Напоминание

Взаимодействие педагога с родителями в период адаптации детей раннего возраста к ДОО.


Автор: Виктория Владимировна Курочкина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР - детский сад №255" г Саратов
Населённый пункт: САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, САРАТОВ
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие педагога с родителями в период адаптации детей раннего возраста к ДОО.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Взаимодействие педагога с родителями

в период адаптации детей раннего возраста к ДОО.

Автор-составитель:

Курочкина В.В

Понятие и сущность адаптации

В психолого-педагогической науке, принято выделять три фазы адаптационного

процесса: острая, подострая фазы и фаза компенсации.

Острая фаза сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом

состоянии и психическом статусе. Что приводит к регрессу в речевом развитии,

снижению веса, нарушению сна, частым респираторным заболеваниям, снижению

аппетита (длится в среднем один месяц).

Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все

сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне

замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними

возрастными нормами (длится 3-5 месяцев).

Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети

к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

В свою очередь острая фаза имеет три степени адаптации: «легкую», «среднюю» и

«тяжелую».

Легкая степени адаптации

При «легкой степени адаптации» негативное эмоциональное состояние ребенка

продолжается недолго. В первые дни у него ухудшается аппетит и сон, он с нежеланием

играется с другими детьми. Речь затормаживается, но ребенок может выполнять

указания взрослого. Во время дальнейшего привыкания к новым условиям все эти

явления проходят в течение первого месяца пребывания ребенка в детском учреждении.

Заболевание не больше одного раза, продолжительностью не более 10 дней, без

осложнений. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и изменений в

деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.

Легкую адаптацию и адаптацию средней степени можно считать закономерной реакцией

детского организма на измененные условия жизни.

Средняя степень адаптации

При «средней степени адаптации» эмоциональное состояние ребенка

нормализуется более медленно. Сон и аппетит восстанавливаются только через 20-40

дней. Настроение неустойчивое на протяжении месяца, плаксивость каждый день.

Поведенческие реакции восстанавливаются на 30 день пребывания в дошкольном

образовательном учреждении. Отношение к детям, как правило, безразличное, но может

быть и заинтересованным. Речь или не используется, или речевая активность

замедляется. Во время игры ребенок не использует приобретенные навыки, игра

ситуативная. Отношение к взрослым избирательное.

На протяжении первого месяца ребенок болеет, как правило, острыми

респираторными инфекциями. Заболевание продолжается 7-10 дней и завершается без

каких-либо осложнений. Вес не меняется. Появляются признаки невротических реакций:

избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных

обстоятельствах. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, тени под

глазами, пылающие щеки, диатез – на протяжении одной-двух недель.

Тяжелая степень адаптации

При «тяжелой степени адаптации» эмоциональное состояние ребенка

нормализуется довольно медленно. Иногда этот процесс длится несколько месяцев.

Ребенок плохо засыпает, сон короткий, плачет во сне, просыпается со слезами;

значительно снижается аппетит, возможен отказ от еды, невротическое заболевание,

функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта. Не играет с детьми или

проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или

имеет место задержка речевого развития. Игра ситуативная, кратковременная. За этот

период ребенок или болеет еще раз, нередко со значительными осложнениями, или

проявляет стойкие нарушения поведения (пытается спрятаться, куда-нибудь выйти,

сидит и зовет маму и т.п.). У таких детей бурная негативная эмоциональная реакция и

негативное отношение к окружению детского учреждения, которое наблюдается в

первые дни, довольно часто изменяется вялым, равнодушным состоянием.

Тяжелая адаптация свидетельствует о чрезмерности психоэмоциональных нагрузок

на организм ребенка и требует соответствующего внимания как со стороны воспитателей

и родителей ребенка, так и со стороны практического психолога.

Характер и продолжительность адаптационного периода детей раннего возраста, как

показывают педагогические и медицинские исследования, зависит от таких факторов,

как:

возраст ребенка (тяжело адаптируются дети в возрасте 10-11 месяцев до 2 лет;

после 2 лет дети значительно легче);

состояние здоровья и уровень развития ребенка (здоровый, хорошо развитый

ребенок значительно легче переносит трудности адаптации);

индивидуальные особенности ребенка (в значительной степени поведение ребенка

зависит от типа нервной системы);

уровень тренированности адаптационных механизмов (дети, которые до

посещения детского сада неоднократно пребывали в разные условия жизни, легче

привыкают к детскому учреждению);

опыт общения со взрослыми и сверстниками (умение позитивно относится к

требованиям взрослых и адекватно общаться с другими детьми), личностные

особенности родителей.

Характер и продолжительность адаптационного периода детей раннего возраста в

дошкольной образовательной организации зависит от таких факторов как: их опыт

общения со взрослыми и сверстниками, возраст, состояние здоровья и уровень развития,

индивидуальные особенности, уровень тренированности адаптационных механизмов.

Взаимодействие педагогов с родителями

Поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль

в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного

образования, необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг

о друге, их взаимодействие и разработка рекомендаций, которые будут способствовать

успешной адаптации детей раннего возраста в дошкольной образовательной

организации.

Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьями должно

строиться на педагогике сотрудничества воспитателей и родителей, на повышение

профессионального уровня самих воспитателей по поиску новых форм, с учетом

современных требований и ориентацией на семью.

Можно выделить основные функции и компоненты данного взаимодействия.

Сущность взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в период адаптации к

дошкольному образовательному учреждению выражается в выполняемых функциях:

просветительская

обеспечивает субъектов образовательно-воспитательной деятельности новейшей

научной информацией о семье как педагогической системе, средствах, методах,

подходах, формах организации работы в ней

образовательная

способствует формированию необходимых умений и навыков работы с семьей у

педагогов и готовности родителей к роли учителей своих детей, умению организовывать

домашний образовательный процесс и обеспечивать его единство со школьным

воспитательная

способствует повышению воспитательного потенциала родителей, формирует

необходимые личностно-психические и нравственные качества

развивающая

формирует необходимые двигательные умения и навыки, развивает физические качества

и сопряженные с ними двигательные способности

исследовательская

формирует умения диагностировать проблемы семьи, изучать ее воспитательный

потенциал, навыки работы с конкретной проблемой

информационная

обеспечивает постоянный обмен информацией между педагогами и родителями о

ситуации развития ребенка в каждый конкретный момент времени

корректирующая

формирует необходимые знания и умения разработать и осуществить программу

коррекции семейных отношений в сотрудничестве с родителями и детьми (привлекая по

необходимости других специалистов)

прогностическая

формирует способность понять траекторию развития личности ребенка в семье и

спланировать совместно с родителями перспективу этого развития

организационная

проявляется в умении организовать разнообразные формы сотрудничества родителей и

детей с ДОУ в учебное и внеучебное время

координирующая

проявляется в способности привлечь к проблемам семьи разных специалистов

(психологов, социальных педагогов и других) и направить их совместные усилия на

гармонизацию семьи как открытой педагогической системы

Компонентами взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в период

адаптации к дошкольному образовательному учреждению выступают: мотивационно-

ценностный, когнитивный, деятельностно-поведенческий и рефлективный компоненты.

Мотивационно-ценностный компонент

o

родители осознают потребность во взаимодействии с педагогами с целью

реализации образовательной программы дошкольной образовательной

организации, формирования целостной картины мира дошкольников;

o

педагоги осознают необходимость взаимодействия с семьей, потребность в

изменении характера взаимодействия (от субъект-объектного к субъект-

субъектному) и обладают устойчивой потребностью в совершенствовании в сфере

общения с родителями воспитанников.

Когнитивный компонент

o

родители знают психофизиологические особенности детей, знают приемы и

методы взаимодействия с педагогами.

o

педагоги владеют знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах

изучения семьи и образовательных потребностей родителей и умеют

ориентироваться в информации, отбирать из нее необходимое для собственной

работы с родителями, оценивать результативность применяемых родителями

методов воспитания детей в семье и т. д.

Деятельностно-поведенческий компонент

o

родители реализуют методы, приемы воспитания ребёнка, активно

взаимодействуют с педагогами дошкольного учреждения;

o

педагоги учитывают социальный запрос родителей (интересы, образовательные

потребности) при организации общения с ними, умеют планировать предстоящее

общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные

формы организации общения и методы активизации родителей, признают ведущую

роль родителей в воспитании детей и роль педагога как «помощника», стремятся к

активному содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи

в воспитании детей в период их адаптации к дошкольной образовательной

организации.

Рефлексивный компонент

o

родители самостоятельно обдумывают ситуации, конфликты, решают проблемы

родительской поддержки, на себе испытывают правильность своего выбора и

удовлетворены работой педагогов дошкольной образовательной организации.

o

педагоги владеют самодиагностикой процесса организации общения с родителями,

выявления положительных моментов и недостатков, осознают собственные

ошибки и трудности в организации общения с родителями воспитанников,

формируют установки на доверительное безоценочное взаимодействие с ними.

От складывающихся в дошкольном образовательном учреждении профессиональных

и человеческих отношений взрослых: педагогов, специалистов, родителей зависит очень

многое – их отношение самим к себе, друг к другу, к ребенку. Уровень развития

отношений определяется степенью доверия между педагогами и родителями.

Содержание взаимодействия тесно связано с формой взаимодействия. От удачного

выбора формы зависит итог взаимодействия. Важно сочетание коллективных,

групповых, индивидуальных форм взаимодействия.

Оптимизация данного процесса может быть достигнута через: создание общности

интересов, взаимоподдержки в решении проблем воспитания детей и построении

совместной деятельности, направленной на развитие у родителей умений воспитания

детей, проявление уверенности в успешности воспитательной деятельности;

осуществление психолого-педагогического образования родителей посредством

формирования у родителей знаний о воспитании и развитии детей, практических

навыков, индивидуальная адресная помощь в воспитании детей и реализации

педагогического партнёрства, обмена информацией о развитии ребенка, его

особенностях, объединение усилий для развития и воспитания детей, приобщения

родителей к педагогическому процессу, создания условий для творческой

самореализации родителей и детей.

Согласованность действий воспитателей и родителей, сближение подходов в

воспитании детей, индивидуальный подход к каждой семье, активное взаимодействие

является важнейшим условием для успешной адаптации детей к новым условиям.

1.

Содержание взаимодействия педагогов с родителями

Организация взаимодействия воспитателя с семьей в период адаптации детей

раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению имеет свои

особенности, предусматривает наличие ясных целей, содержания, которая реализуется

планово и последовательно с помощью многообразных взаимно связанных форм и

методов, с учетом всего достигнутого ранее, с предвидением предстоящего, с анализом

получаемых результатов.

Целью деятельности педагогов по организации взаимодействия с родителями детей

в период адаптации выступает оказание родителям ребенка раннего возраста психолого-

педагогической помощи, направленной на обеспечение единства семейного и

общественного воспитания, профилактику дезадаптивных проявлений ребенка.

Воспитатель в процессе организации взаимодействия педагогов с родителями в

период адаптации детей раннего возраста должен решать следующие задачи:

выработка единого стиля воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье;

оказание квалифицированной консультации и практической помощи родителям по

проблемам воспитания и развития ребёнка в процессе адаптации и формирования у

ребёнка чувства защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему

миру;

активизация и обогащение воспитательных умений педагогов, родителей,

поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях;

обеспечение включения родителей в содержательную совместную деятельность с

дошкольной образовательной организацией: построении развивающей среды и

реализации воспитательно-образовательного процесса, в осуществлении

хозяйственной деятельности и т.д.

Процесс организации взаимодействия воспитателя с родителями и формирования

сотрудничества педагогов и родителей должен проходить поэтапно и иметь своей

задачей формирование активной педагогической позиции родителей.

1 этап – формирование доверительных отношений между педагогами,

специалистами дошкольной образовательной организации и родителями,

возникновение потребности добиться успеха и повысить уверенность в своих

силах таким образом, чтобы привлечь родителей к процессу воспитания,

заинтересовать их.

2 этап – психолого-педагогическое просвещение родителей и усвоение их знаний и

умений непосредственно в теоретической и практической, определенным образом

организованной деятельности.

Следствием такой организации станет активное участие родителей не только в

воспитании своего ребенка, но и участие в педагогической деятельности самого

дошкольного учреждения. Педагоги и родители должны стать партнерами и дополнять

друг друга, никто не должен доминировать, в отношениях должна быть взаимная

доброжелательность и уважение, партнеры общаются на равных.

Для успешной адаптации детей раннего возраста в дошкольной образовательной

организации старший воспитатель должен организовывать комплексную деятельность

педагогов с родителями, используя все многообразие форм и методов работы.

В настоящее время наиболее укрупненной классификацией является деление форм

взаимодействия воспитателя с семьей на традиционные и нетрадиционные.

Традиционными формами называют такие формы, которые проверены временем и

стандартны для всех дошкольных учреждений не только города, но и страны.

Нетрадиционные формы работы – новые формы работы, которые помогают лучше

оказать помощь семьям в воспитании и обучении ребенка. В новых формах

взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога.

Для результативной организации взаимодействия педагогов с родителями в период

адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению педагогам необходимо

использовать все формы взаимодействия по различным направлениям в соответствии с

ФГОС ДО.

Анализ литературы показал, что при организации взаимодействия педагоги

используют различные формы. Наиболее информативной классификацией форм

взаимодействия педагогов и родителей является классификация по видам деятельности

участников образовательного процесса.

Организационное направление

Организационное направление должно осуществляться с целью ознакомления

родителей с возрастными и психологическими особенностями детей раннего возраста,

особенностями их поведения в период адаптации, формирования у родителей

практических навыков воспитания детей.

Совместная работа воспитателя и родителей детей по реализации образовательной

программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на этапе адаптационного

периода детей, делает родителей действительно равноответственными участниками

образовательного процесса.

При взаимодействии воспитателя с родителями в организационном направлении,

воспитатель может применять следующие формы:

посещение семей воспитанников на дому,

общие и групповые родительские собрания,

консультации,

занятия с участием родителей,

выставки детских работ,

изготовленных вместе с родителями,

совместные экскурсии,

Дни общения

Дни добрых дел

Дни открытых дверей

участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов

совместное создание предметно-развивающей среды

утренние приветствия

беседы с детьми и родителями

тренинги и т.д.

В настоящее время педагогам целесообразно использование родительских

собраний нетрадиционной формы. Поскольку в практике они пользуются особой

популярностью как у педагогов, так и у родителей: «педагогическая лаборатория»,

«читательская конференция», «аукцион», «семинар-практикум», «душевный разговор»,

«мастер-класс», «ток-шоу» и др.

Информационно-аналитическое направление

Информационно-аналитическое направление должно осуществляться с целью

выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической

грамотности в области системы адаптации детей к ДОУ.

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с

родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого

воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых

педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях

родителей в психолого-педагогической информации.

Работа в информационно-аналитическом направлении может осуществляться

посредством: анкетирования, интервьюирования или бесед, тестирования родителей,

проведения социологических срезов, опросов, наблюдения, специальных

диагностических методик, педагогического анализа информации, «почтового ящика» и

др.

Педагог на основании собранных данных о семье, образовательных потребностей

родителей, получив реальную картину, определяет и вырабатывает тактику общения с

каждым родителем и ребёнком для согласования воспитательных воздействий на

ребенка.

С учетом полученных данных информационно-аналитической деятельности

педагог должен составить план деятельности по взаимодействию с родителями.

Наглядно-информационное направление

Наглядно-информационное направление деятельности педагогов должно быть

направлено на решение задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и

методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее

оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания,

объективнее увидеть деятельность педагогов.

При взаимодействии педагогов с родителями в наглядно-информационном

направлении (информационно-ознакомительном, информационно-просветительском)

педагоги могут применять следующие методы:

-родительские уголки, содержащие разнообразную информацию по вопросам

адаптации детей к дошкольной организации,

- нормативные документы

-Дни открытых дверей

-папки-передвижки по темам адаптации детей

-семейный и групповые альбомы

-фотомонтажи и т.д.

Досуговое направление

Досуговое направление деятельности педагогов должно быть направлено на

установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Это

направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное.

Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям

увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть

трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести

опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской

общественностью в целом.

Воспитатель может использовать:

-Дни открытых дверей

-праздники, развлечения, спектакли, концерты, просмотры фильмов

-совместные проекты

-кружки

-семейные конкурсы

- выпуск семейных газет

-выставки семейных коллекций, реликвий

- спортивные досуги, соревнования

-совместные походы, экскурсии

-оформление групп

-благоустройство дошкольного учреждения и территории

-присутствие родителей во время адаптационного периода в группе и т.д.

Литература

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17

октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного

стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс].

Федеральный закон от 29.12.2012 (ред. от 25.12.2018).№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации» [Электронный ресурс].

Агавелян, М. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г.

Чечулина. — М. : ТЦ Сфера, 2009. — 128 с.

Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ / Г. А. Антипова //

Воспитатель ДОУ. — 2011. — № 12. — С. 88—94.

Антипова, Е. В. Модель взаимодействия учреждений образования и семьи в формировании

педагогической культуры родителей / Е. В. Антипова // Вектор науки ТГУ. — 2012. — № 1(8). —С. 34

—37.

Арнаутова Е.П.. Педагог и семья – М : Карапуз, 2002. – 264 с.

Арнаутова, Е. П. Поддержка воспитательных ресурсов семьи — стандарт работы дошкольного

образовательного учреждения / Е. П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. — 2015. — № 1. — С. 4—13.

Бабунова, Е. С. Психология семьи и семейного воспитания : учеб.-метод, комплекс / Е. С. Бабунова. —

Магнитогорск : МаГУ, 2013. — 68 с.

Березина, Т. А. Взаимодействие педагога с родителями как условие успешного социально-

коммуникативного развития дошкольников /Т. А. Березина // Детский сад: теория и практика. — 2016.

— № 8. — С. 104—112.

Виноградова, Н. А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы : метод, пособие / Н.

А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. Н. Родионова. — М. : Айрис-пресс, 2012. — 192 с.

Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей /

Т. Н. Доронова [и др.]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2006. — 191 с.

Григорьева, И. Е. Создание единого образовательного пространства «детский сад — семья» через

формирование активной позиции родителей при реализации социально-коммуникативного компонента /

И. Е. Григорьева // Челябинский гуманитарий. — 2015. — № 1 (30). — С. 62—65.

Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. М. 2002. 120 с.

Зверева О.Л. Формирование готовности педагогов к взаимодействию с родителями. Электронный

ресурс .

Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Серия: Библиотека руководителя

ДОУ М.: Сфера, 2005, 80с..

Плотникова, А.С. Организация взаимодействия с семьей. // Традиции и новации в дошкольном

образовании, 2018. № 3. С. 38-39

Свирская Л. Работа с семьей - необязательные инструкции. Методическое пособие для работников

дошкольных образовательных учреждений. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. — 176 с.

Слепова М.И. Построение взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей,

воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Изучение и образование детей с

различными формами дизонтогенеза. Материалы всероссийской научно- 65 практической конференции

студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей, 2018. С. 142-145

Шевченко О.В. Нетрадиционные формы работы с родителями / О.В. Шевченко, И.А. Рунева

//Дошкольная педагогика – 2014. — № 1(96). – С.54-57.



В раздел образования




Яндекс.Метрика