Автор: Соловьева Ольга Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №6
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей: «Нравственно-патриотическое воспитание
дошкольников средствами музыки
»
Составила: Соловьева О.В., музыкальный руководитель
МБДОУ №8 г. Ставрополь
Каждый мальчик может стать солдатом,
По небу лететь, по морю плыть,
Охранять границу с автоматом,
Чтоб свою Отчизну защитить.
Но сначала на футбольном поле
Защитит ворота он собой.
И за друга во дворе и школе
Примет он неравный, трудный бой.
Не пустить чужих собак к котёнку –
Потруднее, чем играть в войну.
Если ты не защитил сестрёнку,
Как ты защитишь свою страну?
(А. Усачёв)
Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен
русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация
общества». Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы
нравственного воспитания детей. Меняются времена, эпохи, люди. Но
вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка,
стартовый
период
всех
высоких
человеческих
начал.
Сохранить
человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые
сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их
правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи
воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Самое
большое счастье для родителей – вырастить здоровых, высоконравственных
детей.
Общеизвестно,
что
дошкольники
очень
эмоциональны.
Это
эмоционально-образное
восприятие
окружающего
мира
может
стать
основой формирования патриотизма.
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом
воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое
любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку
помогает
обстановка
праздников
и
развлечений.
Помимо
этого
формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому,
бережное
отношение
к
природе,
постоянно
осуществляется
и
на
музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших
поступках, сами
не замечая этого.
«Музыка – необходимый душевный
атрибут человеческого существования», – так говорил Аристотель. «Дело
искусства – сохранять душу», – это слова нашего современника В. Распутина.
Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения
ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и
духовный
мир. В
нравственно-патриотическом
воспитании
огромное
значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На
конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек,
участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых
подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед
Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и
т.д.
Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы
посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к
родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами
родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического
воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные
произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с
обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к
природе, жизнелюбием, чувством юмора.
С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения
знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и
при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес
детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство
страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально –
психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания
детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все
народные песни, а также народные мелодии, используемые нами в слушании
и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными
достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной
музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами
народного музыкального творчества.
Следующим этапом работы в этом направлении явилось использование
музыки
при
ознакомлении
детей
с
образом
Родины.
Для
ребенка-
дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его.
Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями
и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит
формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное
воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и
уважения к матери. Для многих людей это слово «мама» – самое прекрасное
слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки,
рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме
устойчиво вошли в детский репертуар. Для того чтобы эти песни прочно
вошли в жизнь ребенка, они используются в разных ситуациях: во время
утренних бесед о маме, на занятиях – после чтения стихотворений о маме,
при рассматривании репродукций с изображением матери с ребенком, а
также в комплексных занятиях и в праздничном концерте, посвященном
Женскому дню 8 Марта.
Очень верно подметил русский писатель Ю.Я. Яковлев: «Любовь к
Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения
к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери».
Чувство
любви
к
родной
природе –
еще
одно
из
слагаемых
патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно
развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и
объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче
для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В
нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и
средствами
музыкального
искусства.
Через
восприятие
музыкальных
образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания,
чувства радости, грусти, нежности, доброты,
воспитывается
такое же
отношение и к образам реальной природы.
Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность
стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен,
воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке
много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо
знакомых детям животных и птиц. Атмосфера радостной встречи с родной
природой надолго остается в памяти ребенка, способствуя формированию его
сознания как гражданина и патриота. В заключении, хочется отметить: старая
истина – нельзя вырастить патриота, если не патриотичны отец с матерью.
Ребенок – зеркало семьи: как в капле воды отражается солнце, так и в детях
отражается нравственная чистота матери и отца. То, что упущено в детстве,
очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы.