Напоминание

Обыкновенные дроби


Автор: Алешина Анастасия Сергеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ОГАОУ "Гимназия №2"
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Обыкновенные дроби
Раздел: среднее образование





Назад




Открытый урок

по математике в 5 классе

Тема: Обыкновенные дроби.

Алешина Анастасия Сергеевна

ОГАОУ «Гимназия №2»

1

Тип урока: урок-игра.

Класс: 5 класс.

Цели урока:

1)

повторить и закрепить действия сложения и вычитания с обыкновенными дробями;

2)

уметь выделять целую часть из неправильной дроби, представлять смешанные числа в

виде неправильных дробей.

Оборудование:

1)

интерактивная доска

Ход урока:

Урок начинается с песни «Чему учат в школе».

Объявление темы, цели урока. Внимание учащихся на высказывание Цицерона,

записанное на доске:

Без знания дробей никто не может

признаваться знающим математику!

I.

Игра «Кто скорее, кто вернее» (устный счет). Слайд 4

Правило игры: класс делится на 2 команды (по рядам), отвечает тот ученик – член

команды, который первым поднимет руку. При правильном ответе принесет команде

очко.

1)

сравнить: Слайд 5

и

1 и

и

и 1

и

0 и

и

и

.

2)

назвать дроби в порядке возрастания: Слайд 6

,

Какая дробь наименьшая? Как называются эти дроби?

3)

выделить целую часть из неправильной дроби: Слайд 7

4)

представить дробные числа в виде неправильных дробей: Слайд 8

II.

История возникновения дробей (небольшие сообщения 4-х учащихся от каждой

команды по темам «Дроби в Древнем Риме», «Дроби в Древней Греции», «Дроби на

Руси», «Дроби в Древнем Египте»).

III.

Игра «Ромашка» на повторение теоретического материала. Слайд 9

Правило игры:

на лепестках ромашки написаны задания-вопросы. Нужно открыть

лепесток, прочитать задание и ответить на него. Правильный ответ – очко команде.

Вопросы на лепестках:

1.

Что показывают знаменатель и числитель дроби?

2.

Какая дробь равна единице?

3.

Какая дробь называется правильной?

4.

Как выделить целую часть из неправильной дроби?

5.

Какая их двух дробей с равными знаменателями меньше?

6.

Какая дробь называется неправильной?

7.

Какая из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше?

8.

Сравни с единицей правильную дробь?

9.

Как из одной дроби вычесть другую, если знаменатели одинаковые?

10. Какая дробь больше единицы?

11. Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями?

2

IV.

Игра «Лучший счетчик».

Правило игры: дома каждый ученик должен подобрать по данной теме 3-4 примера для

устного счета. В каждой команде выбирается «счетчик», который будет защищать честь

команды. Примеры предлагают «счетчику» члены других команд до тех пор, пока он не

собьется. Затем его сменяет другой «счетчик». Побеждает команда, в которой «счетчик»

решил наибольшее количество примеров верно.

V.

Стихотворение «Три десятых», автор В.Лифшиц (читают участники от каждой

команды). Это стихотворение раскрывает для чего надо учить эту тему, к чему может

привести незнание дробей.

Это кто из портфеля швыряет в досаде

Ненавистный задачник, пенал и тетради

И сует свой дневник, не краснея при этом,

Под дубовый буфет, чтоб лежал под буфетом?..

Познакомьтесь, пожалуйста: Костя Жигалин.

Жертва вечных придирок, –

Он снова провален и шипит,

На растрепанный глядя задачник:

– Просто мне не везет! Просто я неудачник!..

В чем причина обиды его и досады?

Что ответ не сошелся лишь на три десятых!

И к нему, безусловно, придирается строгая Марья Петровна.

Три десятых... Скажи про такую ошибку

И пожалуй, на лицах увидишь улыбку.

Три десятых...

И все же об этой ошибке я прошу вас послушать меня без улыбки...

Если б, строя ваш дом, тот, в котором живете,

Архитектор немножко ошибся в расчете,–

Что б случилось, ты знаешь ли, Костя Жигалин?

Этот дом превратился бы в груду развалин!

Ты вступаешь на мост. Он надежен и прочен.

А не будь инженер в чертежах своих точен,

Ты бы, Костя, свалившись в холодную реку,

Не сказал бы спасибо тому человеку!

Вот турбина. В ней вал токарями расточен.

Если б токарь в работе не очень был точен,

Совершилось бы, Костя, большое несчастье:

Разнесло бы турбину на мелкие части!

Три десятых – И стены возводятся косо.

Три десятых – И рухнут вагоны с откоса.

Ошибись только на три десятых

Аптека, – станет ядом лекарство, убьет человека!

Мы громили и гнали фашистскую банду.

Твой отец подавал батарее команду.

Ошибись он при этом хоть на три десятых, –

Не настигли б снаряды фашистов проклятых.

Ты подумай об этом, мой друг, хладнокровно,

И скажи – Не права ль была Марья Петровна?

Если честно подумаешь, Костя, об этом,

3

То недолго лежать дневнику под буфетом!

4

VI.

Игра «Солнышко» – решить примеры. Слайд 12

Правило игры

:

на лучах солнышка записаны числа, которые надо сложить или вычесть с

числом, записанным на солнышке. Правильный ответ – очко команде.

VII.

Диктант с последующей проверкой. Слайд 13

VIII.

Подведение итогов урока.

IX.

Домашнее задание: повторить изученный материал по теме «Дроби».

17

2

1

17

3

2

17

2

17

15

4

17

6

8

17

16

3

5

1

Наряду с необходимостью считать предметы у людей с древних времен появилась

потребность измерять длину, площадь, объем, время и другие величины. Результат

измерения не всегда удается выразить натуральным числом. Приходится учитывать и

части употребляемой меры. Так возникли дроби.

Дроби в Древнем Египте

Первая дробь, с которой познакомились люди, была, наверное, половина. За ней

последовали

…, затем

… и т.д., т.е. единичные или основные дроби. У них

числитель всегда единица. Египтяне выражали любую дробь в виде суммы только

основных дробей. Если, например, в результате измерения получалось дробное число

,

то для египтян оно представлялось в виде суммы единичных дробей:

Египтяне писали на папирусах, т.е. на свитках, изготовленных из стебля крупных

тропических растений – папирус. В папирусе Ахмеса имеются таблицы для представления

некоторых дробей в виде суммы единичных дробей.

Дроби в Древнем Риме

У древних римлян асс служил основной единицей измерения массы, а также

денежной единицей. Если асс делить на 12 равных частей, то получается унций. Со

временем унции стали применяться для измерения любых величин. Так возникли римские

двенадцатеричные дроби, т.е. дроби, у которых знаменателем всегда было число 12.

Вместо

римляне говорили «одна унция»,

«пять

унций»

и

т.д.

Три

унции

назывались четвертью, четыре унции – третью, шесть унций – половиной.

Дроби в Древней Греции

В Греции употреблялись наряду с единичными, «египетскими» дробями и общие

обыкновенные дроби. Среди разных записей употреблялась и такая: сверху знаменатель,

под ним – числитель дроби. Например,

означало три пятых.

Еще за 2-3 столетия до Евклида и Архимеда греки свободно владели

арифметическими действиями с дробями.

Дроби на Руси

Дроби в Древней Руси называли долями, позднее «ломаными числами». В старых

руководствах находили следующие названия дробей на Руси:

– половина, полтина,

– треть,

– четь,

– полтреть,

– полчеть,

– полполтреть,

– полполчеть,

– полполполтреть (малая треть),

– полполполчеть (малая четь),

– пятина,

– седьмина,

– десятина.



В раздел образования




Яндекс.Метрика