Автор: Аввакумова Марина Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 397"
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: Проект по познавательному развитию
Тема: Педпроект по теме "Художники - иллюстраторы" в рамках проекта по музееведению "Мы входим в мир прекрасного"
Раздел: дошкольное образование
Педпроект по теме:
«Художники –
иллюстраторы» в рамках
проекта по музееведению
«Мы входим в мир
прекрасного»
Г.Казаань
Картинка, особенно для детей младшего возраста, является чрезвычайно важным
педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей
реальной зримости.
Е.А.Флерина
С первым произведением искусства, с которым знакомятся дети – это книга. Все знают,
что дети любят рассматривать картинки, глядя на них, ребенок представляет себе все
происходящее, и
иллюстрация иногда имеет большее значение, чем текст.
Плохо
иллюстрированная детская книга неинтересна для малыша, а потому не читаема.
Книга представляет собой сложный комплекс искусства слова, техники печати и
изображения (иллюстрации). Отечественная иллюстрация к детской книге имеет богатые
традиции. Удивительно, но у детской иллюстрации России (СССР) есть точный год
рождения - 1925 год. В этом году был создан отдел детской литературы в Ленинградском
государственном издательстве (ГИЗе). До этого книги с иллюстрациями специально для
детей не издавались. Многие художники писали картины по мотивам устного народного
творчества: былин, сказок, песенок.
В дошкольных учреждениях детей знакомят с художественной литературой, но мало
внимания обращается на художественную иллюстрацию. Она используется в основном
как дидактический материал.
Иллюстрация
помогает
детям
войти
в
литературный
мир,
почувствовать
его,
познакомиться и подружиться с населяющими его персонажами, полюбить их.
Книжная иллюстрация помогает ребенку в познании мира, освоении нравственных
ценностей, эстетическом развитии, углубляет восприятие литературного произведения. С
иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения. Иллюстрация
способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует его представление о
теме, персонажах, несет в себе высокие художественные образы, дающие ребенку
ценностные ориентиры в понятиях добра и зла, правды и лжи.
Кто они – авторы самых любимых, красивых иллюстраций, которые остались в памяти с
самого детства и нравятся нашим детям?
Несколько поколений художников посвятили этому благородному делу всю жизнь и
создали книги, ставшие своеобразными эталонами. У каждого художника было свое
видение мира, своя художественная манера, одно и то же произведение раскрывалось по-
разному в творчестве каждого мастера. Е.И. Чарушин, Е.М. Рачев, Ю.А.Васнецов, В.Г.
Сутеев и др. иллюстрировали книги, на которых воспитывалось не одно поколение.
Цель проекта: Формирование у детей познавательного интереса к книжной графике
через
ознакомление
с
творчеством
художников
и
организацию
художественно-
продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта:
Расширять детские представления о видах изобразительного искусства (живописи,
графике, скульптуре, архитектуре и дизайне).
Понимать содержание книги и узнавать персонажи, выделять особенности их
внешнего вида, определять их характер, настроение;
Узнавать некоторых художников по манере рисунка, особенностям создания
образа;
Выделять выразительные средства (цвет, композиция, украшения, одежда, поза,
движение, материалы).
Развивать мелкую моторику рук детей.
Обогащать словарный запас детей.
Формировать эстетическое восприятие окружающего мира.
Приобщать к миру искусства.
Вовлекать ребят в художественно-творческую деятельность.
Ресурсы проекта:
Методическая литература.
Детская литература (потешки, стихи, загадки, рассказы).
Иллюстративный материал (репродукции картин художников, альбомы для
детского творчества по различным видам росписи, открытки, фотографии).
Музыкальное сопровождение.
Художественные средства для продуктивной деятельности
Продукт деятельности педагога:
Презентации о художниках детской книги.
Подборка бесед и стихов.
Подбор конспектов НОД.
Музыкальное сопровождение.
Создание условий и благоприятной психологической обстановки для детей.
Художественные средства для продуктивной деятельности.
Результат деятельности педагога:
Систематизация работы по разработанной теме.
Ожидаемые результаты:
Уметь называть вид, жанр искусства.
Узнать некоторых художников-иллюстраторов и название книг.
Знать средства выразительности некоторых авторов.
Знать материалы и оборудование, необходимые для данного вида искусства.
Уметь называть профессии, связанные с искусством.
Уметь действовать сообразно данному виду искусства, знать технические приемы,
умело ими пользоваться в свободной художественной деятельности.
Учить устанавливать связи между видами искусства.
Учить выражать чувства, мысли языком искусства.
Продукты деятельности детей совместно с другими участниками проекта:
Подготовка выставок по различным видам искусства (детские и совместно с
родителями).
Конкурс на лучшую книжку-малышку (детские и совместно с родителями).
Материал:
портреты художников Ю.Васнецова, Е. Чарушина, Е. Рачева, В.Сутеева;
иллюстрации, выполненные Ю.Васнецовом, Е. Чарушиным, Е. Рачевым, В.Сутеевым; Д/и
«Разрезные картинки»; оборудование для рисования кисточкой и красками; Д\и «Сложи
сказку по порядку»; книга с рисунками художников.
Предварительная
работа:
чтение
и
рассматривание
книг
с
иллюстрациями
Ю.Васнецова, Е. Чарушина, Е. Рачева, В.Сутеева; знакомство с биографиями художников;
изготовление Д\и «Разрезные картинки», «Разложи по порядку», «Подбери иллюстрацию
к тексту»,
«Найди иллюстрацию нужного художника»,
«Укрась дымковскую игрушку».
Перспективный план занятий по ознакомлению детей с художниками-иллюстраторами
(средняя группа)
Месяц
Неделя
Организационная
деятельность.
Совместная
деятельность.
Чтение
художественной
литературы,
рассматривание
иллюстраций,
театрализация.
Самостоятельная
деятельность.
Сентябрь
1 неделя
Беседа
на
тему
«Здравствуй,
книга».
Чтение
книг
и
рассматривание
иллюстраций
художника
Дидактическая
игра
«Подбери
иллюстрацию
к
тексту».
Ю.Васнецова
(Выставка
книг
с
иллюстрациями
Ю.А.Васнецова)
2 неделя
Рисование. «Вдоль
по
реченьке
лебёдушка
плывет»
по
иллюстрации
Ю.Васнецова.
(Украсить
лебёдушку
элементами
дымковской
игрушки.)
Рассмотреть
книгу
«Русская сказка в
творчестве
Ю.А.Васнецова».
Заучивание
потешки
к
иллюстрации
«Кисонька».
Дидактическая
игра
«Укрась
дымковскую
игрушку».
3 неделя
Образ животных в
творчестве
Е.Рачёва.
(Рассмотреть
сказки
разных
народов, обратить
внимание
на
костюмы.)
Кукольный
театр
«Кот, петух и лиса».
(Выставка
книг
с
иллюстрациями
Е.Рачева)
Лепка персонажей
сказки
«Кот,
петух и лиса».
4 неделя
Аппликация
на
тему: «Кто, кто в
теремочке живет».
Выставка
«Животные
в
рисунках
художников-
иллюстраторов
Ю.Васнецова
и
Е.Рачёва».
Дидактическая
игра
«Найди
иллюстрацию
нужного
художника».
Октябрь
1 неделя
Знакомство
с
творчеством
Е.Чарушина.
Чтение
книги
«Детки
в
клетке»
С.Маршака
и
рассматривание
иллюстраций
Е.Чарушина.
(Выставка
книг
с
иллюстрациями
Е.Чарушина
Дидактическая
игра
«Подбери
книги
с
иллюстрациями
Е.Чарушина».
2 неделя
Рисование
«Зоопарк».
Знакомство
с
художником-
иллюстратором
и
писателем
Е.Чарушиным.
Чтение
книги
«Волчишко»
и
рассматривание
иллюстраций.
Лепка
«Волчишко».
3 неделя
Знакомство
с
художественными
произведениями
В.Сутеева
«Три
Показать
театр
«Яблоко».
(Выставка
книг
с
иллюстрациями
Дидактическая
игра
«Подбери
иллюстрацию
к
тексту».
котёнка»,
«Цыплёнок
и
утёнок»,
«Яблоко»,
«Под
грибом», «Мешок
яблок»,
«Дядя
Миша».
В.Сутеева)
4 неделя
Лепка «Цыплёнок
и утёнок».
Познакомить детей
с
В.Сутеевым
не
только
как
с
писателем,
художником-
иллюстратором, но
и
как
создателем
мультфильмов.
Показать
мультфильм
«Под
грибом».
Рисование
«Мой
любимый герой в
сказках
В.Сутеева».
ноябрь
1 неделя
Выставка книг с
иллюстрациями
Ю.Васнецова,
Е.Рачёва,
В.Сутеева,
Е.Чарушина.
(Закрепление
знаний.
Уметь
выделять
характерные
и
выразительные
средства
в
рисунках каждого
художника.)
Игра-драматизация
«Мешок яблок».
Дидактическая
игра
«Разрезная
мозаика».