Автор: Косач Марина Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ "МАЯЧОК" СП № 197
Населённый пункт: Свердловская область, Нижний Тагил
Наименование материала: статья
Тема: "Мотивационная готовность к обучению в школе"
Раздел: дошкольное образование
Косач М.Н.
Н-Тагил
Мотивационная готовность к обучению в школе
Под мотивационной готовностью понимают желание учиться, отношение к
школе и учебе как к серьезной деятельности.
В
старшем
дошкольном
возрасте
структура
мотивов
приобретает
относительную устойчивость. Доминирующее положение в ней начинают
занимать познавательные и широкие социальные потребности.
Выделяют шесть групп мотивов, которые определяют отношение будущих
школьников к учению:
- социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости
и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника («Я хочу в
школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»);
-
учебно-познавательные
мотивы, интерес к новым знаниям, желание
научиться чему-то новому;
- оценочные мотивы, стремление получить высокую оценку взрослого, его
одобрение и расположение («Я хочу в школу, потому что там я буду получать
только пятерки»);
-
позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике
школьной жизни и позиции школьника («Я хочу в школу, потому что там
большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель»);
- внешние по отношению к школе и учению мотивы («Я пойду в школу,
потому что мама так сказала);
- игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность («Я
хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»).
Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в
мотивационной
структуре
ребенка
6-7
лет,
каждый
из
них
оказывает
определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельности.
Для каждого ребенка степень выраженности и сочетание мотивов учения
индивидуальны.
Мотивационная готовность детей к школе также, включает в себя такое
психологическое качество, как самооценка.
Ребенок концу дошкольного возраста должен иметь адекватную самооценку,
понимать свои удачи и промахи.
От самооценки зависят взаимоотношения ребенка с окружающими, его
критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.
Самооценка дошкольника формируется:
под воздействием похвалы взрослого, их оценок достижений ребенка;
под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок
переживает в разных видах деятельности.
Немало важным в данном контексте является самосознание ребенка.
Самосознание - не только познание себя, но и известное отношение к себе: к
своим качествам , возможностям и физическим силам.
Самое главное, что необходимо сделать для развития мотивационной
готовности, это:
1.поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы,
давать новые сведения о знакомых предмета;
2.организовывать экскурсии в школы, знакомить с основными атрибутами
школьной жизни;
3. практиковать приходы детей-школьников в детские сады;
4.использывать загадки на школьную тему;
5.подбирать развивающие игры типа «Собери себе портфель в школу»,
«Разложи все по порядку», «Что лишнее?»;
6. организовать в детском саду сюжетно-ролевую игру « Школа».
Основная задача педагога – сформировать мотивационную готовность к
школьному обучению.
Также в целях развития мотивационной готовности в детском саду
целесообразно использовать ряд различных форм и методов работы, таких как:
- беседы о школе;
- чтение рассказов о школе;
- разучивание стихов школьной тематики;
- рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним;
- рисование школы;
- знакомство с букварем;
- прогулка к зданию школы;
- экскурсии в школу, класс, школьную библиотеку,столовую, досуг вместе с
первоклассниками.
Таким образом, основная задача педагогического коллектива детского сада и
родителей детей – показать ребенку, что очень много неизвестного и интересного
он может узнать в школе.
Рассказы и стихи о школе необходимо подобрать так, чтобы показать детям
различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и
значимость школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная
дружба и необходимость помогать школьным товарищам; правила поведения на
уроках и в школе. При этом важно показать детям образ «хорошего ученика» и
«плохого ученика», строить беседу с детьми на сравнение образов правильного и
неправильного (с точки зрения организации школьного обучения) поведения.