Автор: Барановская Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №68 "Белоснежка"
Населённый пункт: г.Железногорск Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Волшебный язычок"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ № 68 «Белоснежка»
Перспективный план работы с детьми
Тема : Развитие речи детей 3-4 лет «Волшебный язычок»
Разработан воспитателем :
Барановской Еленой Владимировной
1
Цель:
Создать условия для развития артикуляционного аппарата, слухового внимания, связной речи.
Задачи:
Развить речевое дыхание, умение владеть своим голосом, развивать фонематический слух, так как
именно это позволяет ребенку контролировать собственную речь.
Учить строить небольшие рассказы описательного и повествовательного характера, сначала совместно
с воспитателем, а затем и самостоятельно по игрушкам, картинкам.
Учить сравнительному описанию игрушек и предметов, отличающихся деталями внешнего вида,
путем пофразового параллельного высказывания взрослого и ребенка. В совместных со взрослыми
высказываниях обращать внимания на последовательность и характерные слова – связки (Один раз,
Вдруг, А тут, И тогда).
Литература:
1.
«Развитие звуковой культуры речи у дошкольников» О.А. Новиковская «Детство-Пресс», 2002;
2.
«Развивающие игры для детей 2-7 лет» Е.Н. Михина Из-во «Учитель», 2013 г.;
3.
«Развиваем связную речь» Л.Г. Шадрина, Е.П.Фомина «Сфера», 2012;
4.
«Обучающие игры для малышей» И. Сухомлинская, Белгород, 2012.
2
Тема
Совместная
деятельность
Основные педагогические цели
Примечание
СЕНТЯБРЬ:
Развитие
артикуляционного
аппарата
1. Д/И: «Ветерок»
(И.С. стр.43)
2. Д/И «Водяные пузыри»
(М. стр. 41)
3.Д/И «Сказка про
язычок»
(М. стр. 42)
4. Игра «Гол»
-
развить артикуляционную
моторику, упражнять в плавном
продолжительном выдохе.
-
развить артикуляционный
аппарат, познакомить со
свойствами воды.
-
развить артикуляционный
аппарат.
-
развитие плавного длительного
выдоха
Игровой материал: изготовить
5-10 узких полосок, приклеить
на картон.
Игровой материал: соломинка
для коктейля, емкость с водой.
Игровой материал: ворота
(кубики), ватный шарик.
ОКТЯБРЬ:
Развитие
слухового
внимания
1. Д/И «Угадай, что
звучит?»
(И.С. стр. 53)
2. Д/И «Кто
внимательный»
(И.С. стр. 57)
3. Д/И «Какое слово
лишнее»
(И.С. стр. 62)
4. Д/И «Эхо»
-
развитие слухового внимания,
приучать внимательно слушать
окружающие звуки.
-
научить слушать и выполнять
заданные команды.
-
развить слуховое внимание,
научить выделять нужные слоги
из речевого потока.
-
научить слушать окружающие
звуки.
Игровой материал: пузырёк,
ключ, молоточек.
Игровой материал: кукла,
машинка, медведь.
3
НОЯБРЬ:
Развитие силы
голоса и темпа
речи
1. Д/И «Дует ветер»
(И.С. стр.75)
2. Д/И «Песня-песенка»
(И.С. стр. 78)
3. Д/И «Петушки и
цыплята»
(И.С. стр. 80)
4. Д/И «Часы тикают»
(И.С. стр. 86)
-
научить регулировать силу
голоса, темп речи.
-
научить регулировать силу
голоса, упражнять в
звукоподражании.
-
научить регулировать темп речи,
расширять словарный запас
-
упражнять в звукоподражании,
расширять словарный запас,
повторить понятие «большой-
маленький».
Игровой материал: картинки с
изображением качающимися
деревом и травой.
Игровой материал: большая
кукла.
Игровой материал: картинки с
изображением петушка,
курочки, цыпленка.
Игровой материал: настоящие
часы: большие, маленькие.
ДЕКАБРЬ:
Формирование
грамматического
строя речи
1. Д/И «Волшебная
палочка»
(И.С. стр. 107)
2. Д/И «Кто где?»
(И.С.стр. 112)
3. Д/И «Белка и
бельчонок»
4. Д/И «Отремонтируй
телевизор»
-
формировать грамматический
строй речи, научить употреблять
существительные во
множественном и единственном
числе.
-
научить употреблять предлоги.
-
формировать грамматический
строй речи.
-
расширить словарный запас,
научить подбирать слоги по
Игровой материал: палочка.
Игровой материал: игрушки.
Игровой материал: картинки с
изображением животных и их
детёнышей.
Игровой материал:
4
смыслу.
игрушечный поросёнок.
ЯНВАРЬ:
Развитие звуковой
культуры речи
1. Пальчиковая игра
«Ладушки» с заучиванием
патешки
(Н. стр. 16)
2.Упражнение:
произношение звука [Ы],
заучивание потешки.
(Н. cтр. 18)
3. Д/И «Вьюга».
Заучивание стихотворения
4. Упражнение «Пальчики
здороваются» с
произношением слогов
«ВА», «ВО», «ВУ», «ВЫ».
Заучивание скороговорки
(Н. стр. 21)
-
научить детей произносить звук
[А] чётко и громко, развивать
мелкую моторику.
-
научить тянуть звук [Ы],
развивать фонематический слух.
-
развитие выдоха, мелкой
моторики.
-
Тренировать длительность
выдоха, развить мелкую
моторику, память.
Игровой материал: картинки,
мышка, мишка.
ФЕВРАЛЬ:
Развитие звуковой
культуры речи
1. Д/И «Большие ноги»
(Н. стр. 23)
2. Д/И «Доскажи
словечко»
(Н. стр. 24)
3. Упражнение «Пальчики
-
формировать правильное
произношение звука [Т], развить
силу голоса.
-
Формировать правильное
произношение звуков [Т,Д],
фонетического восприятия.
-
научиться правильно
5
здороваются» с
проговариванием слогов.
(Н. стр. 25)
4. Д/И «Подбери рифму»
(Н. стр.27)
проговаривать звук [К], развивать
мелкую моторику
-
формирование фонетического
слуха, развития мышления.
МАРТ:
Развитие
описательной
речи
1. Д/И «Про кого я
говорю?»
(Ш. Стр.10)
2. Д/И «Скажи какой?»
(Ш. Стр. 10)
3. Д/И «Кто больше увидит
и назовет?»
(Ш. Стр. 10)
4. Хороводная игра «Круг»
(Ш. стр. 12)
-
развитие наблюдательности и
умения ориентироваться на
основные признаки объекта.
-
научить детей выделять
основные признаки предметов.
-
научить выделять внешние
признаки
-
научить составлять коллективное
описание игрушки
Игровой материал: коробка с
различными предметами
Игровой материал: кукла
Игровой материал: игрушка
(новая)
АПРЕЛЬ:
Развитие
лексического
словаря
1. Д/И «Кто что умеет
делать?» (Ш. стр. 14)
2.Д/И «Закончи
предложение»
(Ш. стр. 14)
3. Д/И «Кто больше
действий назовёт»
-
научить подбирать глаголы,
обозначающие характерные
действия животных.
-
научить подбирать глаголы,
обозначающие действие.
-
научить подбирать глаголы,
обозначающие действия.
Игровой материал: картинки с
изображением животных
Игровой материал: картинки.
6
(Ш. Стр. 14)
4. Д/И «Где что можно
делать?»
-
активизировать глаголы,
употребляющие в определенной
ситуации
Игровой материал: картинки.
МАЙ:
Развитие
связной
речи
1. Инсценировка сказки
«Теремок»
2. Инсценировка сказки
«Коза с козлятами» (новый
сюжет, вместо волка
приходит зайка).
3. Пересказ сказки «Репка»
(совместный прием)
4. Пересказ сказки
«Зайкина избушка»
-
развитие связной речи,
целостного повествования.
-
научить заканчивать сказку по её
началу.
-
развитие связной речи, памяти,
внимания.
-
Научить детей передавать
реплики героев сказки;
-
развитие речи, мышления
Игровой материал: кукольный
театр
Игровой материал: фигурки
персонажей (резиновые)
Игровой материал:
инсценировка с помощью
кукольного театра
7