Автор: Черникова Маргарита Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №45
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: выступление на педагогическом совете
Тема: «Роль развития памяти при подготовке детей к школе»
Раздел: дошкольное образование
«Роль развития памяти при подготовке детей к школе»
(выступление на педагогическом совете)
Подготовила: Черникова М.Ю. – воспитатель
МБДОУ д\с №45 г. Ставрополь
Необходимым
условием
психологической
готовности
ребенка
старшего дошкольного возраста к обучению в школе является определенный
уровень его умственной зрелости. У старшего дошкольника должны быть
сформированы многие психические познавательные процесса, в том числе и
память.
Дошкольный возраст – это время, когда активно развиваются все
познавательные процессы. Каждый день малыш узнает что-то новое и
важное, поэтому необходимо уделять достаточно внимания развитию его
памяти. С помощью простых игр и упражнений Вы сможете научить малыша
легко запоминать и воспроизводить информацию.
Память – это сложный психический процесс. В зависимости от того,
какого рода информацию необходимо запомнить, каким образом это
происходит, какое время информация хранится в памяти, различают
различные виды памяти.
Ребенок должен владеть самыми простыми приемами запоминания
материала: с помощью создания образов, о которых идет речь; группировки
материала по смысловым частям; выделение главных и второстепенных
деталей и т.д. В возрасте 6 - 7 лет дети овладевают и другими приемами,
которые подготавливают переход к более высоким формам запоминания: это
попытка образовать внутренние связи между словами.
Большое значение имеет и скорость запоминания ребенком материала.
Чем быстрее ребенок будет запоминать предлагаемый педагогом материал,
тем выше будет его уровень развития памяти и уровень психического
развития
необходимого
для
высокой
психологической
готовности
к
обучению в школе.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка начинает формироваться
произвольная память. С развитием способности к самоконтролю малыш
учится самостоятельно запоминать информацию, которая может ему
пригодиться. Однако для этого необходима мотивация, то есть ребенок
должен понимать, зачем ему нужно что-то запоминать. Произвольная память
развивается активнее, если побуждать малыша воспроизводить накопленный
опыт: спрашивайте у ребенка, что происходило в течение дня, просите его
рассказывать сказки по картинкам и так далее.
Память ребенка на протяжении всего дошкольного возраста постоянно
совершенствуется.
Первоначально
непроизвольное
и
механическое
запоминание постепенно становится осознанным процессом, увеличивается
объем памяти. Задача взрослого – в игровой форме помочь малышу
максимально раскрыть свои способности. Используя различные игры, Вы
сможете развить у ребенка слуховую, зрительную, тактильную и моторную
память. Но не стоит забывать, что детство – это беззаботная счастливая пора,
и перегружать ребенка постоянными упражнениями не нужно.
Правильное питание;
Прогулки на свежем воздухе;
Физическая активность;
Соблюдение режима дня;
Здоровый сон.
Эти факторы благотворно влияют не только на развитие памяти детей
дошкольного возраста, но и на их познавательные способности в целом.
Литература:
1. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Создание предметноразвивающей
среды в условиях детского сада: учебное пособие. М. : Перспектива, 2011. 97
с.
2. Волкова М. В. Как формировать готовность к школьному обучению
детей дошкольного возраста // В сборнике: Педагогика и психология как
ресурс развития современного общества. Фолио, 2016. №7. С. 23.
3. Гуткина
Н.
И.
Психологическая
готовность
к
школе.
М.
:
КомплексЦентр, 2015. 176 с.
4. Зверева М. В. О дидактических играх и их пользе // Новые
исследования в педагогических науках. М. : Просвещение. 2007. №1. С. 32.
5. Лисина М. И. Как поднять мотивацию ребенка к предстоящему
обучению // Дошкольное образование. М. : 2015. С.17.
6. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда. Ее особенности и
способы создания. М. : Пресс, 2011. 121 с.
7. Полонский В. М. Психические процессы необходимые для подготовки
к школе. М. : Высш. шк. 2014. 52 с.