Автор: Сабаева Ольга Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБУ "ЦППМСП Металлургического района г. Челябинска"
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности полового воспитания"
Раздел: полное образование
Особенности полового воспитания
В жизни каждого родителя наступает тот момент, когда он начинает осознавать,
что его ребёнок подходит к начальному этапу полового созревания. Многие из нас
избегают «щекотливых» тем, которые могут всплыть в разговоре с взрослеющим
ребёнком.
Собственное
стеснение,
смущение,
чувство
стыда
и
убеждённость
в
«закрытости», табуированности данной темы могут отдалить Вас от ребёнка, нарушить
доверительные отношения. Поэтому нам так важно знать особенности полового
воспитания детей и уметь разговаривать на эту тему.
Пол - комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков,
определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочку) В.Е. Каган.
Половое воспитание - комплекс воспитательных и просветительных воздействий на
ребенка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей
и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни.
Полоролевое воспитание - составная часть полового. В результате его осуществления
ребенок должен в значительной мере овладеть культурой взаимоотношения полов, в
основе которой - доброта, взаимоуважение и деликатность, адекватной полу моделью
поведения, правильно понимать роль мужчины и женщины в обществе.
Идентичность (от позднелат. identicus — тождественный, одинаковый) – отождествление
себя с кем-либо; результат осознания индивидом самого себя.
Сексуальное развитие ребенка c рождения до 2 лет.
Сексуальное поведение:
•
- дети приобретают опыт приятных чувств, когда ухаживающие за ребенком люди
дотрагиваются до различных частей тела;
•
- знакомятся со строением своего тела, рассматривая себя и окружающих, и
прикасаясь к различным частям своего тела и близких людей.
Сексуальные знания:
язык для обозначения частей тела, включая гениталии, ограниченный, «детский». В этом
возрасте очень важно обеспечить ребенку безопасность и защиту от вмешательств и
неприемлемого поведения других людей.
Сексуальное развитие ребенка c 2 до 4 лет.
Ребенок обожает раздеваться. Он изучает свое тело. Ребенок примеряет на себя роли:
мамы, папы – для того, чтобы определиться с собственной ролью. Насущные вопросы:
«откуда я взялся?» и «почему девочки и мальчики ходят в туалет по-разному?»
Сексуальное развитие ребенка c 4 до 6 лет.
Детей интересуют физиологические различия между полами. Именно в этом возрасте дети
чаще всего задают вопросы о сексе.
Сексуальное поведение:
- во время исследования тела могут трогать свои собственные гениталии и гениталии
других детей;
- играют в «больницу», в «дочки-матери» со сверстниками;
- интересуются собственным калом;
- с интересом смотрят, как другие используют туалет и ванную комнату;
- во время игр могут изображать, что имеют в животе ребенка;
- трут гениталии, мастурбируют, когда чувствуют себя некомфортно, несчастливо,
напряженно, возбужденно или боятся чего-нибудь;
- учатся целоваться.
Сексуальные знания:
•
- становятся более любознательными и словоохотливыми в некоторых темах;
•
- развивают сексуальный словарь;
•
- имитируют сексуальные действия без понимания;
•
- имеют ограниченные знания относительно того, откуда появляются дети;
•
- узнают различия между полами;
•
- расспрашивают о гениталиях, половом акте;
•
- называют части тела более точно;
•
- используют сленг для обозначения процедур в ванной и туалете, гениталий и
секса. Дети осматривают гениталии других детей или прикасаются к ним гораздо
чаще, чем полагают взрослые.
Сексуальное развитие ребенка c 6 до 9 лет.
Ребенок узнает, что такое секс и контрацепция, интересные вещи об отношениях полов от
приятелей.
ВАЖНО
чтобы родители объяснили ребёнку, что никто не имеет права вторгаться в его
интимную зону, ребенок должен быть твердо уверен, что его тело — его собственность.
Сексуальное развитие ребенка c 9 до 12 лет.
Начало полового созревания
Сексуальное поведение:
- могут заниматься мастурбацией, когда находится один;
-
демонстрирует смущение при затрагивании сексуальных тем;
-
имитирует половой акт, поцелуи со сверстниками.
Сексуальные знания:
имеют словарь для обозначения гениталий;
Увеличивают знания о сексуальном поведении, расширяется сексуальный словарь и сленг,
заимствованный из СМИ и у сверстников;
Неясность в отношении полового акта и беременности.
-
В этот период своего сексуального развития дети все больше понимают
сексуальное поведение взрослых, получают информацию на эту тему от своих
родителей
или
из
других
источников
и
начинают
обмениваться
ею
со
сверстниками.
-
Среди детей может распространяться неправильная информация. Мальчики и
девочки в этот период часто играют совершенно отдельно друг от друга.
Развивается моральное сознание, причем главной моделью морального поведения и
мышления выступает родители.
-
В этом возрасте необходимо подготовить ребенка к изменениям, рассказать о
физиологической перестройке организма: изменение роста, голоса, фигуры, о
ночных поллюциях и невольных эрекциях, о менструациях.
Сексуальное развитие ребенка c 12 до 14 лет.
-
Происходит новый всплеск серьезного интереса к сексуальным проблемам,
изменения в организме ребенка невольно подталкивают его к дальнейшим
исследованиям.
•
Все чаще тема отношений полов и секса всплывает в вопросах, разговорах и жестах
подростка, по большей мере со сверстниками.
•
В этом возрасте нужно ответственно вскрыть тему контрацепции: либо обсудив
вопрос с подростком, либо снабдив его печатными руководствами к действию.
Сексуальное развитие ребенка c 14 до 16 лет.
Возраст первых свиданий.
Высока вероятность узнать, что же это такое – секс, о котором столько говорили.
Сексуальное развитие ребенка после 16 лет.
Разговоры на тему секса между детьми и родителями обычно происходят только при
условии очень большого доверия и открытости.
Как надо рассказывать ребенку о сексе:
- просто
- честно
Как не надо рассказывать ребенку о сексе:
- не надо специально сажать ребенка напротив себя в позе послушного ученика и
говорить: «Пришло время тебе узнать о сексе;
* не надо мяться и краснеть, словно ребенок своим вопросом застал вас самих за чем-то
неприличным; не надо начинать хихикать и делать большие глаза;
* не надо окрашивать ваш разговор в специфические тона, нагнетать особые эмоции; и
вообще, не надо транслировать свои чувства, если ребенок об этом не спрашивает
отдельно;
* не надо замалчивать эту тему, отговариваясь избитыми фразами типа: «Это тебе еще
рано», «Подрастешь - узнаешь» или, вообще: «Где это ты нахватался таких вопросов?»
* не надо затягивать разговор о сексе; ребенок способен сосредоточиться на 3-7 минут, и
лучше оставить его «дожевывать мысль», чем утомить своей дотошностью;
* не надо делать из секса культ, снабжая ребенка тоннами «предохранительной
информации во избежание», шокируя его сильными образами, к восприятию которых он
еще не готов;
* не надо «спрашивать урок», чтобы удостовериться, что ребенок запомнил ваши
наставления.
Что нужно знать родителям:
•
Если вы заметили, что ребёнок мастурбирует, лучше всего просто отвлечь его или
сделать вид, что вас это занятие не интересует. Не стоит отводить его руку, бить по
ней, угрожать или наказывать.
•
Когда вы видите проявления сексуального интереса в отношении сверстников,
значит, пришло время заняться сексуальным воспитанием ребёнка. Не стыдите, не
ругайте и не угрожайте ребёнку всевозможными ужасами. Скажите, что ответите
на все вопросы, так как знаете обо всём гораздо лучше, чем друзья вашего ребёнка.
Если можете, отвечайте на вопросы честно и без стеснения, но не углубляйтесь в
тему.
•
Говорите с детьми о возможности изнасилований. Расскажите, что есть разница
между прикосновениями любящего, близкого человека и чужого. Научите детей
говорить «нет» на приглашения чужих людей куда-то пойти и посмотреть «что-то
интересное».
•
Научите обращаться за помощью, если кто-то излишне настойчив. Объясните, что
тело принадлежит только ему, и никто не имеет права дотрагиваться до него,
вкладывать какие-нибудь органы или пальцы, даже если это приятно и не больно.
Договоритесь, что ребёнок сразу расскажет вам о подобных случаях.
•
Если ребёнок начинает вести себя скрытно или проявляет не по возрасту
осведомлённость в вопросе сексуальных отношений, объясните, что вам можно
доверять, даже если кто-то попросил его никому не говорить о какой-нибудь тайне.
•
Если вы считаете, что с ребёнком уже что-то произошло, задавайте наводящие
вопросы. Постарайтесь не пугать его, заверьте, что с ним не произойдёт ничего
плохого, если он доверится вам.
Причины мастурбации
Причины,
носящие
медицинский
характер
-
урогенитальные
инфекции
причиняют дискомфорт, который заставляет обратить внимание на половые
органы.
Если ребенок систематически играет только в сексуальные игры и явно
предпочитает их любым другим игрушкам, то у такого ребенка нарушена психика,
возможно ребенок перенес сексуальное насилие.
Нарушения в эмоциональной сфере и сфере отношений: ребенку не достает
положительных эмоций, ярких впечатлений, удовлетворения от собственных
достижений, похвалы взрослых, полноценного общения со сверстниками, а также
тактильного контакта с родителями.
У каждого человека есть право сказать «нет», если он чувствует, что происходящее
противоречит его интересам. Конечно, это может задеть других людей, и наша задача –
быть предельно тактичными, но твердыми в разговоре с ними.