Автор: Канзафарова Рима Шакировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ № 36 г. Салавата
Населённый пункт: город Салават
Наименование материала: статья
Тема: "Признаки психоэмоционального напряжения у детей"
Раздел: дошкольное образование
«Признаки психоэмоционального напряжения у детей»
Подготовила: педагог-психолог
Канзафарова Р.Ш. г. Салават
Нервно психическое здоровье — это один из критериев здоровья в целом. От
нашей непростой жизни страдают в первую очередь наши дети. Многие родители
загружены работой — вследствие этого дети часто остаются без внимания. Они
испытывают
дефицит
общения
с
близкими
людьми,
переживают
постоянные
стрессы, потому что не удовлетворяются их базовые потребности — в родительской
любви,
ласке,
защищенности.
В
результате
этого
нарастает
напряженность,
появляются агрессивность и озлобленность — сначала на родителей, потом на всех
окружающих.
В
дошкольном
детстве
закладывается
фундамент
психического
и
физического
здоровья
ребенка,
происходят
его
интенсивный
рост
и
развитие,
формируются
основные
движения,
осанка,
а
также
необходимые
навыки
и
привычки,
приобретаются
базовые
физические
качества,
вырабатываются
черты
характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Поэтому на ранних
стадиях развития личности необходимо обучать ребенка цивилизованным способам
выхода негативных эмоций и саморегуляции поведения, чтобы к 5—6 годам у
ребенка сформировалась правильная социальная ориентация, развилась способность
к адаптации и саморегуляции.
На протяжении дошкольного возраста увеличивается рост количества детских
заболеваний, который связан не только с социально-экологической обстановкой, но и
с самим образом жизни семьи ребенка. Он обусловлен характером двигательного
режима, частыми стрессами, психоэмоциональным напряжением из-за семейных
конфликтов
и
ссор.
Дети
могут
оказаться
в
состоянии
психоэмоционального
напряжения
из-за
физической
неподготовленности
к
предлагаемым
учебным
нагрузкам, завышенных ожиданий со стороны родителей, отрицательной оценки
педагога, которая может быть невольно выражена им в неконтролируемой реплике
или неосознанном взгляде. Передается и состояние нервного напряжения родителей,
вольно или невольно втягивающих детей в круг своих забот, которые дошкольникам
пока еще не по силам. К тому же некоторые родители, забывая, что возможности
ребенка не беспредельны, занимаются с ним по учебной программе еще и дома,
создавая ему дополнительные психологические проблемы. Нерациональное питание,
плохо
организованный
сон,
дефицит
свободы
движений,
реакция
организма
на
погоду,
неразрешенность
детских
проблем
также
могут
стать
источниками
психоэмоционального напряжения.
Исследователи
отмечают
целый ряд
признаков,
указывающих
на
то,
что
ребенок находится в стрессовом состоянии.
1. Плохой сон. Ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит.
2. Усталость ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень
легко.
3. Малыш становится беспричинно обидчив, часто плачет по ничтожному поводу
или, наоборот, становится слишком агрессивным.
4. Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах,
беспокойная
непоседливость
также
говорят
о
дискомфортном
психологическом
состоянии.
Ребенок
в
таком
состоянии
чаще
ищет
одобрения
и
поддержки
у
взрослых, жмется к ним.
5. Состояние психологического стресса может проявляться в ненаблюдаемом
ранее кривлянии и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Ребенок
перестает участвовать в играх сверстников, в то же время у него наблюдаются
трудности в соблюдении дисциплины. Случается, что ребенок постоянно что-либо
жует или сосет, чего раньше за ним не замечалось. Иногда у него отмечается стойкая
потеря аппетита.
6. Признаками стрессового состояния ребенка являются также не имевшие места
ранее
дрожание
рук,
качание
головой,
передергивание
плеч,
игра
с
половыми
органами, ночное и даже дневное недержание мочи.
7.
Некоторые
дети
в
состоянии
длительного
стресса
начинают
терять
вес,
выглядят истощенными или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения.
8. Расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания,
потеря
интереса
ко
всему,
что
ранее
вызывало
активность,
также
говорят
о
неблагополучии психоэмоционального состояния.
Все перечисленные признаки могут говорить нам о том, что ребенок находится в
стрессовом
состоянии,
только
в
том
случае,
если
они
ранее
не
наблюдались.
Необходимо отметить, что не все эти признаки могут быть ярко выражены, но
беспокоиться следует даже тогда, когда появились только некоторые из них. К
сожалению,
эти
последствия
стрессов
взрослые
редко
замечают
своевременно:
обычно
они
понимают,
что
с
ребенком
что-то
неладно,
когда
разворачиваются
множественные реакции.
Существует множество рекомендаций по снятию стрессовых состояний. Наукой
доказана взаимообусловленность физического здоровья и психического состояния
человека.
На
любое
событие
душа
и
тело
отзываются
вместе.
Психическое
напряжение
вызывает
мышечный
тонус.
Расслабление
мышц
снижает
эмоциональное напряжение и приводит к успокоению, восстановлению учащенного
дыхания.
Основными способами снятия невротических состояний психоэмоционального
напряжения,
снижения
агрессивности,
гиперактивности,
тревожно сти,
являются упражнения на релаксацию (расслабление). Они выполняются буквально
за пять минут, но приносят состояние спокойствия, уверенности в себе, снимают
физическое
и
нервно-психическое
напряжение
у
детей.
Такие
небольшие
упражнения дают возможность возбужденным детям отдохнуть, сосредоточиться на
занятиях
или
же
снять
ощущение
усталости
после
интеллектуальных
занятий.
Релаксационные
упражнения
можно
проводить
как
индивидуально,
так
и
коллективно, с музыкальным сопровождением или без него.
Ниже
приведены
лишь
несколько релаксационных
упражнений из
большого
количества тех, что собраны из различных источников. Поиграйте с детьми.
«Котята».
Представьте
себе:
вы
—
веселые,
озорные
котята.
Котята
ходят,
выгибают
спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали, начали зевать, они ложатся на
коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они
спокойно дышат.
«Холодно — жарко»
Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Всем стало
холодно. Вы замерзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам — греетесь.
Согрелись, расслабились... Но вот снова подул холодный ветер...
«Штанга»
Вы — штангисты. Перед вами лежит очень тяжелая штанга. Вы поднимаете ее,
вам тяжело, ох, как тяжело... Но вот вес взят — вы подняли штангу.. А сейчас
бросаем
штангу
наклоняемся.
Руки
устали...
потрясли
руками...
расслабились...
отдыхаем...
«Сорви яблоко»
Представьте себе, что перед вами растет большая яблоня с чудесными большими
яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается.
Потянитесь как можно выше, на цыпочки, и сделайте резкий вдох. Теперь можете
сорвать яблоко. Нагнитесь и положите яблоки в корзинку медленно выдохните и
расслабьтесь, встряхните руками, потрясите ладошками.