Автор: Алешина Анастасия Сергеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ОГАОУ "Гимназия №2"
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ЗАНЯТИЯХ МАТЕМАТИКИ
Раздел: среднее образование
Алешина А.С.,
учитель математики
ОГАОУ «Гимназия №2»
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ЗАНЯТИЯХ МАТЕМАТИКИ
Аннотация
В данной статье представлен один из методов преподавании математики. Этот метод
позволяет лучше заинтересованность у обучающихся к изучению этого предмета.
Ключевые слова
Метод преподавания, логическое мышление, математическое воспитание, творческая
деятельность.
В связи с тем, что умственная нагрузка на уроках математики увеличивается, стоит
задуматься над тем, как не потерять интерес и активность у обучающихся к изучению
материала. Поэтому необходимо постоянно быть в поисках новых и эффективных методов
преподавания, для того чтобы стимулировать обучающегося к самостоятельному
приобретению знаний.
Для того, что бы за мотивировать обучающегося к изучению математики необходимо
применять различные методики преподавания, строить правильно и интересно учебный
процесс. Необходимо учесть, что на занятиях должен каждый обучающийся активно
работать. Подростковый возраст, это тот период, где необходимо стремиться раскрыть
притяжение в сторону математики. [1]
Основная цель образовательного учреждения заключается в стимулировании развития
личности обучающегося. Для полноценного развития необходимо учитывать два важных
аспекта.
Во
-
первых,
каждый
обучающийся
расширяет
свои
горизонты
через
усвоение
накопленного человечеством опыта и взаимодействие с соответствующей современной
культурой. Этот процесс основан на учебной деятельности, направленной на освоение
знаний и навыков, необходимых для успешной адаптации в обществе.
Во - вторых, в процессе своего развития каждый обучающийся самостоятельно
раскрывает
свои
способности
через
творческую
деятельность.
В
отличие
от
образовательной, творческая деятельность не направлена на усвоение уже известных
знаний, а способствует проявлению самостоятельности, самореализации и воплощению
новых идей в жизнь.
Занимаясь определенными видами работ, обучающиеся выполняют множество
разнообразных заданий с различными конечными целями. В рамках учебного процесса
они
занимаются решением задач учебно - практического характера, что помогает им
приобрести навыки или усвоить определенные правила. В области творчества они
сталкиваются
с
заданиями
исследовательского
и
творческого
характера,
что
способствует
развитию их личных талантов. Таким образом, учебная деятельность
направлена на
формирование базовых навыков обучения, в то время как творческая
работа направлена на развитие умения находить оригинальные решения, нестандартные
методы для достижения
поставленных
задач
и
новаторские
подходы
к
анализу
предложенных ситуаций.[3]
При
обсуждении
современного
положения
начальной
школы
в
России
важно
отметить,
что основное внимание по - прежнему уделяется учебному процессу. На
уроках по
русскому языку и математике ученики проводят большую часть времени,
решая типовые учебные задачи. Цель этих задач заключается в том, чтобы с каждым
новым
упражнением
похожего типа у детей постепенно формировался навык
исследовательской работы,
который в конечном итоге становится автоматическим. Это
происходит потому, что у детей
формируется умение решать задачи определенного
типа. Если же при решении каждой
новой задачи дети снова начинают искать способ ее
решения, это означает, что они плохо освоили материал, лежащий в основе решения
задач данного типа.
Современное
состояние
начальной
школы
оставляет
желать
лучшего.
Основной
акцент
делается
на
запоминание
фактов
и
навыков,
что
ограничивает
развитие
интеллекта
детей,
особенно их творческого мышления. В результате такой образ
обучения дети привыкают к задачам, где всегда есть один верный ответ, что затрудняет им
жизнь, когда сталкиваются с
ситуациями без четкого решения или с несколькими
возможными вариантами. Кроме того,
они привыкают к решению задач по шаблону, что
мешает им самостоятельно мыслить и искать новые подходы.
С другой стороны, постоянное решение стандартных задач может сокращать
разнообразие личности ребенка, включая его отношение к самому себе. Постепенно дети
начинают оценивать себя и свои способности исключительно на основе успешного или
неудачного выполнения типовых задач, которые требуют знания определенных правил и
усвоения конкретных сведений. Чаще всего это приводит к тому, что высокая самооценка
у
обучающихся
зависит
не
от
проявления
своей
индивидуальности
или
сообразительности, а от усердия и тщательности в усвоении правил и знаний.
Академические достижения часто играют ключевую, иногда даже определяющую роль
в
отношениях среди школьников, что не редко поддерживается и учителями. Ученики,
показывающие высокие результаты в учебе, зачастую пользуются большим уважением
сверстников по сравнению с теми, кто учится неравномерно и проявляет равнодушие к
занятиям, чувствуя скуку в школьных стенах. Такое положение вещей может негативно отразиться на становлении
личности детей.[6]
Однако в современной школе всё же присутствуют задачи, требующие поискового
подхода. Например, в
учебниках по математике можно встретить нестандартные задачи,
решение которых требует от учеников умственного
напряжения и творческого мышления.
Однако не все ученики способны успешно справиться с такими задачами, а
также их
решение не всегда обязательно для усвоения материала.[4]
В настоящее время созданы благоприятные условия для изменения акцентов в процессе усвоения знаний, развития
навыков и поисковой деятельности учащихся в школе. Полезно
время от времени предлагать нетиповые, творческие
задачи на уроках, не связанные с
учебным материалом. Это требование особенно важно, поскольку таким образом
ученик,
не справившийся с каким - то учебным материалом и испытывающий трудности с
типовыми задачами,
сможет почувствовать успех и уверенность в своих способностях, так как решение нетрадиционных задач требует
поисковой активности и сообразительности.
Список используемой литературы:
1.
Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей. М: Новая школа,1996.
2.
Коваленко В.Г., Дидактические игры на уроках математики. М,:Просвещение,1990.
3.
Гайштут А.Г. Развивающие задачи. Киев: Творческое объединение,2001.
4.
Шнейдерман М.В., Метод конструирования логических задач. Математика в школе
- 1998 - №3 с.23.
5.
Петрушинский В.В. Игры - обучение, тренинг, досуг. М.:новая школа,1999.
6.
Окунев А.А. О развитии творческих способностей учащихся: Кн. Для учителя: Из
опыта работы. – М.:
Просвещение, 1988.