сферой жизни общества и давать определения одному из них.

Другие задания ГИА также предполагают владение терминологией на более

глубоком уровне.

Пример

1.

9

класс.

Тема

«Правонарушения

и

юридическая

ответственность».

Заполняем

схему

вместе

с

ребятами.

На

доске

пишу

термин «правонарушение», ставлю стрелочки, прошу ребят называть то, что

раскрывает

суть.

Замечу,

что

такое

задание

целесообразно

давать

в

тех

случаях, когда у ребят уже есть определенные знания и/или тема связана

тесно с жизнью. Соответственно, если термин не знаком детям, то и не стоит

просить их и тратить время на уроке.

Пример

2.

Терминологический

диктант.

Учитель

произносит

определения, а ребята внимательно слушают и записывают в тетрадях

«ответы» (термины, понятия). Обычно это происходит после изучения целой

главы в качестве повторения и подготовки к контрольной работе. Затем

учитель сообщает правильные ответы. Ребята проверяют себя. Им разрешено

делать исправления. Затем они выделяют то, что не знают или забыли.

Работают с учебником, словарем. Иногда такая работа бывает в парах. Через

несколько минут идем в обратном направлении. Ребята выбирают термин и

дают ему определение. Организуется работа по цепочке.

Пример 3. 7 класс. Тема «Почему важно соблюдать законы?» Речь идет

о большом и сложном для ребят термине «закон». Записываем и анализируем

определение

«по

частям».

Выделяем

смысловые

части

в

предложении,

ставим знак «/», задаем к каждой части вопросы: «Кто принимает законы?»

«Для чего принимают законы?» «Какой юридической силой они обладают?».

А потом как бы заново «собираем» определение. Следует несколько раз

тренировать,

чтобы

дети

привыкли

к

таким

словам,

научились

их

выговаривать, могли давать развернутые ответы.

Пример 4. Модель Фрейер. На листе бумаги, сложенном вчетверо, по

центру

листа

пишется

ключевое

понятие.

В

левом

верхнем

углу

обязательные

характеристики,

в

правом

верхнем

углу

необязательные

характеристики,

в

левом

нижнем

углу

примеры,

в

правом

нижнем

углу

антипримеры. (Тренируемся на отдельных листах с термином

«государство»). Можно предложить ребятам, в случае затруднения, выделить

из

готового

списка

наиболее

существенные

и

необходимые

признаки

государства, т.е. такие, без которых не может существовать понятие. Это и

будут

определяющие

признаки:

1)

единая

территория,

2)

население,

3)

публичная

власть,

4)

суверенитет,

5)

законодательная

деятельность,

6)

монополия

на

применение

силы.

Затем,

существенные

и

необходимые

признаки синтезируем в определение понятия "государство". Государство -

общественная система, создаваемая для организации и управления жизнью

определенного

населения

на

определенной

территории

с

помощью

государственной власти и законов и обладающая независимостью.

Пример 5. Задание на развитие критического мышления. Задание на

соотношение видовых понятий с родовыми. Например, найти два термина

«выпадающие» из общего ряда терминов, которые являются характеристикой

политического

процесса:

1)

демократизация;

2)

реформирование;

3)

бюрократизация; 4) перераспределение полномочий; 5) средства массовой

информации;

6)

централизация;

7)

государство;

8)

модернизация.

Здесь

родовое

понятие

«политический

процесс».

Не

связаны

с

ним

видовые

понятия СМИ (№5) и государство (№7)

Пример

6.

Задание

на

обобщение

группы

понятий

Даны

слова,

определить, что между ними общего. Пример: федерация, конфедерация,

содружество;

(общее

это

формы

национально-государственного

устройства).

Пример 7. Задания на выбор обобщающего понятия для всех остальных

понятий,

представленных

в

перечне.

Найти

понятие,

которое

является

обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и

запишите цифру, под которой оно указано. 1) вера 2) догматы 3) храм 4)

религия

5)

прихожане.

Конечно,

приемов

работы

по

формированию

функциональной грамотности обучающихся много, но для каждого класса я

подбираю наиболее приемлемые, что позволяет развивать основные умения и

навыки,

воспитывать

внутреннюю

самооценку,

повышать

учебную

мотивацию

учеников.

При

работе

над

формированием

функциональной

грамотности

учитель

выступает

в

роли

организатора,

консультанта

и

помощника. Ученик, овладевший учебным инструментарием, сможет в

будущем

стать

хорошим

специалистом,

самостоятельным

человеком,

способным определять проблему и искать пути ее решения.

Литература:

1.

Даутова

О.Б.,

Иваньшина

Е.

В.,

Казачкова

Т.

Б.,

Крылова

О.

Н.,

Муштавинская

И.

В.

Современные

педагогические

технологии

основной

школы в условиях ФГОС – СПб.: КАРО, 2014г.

2.

Иоффе А.Н. Структура современного урока истории и обществознания как

основа

организации

деятельности

учащихся

//

Преподавание

истории

в

школе - 2012. - №1. - С. 7-13.

3.

Лемина

Г.Л.,

Сабирова

А.Х.

История.

Обществознание.

8-11

классы:

современные технологии на уроках и внеклассных занятиях. - М.: Учитель,

2014. - 124 с.

4.

Сечина Т.И. и др. Справочник учителя истории и обществознания. - М.:

Учитель, 2013. - 219 с.

5.

Лемина

Г.Л.,

Сабирова

А.Х.

История.

Обществознание.

8-11

классы:

современные технологии на уроках и внеклассных занятиях. - М.: Учитель,

2014. - 124 с.



В раздел образования




Яндекс.Метрика