Автор: Воспитатель Кравченко Рина Анатольевна
Должность: воспитатель, товпеко ольга михайловна
Учебное заведение: МБДОУ д/с " Солнышко"
Населённый пункт: г.Сураж., Брянской области
Наименование материала: Познавательно - исследовательская деятельность с детьми раннего возраста
Тема: Использование игр и экспериментов
Раздел: дошкольное образование
Текст к презентации
Воспиттаели: Кравченко Ирина. А
Товпеко Ольга М.
Слайд1
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Введение
Природа - это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Чтобы ребенок
научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства,
нужно прививать ему эти качества с детства. Добрые чувства уходят своими корнями в
детство, а "человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах,
волнениях о красоте окружающего мира".
Слайд
Вышеперечисленные условия позволяют говорить о сложившихся необходимых и
достаточных причинах разработки проекта по экологическому воспитанию дошкольников
через дополнительное образование условиях конкретного ДОУ, её актуальности и
педагогической целесообразности.
Слайд
Актуальность организации кружка состоит в:
- Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью,
многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребёнок радуется,
видя зелёную траву, слушая щебетание птиц или стрекотание кузнечиков, ощущая
запах цветов.
- Общение с природой воспитывает у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые
научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца,
замысловатой формой хрупких снежинок, величием гор, простором полей, - у
малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже
познает окружающий мир.
- Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с
природой постепенно, сначала с близкими и доступными пониманию явлениями,
помочь накопить факты, полученные от общения с природой, направить интерес,
создать условия, чтобы у ребёнка формировались правильные представления о ней.
- Первые восприятия важны и неожиданны для ребёнка. А всё новое удивляет и
вызывает интерес. У дошкольника возникают вопросы, с которыми он обращается
к взрослым.
Я выбрала эту тему, потому что у детей складывается начальное ощущение мира:
ребёнок получает эмоциональное впечатление о природе, накапливает представления о
разных формах жизни. Значит, уже в этот период формируется познавательный интерес в
рамках экологического мышления, сознания и экологической культуры. Но происходит это
при
одном
условии,
если
взрослые,
воспитывающие
ребёнка,
сами
обладают
экологической культурой, понимают общие для всех людей проблемы.
Слайд 3
Экологическая проблема
Почему я выбрала данную проблему. Я очень люблю природу и все, что с нею
связано.
•
Экология - одна из острейших проблем современности. Будущее человечества
зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного
участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его
звеньях приобретает приоритетное значение
Слайд 4
Новизна проекта « Мир вокруг нас» в том, что понятие экологического воспитание
рассматривается через призму народных традиций, проведение опытов, экспериментов,
создание проблемных ситуаций, метод моделирование, мнемотехники.
А также через:
Работу о развитию познавательной активности детей, через экологическое
воспитание строится с учетом интересов и потребностей детей, пожеланий родителей
и с учетом:
- совместной деятельности и деятельность в режимных моментах;
- интегрированное образование
- комплексно – тематическое построение образовательного процесса;
- метод проектирования
Все это способствует стимулированию познавательной активности.
Слайд
Данная программа направлена на поиск более интересных, познавательных,
увлекательных для детей способов и методов усвоения, понимания и использования
экологических знаний в повседневной жизни, которые помогут им выразить себя,
проявить творчество, научат думать. Особое место в данной программе отводится
проектной деятельности по привитию экологических знаний. В данной программе
представлено инновационное содержание и современные психолого едагогические
технологии обучения детей, базирующихся на личностно – ориентированном подходе к
ребенку и его близким.
Слайд
Цель: формировать бережное отношение к природе посредством расширения
представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального, природного
окружения,
Слайд 7
В процессе организации кружковой работы предполагалось решение следующих задач:
- Закреплять и расширять знания детей о растениях и животных родного края,
их красоте и пользе;
Расширять представление о насекомых
Воспитывать стремление к познаниюприроды
Формировать представление о простейших взаимосвязях в природе.
Слайд 8
•
Предполагаемый результат:
- Проявляет интерес к растениям и животным, их особенностям, простейшим
взаимосвязям в природе
Участвует в беседах во время рассматривания предметов, наблюдений за
растениями.
- Проявляет бережное отношение к природе.
- Проявляет эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы.
- Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе.
Слайд 9
Проект кружка включает занимательный материал о растениях и животных,
проблемно-поисковую деятельность; формирует практические природоохранительные
умения ; развивает познавательный интерес к природе, учит видеть и радоваться красоте
всего живущего на земле.
Проект рассчитана для детей среднего дошкольного возраста.
ОД кружка проводятся во второй половине дня в форме занятия по 20 минут, один раз в
неделю.
Слайд 10
Для более компоексного исследования проблемы по экологическому воспитанию
дошкольников, работа проходила по следующим этапам.
1 этап – подготовительный - Подбор методической литературы по теме;
Подбор материала, дидактических, подвижных игр.
2 этап – практический - НОД, наблюдения, опытно – экспериментальная деятельность,
художественное творчество, рассматривание, трудовая деятельность
3
этап
–
заключительный
- Изготовление
альбомов,
мнемотаблиц,
моделей,
презентаций
Физкультурно-экологические праздники, развлечения, фотовыставки.
Слайд 11
Система кружковой работы отражает современное понимание процесса воспитания
и обучения. В данный перирод закладываются основы для личностного становления
ребенка, развитие его способностей и возможностей, воспитание самостоятельности и
дальнейшей социализации. Поэтому работая по данной проблеме мы разработали
комплексно – тематическое планирование на 1 год.
Опираясь на методики по экологическому воспитанию и в связи с работой по ФГТ,
возникла необходимость использовать путь интеграции, прежде всего, это
интегрированная образовательная деятельность, глее в рамках одной темы решаются
разные задачи развития, и строятся на разных видах деятельности.
Усовершенствовали организацию предметно – развивающей среды по экологическому
воспитанию.
Организовали работу с родителями, привлекали их к изготовлению пособий, атрибутов,
участие в конкурсах.
2 раза в год проводится мониторинг детского развития по экологическому воспитанию.
Это позволило мне легко ориентироваться в материале при выборе тем, конкретных
опытов
для
планирования
содержания
практической
деятельности
и
организации
развивающей среды.
Слайд
Среда которая окружает детей в детском саду была создана по двум направлениям:
- внутренняя природная зона ( уголок природы, огород на окне)
- внешняя природная среда ( огород, сад на участке детского сада, экологическая тропа,
экскурсии в природу).
Слайд
Содержание проектного материала учитывает общие принципы воспитания и
обучения: научность, системность, доступность, конкретность изложения
материала. При разработке программы мы опирались на программу « От рождения
до школы» Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, а также на ряд
парциальных программ и методических разработок:
- С.Н. Николаева
Юный эколог. Программа и условия ее реализации в детском саду.
- О.В. Дыбиной, н.П. Рахманова, В.В. Щетина « Неизведанное рядом», О.Ф. Горбатенко
« Система экологического воспитания в ДОУ».
Слайд
Учебный план разработан на год. Од проводится 1 раз в неделю, во вторую половину дня.
Од носит интегрированный характер во взаимодействии с ОО « Социализация»,
Коммуникация», « Познание», « Художественное творчество». « Музыка». Однако при
планировании таких видов деятельности мы учитывали комплексно – тематический
принцип. Состоит из 8 блоков.
•
« Зеленый дом»
•
« Лес – многоэтажный дом»
•
« Вода в природе и жизни человека»
•
« Живая и неживая природа»
•
« Экология родного края»
•
«Таинство лесного царства»
•
« Загадочные явления природы»
•
« Земля наша кормилица»
Слайд
Основные направления в работе – это
Что предполагает, ИОС, экскурсии, наблюдения, опытно – экспериментальная
деятельность.
Слайд
Содержание общения родителей с детьми:
- Доступность. Создаваемые родителями образы природы должны быть реалистичными,
близкими эмоционально – чувственному опыту ребёнка.
- Яркость и колоритность образов. Чем ярче выражены особенности природного образа,
чем чётче они отражены в рассказе или беседе с детьми, тем сильнее они действуют на их
чувства и сознание.
- Учёт жизненного опыта и интересов детей в процессе приобщения к природе.
- Объяснение сущности природы, её явлений и механизмов.
- Осуществление процессов приобщения к природе: в домашне-бытовых условиях,
общественно- трудовой деятельности в рамках семьи.
( = со слайда)
Слайд
В настоящее время благодаря телевидению, компьютеру и книгам дети больше узнают о
разнообразных объектах и явлениях природы, у них возникают разные вопросы об
окружающем мире. Поэтому мы стараемся строить ОД таким образом, чтобы, с одной
стороны, ответить на интересующие детей вопросы и удовлетворить их любопытство. А с
другой - обеспечить усвоение ими необходимых знаний. Причем главную цель ОД мы
видим не в передаче знаний от педагога к ребенку, а в приобщении детей к
систематической и творческой деятельности.
Для этого мы разнообразили структуру и методы проведения ОД, способствующих
развитию логического мышления и активности детей. Для организации интересной
мыслительной деятельности помогают нетрадиционные занятия - урок-путешествие,
занятие-сказка, викторина, игра, и т. д.
Широко используем:
- блицопрос (предварительно дети повторяют материал, необходимый для изучения
новой темы);
- проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих «открыть новое
знание») ;
- практическую работу и поисковую деятельность;
- игровые приемы.
Слайд
Большое значение в экологическом развитии придаем экскурсиям. На экскурсиях
знакомим детей с многообразием органического мира, проводим наблюдения за объектами
и явлениями природы в разные времена года. Дети учатся ориентироваться на местности,
знакомятся с особенностями города и края. Особое внимание при проведении
комплексной экскурсии мы уделяем организации деятельности детей: Приучаем детей к
мысли, что они идут в гости к природным обитателям, в их большой дом, а поэтому
должны следовать заповедям, которые необходимо выполнять гостям природы.
Слайд
МЕТОД ИГРОВОГО ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИГРОВЫХ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
Слайд
ЭЛЕМЕНТЫ МНЕМОТЕХНИКИ (МНЕМОТАБЛИЦЫ И КОЛЛАЖИ -
Коллажи – это учебные пособия, решающие следующие задачи:
1.Расширение словарного запаса детей;
2.Развитие связной речи, умение составлять описательный рассказ;
3.Развитие зрительной памяти и ассоциативных связей.
Например: Коллаж « Звери готовятся к зиме»
Слайд
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ - МОДЕЛЬ –ЭТО УСЛОВНОЕ
ИЗОБРАЖЕНИЕ ОБЪЕКТА, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ОБЪЕКТА.
●Модели помогают ребёнку сравнивать, анализировать, обобщать
●модели делают скрытые в природе связи наглядными
Например: Понятие « Звери», « Птицы»
Слайд
Экологические сказки. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде
всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также
конечным результатом.
Экологические сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают
раскрыть сложные явления в природе. Детям дошкольного возраста наиболее интересны
сказки о животных. Старшим дошкольникам нравятся волшебные сказки. Сказки,
написанные самими детьми, занимают особое место в экологическом воспитании. Они
помогают нам глубже понять детские интересы и их направленность.
Слайд
Природоохранные акции – это общественно–значимые мероприятия, направленные на
сохранение объектов природы. Совместно с родителями мы часто проводим такие
природоохранные акции:
- «Чтобы деревья были большими» (посадка деревьев осенью)
- «День цветов» (создание цветочных клумб)
- «Лесная аптека» (сбор лекарственных трав)
- «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время)
- «Чистое утро» (уборка территории)
- «Чтобы дольше жили книжки» (уход и обновление) и т. д.
Слайд
Реклама – это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму.
Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно
поэтому дети так любят рекламу и играют в нее. Опыт показывает, что, предложив детям
создать свою рекламу, они с восторгом включаются в эту игру. Чтобы составить рекламу
ребенок должен как можно больше узнать об объекте и выделить наиболее характерные,
на его взгляд, особенности. Например: Ребенок выбирает любое животное или растение и
от его имени рекламирует место обитания: «Я дятел, живу в лесу. У меня красивый клюв,
с его помощью я лечу деревья, уничтожаю вредных насекомых. Без меня лес пропадет».
Слайд
Эксперименты и опыты. Огромный интерес дети проявляют к исследовательской работе,
поэтому большое внимание в нашей работе отведено опытам и экспериментам. В процессе
опытно-экспериментальной работы учим детей размышлять, формулировать и отстаивать
свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Например:
Очень просто и легко объяснить ребенку, что нас окружает воздух и он невидим, но его
можно обнаружить. Подуть на ладошки и почувствовать ветерок, взмахнуть рукой около
листка, лежащего на столе и увидеть, что лист двигается. Подвести детей к выводу, что
воздух невидим, но когда мы приводим его в движение, наблюдаем, что предметы
двигаются. Перед нами стоит задача связать результаты исследовательской работы с
практическим опытом детей. Подвести их к пониманию природных закономерностей,
основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Слайд
Дидактичесике игры
В ознакомлении с природой особое место занимают дидактические игры. Решая задачи,
поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки
предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным
общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом
тренируется их внимание, память, произвольное восприятие.
Слайд
Организация уголка природы в группе.
Эколого-развивающая среда в домашних условиях должна включать:
- Уголок живой природы, в который входят разнообразные комнатные растения,
выращенные ребёнком самостоятельно или вместе с родителями, а также все средства,
необходимые для ухода за ними. Здесь возможно, но не желательно нахождение каких –
либо зверьков (хомячков, морских свинок, черепах, рыбок, птичек и т.д.);
- Оснащение необходимыми средствами для самостоятельной исследовательско –
практической деятельности детей (выращивание, пересадка, лечение растений,
наблюдение за их развитием): инструменты для работы с землёй, земля, песок, мелкие
камешки, вода, рассада, семена цветов и овощей или косточки от фруктов и т.д.
- Фотографии на тему "природа”, журналы и книги о родной природе и всего мира в
целом.
Все это помогает детям творчески применять полученные знания и умения в
повседневном общении с природой. Труд в уголке природы у детей вызывает я,
сострадания, сопереживания живым существам, позволяет ребенку увидеть результат
своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Это
формирует эмоционально-волевую сферу личности ребенка, благоприятно складывается
на развитии его психики.
Слайд 19
Мини – проект « Огород на окне» - который проходит в нашем ДОУ каждый год.
Слайд 32-33
Организуем конкурс поделок совместно с родителями из природного материала.
Слайд
Результаты диагностики
Результаты диагностики показали, что высокий уровень сформированности экологических
знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников
составляет в -75 %, средний 23 %, н – 2%
Вывод:
Анализ работы по данной системе экологического образования детей позволяет нам
сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. На занятиях по
познавательному развитию дети стали более внимательными. Они с интересом слушают
рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных вопросов. Научились
логически мыслить, связно рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять существенные
признаки предметов и объектов природы. Знания, полученные на занятиях дети
«проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб
и ошибок. Ребята с удовольствием играют в «экологию», в «учёных», в «лабораторию», в
«коллекционеров», в «геологов»; на территории садика весной и летом уже не увидишь
брошенный и увядший букет цветов. Появилось стремление к активной деятельности по
охране окружающей среды в рамках детского сада, города. Полученными впечатлениями,
знаниями, переживаниями, дети делятся со своими родителями и с другими детьми,
вводят их в сюжеты своих игр. На основе сотрудничества мы добились доверительных
взаимоотношений родителями, их заинтересованного, неравнодушного отношения к
развитию и воспитанию детей.
Слайд
Таким образом, видно, что разработанная нами система экологического образования детей
в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективна. Ну а самое главное в
экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать,
пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.