Автор: Кузина Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 32"
Населённый пункт: Нижегородская область Балахнинский район пгт Гидроторф
Наименование материала: Проект "Экологический театр в ДОУ"
Тема: Создание экологического театра в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 32»
ПРОЕКТ
«Создание экологического театра в
МБДОУ «Детский сад № 32»
Автор проекта: воспитатель
Кузина Светлана Анатольевна
р.п. Гидроторф
2016г
1
Паспорт проекта:
Полное
наименование
программы
Проект создания экологического театра в
МБДОУ «Детский сад № 32»
Основания для
разработки
проекта
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от
14.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации";
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об
утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных
организаций""
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17октября 2013года №1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»
Проблемы
Несформированность экологической культуры у детей;
Не достаточность экологических знаний у детей;
Не умение пользоваться средствами эмоциональной
выразительности речи.
Цель проекта:
Создание условий для формирования у детей основ экологической
культуры через театрализованную деятельность.
Основные
задачи проекта
Повышение эффективности работы по экологическому
воспитанию;
вовлечение детей в активную природоохранную деятельность;
привлечение внимания населения к проблемам окружающей
среды.
развитие творческих способностей детей (умения
перевоплощаться, брать на себя роль, быть актером и
зрителем);
формировать
у
детей
умения
налаживать
партнерские
отношения
через
театрализованную
деятельность
с
экологическим содержанием.
совершенствовать
игровые
навыки
и
творче скую
самостоятельность
детей
через
постановку
музыкальных,
театральных
сказок,
кукольных
спектаклей,
и г р -
драматизаций, этюдов.
Период и этапы
реализации
проекта
2016 – 2019 годы:
первый этап лето-осень 2016 года - анализ образовательной
ситуации в детском саду; ознакомление с научно –
2
методической литературой; изучение передового
педагогического опыта.
второй этап 2016 – 2019 годы - непосредственная работа с
детьми по формированию экологической культуры и навыков
театральной деятельности.
Третий этап зима-весна 2019г. – анализ уровня
экологической воспитанности дошкольников; обобщение
передового педагогического опыта по проблеме «Организация
экологического театра в ДОУ».
Ожидаемые
конечные
результаты,
проекта
Сформированы представления у детей о растениях,
животных, объектах неживой природы их значимости в
жизни человека.
Сформированы основы экологической культуры (осознанное
отношение к окружающему миру).
Дети чувствуют себя раскрепощено, легко общаются друг с
д ру гом ,
и с п ол ь зу ют
с р ед с т ва
э м о ц и о н а л ь н о й
выразительности (мимика, жесты, тон речи), эмоционально
реагируют на природные явления.
Источники
финансирования
проекта
Рациональное использование бюджета;
спонсорская помощь.
Разработчики
проекта
Воспитатель Кузина Светлана Анатольевна
Приказ об
утверждении
проекта
Приказ от 07.07.2017 №30а о/д «Об утверждении проекта
«Создание экологического театра в ДОУ»»
3
Актуальность проблемы
.
Мы живем в 21 веке. И сегодня очень остро стоит проблема загрязнения
окружающей среды. Только в нашем маленьком поселке построено 17
градообразующих предприятий. Все они очень сильно, по мнению жителей,
загрязняют воздух, почву и воду. Дети часто поджигают траву, после чего приходится
долго тушить пожары и дышать угарным воздухом.
Но ведь очень многое зависит от нас самих. Мы часто возмущаемся поведением
молодежи, которая калечит деревья, жжет траву, бросает мусор – это с детских лет
оставшаяся привычка, ведь основные черты характера формируются именно в
дошкольном детстве
.
Именно поэтому работу по осознанно-правильному отношению к природным
явлениям и объектам, которые окружают ребенка, необходимо начинать как можно
раньше, с дошкольного возраста, при этом используя инновационные формы к
воспитательно-образовательной деятельности.
Эффективный путь освоения экологической культуры состоит в том, чтобы не
только передавать знания, а формировать практические навыки, способ мышления,
необходимые для решения и прогнозирования существующих проблем.
А это можно делать только при помощи целенаправленной работы, в которую
обязательно будут включены все участники образовательного процесса ( педагоги,
дети, родители). Наша задача – показать родителям необходимость воспитания у детей
экологической культуры. Ведь нельзя мириться с ситуацией, когда дети в детском саду
учатся бережно относиться к природе, а например, во время отдыха с родителями
наблюдают совершенно другое – экологически не грамотное поведение взрослых.
Система работы для каждого возраста должна решать задачи, присущие зоне
ближайшего развития каждого ребенка и группы в целом. Только получив
определенный багаж знаний, дети смогут применять их на практике и в
самостоятельной деятельности. Система работы по экологическому воспитанию
должна быть интегрирована, охватывать все образовательные области и все виды
деятельности. Экологическое просвещение родителей поможет закреплять знания
детей о природе и переводить приобретенные практические навыки в привычки.
В ДОУ
наряду с традиционными формами работы, такими как наблюдения,
проведение опытов, чтение художественной литературы на экологическую тематику,
прогулки и экскурсии, игровые обучающие ситуации, экологические занятия идет
поиск новых форм работы по формированию начал экологической культуры у детей и
развитию экологической культуры взрослых. На сегодня уже успешно используются
кейс-технолгии, фото и видеорепортажи детей экологической тематики. Но все-таки
еще существуют следующие проблемы:
Несформированность экологической культуры у детей;
Не достаточность экологических знаний у детей;
4
Не умение пользоваться средствами эмоциональной выразительности речи.
Обратив внимание на то, как детям нравятся игры драматизации, мы решили
ввести еще одну новую форму работы с детьми по экологическому воспитанию –
экологический театр.
Экологический театр - новое направление в работе нашего детского сада. А это
значит, что для коллектива открываются разносторонние возможности творческого
поиска,
результатом
которого
станут
интересные
познавательные
постановки,
дополнительные знания о нашем общем доме планете Земля, о взаимозависимости
человека и природы.
Цель проекта: создание условий для формирования у детей основ
экологической культуры через театрализованную деятельность.
Задачами проекта являются:
повышение эффективности работы по экологическому воспитанию;
вовлечение детей в активную природоохранную деятельность;
привлечение внимания населения к проблемам окружающей среды.
развитие творческих способностей детей (умения перевоплощаться,
брать на себя роль, быть актером и зрителем);
формировать у детей умения налаживать партнерские отношения
через театрализованную деятельность с экологическим содержанием.
совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность
детей
через
постановку
музыкальных,
театральных
сказок,
кукольных спектаклей, игр-драматизаций, этюдов.
Проект по созданию экологического театра рассчитан на 3 года. Он включает в себя
3 этапа:
Этапы
Методические мероприятия
1. Подготовительный (лето-осень 2016г.)
Цель: анализ образовательной ситуации в
детском саду; ознакомление с научно –
методической литературой; изучение
передового педагогического опыта.
1.
Диагностика уровня экологической
воспитанности дошкольников.
2.
Изучение передового
педагогического опыта посредством
сети интернет, публикаций в
журналах, специальной
методической литературы.
3.
Определение цели и задач проекта.
4.
Пополнение в группе театральных
уголков в соответствии с задачей.
5.
Разработка перспективного плана
работы.
2. Реализационный(2017-2019г)
Цель: непосредственная работа с детьми по
1.
Непосредственная работа с детьми в
соответствии с календарно
5
формированию экологической культуры и
навыков театральной деятельности.
тематическим планированием.
2.
Презентация сценариев
театральных постановок
природоохранного содержания.
3.
РМО на базе МБДОУ д\с №32 по
теме «Нетрадиционные формы
экологического воспитания
дошкольников»
4.
Открытые показы экотеатра для
родителей и педагогов. (театральная
неделя).
5.
Педагогический совет «Развитие
личности дошкольника в процессе
занятий экологическим театром».
3. Аналитический. (зима-весна 2019г.)
Цель: анализ уровня экологической
воспитанности дошкольников; обобщение
передового педагогического опыта по
проблеме «Организация экологического
театра в ДОУ», перспективы.
1.
Диагностика уровня экологической
воспитанности дошкольников.
2.
Представление «Копилки идей и
находок» по организации
экологического театра (сценарии,
сюжеты, стихи, частушки).
3.
Обобщение и презентация
передового педагогического опыта
ДОУ на методическом объединении
«Организация экологического
театра в ДОУ».
4.
Итоговое экологическое
мероприятие
на базе ДОУ с участием родителей
и детей всех возрастных групп
6
Экологические сказки
Название спектакля
Главная идея
Действующие лица
Цель
2017г
«Цветик –
Семицветик»
Правила
поведения в лесу
Девочка – Женя,
Старушка,
Медведь, Волк, 3
Елочки, Птичка,
Белочки, Заяц
формирование
экологической
культуры
дошкольников
посредством
театрализованной
деятельности
«Приключения
добром лесу»
Значение воды в
жизни растений,
людей и
животных
Русалочка, Ежик,
Ручеек, Дикобраз,
Белка, Сорока
2018г.
«В осеннем лесу»
Как готовятся
лесные жители к
приходу зимы
Лиса, Заяц, Осина,
Еж, Береза, Кабан,
Орешник, Рябина,
Бельчонок
формирование
экологической
культуры
дошкольников
посредством
театрализованной
деятельности
«Весенняя сказка»
Как просыпается
лес после зимы
Весна, Лесовик,
Подснежники,
Белочки, Баба-Яга,
Мышки, Воробей,
Ежики, Волки,
Лисички, Медведи,
Зайцы
2019г.
формирование
экологической
культуры
дошкольников
посредством
театрализованной
деятельности
.
«Сказка о том, как
зиму искали»»
Как животные
приходят друг к
другу на помощь
Дед Мороз,
Снегурочка,
Белочка, Ель, Еж,
Дятел, Баба-Яга,
Медведь, девочка,
Мальчик
7
Диагностика проводится по программе «От рождения до школа» под ред. Н. Е.
Веракса,
Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
в начале проекта с детьми младше-средней и по его окончании с детьми старше-
подготовительной группы, и является основой для проверки сформированности
экологических знаний, и экологической культуры и социально-личностного развития
ребенка.
Диагностический материал подобран с учётом возрастных особенностей детей и
разделён на разделы:, социально-личностное развитие ребенка в театральной
деятельности.
См. приложение № 1
Результаты диагностики см. приложение № 2
После проведения диагностики мы получаем необходимые нам данные о
сформированости, частичной сформированости или не сформировнности знаний
детей для выстраивания дальнейшей работы и формирования индивидуальных
образовательных маршрутов.
8
Формы и методы работы с детьми.
Экологические беседы.
Познавательные занятия.
Экологические экскурсии.
Уроки доброты.
Экологические конкурсы
Экологические акции.
Трудовой десант.
Зеленый патруль.
Клуб исследователей природы.
Лаборатория юного эколога.
Трудовая деятельность в уголке природы и на огороде
Наблюдения за животным и растительным миром, за трудом взрослых.
Чтение литературы, рассматривание демонстрационного материала,
заучивание .стихов, пословиц, поговорок и др..
Дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
Выставка детских работ.
Экологические тренинги
Музыкальные игры и занятия.
Оснащение и пополнение театральных уголков.
Театрализация, инсценировки.
Экологические сказки.
Работа с родителями.
Анкетирование по вопросам экологического воспитания.
Тематические беседы.
Индивидуальные беседы.
Информационные стенды.
Создание фото и видео репортажей о домашних питомцах.
Организация экскурсий на природу, в зоопарк, в театр;
Совместное изготовление костюмов для спектаклей.
Изготовление поделок из бросового и природного материала;
Участие в выставках и конкурсах;
Совместная продуктивная деятельность в организации досугов и праздников.
9
Ожидаемые результаты.
Сформированы представления у детей о растениях, животных, их значимости в
жизни человека.
Сформированы знания об объектах неживой природы.
Сформированы
основы
экологической
культуры
(осознанное
отношение
к
окружающему миру)
Дети чувствуют себя раскрепощено, легко общаются друг с другом, используют
средства
эмоциональной
выразительности
(мимика,
жесты,
тон
речи),
эмоционально реагируют на природные явления.
Положительный эффект.
Дети стали дружелюбнее, добрее друг к другу и окружающим,
эмоционально реагируют на явления и события, происходящие в жизни
природы, самостоятельная деятельность детей насыщена театрализованными
играми.
«Пускай я маленький, но я бесконечно сильный, потому,
что в мире много существ меньше и слабее меня, и
можно сделать им добро, хотя бы тем, чтобы пройти
мимо, не задев, не затронув»
Е.Леонов
10
Используемая литература:
1. Миронов А.В. Экологическое воспитание в контексте с ФГОС ДО . Учитель 2016г.
2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников
Москва Издательский центр «Академия» 2013г.
3. Лыкова И.А. , Рыжова Н.А. Интеграция эстетического и экологического образования
в детском саду. Цветной мир 2012г.
4. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании
дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и
литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.:
Гном и Д, 2005г.
5.Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду. Учитель 2015г.
6. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания . Дошкольное
воспитание. 2002г.
7. Радынова О.П. Музыка о животных и птицах . Издательство Сфера 2016г.
\
11