Автор: Валерия Евгеньевна Степаненко
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад Феденька
Населённый пункт: Абакан
Наименование материала: Роль семьи в воспитании любознательности у детей младшего дошкольного возраста
Тема: Сотрудничество семьи и детского сада
Раздел: дошкольное образование
Роль семьи в воспитании любознательности у детей младшего
дошкольного возраста
Семья – первый социальный институт, в котором получает свой
жизненный опыт ребенок. Именно семья удовлетворяет первые базовые
потребности ребенка – в общении, познании и безопасности.
Каждый ребенок любознателен. У детей дошкольного возраста
любознательность проявляется в виде бесконечных вопросов об
окружающем мире, отвечая на которые родители стимулируют
познавательный интерес своего ребенка. У детей младшего школьного
возраста, уже научившихся читать, развивать любознательность следует при
помощи книг. Сказки, стихи, совместное прочтение и обсуждение
произведений школьной программы не только помогут развивать
познавательный интерес ребенка, но и сблизят его с родителями.
Всесторонне развитая личность, вне зависимости от того 5 ей лет или 50, не
может не интересоваться искусством. С дошкольником можно ходить в
музеи и на выставки, смотреть театральные спектакли для маленьких
зрителей. Посещение таких мероприятий прививает любовь к культуре и
искусству, а также развивает творческие интересы ребенка.
Развитие познавательных способностей начинается гораздо раньше,
чем думают некоторые родители: улыбка матери новорожденному ребенку;
уход за ним; ответы на вопросы маленького почемучки; совместное чтение
книг; просмотр развивающих телепередач; даже обычное общение обучают
ребенка. Эти простые занятия рассказывают детям о жизни в семье и
большом мире за ее пределами. Но семейное воспитание не всегда приносит
положительные результаты и благотворно влияет на развитие личности
ребенка. Иногда взаимоотношения с родителями оказываются
травмирующими и по прошествии лет вспоминаются уже взрослым
человеком как некий печальный опыт.
Любознательность и познавательные интересы дошкольника
проявляются в его отношении к окружающему миру. Необходимой
предпосылкой их развития являются ориентировочные реакции, вызываемые
новизной, необычностью предмета, его несоответствием с имеющимися у
ребенка представлениями.
Истоки любознательности и познавательных интересов заложены в
окружающей действительности, но решающим в их формировании является
процесс воспитания и обучения.
Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие ребенка.
Они побуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в
интересующей области. Под влиянием любознательности и познавательных
интересов развиваются и обогащаются нравственные и эстетические чувства
ребенка, а его умственные возможности находят выход в содержательных
видах деятельности. Поскольку познавательный интерес связан с волевыми
усилиями, он становится важным стимулом воспитания таких ценных
качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, стремление к
завершению деятельности.
Устойчивый познавательный интерес — признак готовности ребенка к
школьному обучению. Он является основой всей воспитательной работы с
детьми в период их подготовки к школе. Это особенно важно учитывать в
настоящее время, когда начат переход к обучению в школе детей с 6 лет.
В дошкольных учреждениях создаются условия для формирования у детей
любознательности и познавательных интересов. Однако добиться
эффективных результатов в воспитании у дошкольников этих ценных
качеств личности можно только в тесном сотрудничестве с семьей. Семья
обладает большими возможностями для последовательного развития у
ребенка интереса к познанию. Родители и старшие члены семьи хорошо
знают особенности ребенка, могут воздействовать на его чувства,
закладывают основу положительного отношения к тем или иным сторонам
действительности. Известна подражательность дошкольников, поэтому они
легко «заражаются» теми интересами, которые свойственны родителям. Так,
рассказы членов семьи о своей профессии часто служат причиной для
возникновения у детей интереса к ней, желания продолжить дело старших. В
беседах с детьми воспитатели детских садов слышат такие высказывания:
«Хочу быть врачом, как моя мама», «Буду, как бабушка, учительницей»,
«Пойду на завод, как мой старший брат».
Познавательный интерес и любознательность ребенка особенно отчетливо
проявляются в общении: он делится со взрослыми своими сомнениями,
просит их рассказать, прочитать, объяснить, ответить на возникший вопрос.
Родители должны уметь расположить ребенка к себе, вызвать у него
потребность общаться.
В современных семьях имеются все возможности для организации различных
видов деятельности, в которых реализуются знания, впечатления детей об
интересующем предмете или явлении. Например, у ребенка возник интерес к
птицам. Родители привлекают его к подкормке птиц, обращают внимание на
особенности их внешнего вида, повадок, предлагают рассказать о
результатах наблюдений, нарисовать об этом.
Особое влияние на развитие любознательности и познавательных интересов
оказывает совместная деятельность родителей и детей, организовать которую
по силам каждой семье. В процессе такой деятельности старшие члены семьи
разумно поощряют усилия ребенка, оказывают поддержку и своевременную
помощь при встретившихся трудностях, положительно оценивают
достигнутые результаты. Все это укрепляет познавательные интересы и
любознательность дошкольника.
Учитывая роль семьи в этом вопросе, детский сад осуществляет психолого-
педагогическое просвещение родителей. Оно включает в себя следующие
вопросы: характеристику познавательных интересов детей; особенности их
развития в дошкольном возрасте; условия и методы формирования
любознательности и познавательных интересов в семье и детском саду.
Осуществляется эта работа в детском саду в форме родительского собрания,
консультаций, бесед. Целесообразно провести просмотр родителями в
детском саду какого-либо занятия или игры детей с тем, чтобы на
конкретном примере продемонстрировать методические приемы воспитания
познавательных интересов. Занятие, намеченное для просмотра, может быть
разным по содержанию: конструирование по заданным условиям,
ознакомление с природой с использованием проблемных вопросов и т. д.
Можно организовать в группе выставку детских работ и пригласить на нее
родителей.
Заключение
Семейное воспитание играет очень большую роль в формировании личности
ребенка и его всестороннем развитии. Семья, без сомнения, главенствует в
вопросах воспитания подрастающего поколения, однако и детские сады, и
школы, гимназии также выполняют важные воспитательные функции.