Напоминание

"Готовность ребёнка к школе как условие его успешной адаптации"


Автор: Овчинникова Нина Александровна
Должность: заместитель директора
Учебное заведение: МАУДО "Детский сад №10"
Населённый пункт: город Ялуторовск, Тюменская область
Наименование материала: Практикум
Тема: "Готовность ребёнка к школе как условие его успешной адаптации"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Практикум «Готовность ребёнка к школе

как условие его успешной адаптации»

Автор: Овчинникова Нина Александровна, заместитель директора

МАУДО «Детский сад

№10» г. Ялуторовска Тюменской области.

Цель: формировать представления участников о готовности детей к школьному обучению,

повышать их педагогическую компетентность по вопросам воспитания и обучения будущих

школьников.

Участники: педагоги, родители.

Оборудование:

лист-карточка

«Портрет

первоклассника

глазами

воспитателя,

глазами

родителя», карточка «Мотивы учения», маркер, рисунок «Дерево готовности», мяч (2 шт.), книга (2

шт.), шнурок.

Ход мероприятия:

Добрый день, участники, рада приветствовать вас. Наша сегодняшняя встреча посвящена

обсуждению готовности детей к школе. Поступление в школу – переломный момент в жизни

каждого ребенка, который кардинально меняет весь его образ жизни, предъявляя к нему новые

правила и требования, к которым нужно адаптироваться и привыкнуть. И воспитатели, и родители

заинтересованы в успешности обучения ребёнка. На что при подготовке детей к школе, мы –

педагоги и родители должны обращать внимание? Попробуем разобраться.

Упражнение «Портрет первоклассника»: предлагаю составить портреты первоклассника

– один глазами воспитателя, второй глазами родителя, назвав самые важные, по вашему мнению, 5-

6 характеристик. Обсуждение созданных портретов (похожи, отличаются и т.д.). Создавая

портреты, вы все были правы, в какой-то мере. Готовность к школе – это совокупность разных

факторов и личностных особенностей ребенка, она включает в себя несколько компонентов.

Рисунок «Дерево». Представим готовность в виде дерева: корни – это успешная адаптация,

ствол

само

понятие

готовности,

от

которого

идут

ветки

виды

готовности.

Поиграем

и

рассмотрим каждую из них.

Ветка

«физическая

готовность».

Упражнение

«Рисуй

восьмёрку»,

упражнение-

физминутка:

1. Рисуй восьмерку вертикально,

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям веди

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально

И в центре ты остановись,

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец,

Зарядка окончена, ты молодец!

2. Давным-давно жил царь Горох

И делал каждый день зарядку.

Он головой крутил-вертел

И танцевал вприсядку.

Плечами уши доставал

И сильно прогибался,

Он руки к небу поднимал,

За солнышко хватался.

Согласитесь, быть физически зрелым – это важно? Физическая готовность к школе – это

состояние

здоровья,

определённый

уровень

зрелости

организма:

1.

Уровень

биологического

развития. 2. Общее физическое развитие. 3. Уровень развития основных видов движений. 4.

Развитие мелкой моторики рук. 5. Гигиенические умения, навыки самообслуживания. 6. Знания по

основам здоровья.

Ветка «педагогическая готовность». Блиц-опрос»: участникам предлагается ответить на

вопросы.

1. Песок сыплют, а воду ....

2. Котлеты жарят, а суп ....

3. Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену...

4. Стол можно сломать, а стакан…

5. Если перевернуть эту цифру – она станет больше. Какая это цифра? (6)

6. В каком месяце 28 дней? (В каждом)

7. Какой ребёнок появляется на свет с усами? (Котёнок, щенок)

Что помогло вам ответить на вопросы? Правильно, имеющиеся знания.

Педагогическая готовность к школе – это тот багаж знаний, умений и навыков, которыми

обладает ребёнок, то есть уровень владения специальными знаниями, необходимыми для обучения

в школе (общая осведомлённость, навыки прямого и обратного счета, выполнение элементарных

математических операций и т.д.).

Предлагаю рассмотреть ещё один вид готовности, психологическую готовность (ветка) – это

системная характеристика, которая включает в себя несколько направлений.

Игра «Попробуй не ошибись» (интеллектуальная готовность). Сможете ли вы сейчас

повторить за мной три коротенькие фразы?

«Сегодня идет дождь». Все уверенно повторяют фразу. «А завтра, думаете, будет хорошая погода?».

Ошибки снова нет. «Вот вы и ошиблись». Педагоги в недоумении: «Почему?». Это была моя третья

фраза. Никто не повторил.

Игра «Закончи слово». «Я скажу первый слог слова, а вы продолжите: по, на, за, ми, до, ку.

Считаете, важно быть внимательным, уметь, мыслить, запоминать?

В целом, интеллектуальная готовность ребенка предполагает наличие таких качеств как:

дифференциальное восприятие, концентрации внимания, аналитическое мышление, логическое

запоминание, интерес к знаниям, овладение на слух разговорной речью, способность к пониманию

и использованию символов, развитие зрительно-двигательной координации.

Упражнение-презентация

«Виды

мотивов»

(мотивационная

готовность).

Вам

предложено 6 мотивов к учению, внимательно прочитайте и расставьте баллы от 0 до 5 (от низкого

к высокому мотиву):

а) "Я хочу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил"

(Внешний мотив - 0 баллов).

б) "Я хочу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все

равно бы учился" (Учебный мотив - 5 баллов).

в) "Я хочу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть" (Игровой

мотив - 1 балл).

г) "Я хочу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а

до школы я был маленьким" (Позиционный мотив - 3 балла).

д) "Я хочу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься

- и можешь стать, кем захочешь" (Социальный мотив - 4 балла).

е) "Я хочу в школу потому, что получаю там пятерки" (Мотив получения отметки - 2 балла).

Только то дело будет успешным, которое выполняешь с желанием и интересом, поэтому к

концу дошкольного возраста у ребёнка должно быть: желание учиться, стремление получать

новые

знания;

интерес

к

познанию

мира;

положительное

отношение

к

школе,

учителю,

одноклассникам.

Упражнение «Узелок» (социально-личностная готовность). Вызываются два участника.

Каждый участник прячет одну руку за спину. Перед партнёрами находиться шнурок (верёвочка).

Инструкция: «У каждого из вас сейчас может работать одна рука. Вам вдвоём нужно завязать узелок

на верёвочке». Обсуждение: Удалось ли вам выполнить задание? Какие чувства вы испытывали?

Почему? Что для вас было трудным? Лёгким?

Школьное обучение предполагает общение с большим количеством людей, поэтому у

ребёнка должны быть хорошо развиты следующие качества: умение общаться со взрослыми и

сверстниками,

как

знакомыми,

так

и

незнакомыми;

способность

выполнять

требования

взрослого; отзывчивость, умение сочувствовать, сопереживать; развитые моральные принципы;

адекватная самооценка.

Упражнение

«Донеси

мяч»

(эмоционально-волевая

готовность).

Вызываются

два

участника. Каждому даётся книга. Ведущий кладёт мячи на книгу и просит участников донести мяч

до доски, держась за уголки книги, преодолевая препятствия (стулья, расставленные в хаотичном

порядке). Вопросы к игрокам: легко ли им было выполнить задание? Что мешало? Что помогало?

Правильно, вы следовали правилам, проявляли усилие.

Требования школьной жизни нелегки для вчерашнего дошкольника, ему необходимо быть

собранным,

ответственным

и

организованным.

От

него

потребуются:

способность

сосредотачиваться на задаче; умение доводить начатое до конца; произвольность поведения –

умение управлять своими поступками и эмоциями, сдерживать негативные проявления; умение

преодолевать трудности при достижении цели; умение действовать по правилам.

Обратите внимание на наше дерево, на нём есть и листочки. Пусть, распустившиеся зелёные

яркие листочки

олицетворяют

улыбки наших ребят-первоклашек, испытывающих радость от

каждодневной встречи со школой и желание постигать новое.

На этом наша встреча подошла к концу, спасибо за внимание.



В раздел образования




Яндекс.Метрика