Напоминание

«Устное народное творчество, как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»


Автор: Марасан Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ д/с "Сказка"
Населённый пункт: Амурская область, п. Магдагачи
Наименование материала: статья
Тема: «Устное народное творчество, как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Доклад

«Устное народное творчество, как средство нравственно-

патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Современный дошкольник живет в то время, когда русская культура, родной

язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизора ребёнок

видит

зарубежные

мультфильмы.

Героями

современных

детей

становятся

персонажи иностранных фильмов. А как же наши сказочные герои, чудесные

мультфильмы советского периода, изумительные фильмы-сказки, где добро

побеждает зло?!

В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у

детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев и культуры

поведения уже в дошкольном возрасте. Именно родная культура должна найти

дорогу к сердцу, душе ребёнка и лежать в основе его личности.

Одним из средств нравственно-патриотического воспитания дошкольников

является

устное

народное

творчество.

Произведения

устного

народного

творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых

навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной

деятельности и речевой активности.

Малый фольклор (песенки, потешки, пестушки, прибаутки и др.) играет

важную роль в воспитании детей дошкольного возраста. Только произведения

устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую

мудрость, лёгкость осознания и простоту запоминания.

Фольклор является идеальным средством для патриотического воспитания

дошкольников, поскольку прививает детям любовь к родителям, родственникам;

формирует культурно-гигиенические навыки, знакомит с красотами русской

природы, родного дома и малой Родины.

В работе с детьми необходимо широко использовать все виды народного

фольклора: потешки, народные песенки и игры, сказки, пальчиковые игры и др.

С

помощью

народных

песенок,

потешек

у

детей

воспитывается

положительное отношение к режимным моментам. Так, процесс умывания можно

сопровождать такими потешками как: «Водичка, водичка, умой моё личико…».

При причесывании: «Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса. Расти, косонька,

до пят, все волосики в ряд…». Во время кормления: «Умница Катенька, ешь кашу

сладеньку, вкусную, пушистую, мягкую, душистую». При укладывании спать:

«Баю-баюшки…» и др.

Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с детьми и вместе с

тем, развивать

речь и мелкую моторику. Для развития мелкой моторики

используются такие игры как: «Сорока-ворона», «У нашей бабушки десять

внучат», «Моя семья» и др.

Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей

играет художественная литература. Во все времена сказка способствовала

развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков

поведения, а также нравственных качеств личности ребёнка. Сказки – особая

фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, воспитать в

ребёнке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность,

справедливость и научить смекалке.

В дошкольном возрасте используются русские народные сказки, такие как:

«Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя» и др. Для

наилучшего восприятия сказки активно используем различные виды театра:

кукольный, настольный, пальчиковый.

Также используются народные игры, в них много юмора, шуток, задора, что

делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность

народных

игр

активизирует

мыслительную

работу

ребёнка,

способствует

расширению представлений об окружающем мире, развитию психических

процессов. В работе c детьми используем хороводные игры, например: «Кот и

мыши», «Каравай», «Карусель», «Зайка», «У медведя во бору».

Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с

детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Фольклор

является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании

детей на начальном этапе их развития. Детский фольклор даёт ребёнку

прекрасные образцы русского народного языка, является одним измогучих средств

развития и обогащения речи детей.



В раздел образования




Яндекс.Метрика