Напоминание

Здоровьесберегающие технологии в школьном образовании на уроках химии и биологии в рамках внедрения ФГОС


Автор: Зимонина Нина Афанасьевна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия" г. Старая Русса
Населённый пункт: город Старая Русса, Новгородская область
Наименование материала: Статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии в школьном образовании на уроках химии и биологии в рамках внедрения ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




Здоровьесберегающие технологии в школьном образовании на уроках

химии и биологии в рамках внедрения ФГОС

Зимонина Нина Афанасьевна

учитель химии и биологии

МАОУ «Гимназия» г. Старая Русса,

г. Старая Русса, Новгородская область

Здоровье - не все, но все без здоровья - ничего.

Ж. Ж. Руссо

«Здоровье – непременное условие благополучия не только каждого человека,

но и нации, страны в целом. По сути, оно едва ли не самый главный критерий

оценки деятельности человека и всей социальной системы, по которому

можно судить о качестве жизни».

«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального

благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» -

Всемирная организация здравоохранения.

В XXI веке вопрос здоровья современных детей и молодежи становится не

просто актуальным, а первостепенным.

В законе РФ «Об образовании» говорится «…обязанность образовательного

учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление

здоровья обучающихся».

В законе РФ «Об образовании» говорится «…обязанность образовательного

учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление

здоровья обучающихся».

Задача учителя создать для ребенка такие условия обучения, которые не

будут травмировать его организм и психику, а также дать подрастающему

поколению знания о мере ценности здоровья и способах его

сохранения. Задача школы состоит в том, чтобы подготовить учащихся к

дальнейшей успешной плодотворной жизни, не достижимой без

достаточного уровня здоровья. Состояние здоровья учащихся

образовательных учреждений во многом зависит от

организации специализированной системы условий школьной среды,

способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья

обучающихся, реализация которых возможна при тесном

взаимодействии специалистов всех уровней образовательного и

воспитательного процессов, внедряющих в учебный процесс

здоровьесберегающие технологии.

Среди факторов, влияющих на здоровье обучающихся, можно выделить

ряд психолого-педагогических факторов, которые зависят в большей степени

от учителя, а также позволяют с наименьшим для здоровья обучающихся

риском внедрить ФГОСы:

1. Стиль педагогического общения учителя с учащимися.

2. Психологический климат в классе, на уроке.

3. Характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок.

4. Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам.

5. Особенности работы с «трудными подростками» в классе.

6. Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и

функциональным возможностям школьников.

7. Степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и

мыслительных проявлений учащихся на уроках.

8. Личные, психологические особенности учителя, его характера,

эмоциональных проявлений, его способность психоэмоционального

переключения.

9. Состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему

здоровью.

10. Компетентность учителя по вопросам здоровьесберегающих

образовательных технологий.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению

Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии,

программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся

культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и

укреплению, формирование представления о здоровье как ценности,

мотивации на ведение здорового образа жизни.

В.О. Петров определяет - «Здоровьесберегающие образовательные

технологии» как систему, создающую максимально возможные условия для

сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального,

интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов

образования (учащихся, педагогов и др.).

В образовательных учреждениях часто используют классификацию Н.К.

Смирнова, в которой выделено несколько групп, с разными подходами к

охране здоровья и методами и формами работы:

1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). К ним относятся контроль и

помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с

регламентациями СанПиНов.

2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на

физическое развитие обучающихся: закаливание, тренировку силы,

выносливости, быстроты, гибкости.

3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Создание

природосообразных, экологически оптимальных условий для жизни и

деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой.

4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Их

реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях,

гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д.

Здоровьесберегающие технологии должны удовлетворять принципам,

которые сформулировал Н. К. Смирнов:

- «Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые средства

должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими

вреда здоровью ученика и учителя.

- Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося - все используемое

должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое

состояние участников образовательного процесса.

- Непрерывность и преемственность - работа ведется не от случая к случаю, а

каждый день и на каждом уроке.

- Субъект - субъектные взаимоотношения - учащийся является

непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в

содержательном, и в процессуальном аспектах.

- Соответствие содержания и организации обучения возрастным

особенностям учащихся - объем учебной нагрузки, сложность материала

должны соответствовать возрасту учащихся.

- Комплексный, междисциплинарный подход - единство в действиях

педагогов, психологов и врачей.

- Успех порождает успех - акцент делается только на хорошее; в любом

поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом

отмечают недостатки.

- Активность - активное включение в любой процесс снижает риск

переутомления.

Основные группы здоровьесберегающих технологий, которые могут

использоваться в образовательном учреждении учителем это -

педагогические и гигиенические.

Педагогические состоят в умении построить урок таким образом, чтобы

минимизировать нагрузку на организм и психику ребенка, и при этом

добиться эффективного усвоения знаний.

Самыми простыми и важными из подобных педагогических приемов

являются:

- частая смена видов деятельности на уроке (от пяти и более раз);

- рациональное распределение нагрузки по времени урока (самая

напряженная работа должна приходиться на его середину);

- использование игровых и ролевых форм работы (кроме всего прочего, так

можно ненавязчиво заставить детей двигаться);

- создание атмосферы сотрудничества (дети имеют право на вопросы, на свое

мнение);

- создание благоприятной эмоциональной атмосферы (шутка или

литературная цитата не сделают урок несерьезным).

Гигиеническая составляющая технологии сохранения здоровья включает в

себя:

- условия в помещении (температура, освещенность, вентиляция, режим

уборки);

- организацию рационального питания;

- соответствие режима занятий санитарным нормам и возрастным

особенностям учащихся;

- правильный подбор мебели и других предметов, используемых во время

занятий;

- учет состояния здоровья ученика при организации его рабочего места.

Основными требованиями к уроку с комплексом здоровьесберегающих

технологий можно назвать:

– рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на

учебную работу) должна составлять не менее 60% и не более 75-80%;

– в содержательной части урока должны быть вопросы, связанные со

здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся

ценностей здорового образа жизни и потребностей в нём;

– количество видов учебной деятельности должно быть несколько;

– в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие

развитию памяти, логического и критического мышления;

– необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию

деятельности учащихся;

–на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и

обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки;

–необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости

включать в урок физминутки.

Способствуют здоровьесбережению:

Нетрадиционные типы уроков

- урок-викторина,

- урок-соревнование,

- урок-путешествие

- игра-расследование

- ролевые и деловые игры

Наличие мотивации:

- Интерес к знаниям

- Стремление больше узнать

- Радость от активности

- Интерес к изучаемому материалу

Внеклассная и внеурочная деятельность по предмету

Наличие эмоциональных разрядок

- поговорка,

- высказывание,

- веселое четверостишие,

- юмористическая или поучительная картинка,

- исторические экскурсы,

- оригинальные задачи.

Контроль знаний:

- тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом,

- задания на перегруппировку,

- задания на распознавание ошибок, на поиск ошибок,

- самооценивание и взаимооценивание.

Методические приемы:

- применение алгоритмов

- поиск дополнительных материалов по темам,

-

осуществление

проектной

деятельности

(типы

проектов:

исследовательские,

творческие,

информационные

и

проектно

ориентированные),

- игровые моменты (викторина, химический маршрут, игра-минутка «Руки

вверх», игры-тренажеры «Крестики-нолики», химическое лото, химические

головоломки, загадки, кроссворды, игра-минутка «Найди ошибку», хим.

домино, хим. кубики, химические ребусы),

- работа в группах и в парах,

- индивидуальный и дифференцированный подход,

- создание творческой атмосферы в коллективе,

прослушивание на уроке музыкальных и литературных произведений.

Химия и биология – серьёзные и сложные предметы. На уроках химии и

биологии учащиеся знакомятся с основными законами жизни, с органической

и неорганической материей, строением и работой систем органов человека и

животных, особенностями обмена веществ в клетках организма человека и

т.д. Преподавание предметов цикла естествознания позволяет органично

вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные

задания, как на уроках, так и во время подготовки домашнего задания, и во

время внеклассных мероприятий по тематике «ЗОЖ». На уроках

обучающимся приходится много писать, а потому учитель должен уделять

особое внимание здоровьесберегающим образовательным технологиям.

На уроках биологии обучающиеся знакомятся со строением систем своего

организма, физиологическими особенностями, а также с правилами ведения

здорового образа жизни. Обучающиеся знакомятся с составом пищевых

продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в

энергии, получаемой с пищей, обращается внимание на необходимость

своевременного и сбалансированного питания. Школьники учатся составлять

меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые

сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления.

Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также

соблюдению основных гигиенических требований. При изучении биологии

обучающиеся выполняют серию лабораторных и практических работ,

направленных на изучение физиологических показателей систем организма,

различных отклонений и методик выявления различных заболеваний.

Самостоятельная творческая и проектная деятельность учащихся является

показателем заинтересованности не только в получении необходимых

знаний, развития познавательной активности, но и в приобретении навыков и

умений для дальнейшего практического применения в повседневной жизни.

На уроках химии практически любая изучаемая тема может быть

использована для освещения тех или иных фактов, способствующих

формированию правильного отношения учеников к своему здоровью.

На уроках обучающиеся знакомятся с законами материи, со свойствами

органических и неорганических веществ, знакомятся с веществами, с

которыми они сталкиваются каждый день, учатся с ними обращаться,

определяют их полезные, вредные, а иногда и опасные для человека

свойства. Выполняя лабораторные и практические работы, обучающиеся

учатся готовить растворы различной концентрации, выращивают кристаллы

из соли, получают различные газы. Знакомясь с техникой безопасности на

уроках, школьники узнают как вести себя при отравлениях или других

воздействиях веществ, содержащихся в бытовой химии.

Огромное значение для усвоения предмета, для повышения интереса к

предмету имеет практическая направленность, уметь связать изучаемый

материал с жизнью. Так, при изучении темы «Жиры» можно рассмотреть не

только их строение и химические свойства, но и действие на организм таких

любимых продуктов, как чипсы, и то, как избавиться от жирных пятен,

уместно рассказать о холестерине. Холестерин - один из основных жиров. Он

содержится во всех клетках нашего тела и используется в качестве

строительного материала, однако при большом его содержании в крови

холестерин приносит больше вреда, чем пользы.

При изучении темы «Водородная связь» можно рассказать о том, что мокрые

волосы расчесывать нельзя, объясняя и связывая это с изучаемой темой. При

изучении темы «Алюминий» рассматриваем свойства алюминиевой ткани и

т.д. «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие…» -

говорил М.В. Ломоносов. И, действительно, это так. Куда ни взглянешь -

продукты химического производства. Многие из них отрицательно влияют на

организм детей. Поэтому на уроках необходимо учить, как из множества

предложенных продуктов выбрать то, что меньше причинит вред здоровью.

В 8 классе при изучении темы «Соли» уместно рассказать о вреде излишнего

употребления поваренной соли. Организм человека быстро реагирует на

нарушение солевого баланса появлением мышечной слабости, быстрой

утомляемостью, потерей аппетита, возникновением неутомимой нужды.

«Вино губит душу людей и их потомство» - эти слова Л.Н. Толстого служат

эпиграфом к уроку «Токсическое воздействие этанола на организм человека:

причины и последствия». Основная цель такого урока показать влияние

алкогольных напитков на системы органов и организма в целом и

способствовать формированию устойчивой мотивации на сохранение

собственного здоровья.

Больше улыбайтесь на уроках – так вы сохраните здоровье и себе и вашим

ученикам.

Литература.

1. Антипова, Л. П. Использование здоровьесберегающих технологий в

образовательном процессе/Л. П. Антипова //Начальная школа.-2011.-№8.-

С.106-108

2. Андреева, И. Г. Сохранение и укрепление здоровья школьников –

актуальное направление развития содержания образования на этапе

инновационного становления России/И. Г. Андреева //Стандарты и

мониторинг.- 2011.-№3.-С.15-19

3. Анализ специалистов отделения СГМ (заведующий В.А.Барсуков)

организационного отдела ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в

Смоленской области» по данным форм федерального статистического

наблюдения, предоставленным Смоленским областным медицинским

информационно-аналитическим центром Департамента Смоленской области

по здравоохранению.

4. Будаева, Н.А. Здоровьесберегающий подход к организации обучения в

начальной школе /Н.А. Будаева //Начальная школа плюс до и после.- 2011.-

№3.-С.32-36

5. Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в

школе//Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.

6. Гурьев, А.В. Особенности планирования основных направлений работы по

сохранению здоровья субъектов учебно-воспитательного процесса в

общеобразовательной школе /А.В. Гурьев //Стандарты и мониторинг.- 2011.-

№3.-С.20-26

6. Казин Э.М. «Здоровьесберегающие технологии в школе», М.: 1999.

7. Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя //

Естествознание в школе.-2005.-№5.

8. Науменко, Ю. В. Примерная программа формирования культуры

здорового и безопасного образа жизни младших школьников /Ю. В.

Науменко //Управление начальной школой.-2011.-№3.-С.48-61

9. Петров В. О. Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя

сельской школы / Сельская школа как личностно-ориентированная

образовательная система: Материалы научно-практической конференции

(май 2004г.). Вып.1-Ростов — н/Д: РГПУ, 2004.

10. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии

в современной школе. — М.: АПК и ПРО,2002.-121с.

11. Тверская Н. В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности

ученика // Образование в современной школе. — 2005. — № 2.



В раздел образования




Яндекс.Метрика