Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И САМОРЕГУЛЯЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Автор: Кудлай Надежда Сергеевна
Должность: педагог- психолог
Учебное заведение: МАДОУ №215
Населённый пункт: КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, КЕМЕРОВО
Наименование материала: стать
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И САМОРЕГУЛЯЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И САМОРЕГУЛЯЦИИ У

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Введение

Произвольность и саморегуляция - это важные психологические

качества,

которые

играют

ключевую

роль

в

развитии

личности

ребёнка.

Они

позволяют

детям

управлять

своим

поведением,

эмоциями и действиями, что особенно важно в дошкольном возрасте,

когда происходит активное формирование личности и подготовка к

школе. В

данной статье рассмотрим, что такое произвольность и

саморегуляция, как они развиваются у детей дошкольного возраста и

какие методы способствуют их формированию.

Произвольность и её роль в развитии ребёнка

Произвольность

-

это

способность

сознательно

управлять

своими

действиями,

контролировать

поведение

в

соответствии

с

поставленными задачами и правилами. Она проявляется в умении

ребенка

сосредотачиваться

на

задании,

следовать

инструкциям,

сдерживать импульсы и планировать свои действия. Произвольность

формируется постепенно и зависит от зрелости центральной нервной

системы, опыта взаимодействия с окружающей средой, а также от

педагогического воздействия.

У детей дошкольного возраста произвольность ещё не развита в

полной мере. Младшие дошкольники действуют, главным образом, на

основе своих непосредственных желаний и потребностей. Однако по

мере взросления, через взаимодействие с взрослыми и сверстниками,

дети начинают понимать важность соблюдения правил и осознавать

необходимость контроля своих действий.

Саморегуляция и её значение для дошкольника

Саморегуляция - это более сложный процесс, включающий не

только управление поведением, но и контроль за своими эмоциями и

мыслями. Она включает в себя способность планировать, ставить

цели, оценивать результаты своей деятельности и корректировать её

в зависимости от достигнутых результатов. Саморегуляция важна для

успешной

адаптации

в

коллективе,

освоения

образовательной

программы и развития самостоятельности.

У дошкольников саморегуляция находится на этапе активного

становления. Дети учатся контролировать свои эмоции, понимать их

природу и влияние на поведение. Педагоги и родители играют важную

роль в развитии саморегуляции, создавая условия для проявления

самостоятельности и ответственности у детей.

Факторы,

влияющие

на

развитие

произвольности

и

саморегуляции

Развитие произвольности и саморегуляции у детей дошкольного

возраста зависит от множества факторов:

Возрастные

особенности.

Чем

старше

ребенок,

тем

более

развиты

его

когнитивные

и

эмоциональные

способности,

что

способствует

более

успешному

формированию

произвольности

и

саморегуляции.

Среда воспитания. Взаимодействие с родителями, педагогами и

сверстниками оказывает значительное влияние на развитие данных

качеств.

Важно,

чтобы

взрослые

демонстрировали

детям

модели

произвольного

поведения

и

саморегуляции,

предоставляли

им

возможность

для

самостоятельного принятия

решений

и

решения

задач.

Игра

как

средство

развития.

Игра

-

это

основной

вид

деятельности

дошкольников,

в

ходе

которой

активно

развиваются

произвольность

и

саморегуляция.

Сюжетно-ролевые

игры,

игры

с

правилами, конструкторские и творческие задания способствуют тому,

что дети учатся планировать свои действия, придерживаться правил,

контролировать свои эмоции и поведение.

Педагогическое

сопровождение.

Важным

аспектом

развития

произвольности

и

саморегуляции

является

правильное

педагогическое сопровождение, которое должно быть ориентировано

на поддержку самостоятельности детей, создание условий

для их

активности

и

предоставление

возможностей

для

осознания

собственных действий и их последствий.

Методы формирования произвольности и саморегуляции

Для формирования произвольности и саморегуляции у детей

дошкольного возраста можно использовать следующие методы:

Ролевые игры. В процессе ролевых игр дети учатся соблюдать

правила, проявлять инициативу, принимать на себя различные роли и

контролировать свое поведение в рамках определенного сюжета.

Развивающие

задания.

Задания,

направленные

на

развитие

памяти,

внимания

и

мышления,

помогают

детям

тренировать

способность

к

произвольному

управлению

своими

действиями

и

мыслями.

Обсуждение

и

рефлексия.

Важно

обсуждать

с

детьми

их

поступки,

помогать

им

осознавать

свои

эмоции

и

учиться

контролировать

их.

Рефлексия

помогает

ребенку

лучше

понимать

свои действия и их последствия.

Создание ситуаций выбора. Предоставление детям возможности

выбора способствует развитию самостоятельности и ответственности,

что положительно влияет на их произвольность и саморегуляцию.

Заключение

Формирование

произвольности

и

саморегуляции

у

детей

дошкольного

возраста

-

это

сложный

и

многогранный

процесс,

который требует активного участия взрослых. Педагоги и родители,

создавая благоприятные условия для развития этих качеств, помогают

детям лучше адаптироваться к школьной жизни и подготовиться к

новым

вызовам.

Развитие

произвольности

и

саморегуляции

способствует

становлению

самостоятельной,

ответственной

и

социально адаптированной личности, что является важным условием

успешного развития ребёнка в будущем.



В раздел образования




Яндекс.Метрика