Автор: Зимонина Нина Афанасьевна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия" г. Старая Русса
Населённый пункт: город Старая Русса, Новгородская область
Наименование материала: Статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии в школьном образовании на уроках химии и биологии в рамках внедрения ФГОС
Раздел: среднее образование
Здоровьесберегающие технологии в школьном образовании на уроках
химии и биологии в рамках внедрения ФГОС
Зимонина Нина Афанасьевна
учитель химии и биологии
МАОУ «Гимназия» г. Старая Русса,
г. Старая Русса, Новгородская область
Здоровье - не все, но все без здоровья - ничего.
Ж. Ж. Руссо
«Здоровье – непременное условие благополучия не только каждого человека,
но и нации, страны в целом. По сути, оно едва ли не самый главный критерий
оценки деятельности человека и всей социальной системы, по которому
можно судить о качестве жизни».
«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального
благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» -
Всемирная организация здравоохранения.
В XXI веке вопрос здоровья современных детей и молодежи становится не
просто актуальным, а первостепенным.
В законе РФ «Об образовании» говорится «…обязанность образовательного
учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление
здоровья обучающихся».
В законе РФ «Об образовании» говорится «…обязанность образовательного
учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление
здоровья обучающихся».
Задача учителя создать для ребенка такие условия обучения, которые не
будут травмировать его организм и психику, а также дать подрастающему
поколению знания о мере ценности здоровья и способах его
сохранения. Задача школы состоит в том, чтобы подготовить учащихся к
дальнейшей успешной плодотворной жизни, не достижимой без
достаточного уровня здоровья. Состояние здоровья учащихся
образовательных учреждений во многом зависит от
организации специализированной системы условий школьной среды,
способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья
обучающихся, реализация которых возможна при тесном
взаимодействии специалистов всех уровней образовательного и
воспитательного процессов, внедряющих в учебный процесс
здоровьесберегающие технологии.
Среди факторов, влияющих на здоровье обучающихся, можно выделить
ряд психолого-педагогических факторов, которые зависят в большей степени
от учителя, а также позволяют с наименьшим для здоровья обучающихся
риском внедрить ФГОСы:
1. Стиль педагогического общения учителя с учащимися.
2. Психологический климат в классе, на уроке.
3. Характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок.
4. Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам.
5. Особенности работы с «трудными подростками» в классе.
6. Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и
функциональным возможностям школьников.
7. Степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и
мыслительных проявлений учащихся на уроках.
8. Личные, психологические особенности учителя, его характера,
эмоциональных проявлений, его способность психоэмоционального
переключения.
9. Состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему
здоровью.
10. Компетентность учителя по вопросам здоровьесберегающих
образовательных технологий.
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению
Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии,
программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся
культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и
укреплению, формирование представления о здоровье как ценности,
мотивации на ведение здорового образа жизни.
В.О. Петров определяет - «Здоровьесберегающие образовательные
технологии» как систему, создающую максимально возможные условия для
сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального,
интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов
образования (учащихся, педагогов и др.).
В образовательных учреждениях часто используют классификацию Н.К.
Смирнова, в которой выделено несколько групп, с разными подходами к
охране здоровья и методами и формами работы:
1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). К ним относятся контроль и
помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с
регламентациями СанПиНов.
2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на
физическое развитие обучающихся: закаливание, тренировку силы,
выносливости, быстроты, гибкости.
3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Создание
природосообразных, экологически оптимальных условий для жизни и
деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой.
4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Их
реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях,
гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д.
Здоровьесберегающие технологии должны удовлетворять принципам,
которые сформулировал Н. К. Смирнов:
- «Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые средства
должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими
вреда здоровью ученика и учителя.
- Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося - все используемое
должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое
состояние участников образовательного процесса.
- Непрерывность и преемственность - работа ведется не от случая к случаю, а
каждый день и на каждом уроке.
- Субъект - субъектные взаимоотношения - учащийся является
непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в
содержательном, и в процессуальном аспектах.
- Соответствие содержания и организации обучения возрастным
особенностям учащихся - объем учебной нагрузки, сложность материала
должны соответствовать возрасту учащихся.
- Комплексный, междисциплинарный подход - единство в действиях
педагогов, психологов и врачей.
- Успех порождает успех - акцент делается только на хорошее; в любом
поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом
отмечают недостатки.
- Активность - активное включение в любой процесс снижает риск
переутомления.
Основные группы здоровьесберегающих технологий, которые могут
использоваться в образовательном учреждении учителем это -
педагогические и гигиенические.
Педагогические состоят в умении построить урок таким образом, чтобы
минимизировать нагрузку на организм и психику ребенка, и при этом
добиться эффективного усвоения знаний.
Самыми простыми и важными из подобных педагогических приемов
являются:
- частая смена видов деятельности на уроке (от пяти и более раз);
- рациональное распределение нагрузки по времени урока (самая
напряженная работа должна приходиться на его середину);
- использование игровых и ролевых форм работы (кроме всего прочего, так
можно ненавязчиво заставить детей двигаться);
- создание атмосферы сотрудничества (дети имеют право на вопросы, на свое
мнение);
- создание благоприятной эмоциональной атмосферы (шутка или
литературная цитата не сделают урок несерьезным).
Гигиеническая составляющая технологии сохранения здоровья включает в
себя:
- условия в помещении (температура, освещенность, вентиляция, режим
уборки);
- организацию рационального питания;
- соответствие режима занятий санитарным нормам и возрастным
особенностям учащихся;
- правильный подбор мебели и других предметов, используемых во время
занятий;
- учет состояния здоровья ученика при организации его рабочего места.
Основными требованиями к уроку с комплексом здоровьесберегающих
технологий можно назвать:
– рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на
учебную работу) должна составлять не менее 60% и не более 75-80%;
– в содержательной части урока должны быть вопросы, связанные со
здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся
ценностей здорового образа жизни и потребностей в нём;
– количество видов учебной деятельности должно быть несколько;
– в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие
развитию памяти, логического и критического мышления;
– необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию
деятельности учащихся;
–на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и
обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
–необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости
включать в урок физминутки.
Способствуют здоровьесбережению:
Нетрадиционные типы уроков
- урок-викторина,
- урок-соревнование,
- урок-путешествие
- игра-расследование
- ролевые и деловые игры
Наличие мотивации:
- Интерес к знаниям
- Стремление больше узнать
- Радость от активности
- Интерес к изучаемому материалу
Внеклассная и внеурочная деятельность по предмету
Наличие эмоциональных разрядок
- поговорка,
- высказывание,
- веселое четверостишие,
- юмористическая или поучительная картинка,
- исторические экскурсы,
- оригинальные задачи.
Контроль знаний:
- тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом,
- задания на перегруппировку,
- задания на распознавание ошибок, на поиск ошибок,
- самооценивание и взаимооценивание.
Методические приемы:
- применение алгоритмов
- поиск дополнительных материалов по темам,
-
осуществление
проектной
деятельности
(типы
проектов:
исследовательские,
творческие,
информационные
и
проектно
–
ориентированные),
- игровые моменты (викторина, химический маршрут, игра-минутка «Руки
вверх», игры-тренажеры «Крестики-нолики», химическое лото, химические
головоломки, загадки, кроссворды, игра-минутка «Найди ошибку», хим.
домино, хим. кубики, химические ребусы),
- работа в группах и в парах,
- индивидуальный и дифференцированный подход,
- создание творческой атмосферы в коллективе,
прослушивание на уроке музыкальных и литературных произведений.
Химия и биология – серьёзные и сложные предметы. На уроках химии и
биологии учащиеся знакомятся с основными законами жизни, с органической
и неорганической материей, строением и работой систем органов человека и
животных, особенностями обмена веществ в клетках организма человека и
т.д. Преподавание предметов цикла естествознания позволяет органично
вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные
задания, как на уроках, так и во время подготовки домашнего задания, и во
время внеклассных мероприятий по тематике «ЗОЖ». На уроках
обучающимся приходится много писать, а потому учитель должен уделять
особое внимание здоровьесберегающим образовательным технологиям.
На уроках биологии обучающиеся знакомятся со строением систем своего
организма, физиологическими особенностями, а также с правилами ведения
здорового образа жизни. Обучающиеся знакомятся с составом пищевых
продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в
энергии, получаемой с пищей, обращается внимание на необходимость
своевременного и сбалансированного питания. Школьники учатся составлять
меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые
сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления.
Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также
соблюдению основных гигиенических требований. При изучении биологии
обучающиеся выполняют серию лабораторных и практических работ,
направленных на изучение физиологических показателей систем организма,
различных отклонений и методик выявления различных заболеваний.
Самостоятельная творческая и проектная деятельность учащихся является
показателем заинтересованности не только в получении необходимых
знаний, развития познавательной активности, но и в приобретении навыков и
умений для дальнейшего практического применения в повседневной жизни.
На уроках химии практически любая изучаемая тема может быть
использована для освещения тех или иных фактов, способствующих
формированию правильного отношения учеников к своему здоровью.
На уроках обучающиеся знакомятся с законами материи, со свойствами
органических и неорганических веществ, знакомятся с веществами, с
которыми они сталкиваются каждый день, учатся с ними обращаться,
определяют их полезные, вредные, а иногда и опасные для человека
свойства. Выполняя лабораторные и практические работы, обучающиеся
учатся готовить растворы различной концентрации, выращивают кристаллы
из соли, получают различные газы. Знакомясь с техникой безопасности на
уроках, школьники узнают как вести себя при отравлениях или других
воздействиях веществ, содержащихся в бытовой химии.
Огромное значение для усвоения предмета, для повышения интереса к
предмету имеет практическая направленность, уметь связать изучаемый
материал с жизнью. Так, при изучении темы «Жиры» можно рассмотреть не
только их строение и химические свойства, но и действие на организм таких
любимых продуктов, как чипсы, и то, как избавиться от жирных пятен,
уместно рассказать о холестерине. Холестерин - один из основных жиров. Он
содержится во всех клетках нашего тела и используется в качестве
строительного материала, однако при большом его содержании в крови
холестерин приносит больше вреда, чем пользы.
При изучении темы «Водородная связь» можно рассказать о том, что мокрые
волосы расчесывать нельзя, объясняя и связывая это с изучаемой темой. При
изучении темы «Алюминий» рассматриваем свойства алюминиевой ткани и
т.д. «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие…» -
говорил М.В. Ломоносов. И, действительно, это так. Куда ни взглянешь -
продукты химического производства. Многие из них отрицательно влияют на
организм детей. Поэтому на уроках необходимо учить, как из множества
предложенных продуктов выбрать то, что меньше причинит вред здоровью.
В 8 классе при изучении темы «Соли» уместно рассказать о вреде излишнего
употребления поваренной соли. Организм человека быстро реагирует на
нарушение солевого баланса появлением мышечной слабости, быстрой
утомляемостью, потерей аппетита, возникновением неутомимой нужды.
«Вино губит душу людей и их потомство» - эти слова Л.Н. Толстого служат
эпиграфом к уроку «Токсическое воздействие этанола на организм человека:
причины и последствия». Основная цель такого урока показать влияние
алкогольных напитков на системы органов и организма в целом и
способствовать формированию устойчивой мотивации на сохранение
собственного здоровья.
Больше улыбайтесь на уроках – так вы сохраните здоровье и себе и вашим
ученикам.
Литература.
1. Антипова, Л. П. Использование здоровьесберегающих технологий в
образовательном процессе/Л. П. Антипова //Начальная школа.-2011.-№8.-
С.106-108
2. Андреева, И. Г. Сохранение и укрепление здоровья школьников –
актуальное направление развития содержания образования на этапе
инновационного становления России/И. Г. Андреева //Стандарты и
мониторинг.- 2011.-№3.-С.15-19
3. Анализ специалистов отделения СГМ (заведующий В.А.Барсуков)
организационного отдела ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в
Смоленской области» по данным форм федерального статистического
наблюдения, предоставленным Смоленским областным медицинским
информационно-аналитическим центром Департамента Смоленской области
по здравоохранению.
4. Будаева, Н.А. Здоровьесберегающий подход к организации обучения в
начальной школе /Н.А. Будаева //Начальная школа плюс до и после.- 2011.-
№3.-С.32-36
5. Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в
школе//Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.
6. Гурьев, А.В. Особенности планирования основных направлений работы по
сохранению здоровья субъектов учебно-воспитательного процесса в
общеобразовательной школе /А.В. Гурьев //Стандарты и мониторинг.- 2011.-
№3.-С.20-26
6. Казин Э.М. «Здоровьесберегающие технологии в школе», М.: 1999.
7. Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя //
Естествознание в школе.-2005.-№5.
8. Науменко, Ю. В. Примерная программа формирования культуры
здорового и безопасного образа жизни младших школьников /Ю. В.
Науменко //Управление начальной школой.-2011.-№3.-С.48-61
9. Петров В. О. Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя
сельской школы / Сельская школа как личностно-ориентированная
образовательная система: Материалы научно-практической конференции
(май 2004г.). Вып.1-Ростов — н/Д: РГПУ, 2004.
10. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии
в современной школе. — М.: АПК и ПРО,2002.-121с.
11. Тверская Н. В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности
ученика // Образование в современной школе. — 2005. — № 2.