Напоминание

"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"


Автор: Соловьева Ольга Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №6
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей: «Нравственно-патриотическое воспитание

дошкольников средствами музыки

»

Составила: Соловьева О.В., музыкальный руководитель

МБДОУ №8 г. Ставрополь

Каждый мальчик может стать солдатом,

По небу лететь, по морю плыть,

Охранять границу с автоматом,

Чтоб свою Отчизну защитить.

Но сначала на футбольном поле

Защитит ворота он собой.

И за друга во дворе и школе

Примет он неравный, трудный бой.

Не пустить чужих собак к котёнку –

Потруднее, чем играть в войну.

Если ты не защитил сестрёнку,

Как ты защитишь свою страну?

(А. Усачёв)

Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен

русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация

общества». Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы

нравственного воспитания детей. Меняются времена, эпохи, люди. Но

вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка,

стартовый

период

всех

высоких

человеческих

начал.

Сохранить

человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые

сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их

правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи

воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Самое

большое счастье для родителей – вырастить здоровых, высоконравственных

детей.

Общеизвестно,

что

дошкольники

очень

эмоциональны.

Это

эмоционально-образное

восприятие

окружающего

мира

может

стать

основой формирования патриотизма.

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом

воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое

любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку

помогает

обстановка

праздников

и

развлечений.

Помимо

этого

формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому,

бережное

отношение

к

природе,

постоянно

осуществляется

и

на

музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших

поступках, сами

не замечая этого.

«Музыка – необходимый душевный

атрибут человеческого существования», – так говорил Аристотель. «Дело

искусства – сохранять душу», – это слова нашего современника В. Распутина.

Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения

ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и

духовный

мир. В

нравственно-патриотическом

воспитании

огромное

значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На

конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек,

участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых

подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед

Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и

т.д.

Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы

посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к

родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами

родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического

воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные

произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с

обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к

природе, жизнелюбием, чувством юмора.

С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения

знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и

при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес

детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство

страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально –

психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания

детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все

народные песни, а также народные мелодии, используемые нами в слушании

и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными

достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной

музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами

народного музыкального творчества.

Следующим этапом работы в этом направлении явилось использование

музыки

при

ознакомлении

детей

с

образом

Родины.

Для

ребенка-

дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его.

Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями

и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит

формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное

воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и

уважения к матери. Для многих людей это слово «мама» – самое прекрасное

слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки,

рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме

устойчиво вошли в детский репертуар. Для того чтобы эти песни прочно

вошли в жизнь ребенка, они используются в разных ситуациях: во время

утренних бесед о маме, на занятиях – после чтения стихотворений о маме,

при рассматривании репродукций с изображением матери с ребенком, а

также в комплексных занятиях и в праздничном концерте, посвященном

Женскому дню 8 Марта.

Очень верно подметил русский писатель Ю.Я. Яковлев: «Любовь к

Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения

к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери».

Чувство

любви

к

родной

природе –

еще

одно

из

слагаемых

патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно

развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и

объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче

для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В

нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и

средствами

музыкального

искусства.

Через

восприятие

музыкальных

образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания,

чувства радости, грусти, нежности, доброты,

воспитывается

такое же

отношение и к образам реальной природы.

Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность

стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен,

воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке

много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо

знакомых детям животных и птиц. Атмосфера радостной встречи с родной

природой надолго остается в памяти ребенка, способствуя формированию его

сознания как гражданина и патриота. В заключении, хочется отметить: старая

истина – нельзя вырастить патриота, если не патриотичны отец с матерью.

Ребенок – зеркало семьи: как в капле воды отражается солнце, так и в детях

отражается нравственная чистота матери и отца. То, что упущено в детстве,

очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы.



В раздел образования




Яндекс.Метрика