Автор: Марасан Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ д/с "Сказка"
Населённый пункт: Амурская область, п. Магдагачи
Наименование материала: статья
Тема: «Устное народное творчество, как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
Доклад
«Устное народное творчество, как средство нравственно-
патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Современный дошкольник живет в то время, когда русская культура, родной
язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизора ребёнок
видит
зарубежные
мультфильмы.
Героями
современных
детей
становятся
персонажи иностранных фильмов. А как же наши сказочные герои, чудесные
мультфильмы советского периода, изумительные фильмы-сказки, где добро
побеждает зло?!
В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у
детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев и культуры
поведения уже в дошкольном возрасте. Именно родная культура должна найти
дорогу к сердцу, душе ребёнка и лежать в основе его личности.
Одним из средств нравственно-патриотического воспитания дошкольников
является
устное
народное
творчество.
Произведения
устного
народного
творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых
навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной
деятельности и речевой активности.
Малый фольклор (песенки, потешки, пестушки, прибаутки и др.) играет
важную роль в воспитании детей дошкольного возраста. Только произведения
устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую
мудрость, лёгкость осознания и простоту запоминания.
Фольклор является идеальным средством для патриотического воспитания
дошкольников, поскольку прививает детям любовь к родителям, родственникам;
формирует культурно-гигиенические навыки, знакомит с красотами русской
природы, родного дома и малой Родины.
В работе с детьми необходимо широко использовать все виды народного
фольклора: потешки, народные песенки и игры, сказки, пальчиковые игры и др.
С
помощью
народных
песенок,
потешек
у
детей
воспитывается
положительное отношение к режимным моментам. Так, процесс умывания можно
сопровождать такими потешками как: «Водичка, водичка, умой моё личико…».
При причесывании: «Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса. Расти, косонька,
до пят, все волосики в ряд…». Во время кормления: «Умница Катенька, ешь кашу
сладеньку, вкусную, пушистую, мягкую, душистую». При укладывании спать:
«Баю-баюшки…» и др.
Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с детьми и вместе с
тем, развивать
речь и мелкую моторику. Для развития мелкой моторики
используются такие игры как: «Сорока-ворона», «У нашей бабушки десять
внучат», «Моя семья» и др.
Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей
играет художественная литература. Во все времена сказка способствовала
развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков
поведения, а также нравственных качеств личности ребёнка. Сказки – особая
фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, воспитать в
ребёнке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность,
справедливость и научить смекалке.
В дошкольном возрасте используются русские народные сказки, такие как:
«Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя» и др. Для
наилучшего восприятия сказки активно используем различные виды театра:
кукольный, настольный, пальчиковый.
Также используются народные игры, в них много юмора, шуток, задора, что
делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность
народных
игр
активизирует
мыслительную
работу
ребёнка,
способствует
расширению представлений об окружающем мире, развитию психических
процессов. В работе c детьми используем хороводные игры, например: «Кот и
мыши», «Каравай», «Карусель», «Зайка», «У медведя во бору».
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с
детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Фольклор
является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании
детей на начальном этапе их развития. Детский фольклор даёт ребёнку
прекрасные образцы русского народного языка, является одним измогучих средств
развития и обогащения речи детей.