Автор: Стяжкина Любовь Константиновна
Должность: Концертмейстер
Учебное заведение: МБОУДО ДШИ г. Поронайска
Населённый пункт: Сахалинская область, г. Поронайск
Наименование материала: Методическая статья
Тема: "Работа концертмейстера в классе хореографии (народно-сценический танец)"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств г. Поронайска
Методическая статья
Работа концертмейстера в классе хореографии
Преподаватель по классу баяна:
Стяжкина Л.К.
Поронайск, 2024
Введение
Искусство танца неотделимо от музыки. Поэтому на занятиях в
хореографических классах с детьми работают два педагога – хореограф и
музыкант (концертмейстер). Дети получают не только физическое развитие,
но и музыкальное. Успех работы с детьми во многом зависит от того,
насколько
правильно,
выразительно
и
художественно
концертмейстер
исполняет музыку. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты
помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях.
К
настоящему
времени
в
педагогической
науке
накоплен
определенный
опыт
формирования
профессионального
мастерства
концертмейстера.
Проблема
профессиональной
подготовки
концертмейстеров отражена в работах А.А. Люблинского, М.А. Смирнова,
Е.М. Шендеровича и др.
1
.
Следует обратить внимание на то, что задачи солиста – баяниста и
концертмейстера – баяниста имеют принципиальное отличие. Правильная
работа в ансамбле – необходимое в концертмейстерской практике качество.
«Играя, я четко осознаю, что не являюсь самостоятельным исполнителем, а
своей игрой помогаю глубже проникнуть в эмоциональную структуру танца.
Концертмейстер должен способствовать развитию активности музыкального
восприятия детей, включению их в процесс сотворчества.
2
»
Гармоничное единение музыки и танца – прекрасное средство
развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.
На занятиях учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной,
классической и современной музыки, в следствие чего формируется их
музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное
мышление.
Цель данной работы – раскрыть специфику работы концертмейстера в
хореографическом классе (народно - сценический танец). Это возможно при
раскрытии следующих задач.
ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
1. Развитие музыкального восприятия метроритма;
2.
Ритмическое
исполнение
движений
под
музыку,
умение
воспринимать их в единстве;
3.Умение согласовывать характер движения с характером музыки;
4. Развитие воображения, художественно-творческих способностей;
5. Повышение интереса учащихся к музыке, развитие умения
воспринимать ее эмоционально;
6. Расширение музыкального кругозора детей.
ОБЯЗАННОСТИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА
1
Люблинский А.А. Теория и практика аккомпанемента: методологические основы. – Л.,1872; Смирнов
М.А. От составителя // О работе концертмейстера. - М., 1974; №2, С.24-27; Шендерович Е.М. Об искусстве
аккомпанемента // Советская музыка. – 1969.- №4, С.92-95.
2
В. Суворов. О специфике (особенностях) работы концертмейстера – аккордеониста в классе народного
танца отделения хореографического искусства. Сообщение: 2012.
В обязанности концертмейстера хореографических классов входят:
Совместная творческая работа с педагогом-хореографом;
Репертуарный подбор музыкальных произведений;
Изучение опыта работы по эстетическому воспитанию детей в
хореографических коллективах;
Знакомство с новыми методиками «движения под музыку».
Результат работы в хореографических классах возможен только при
сотрудничестве хореографа и музыканта. Важным моментом этого тандема
являются психологическая совместимость, личностные качества хореографа
и музыканта. Для настоящего творчества нужна атмосфера дружелюбия и
взаимопонимания.
Только с позиции творческого подхода можно осуществить все
замыслы, иметь высокую результативность в исполнительской деятельности
учащихся.
Программирует и планирует работу в хореографических классах
педагог-хореограф.
Концертмейстеру
часто
приходится
работать
с
несколькими педагогами и, чаще всего, концертмейстер приходит на уже
готовую программу. Концертмейстер обязан знать план и программу каждого
года обучения и каждого занятия.
Сотворчество хореографа и концертмейстера необходимо во всех
сферах (планирование, реализация учебной и постановочной работы). От
концертмейстера не зависит построение занятий, это решает хореограф. А
вот какова будет отдача, на каком эмоциональном уровне они пройдут, во
многом зависит от музыканта, от подобранной и предложенной им музыки.
ТЕХНОЛОГИЯ ПОДБОРА МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА
Технология подбора музыкальных произведений базируется на
глубоких
знаниях
концертмейстером
системно-хореографического
образования и техники исполнения танцевальных движений.
Концертмейстер обязан знать:
Школы и направления танцевального искусства;
Традиционные формы, методы и этапы обучения детей хореографии;
Хореографическую терминологию (на французском языке);
Методику обучения и технику исполнения элементов народно-
сценического танца.
Репертуарный
подбор
музыкальных
произведений
для
занятий
должен соответствовать природе танца, базовой основой которого является
народная музыка народов мира.
Весь урок строится на музыкальном материале. Переходы от
упражнений к середине зала и обратно, а также поклоны вначале и после
окончания занятия музыкально оформлены, чтобы воспитанники чтобы
воспитанники привыкали организовывать свои движения согласованно с
музыкой.
Музыкальное
сопровождение
прививает
воспитанникам
эстетические вкус, осознанное отношение к музыкальному произведению –
умение слышать музыкальную фразу, помогает ориентироваться в характере
музыки, ритмическом рисунке, динамике.
К подбору музыкальных фрагментов предъявляются требования по
следующим моментам:
Характеру;
Темпу;
Метроритму;
Форме музыкального произведения,
Возрастным особенностям учащихся.
Музыку для сопровождения танцевальных упражнений необходимо
постоянно пополнять и разнообразить. Постоянное звучание на уроках
одного и того же музыкального материала ведет к механическому, не
эмоциональному
исполнению
упражнений.
Не
желательна
и
другая
крайность: слишком частая смена сопровождений рассеивает внимание
учащихся, не способствует усвоению и запоминанию ими движений.
Работа концертмейстера-баяниста заключается в подборе и освоении
музыкального
материала,
связанного
с
народным
танцем
и
его
хореографической спецификой, а также с возрастными особенностями детей.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
Музыкальное
развитие
учащихся
на
уроках
хореографии
осуществляется при помощи определенных методов работы:
Наглядно-слуховой
(прослушивание
музыки
во
время
показа
движений педагогом);
Словесный (педагог помогает понять содержание музыкального
произведения,
побуждает
воображение,
способствует
проявлению
творческой активности);
Практический (конкретная деятельность в виде систематической
отработки движений и комбинаций).
В процессе урока в паузах между уроками концертмейстер знакомит
детей с новыми произведениями, помогает накапливать опыт в знаниях
искусства, расширяет музыкальный кругозор и креативное мышление.
Освоение музыкальной специфики народной хореографии возможно
только при параллельном изучении специфики хореографического искусства,
как классического, так и народного танца, понимании их родственных связей
и отличий.
У
концертмейстера
нет
специальных
уроков,
не
всегда
есть
небольшие паузы, которые можно заполнить музыкой. Развивая детское
воображение,
восприятие,
фантазию,
целесообразно
применить
метод
прослушивания фрагмента с последующим обсуждением. Результат этой
методической работы всегда положительный. Танцевальные движения детей
постепенно
становятся
более
выразительными,
то
есть
происходит
сближение
музыкально-слуховых
форм
восприятия
со
зрительно-
двигательными. Дети учатся контролировать свои движения и делать их
гармоничными.
Не всякая музыка, соответствующая танцевальному движению по
метроритму,
в
равной
степени
воспринимается
воспитанниками.
С
педагогической точки зрения необходимо, чтобы она нравилась ребятам,
была бы настроена «в унисон» с их вкусами. Музыка должна нравиться
детям.
Не секрет, что в последние годы очень многие духовные ценности
нашего общества обесценились. Поэтому при подборе музыкального
материала именно русского танца ставится задача подобрать музыку так,
чтобы дети полюбили именно русский танец, русскую песню и русскую
музыку больше всего, ассоциировали себя с русским танцем, музыкой,
песней- духовным наследием русского народа. Познакомить ребенка,
будущего гражданина своей страны с духовным наследием своего народа, к
которому относятся русские танцы и песни, помочь ему полюбить это
наследие,
гордиться
им-
один
из
маленьких
шагов
педагогической
деятельности, в результате которой должен вырасти Человек, гражданин
своей страны. В этом одна из основных задач как педагога –концертмейстера.
Само собой разумеется, музыка, должна избираться и изменяться
в соответствии с требованиями хорошего вкуса, как в подлинном своем
виде, так и в обработанном. Нельзя, чтобы подлинная народная мелодия (а
известно,
какой
ясностью,
поэтичностью
и
мелодизмом
отличаются
созданные народом песни и пляски) использовались в огрубленном,
искаженном виде.
Поэтому
музыкальное
сопровождение
концертмейстером-
баянистом
должно
отличаться
профессионально
высоким
исполнительским
мастерством,
и
использовать
все
возможности
инструмента.
Сама
специфика
народных
танцев
предполагает
огромную
вариативность
в
динамике
и
характере
исполнения,
ритмических
построениях и их особенностей, технике касания и звукоизвлечения (туше),
знания особенностей специфического звучания (тембральной окраски)
характерных
для
данной
народности
музыкальных
инструментов.
Безусловно, концертмейстер в классе народного танца должен все эти
особенности звучания учитывать в своей работе, для придания максимальной
выразительности звучанию и максимально точному отображению характера
танца данной народности. Далее, многие характерные народные танцы
(например, молдавские) требуют очень хорошего владения техникой и
виртуозностью игры. Так как игра концертмейстера –баяниста в классе
народном
танце
связана
с
большим
количеством
синкоп
и
ярких
динамических акцентов (особенно в старших классах), при исполнении,
например, различных дробей и выстукиваний, и других характерных
движений народного танца он должен также постоянно работать и над
техникой меховедения.
ОСНОВНЫЕ
ЭТАПЫ
ОЗНАКОМЛЕНИЯ
ДЕТЕЙ
С
МУЗЫКАЛЬНЫМ
СОПРОВОЖДЕНИЕМ
НА
УРОКАХ
НАРОДНО-
СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА
1 этап: первоначальное знакомство с музыкальным произведением. На
данном этапе ставятся следующие задачи:
Познакомить учащихся с музыкальными фрагментами;
Научить вслушиваться и эмоционально откликаться на выраженные
во фрагментах чувства;
Уметь точно выполнять preparation во время вступления.
В процессе освоения нового музыкального материала участвуют
слуховой, зрительный и двигательный анализаторы. Поэтому материал
дается в целостном виде, а не раздроблено.
2 этап: формирование умений в области музыкального исполнения
движений,
восприятия
музыкального
сопровождения
в
единстве
с
движениями. Здесь ставятся задачи:
Умение исполнять движения в соответствии с характером музыки;
Углубленное восприятие и передача настроения музыки в движениях;
Координация слуха и характера движений.
На
этом
этапе
выявляются
все
неточности
в
исполнении,
исправляются ошибки, постепенно вырабатываются оптимальные приемы
выполнения хореографических заданий.
Этот этап продолжается длительное время. Идет тщательная подборка
музыкального материала для каждого движения народно-сценического
экзерсиса в соответствии с предъявляемыми требованиями (квадратность,
ритмический рисунок, характер мелодии, наличие затакта, метроритмические
особенности, темп, размер).
3 этап: образование и закрепление навыков, то есть автоматизация
способов выполнения заданий в точном соответствии с характером, темпом,
ритмическим рисунком музыкального фрагмента. Он ставит следующие
задачи:
Эмоционально-выразительное выполнение упражнений экзерсиса;
Развитие самостоятельной творческой активности детей.
На этом этапе закрепляется все то, что отрабатывалось в процессе
обучения на втором этапе. Слуховой и зрительный контроль подкрепляются
двигательным.
Ученики сознательно решают поставленные перед ними задачи,
опираясь на приобретенные навыки слушания и танца.
НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ.
КЛАССИФИКАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ.
Отточенный веками, сохранившийся в сотнях поколений, народный
танец является одной из высших духовных ценностей любого народа, а также
эффективным
средством
не
только
всестороннего
воспитания,
но
и
сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры.
Используя народно-сценический танец как средство сохранения и
развития традиций национальной хореографической культуры, в ребенке
возрождаются чувства своей родной земли, связи со своим народом,
ощущение счастья бытия и творчества.
Классификация движений в экзерсисе у станка народного танца
повторяет экзерсис классического танца. Вместе с тем, движения в экзерсисе
народного танца имеют ряд особенностей и отличаются отдельными
элементами движений.
Приседания в народном танце такие, как и в классическом, делятся на
два вида: полуприседания и полные приседания. Но у станка народного танца
есть ряд отличительных особенностей, а именно:
Приседания подразделяются на медленные (мягкие и плавные) и
быстрые (резкие, обрывистые);
Все приседания исполняются по всем открытым и прямым позициям.
Упражнения на развитие подвижной стопы. В упражнении этого
раздела заложена основа, идентичная bbattements
tendus
в классическом
танце. Отличительным движением является движение в переводе стопы с
носка на пятку и обратно, при этом колени обеих ног вытянуты.
Размер 2/4, характер музыки- четкий, бодрый, темп allegro
или
allegretto. Для музыкального фрагмента желательна квадратность.
Маленькие
броски. В
основе
упражнения
лежат
элементы
классического танца. Элементами, принадлежащими народному танцу,
является исполнение движения на полуприседании, где в работу включается
пятка опорной ноги, которая при броске работающей ноги опускается на пол,
а в момент возвращения ее в позицию переводится на полупальцы.
Размер 2/4, темп allegro, четкий ритмический рисунок. На начальном
этапе имеет значение квадратность, четкий ритм с акцентом на «и». Наличие
затакта необходимо с начального момента изучения.
Круговые движения ногой по полу или по воздуху. Движения данного
раздела являются важной составной частью урока народного танца у станка и
отличаются всеми составляющими элементами от классического. При
исполнении круговых движений ступня работающей ноги проводится ребром
внешней стороны от пятки до носка опорной ноги (положение скошенного
подъема) и далее вытянутым подъемом проводится по полукругу до второй
позиции или назад.
Круговые движения ногой исполняются по полу носком или пяткой,
тяжесть корпуса- на вытянутой в колене опорной ноге. Движения могут
усложняться полуприседанием на опорной ноге, поворотом пятки опорной
ноги, «восьмеркой», «растяжкой».
Круговые движения ногой по воздуху исполняются с вытянутым
подъемом, с сокращенным подъемом, с добавлением полуприседания на
опорной ноге, с поворотом пятки опорной ноги, с подъемом на полупальцы, с
подскоком, с подъемом и поворотом пятки опорной ноги.
Размер 2/4, 4/4, характер мелодии может быть плавным и энергичным,
синкопированным в зависимости от комбинации.
Каблучные упражнения являются спецификой народного танца.
Упражнения
исполняются
на
полуприседании,
при
этом
участие
в
выполнении упражнения принимают обе ноги. Каблучные упражнения
можно разделить на:
Низкие;
Средние;
Высокие.
Размер 2/4, темп от allegro до moderato, характер мелодии четкий,
энергичный.
Низкие и высокие развороты ноги по характеру и темпу исполнения
могут быть медленными и быстрыми. Важным отличием народного танца от
классического является чередование медленных и быстрых разворотов ноги,
которые могут усложняться подъемом на полупальцы, наклонами и
перегибами корпуса.
Большие броски, как правило, исполняются последними в комплексе
упражнений, они завершают урок у станка как народного танца, так и
классического. Кроме основного вида больших бросков на уроке на уроке
народного танца могут исполняться броски ногой с сокращенным подъемом,
с наклоном корпуса, в сочетании с круговыми движениями ноги, с
опусканием на колено и др.
Размер 2/4, характер музыкального фрагмента бодрый, энергичный,
темп от allegretto до allegro moderato.
Спецификой
станка
народного
танца
являются
движения,
включающие дробные выстукивания, упражнения с напряженной стопой,
подготовка к «веревочке».
Дробные выстукивания. Упражнения этого раздела подготавливают
учащихся к исполнению дроби на середине зала. Дробные выстукивания
исполняются всей ступней, каблуком, ребром каблука, либо в сочетании
ударов каблуком и полупальцами.
Размер
2/4,
темп
allegro,
четкий
ритмический
рисунок
(по
необходимости синкопированный).
Подготовка
к
«веревочке».
Данное
упражнение
развивает
подвижность
в
коленном
и
тазобедренном
суставах,
подготавливает
учащихся к исполнению движения «веревочка» на середине зала.
Размер
2/4,
темп,
темп
подвижный,
четкий,
ритмичный,
синкопированный рисунок. Наличие затакта необходимо с начального
момента изучения.
В качестве наглядного материала к данной работе представлено
нотное приложение со следующими музыкальными фрагментами:
Русский танец/ ralive;
Хороводный танец demi-plies/ grand-plies;
Б. Самойленко Волжская полька/ battements tendus;
Украинская полька/ battements tendus jetes;
Жок Марэ /Молд.нар.танец/ rond de jambe par terre;
РНП Метелица/ battements fondues;
Татарский танец/ Цыг. нар.песня/ флик-фляк;
Б. Самойленко /Скакалка / косичка;
Кудерушки /обр. А.Марьиной/ grand battements jetes;
Украинский лирический/ port de bras;
РНП «Ах, вы сени, мои сени» РНП Я на горку шла /Обр. В.
Бухвостова/ ключ.
Таким образом, станок народного танца значительно отличается
рядом элементов от станка классического танца и является самостоятельным.
Он обладает специфическими особенностями, которые подчеркивают его
индивидуальность.
Заключение
Мастерство концертмейстера обладает глубокой специфичностью.
Оно требует от музыканта не только огромного артистизма, но и
разносторонних
музыкально-
исполнительских
дарований,
отличного
музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению и
транспонированию различных партитур, по импровизационной аранжировке
музыкального материла.
Деятельность концертмейстера требует от музыканта применения
многосторонних знаний и умений по курсам гармонии, сольфеджио,
полифонии, истории музыки, анализа музыкальных произведений.
Полноценная
профессиональная
деятельность
концертмейстера
предполагает наличие у него комплекса психологических качеств личности,
таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность,
мобильность реакции и находчивость в нестандартных ситуациях, выдержка
и воля, педагогический такт и чуткость. Концертмейстер должен питать
бескорыстную любовь к своей специальности, которая не приносит внешнего
успеха. Он всегда остается «в тени», его работа растворяется в общем труде
всего коллектива.
Список литературы
1. Богданов Г.Ф. «Урок русского народного танца»- Москва, 1995 г.
2. Гусев Г.Л. «Методика преподавания народного танца», Москва,
«Владос», 2004 г.
3. Г. Богданов Работа над музыкальной формой хореографического
произведения 2010 г. Москва
4. А. Думенко Нотный сборник для музыкального оформления
народного эскиза МСЛХИ 2005 г.
5. В.Е. Зощенко Музыкальное сопровождение урока народного танца
изд. Планета музыки 2011 г.
6. Л. Авдеева Пластика, ритм, гармония изд. «Композитор» Санкт-
Петербург 2006 г.
7. В. Суворов. О специфике (особенностях) работы концертмейстера –
аккордеониста в классе народного танца отделения хореографического
искусства. Сообщение: 2012 г.