Напоминание

"Применение инновационных технологий в сфере музыкального образования"


Автор: Шостак Сергей Николаевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Музыкальная школа № 2 г. Донецка"
Населённый пункт: г. Донецк, ДНР
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Применение инновационных технологий в сфере музыкального образования"
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

Методические рекомендации по применению инновационных технологий в

процессе обучения современного юного музыканта

Шостак Сергей Николаевич,

МБУ ДО «Музыкальная школа №2 г. Донецка»

преподаватель по классу баяна

Сегодня

с

уверенностью

можно

сказать,

что

в

нашу

жизнь

прочно

вошли

компьютерные

технологии,

и

это

касается

буквально

любой

сферы

человеческой

деятельности.

Хорошо

это

или

наоборот

– отдельный

вопрос.

Сегодня

хотелось

бы

поговорить о том, какое применение электронные технологии находят в музыкальной

практике, и какую пользу для себя и своих учеников мы, педагоги-музыканты, можем

извлечь.

Как известно, воспитание музыканта – процесс комплексный, в основе которого

лежит

передача

знаний

и

умений

непосредственно

от

педагога

к

ученику.

Однако

современная эпидемиологическая ситуация и многие другие ситуации диктуют нам новые

условия учебного процесса, необходимость освоения новых форм занятий, а именно –

дистанционного обучения. В этой связи вполне очевидно, что многие педагоги задаются

вопросами: 1) как сберечь контингент своего класса; 2) из этого вытекает вопрос о том, как

построить учебный процесс, чтобы не утратить интерес детей к занятиям; 3) как сохранить

результативность учебного процесса в таких непростых и для учителя, и для ученика,

условиях. Успешность обучения, как известно, зависит не только от степени одарённости

ученика, но и от эффективности применяемых методов обучения.

Моя личная практика использования компьютерных технологий, применяемых в

музыкальной сфере, насчитывает более 18 лет. Возможно, это немного, но достаточно для

того, чтобы иметь возможность говорить о плюсах и минусах. Сюда включается работа в

нотных редакторах,

применение программ

для редакции фонограмм,

видео и

аудио-

роликов (которые позволяют изменять тональность, темп, обрезать и склеивать фрагменты

и прочее).

1.

Платформы для общения. В условиях, когда ученик и учитель не находятся в

непосредственной близости, как это происходит в рамках очного урока, мы применяем

коммуникативные электронные платформы – такие, как Skype, Viber, Whats App, Telegram,

Zoom, Jazz и т.д. Однако, проводя удалённые уроки, все мы сталкивались с расхождением

звука по времени. Т.е. мы понимаем, что издавать звуки двум абонентам одновременно

неприемлемо. Учитель не может, как на обычном уроке, подсчитать вслух или простучать

ритм параллельно с игрой ученика (т.к. сразу же возникают помехи). Поэтому мне пришла

идея

использовать

в

процессе

музыкального

обучения

специальные

электронные

программы.

2.

Итак, – нотные редакторы. На сегодняшний день музыканты имеют большой

выбор в этой области - TuxGuitar, Power Tab

(редакторы табулатур),

Guitar Pro, Overture и

многие другие. Однако, наиболее универсальными и наиболее востребованными, не только

по мнению докладчика, являются две мировые профессиональные программы – Finale и

Sibelius. Обладая богатой библиотекой звуков и широкими техническими возможностями,

эти музыкальные программы позволяют записывать вполне качественные фонограммы. И

тем более аудиофайлы, которые применимы в учебном процессе как образец, своего рода

эталон, на который нужно ориентироваться ученику. Так, имея набранный в нотном

редакторе (в Sibelius, к примеру) текст музыкального произведения, которое разучивается,

мы имеем возможность преобразовать его в миди-файл, и при желании, сконвертировать

его в наиболее универсальный формат МР3. Это будет наш тренировочный аудио-ролик

для ученика. Главное условие - грамотно набранный нотный текст. Что подразумевается?

1)

Основной

темп должен быть обозначен названием

Allegro,

moderato

и т. д. 2)

Обязательно должна быть выставлена метроритмическая единица с обозначением времени

её звучания. Например, ♪ = 60. В таком виде программа будет правильно «считывать»

информацию, и аудио-ролик будет звучать в нужном нам темпе. Иначе программа «не

2

понимает», и запись будет звучать не в том темпе, в котором нужно вам. 3) Все отклонения

от основного темпа (accelerando, ritenuto и т.д.) должны быть правильно выписаны, т.е.

«привязаны» к той ноте, от которой они начинаются и заканчиваются. Выделяется нота,

потом проставляется необходимый нюанс. Только в этом случае программа правильно

«прочитает»

все

обозначения.

В

качестве

примера

предлагаю

послушать

фрагмент

«Лунного вальса» 001 Исаака Дунаевского - моей аранжировка для двух фортепиано

сделанной по просьбе коллег-пианистов. (слушаем аудиофайл). Как мы можем убедиться,

все отклонения от основного темпа «считались» программой очень точно, что производило

впечатление «живого» исполнения, лишённого «механичной» ритмичности. Необходимо

так же сказать, что некоторые обозначения нотный редактор «не понимает» - например,

simile или «ped» не будет прочитано – так устроена программа. Как вы понимаете, для

правильного распознавания программой динамические оттенки также «привязываются» к

определённой ноте. Работая в нотном редакторе, мы имеем возможность, созданный нами

аудио-ролик

задать

в

различных

темпах

на

разных

этапах

освоения

учеником

музыкального материала. В приоритете принцип – от простого – к сложному, от медленных

темпов к более быстрым. Вполне вероятно, могут быть возражения – ведь у нас есть

средство попроще – метроном. Однако, дети не всегда могут ритмично играть под заданный

метроном, если параллельно не звучит мелодия. Т.е. метроном отбивает ритм сам по себе,

ученик играет сам по себе. Поэтому целесообразнее применить вариант аудио-ролика.

Когда мы имеем дело с изучением оркестровых партий – нам на помощь приходит также

нотный редактор. Мы можем «прописать» в аудио-ролик нужную оркестровую партию в

сочетании с различными группами или отдельными партиями оркестра. Например, партия

1-го баяна с балалайкой- контрабас, или партия 1-го баяна + к-бас + аккомпанирующая

группа балалаек. Партия 1 и 2 домры; партии группы баянов вместе и так далее. Предлагаю

послушать пример такой работы ученика под записанный в Sibelius аудиофайл: Вадим

Биберган «Чонгури» 002 (партия). 003. 004 (фрагменты). Варианты могут быть самые

различные. Для экономии времени миди – файл можно «укоротить», выбрав для работы

определённый фрагмент. Начать, к примеру, за два такта до вступления определённого

инструмента (для того, чтобы дать возможность ученику потренироваться вступать в

нужном месте). Или выбрать фрагмент технически сложного места и так далее. Пример:

005. (слушаем

видеофайл примера работы

ученика).

Не всё получилось у ребенка

качественно, но после небольшой работы будет уже лучший результат. Пример 006. Таким

образом, мы изготавливаем своего рода «тренажёр» для ученика. Конечно, о музыкальных

тонкостях на данном этапе освоения музыкального материала речь не идёт, однако, выучить

нотный текст с правильным ритмом и верными нотами вполне доступно. Когда выучена в

достаточной степени отдельная оркестровая партия, можно предложить ученику поиграть

под аудио-ролик, в котором звучит вся оркестровая фактура. Пример: 007. Затем можно

«убрать» из общей фактуры в партитуре ту партию, которую будет играть ученик, чтобы

усложнить задачу для него. Для него это будет ощущение – что он играет как солист в

сопровождении оркестра. Проверено на практике – ученика это вдохновляет и придаёт

стимул занятиям.

3.

В

реалиях

дистанционного

обучения

педагоги

столкнулись

с

необходимостью иметь в наличии записи аккомпанементов для проигрывания учеником в

домашних

условиях.

С

подобной

проблемой

мы

столкнулись

и,

посещая

общеобразовательные школы и различные организации с агитационными и тематическими

концертами. Как правило, имеющиеся там фортепиано находятся не в самом лучшем

состоянии, не говоря о качестве строя. Бывает, наши ученики выступают в аудиториях, в

которых нет фортепиано. И для того, чтобы зритель услышал музыкальное произведение

во всей полноте, всю его фактуру, приходится прибегать к компьютерным технологиям,

создавая

аккомпанемент.

Здесь

могут

быть

варианты:

1)

концертмейстер

делает

аудиозапись в «живом» исполнении и сохраняет на каком-либо электронном носителе. 2)

если

потрудиться/потратить

время

на

поиски

в

интернете,

можно

найти

готовую

3

фонограмму (так называемую «минусовку»), в которой отсутствует мелодический голос

(партия солиста), и звучит только партия аккомпанемента. На просторах интернета можно

найти очень удачные варианты, грамотно сделанные, качественно звучащие. Детям очень

нравится играть под такой аккомпанемент. Они чувствуют себя большими артистами.

Пример Сен-Санс «Лебедь» 008 (академичный, классический вариант – аккомпанирует

фортепиано).

Пример

Сен-Санс

«Лебедь»

009

(оркестровый

аккомпанемент,

со

специфическими эффектами и т.д.).

4.

Но бывает так, что найденный материал либо не в той тональности, в которой

нам нужно, либо не подходящем темпе. Хотелось бы ещё предложить несколько программ,

которые

применяю в своей работе.

Возможно, они

станут хорошим подспорьем для

струнников.

Для

корректировки

определённых

параметров

существуют

специальные

программы – аудио конвертеры и видео конвертеры, аудиоредакторы и видеоредакторы.

Они могут быть и как онлайн-платформами, так и скачанными непосредственно на ваш

компьютер/телефон/планшет приложениями или программами. В программе Aiseesoft Total

Video

Converter

можно:

вырезать,

склеить,

сконвертировать

как

видеофайлы,

так

и

аудиофайлы.

Более

профессиональные

программы

-

TimeFactory, Movavi Video Editor,

Sound Forge, VSDC free video editor и другие позволяют

работать

с

файлами

с

большей

точностью

(до

тысячных

долей

единицы

времени).

Разумеется, на освоение этих программ уйдёт какое-то время. Но, во-первых, результат

оправдает затраты. Во-вторых, педагог освоит что-то новое для себя. Сложность такого

подхода к работе в обучении юных музыкантов заключается в следующем: педагог должен

владеть навыками работы в необходимых компьютерных программах. Создание подобных

аудио-роликов занимает определённое время, то есть, педагогу нужно к уроку каждого

отдельного ученика подготовить материал. А это – затрата по времени. И, конечно же,

подобная

практика

возможна

при

работе

с

обучающимися,

которые

уже

имеют

определённый музыкантский опыт. С учениками, которые делают только первые шаги в

музыке – такой процесс весьма проблематичен, но не невозможен.

В заключении, подытоживая вышеизложенный материал, хотелось бы обратить

внимание на следующее. Конечно, без личностного взаимодействия «учитель – ученик»

невозможно полноценное воспитание музыканта-исполнителя. И никакая электроника,

компьютеризация

полноценно

не

заменит

«живой»

звук

инструмента

и

«живое»

человеческое

исполнение,

эмоциональный

человеческий

контакт.

Однако,

имею

все

основания

утверждать,

что

вышеизложенный

опыт

применения

инновационных

компьютерных

технологий

способствует

стимулированию

интереса

обучающихся

к

музыкальным занятиям – дети любят все новое, неизведанное, они быстрее, чем взрослые

адаптируются

в

новых

условиях.

Также

подобный

вид

занятий

воспитывает

самостоятельность и самоконтроль у ученика, способствует развитию слуха, ощущению

метроритма, умению слышать оркестровую фактуру, и как следствие – дает свои плоды в

условиях не только дистанционного обучения, но и в занятиях обычной очной практики.

Умело применяя в своей педагогической практике инновационные технологии, педагог

поднимает свой престиж в глазах ученика. Так как все мы понимаем, что жизнь не стоит на

месте, всё требует обновления, и дети, как никто другой, всегда это приветствуют.



В раздел образования




Яндекс.Метрика