Автор: Костырева Мария Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГБ ОУ Школа 3
Населённый пункт: Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: статья
Тема: Трудный ребенок в приемной семье
Раздел: начальное образование
"Трудный" ребёнок в приёмной семье
В настоящее время растёт число неравнодушных людей, желающих принять
в свои семьи на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей. И большинство из них, если не сказать все, встречаются с
различными проявлениями «трудного» поведения. Действительно, у приёмных
детей очень часто бывает необычное, а порой и шокирующее поведение, которое
ставит в тупик приёмных родителей, педагогов, работающих с этими детьми, и
окружающих людей. Родителям трудно принять поведение их ребёнка, если оно
социально неприемлемо, отклоняется от тех норм и правил, которые приняты
как в обществе в целом, так и в конкретной семье в частности.
Также
иногда
поведение
ребёнка
может
не
особенно
беспокоить
окружающих, но при этом нести непосредственную опасность для жизни и
здоровья
самого
ребёнка.
Специалисты
проводят
разграничение
между
девиантным и делинквентным (лат.
delinquens
— совершающий проступок)
(буквально — преступным) поведением. К последнему относят нарушения норм,
подпадающие
под
категорию
противоправного
действия.
При
этом
подчеркивается, что девиантное поведение относительно, ибо принадлежит к
моральным нормам, а делинквентное — абсолютно, так как нарушает
абсолютную норму, выраженную в юридических законах общества. Тем не
менее, любое отклоняющееся поведение детей, воспринимается приёмными
родителями как «трудное».
Причины «трудного» поведения:
биологические – состояние здоровья, как физического, так и психического;
психологические - черты характера, внутренние жизненные установки,
направленность личности;
социальные - распад существующей системы социальных ценностей и
норм, регулирующих жизнедеятельность людей.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, кроме
вышеперечисленных факторов, причинами «трудного» поведения, в первую
очередь, являются плохое удовлетворение базовых потребностей в младенчестве
(в
безопасности,
любви,
принадлежности),
нарушение
привязанности,
нездоровые
образцы
социализации
(отклоняющееся
поведение
кровных
родителей и близкого окружения), слабость саморегуляции (воли).
Многие дети, воспитывающиеся в замещающих семьях, в прошлом
пережили пренебрежение или насилие со стороны кровных родителей. В
результате они несут с собой эмоциональный багаж нерешённых проблем. У них
искаженный взгляд на мир и на то, как взрослые ведут себя по отношению к
детям. Дефицит материнского внимания, душевного тепла, заброшенность и
беспризорность
детей
являются
причинами
частичного
или
тотального
недоразвития различных психических сфер. Они бывают чрезвычайно сложны в
воспитании. Попытки заставить насильно подчиниться требованиям вызывают
агрессию, жесткое неприятие. Физическое наказание оказывает на таких детей
малый эффект или вообще не действует, т.к. боль от него нельзя сравнить по
силе с той, которую они уже испытали.
Как же справиться с «трудным» поведением приемного ребёнка?
В первую очередь приёмные родители должны помнить, что они не
одиноки, специалисты готовы оказывать услуги по психолого-педагогическому
сопровождению семей, окажут необходимую помощь замещающим семьям по
вопросам воспитания и обучения подопечных. Нужно помнить и о других
специалистах, которые могут помочь в коррекции «трудного» поведения
приёмного ребёнка: врачи (психиатр, невролог), дефектологи, логопеды,
учителя, педагоги дополнительного образования и другие специалисты.
Во-вторых, приёмные родители должны обладать рядом личностных и
профессиональных качеств, чтобы успешно справляться с возникающими
трудностями. Ведь не зря прежде, чем взять на воспитание в семью ребёнка-
сироту, будущие замещающие родители проходят обучение в Школе приёмных
родителей, где получают необходимые знания.
Необходимо
потратить
немало
времени
и
сил
на
установление
доверительного контакта с ребёнком. Древние мудрецы говорили, что можно
перейти только мост, к которому подошел. Контакт между ребёнком и взрослым
подобен мосту, который соединяет две стороны бурного потока. Нет моста —
нет связи, нет пути от взрослого к ребёнку и наоборот.
При взаимодействии ребёнок ведёт себя в соответствии с законами живой
природы. Уровень его открытости прямо связан с ощущением собственной
безопасности. Представьте, что вам попался раненый ёж. Активно пытаясь
помочь ему, вы натыкаетесь на колючки, до тех пор пока ёж не почувствует
тепло, покой, безопасность и не развернётся сам. До этого помощь невозможна.
Ребёнок будет молчать, огрызаться, лгать или демонстрировать другие формы
защитного поведения, пока не почувствует, что вы именно тот взрослый,
который не нарушит его безопасности. Доверие к миру, ситуации, другому
человеку — это базовая потребность ребенка. Поэтому достижение доверия —
первоочередная задача. Её решение обеспечивается признанием безусловной
ценности и уникальности другого человека, демонстрацией принятия его,
заботой о реализации его потребностей.
Нужно найти причины отклоняющегося поведения. Конкретное поведение
— это всегда следствие чего-то. Даже если поступок имел ситуативные
предпосылки и не являлся сознательно мотивированным, следует обратиться к
истокам. Может оказаться, что причина нарушения поведения весьма значима,
поэтому, устраняя только следствия, мы ничего не добьёмся. Путь же от конца к
началу может подсказать направление психологической поддержки.
Типичные причины нарушения поведения могут быть следующими.
- Стремление привлечь к себе внимание. Известны случаи, когда ребёнок с
хорошими способностями просто «увязает в двойках», чтобы добиться
совместного с родителями выполнения домашних заданий. А уж такие способы
привлечения внимания, как дёрганье за косички, подножки, просто широко
известны.
-
Стремление
к
самоутверждению.
Многие
действия
подростков,
производящие неблагоприятное впечатление, продиктованы стремлением найти
ценности, служению которым они могли бы посвятить себя.
- Стремление отомстить родителям или другим взрослым за пережитые
обиды, боль, унижение.
Очень важным для детей-сирот является оказание ребёнку помощи в
реализации его основных потребностей: в любви, в безопасности, во внимании, в
самоутверждении. Прежде всего, необходимо понять, что это, как правило,
ребёнок, в душе которого затаилось чувство «сиротства и отверженности».
Ощущение своей беззащитности и «оставленности» формирует в сознании
такого ребёнка болезненный «комплекс неполноценности», который требует
выработки компенсаторных, защитных психологических реакций, направленных
на самоутверждение. Странности в поведении детей вызывают у родителей
страх, что они могут с ними не справиться, показаться смешными и
беспомощными в своих воспитательных усилиях.
В процессе воспитания приёмного ребёнка, наверняка каждая семья
столкнется со своим собственным, уникальным случаем. Поэтому важно
помнить о том, что мы не можем изменить прошлое, и опыт детей навсегда
останется с ними, что характерно и для всех нас. Как взрослые, мы должны
осознавать существование данного опыта у ребёнка, и это может помочь нам не
только справиться с конфликтами, но и помочь ребёнку стать счастливым и
успешным.
Главное, не игнорировать трудности и проблемы, которые появляются в
замещающей семье. И если не получается решить проблему самим, вовремя
обратиться за помощью.