Напоминание

Сказкотерапия как средство развития речи и творчества детей дошкольного возраста.


Автор: Бондарь Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС № 459 Г. ЧЕЛЯБИНСКА"
Населённый пункт: Chelyabinsk
Наименование материала: статья
Тема: Сказкотерапия как средство развития речи и творчества детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сказкотерапия

как средство развития речи и творчества детей дошкольного возраста.

Бондарь Г.Н.

МБДОУ «Детский сад № 459г. Челябинска»

«Сказки живут среди нас,

надо только разглядеть,

где и когда они начинаются.»

Аннотация:

в статье отображены метод сказкотерапия,

которая позволяет

разговаривать с ребенком на одном языке, дает общую систему символов. Иногда очень многое

можно понять, просто спросив ребенка, какая у него любимая сказка.

Ключевые

слова:

сказкотерапия,

сказка,

песочная

терапия,

речевое

развитие,

активизирует устную речь.

Fairy tale therapy as a means

of developing speech and creativity of preschool children.

Bondar G.N.

MBDOU " Kindergarten No. 459 of Chelyabinsk"

"Fairy tales live among us,

we just need to see

where and when they begin."

Abstract: the article displays the method of fairy tale therapy, which allows you to talk to a child in

the same language, gives a common system of symbols. Sometimes you can understand a lot just by asking

a child what his favorite fairy tale is.

Keywords: fairy tale therapy, fairy tale, sand therapy, speech development, activates oral speech.

И так что такое сказкотерапия — это процесс образования связи между

сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса

сказочных смыслов в реальность.

Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей,

так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим

уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при

коммуникации.

В последнее время мы видим, что с каждым годом речь становиться все хуже и

хуже у детей. Поэтому важно развивать правильную речь. Чем правильнее и богаче

речь у ребенка, тем ему легче высказывать свои мысли, тем шире его возможности в

познании окружающей среды, тем активнее осуществляется его психическое

развитие.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим

условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего

правильного развития ее. Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных

ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно растет мозг ребенка, и

формируются его функции.

Что же может произойти с речью ребенка, если не развивать её?

У ребенка станет замкнутым, неуверенным в себе, агрессивным. В свою

очередь, отклонения в развитии личности ребенка с нарушениями речи в известной

мере усугубляют речевой дефект. Такие дети, как правило, либо стараются меньше

говорить, либо замыкаются совсем.

В результате нарушается одна из основных функций речи — коммуникативная.

У ребенка видны некоторые трудности в установлении контакта с окружающими, они

не стремятся к общению, на вопросы стараются отвечать односложно, избегают

ситуаций, где требуется говорить, в игре используют невербальные средства

коммуникации, сами редко начинают разговор. Ребенок, который, неправильно

выговаривает звуки или заикается, в детском коллективе часто передразнивают, что

создает дополнительные переживания.

Сказкотерапия поможет детям, которые страдают нарушением речи:

Поможет развить дикцию, то есть правильное и чёткое произношение

всех звуков. Без этой составляющей вы будете просто «коверкать» слова.

Научит правильному дыханию. Если вы неправильно дышите во время

разговора, то ваша речь не будет правильно построенной и достаточно убедительной.

Кроме того, длинные предложения автоматически доставят дискомфорт.

Поможет понять содержание (Сказки, рассказа и т.д). Вы должны

изначально определить суть и придерживаться её, чтобы ваша мысль была понятной

и ясной.

Развивает логику. Грамотная речь обязательно должна быть логичной,

чтобы говорящего поняли.

Развивает словарный запас. Если мысль сложная, то донести её с

помощью ограниченного количества понятий вряд ли удастся.

Способы и приемы:

Чтение и последующее обсуждение сказок.

Рассказывание сказки по Картам Проппа. (рис. 1)

Рисование иллюстраций к сказке.( рис. 2)

Рассказывание сказки наоборот. ( рис. 3)

Постановка сказки (рис. 4)

Сказка на песке.

Сочинение сказки.

рис. 1

рис. 2

рис. 3

«Чтение и обсуждение сказок» — это знакомство со сказкой. Некоторые

сказки детям давно уже знакомы («Колобок», «Сестрица Аленушка» и пр.). Однако

гораздо более важная задача — понять сказку! Конечно, дети часто знают свои

любимые сказки буквально наизусть, однако это вовсе не показатель понимания и не

повод для умиления. Механически запомнить сказку дословно гораздо легче, чем

разобраться в ее содержании. Это случается и со взрослыми — часто при чтении у

нас возникает только иллюзия понимания — мы улавливаем внешнюю канву сюжета,

а самое главное — причинно-следственные связи — остаются не понятыми.

«Рассказывание сказки по Картам Проппа» инновационная техника

обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию.

Автор технологии — Я. В. Пропп. Он придумал своеобразный конструктор

сказок из карт-символов, позволяющих ребёнку придумывать множество вариантов

сказок. Использования карт Проппа: развитие умений творческого рассказывания у

детей старшего дошкольного возраста.

«Рисование иллюстраций к сказке» формировать устойчивый интерес к

изобразительной деятельности; учить активно и творчески применять ранее

усвоенные способы изображения в рисовании, используя выразительные средства;

продолжать учить детей сюжетному рисованию: размещать изображения на листе в

соответствии с их реальным расположением, передавать различия в величине

изображаемых предметов.

«Рассказывание сказки наоборот» это новая сказка на старой основе.

Создается она следующим образом: берется до боли знакомая история и в ней

заменяются все герои и почти все понятия на противоположные.

Для того чтобы стало понятнее, вспомним сказку «Спящая красавица».

Впрочем, что я говорю: если менять все на противоположности, то первым делом

следует изменить само название. Решено. Теперь она будет называться «Бодрый

страшилка».

«Постановка сказки» Одним из интереснейших синтезов сказкотерапии

является сказочная песочная терапия. Метод сказочной песочной терапии как один из

вариантов сказкотерапии позволяет эффективно решать, как психологического

развития личности, так и коррекции отдельных поведенческих реакций, может

использован не только психологами, но и педагогами и воспитателями в

образовательных целях. Песочная терапия может быть использована в работе

дефектологов, социальных работников. Сказочная песочная терапия является

универсальным способом психологической работы с клиентами разных возрастных

групп.

Как пишет Сакович Н.А., «в подносе с влажным или сухим песком клиент

располагает миниатюрные объекты и создает картины. Через контакт с песком и

миниатюрами он облекает в физическую форму свои самые глубинные сознательные

и бессознательные мысли и чувства. Песочная терапия, опирающая на активное

воображение и творческую символическую игру, является практическим,

основанным на личном опыте клиента методом, который может выстроить мост

между бессознательным и сознательным, между рациональным и эмоциональным,

между духовным и физическим, между невербальным и вербальным».

Технологии песочной терапии многофункциональны. Они позволяют

психологу одновременно решать задачи диагностики, коррекции, развития и терапии.

Клиент решает задачи самоосознавания, самовыражения, самоактуализации, снятия

напряжения и др.

«Сказка на песке»

Сказочная песочная терапия. Одним из интереснейших

синтезов сказкотерапии является сказочная песочная терапия. Этот метод позволяет

эффективно решать задачи, как психологического развития личности, коррекции

отдельных поведенческих реакций, так и задачи речевого развития дошкольника. В

подносе с влажным или сухим песком ребёнок создаёт картины, развивая мелкую

моторику рук, воображение, творчество, и в то же время снимает напряжение.

«Сочинение сказки» Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по

себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, т.к. при этом терапевт может

наблюдать, что происходит в процессе консультирования с клиентом.

Терапевт и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя

ее всю либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.

Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание

ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые

обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем.

Согласно Л. Дюсс, если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное

окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаком волнения на лице

(покраснение, бледность, потливость, небольшие тики); оказывается, отвечать на

вопросы, у него появляется настойчивое желание опередить события или начать

сказку сначала – все это следует рассматривать как признаки патологической реакции

на тест и, соответственно невротического состояния.

Сказкотерапия

помогает

в реабилитации детей

с нарушением

слуха,

в

частности, при проведении логоритмики после кохлеарной имплантации.

Метод сказкотерапии помогает решать следующие задачи:

-

развитие речи, причём сразу и развитие компонентов речи, и связной речи

(развитие фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, улучшение

речевого дыхания, артикуляции, автоматизации и дифференциации звуков,

словарного запаса, устранение проблем слоговой структуры слова, улучшение

дикции, монологической и диалогической речи);

-

воспитание гуманности, доброты, внимания, выдержки, ответственности

-

развитие мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии;

-

развитие мимики, жестикуляции и движение;

-

развитие мелкой моторики при использовании пальчикового театра,

пластилина, песка, теста.

Несмотря на востребованность данного метода, его нельзя применять при

острых психотических состояниях, высоком риске развития судорожного синдрома,

значительных поражениях головного мозга, декомпенсации соматической патологии.

Сказкотерапией люди занимались всегда. Правда, называли это иначе – устным

народным творчеством (метафорой, притчей, легендой, сказкой). О появлении

бытовых сказок можно выдвинуть такую гипотезу.

Когда с человеком произошла какая-то интересная история, он рассказывает ее

друзьям, приятелям, знакомым. После пятого-шестого рассказа он осознает, что

история постепенно начинает обрастать новыми мелкими подробностями, его

поведение в истории становится более осмысленным и эффективным. Благодаря

неоднократному повторению истории через некоторое время у нее появится

«мораль», резюме. Пройдет еще немного времени, и его история превратится в байку.

Литература

Бесчастная Е. И. Сказкотерапия как метод развития личности и коррекции

поведения социально неблагополучных детей // Воспитание школьников. — 2009. —

№ 9. — С. 50-54.

Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую

сказку. — М.: Ось-89, 2007.

Гнездилов А. В. Пути пилигримов: терапевтические сказки. — СПб.: Речь,

2005. — 223 с.

Кулинцова И. Прогоним детские страхи // Дошкольное воспитание. — 2007. —

№ 4. — С. 24-31.

Купченко В. Е. Тренинг развития эмпатии у подростков средствами

сказкотерапии / В. Е. Купченко, Н. Н. Терехова // Психология и школа. — 2009. —

№ 4. — С. 33-51.

Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович. — СПб.: Речь, 2004.— 224 с.

Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия, а ещё Лунные дорожки, или

приключения принца Эно / Дмитрий Соколов. — [4-е изд., испр. и доп.]. — М.: Изд-

во Ин-та психотерапии, 2005. — 218 с.

Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры. — СПб.: Речь, 2002.



В раздел образования




Яндекс.Метрика