Автор: Мария Артуровна Капустина
Должность: учитель начальных классов МБОУ Техтюрская СОШ им А.Д. Широких
Учебное заведение: учитель начальных классов МБОУ Техтюрская СОШ им А.Д. Широких
Населённый пункт: С Техтюр
Наименование материала: доклад
Тема: «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях семьи и образовательной организации»
Раздел: начальное образование
МБОУ Техтюрская СОШ им. А.Д. Широких МР Хангаласский улус
Республика Саха Якутия
«Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в
условиях семьи и образовательной организации»
Выполнила: Капустина М.А.
Учитель начальных классов
Техтюрской средней школы
им. А.Д. Широких
Хангаласского улуса
Техтюр 2024
Содержание
1.
Введение
2.
Особенности работы с детьми в классах коррекции
3.
Важность социализации детей с ОВЗ
4.
Роль образовательного учреждения в социализации детей с
ограниченными возможностями.
5.
Из опыта работы
6.
Использованная литература
Введение.
Включение
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
в
образовательный
процесс
массовой
школы
является
общемировой
тенденцией.
В настоящее время национальная образовательная политика в нашей стране
нацелена на создание оптимальных условий, для включения детей с
ограниченными
возможностями
здоровья
в
общеобразовательные
учреждения, развитие инклюзивного образования. Это нашло отражение в
федеральной целевой программе «Доступная среда»
в национальной
стратегии-инициативе «Наша новая школа», которые ориентируют систему
образования на обеспечение успешной социализации детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции
детей с ограниченными возможностями обусловливает необходимость
создания
для
них
адекватного
образовательного
процесса
именно
в
общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в
обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.
Объект исследованияявляется процесс воспитания детей с ограниченными
возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.
Предметом –является теоретические и методологические основы воспитания
детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной
школе.
Целью - является изучение особенностей воспитания детей с ограниченными
возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.
Задачи:
1. изучить личностные особенности детей с ограниченными особенностями;
2. определить роль образовательного учреждения в социализации детей с
ограниченными возможностям
Особенности работы с детьми в классах коррекции
Класс коррекции – это отнюдь не страшный приговор, которого так боятся
большинство родителей, наоборот - это возможность получать ребенком
знания в том количестве, в котором он способен воспринимать. Ведь
наполняемость класса коррекции практически в 2 раза меньше, чем в
обычном классе. Именно здесь у учителя есть больше времени для того,
чтобы досконально выяснить ту или иную причину отставания ребенка,
использовать
индивидуальный
подход
к
каждому
ученику.
Педагог в классе коррекции выполняет две роли: роль учителя и роль
психолога. Роль учителя заключается в создании рабочей программы с
учетом всех особенностей своих учеников, а также в построении урока таким
образом, чтобы материал был доступен каждому. В своей работе учитель
класса коррекции должен опираться на общепризнанные программы, но и
также
прибегать
к
коррекционно-
развивающим
программам
для
общеобразовательных учреждений. Переключение от одной мыслительной
операции к другой им дается с трудом, необходим отдых. Без определенной
наглядности, шаблонов детям тяжело воспринимать материал. Каждый урок
должен быть сопровожден наглядным материалом для более результативного
освоения
учеником
новой
темы.
Речь детей в классах коррекции не развита. Как правило, они не могут
самостоятельно высказать свою мысль. Здесь работа учителя заключается в
том, что он должен выслушивать доводы и ответы детей, даже если они
неверны и давать возможность другим детям корректировать ответы
одноклассников. Работа по развитию речи должна проходить не только на
уроках русского языка и литературного чтения, но и на других предметах.
В своей работе учитель класса коррекции должен уделять большое внимание
самостоятельной работе на уроках учащихся. Сейчас очень популярен стал
метод обучения, учитывающий уровневый подход. Ученик должен получать
задания, которые ему по силам. Потому что основной причиной нежелания
учиться у детей является то, что ученику со слабыми способностями
предлагаются задания, к которым он еще не готов, в то время как более
сильный, выполнив задание, уже скучает. Отсюда следует, что детям
необходимо давать задания разной степени трудности. Для этого очень
хорошо использовать карточки. Работа в классе коррекции – это довольно
сложный и кропотливый труд, который требует от учителя большой
выдержки, а также знаний и умений. Но она очень интересна тем, что это
постоянный поиск действенных приемов обучения, умение понять все
тонкости
и
особенности
любого
детского
характера
и
поведения.
Важность социализации детей с ОВЗ
Согласно Л.С.Выготскому, недостаточная готовность детей с ОВЗ
к успешной интеграции в общество связана не с их биологическим
неблагополучием, а с «социальным вывихом», нарушающим связь ребенка
с социумом и культурой, как источниками развития. Исправление «вывиха»
происходит через освоение «особыми» детьми многообразия социальных
ролей, их сущности, функциональных характеристик, использования
в реальных ситуациях.
Для этого необходимо выполнение главного условия социализации детей
с ОВЗ — участия в жизни группы здоровых сверстников, воспитанных в духе
толерантности. Поэтому только детские сады и общеобразовательные школы
могут обеспечить им социальную реабилитацию, социальную адаптацию
и личностное развитие.
Социализация
детей
с ограниченными
возможностями
происходит
на следующих уровнях:
Структурный. Умение правильно вести себя в социуме, используя
навыки общения и выполняя правила школьной дисциплины.
Ценностный
и морально-нравственный.
Умение
оценивать
происходящие в мире события.
Учебный.
Умение
осознавать,
планировать
и реализовывать
собственные образовательные задачи.
Личностное развитие. Принятие ответственности за решение своих
социальных проблем.
Духовное развитие. Принятие культурно-исторических ценностей
и соответствие им в желаниях и поведении.
Механизмом социализации особых детей является деятельность, как способ,
условие и форма выражения культурно-исторического воспроизведения
социального опыта. В том числе:
1.
Учебная деятельность: базовое школьное и дополнительное
образование.
2.
Предметно-практическая деятельность.
Самообслуживающий труд.
Использование бытовых устройств.
Использование ассистивных (помогающих) устройств, например
звуковое управление освещением, кроватью.
Художественно-прикладной труд.
3.
Творческая деятельность.
4.
Спорт.
Роль образовательного учреждения в социализации детей с
ограниченными возможностями.
Совершенствование
системы
образования
в
соответствии
с
законом
Российской Федерации «Об образовании» требует внедрение в практику
работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на
своевременное обеспечение каждому ребёнку в соответствии с его возрастом
адекватных условий для развития, формирования полноценной личности,
получения должного образования.
Особого
подхода
в
этом
плане
требуют
дети
с
ограниченными
возможностями здоровья. Следует отметить, что увеличение числа таких
детей наблюдается во всём мире, и проблема социализации детей с
ограниченными
возможностями
здоровья
стала
одной
из
наиболее
актуальных психолого-педагогических проблем.
Данная категория детей имеет различные дефекты в развитии, но их
объединяет проблема ограниченности их возможностей в социальной
адаптации, социализации и интеграции в общество.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - весьма специфичный
контингент учащихся. Определяет судьбу личности не сам по себе дефект, а
его социальные последствия, комплекс изменений черт его личности и
отношения к нему общества. Поэтому ограниченность определяется не самой
болезнью, а той социальной средой, которой окружен такой ребенок.
Необходимо учесть, что для социально-педагогической адаптации таких
детей необходимо создавать такую образовательную среду, в которой
имелись бы возможности для коррекции не только отклонений в развитии
детей, но и коррекции отношения самого социального окружения (социума) к
такой категории детей.
Интеграция “проблемных” детей в общеобразовательные учреждения – это
закономерный
этап
развития
образования.
Этот
этап
связан
с
переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам,
с признанием не только равенства их прав, но и осознанием общества своей
обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности
в разных областях жизни, включая образование.
Дополнительное
образование
предоставляет
ребёнку
максимум
возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с
учётом
интересов
и
желаний,
оказывает
огромное
влияние
на
его
дальнейшую судьбу. Для многих детей – это основная, а иногда и
единственная возможность для того, чтобы получить жизненно важные
практические навыки.
Признание прав такого ребёнка, его интересов, потребностей, оказание
помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей
профессиональной деятельности является чрезвычайно важным.
С раннего детства «особые» дети сталкиваются с оценкой их внешности,
умственных способностей другими, что приводит формированию у них
«комплекса неполноценности», который выражается в замкнутости и
приводит к скрытой депрессии.
По мере взросления они начинают осознавать, что уровень их жизненных
возможностей по сравнению с «обычными» детьми снижен. При этом
формируются излишне заниженная самооценка, социальная пассивность,
происходит сужение активного жизненного пространства.
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности,
бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности
общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда к
элементарному образованию.
Чтобы ребенку было легче адаптироваться в наш подчас сложный, даже для
здорового
человека,
мир
-
необходимо
привить
ему
навыки
коммуникативной культуры.
Как часто в нашем существовании (социуме, бытие) не хватает задушевных
разговоров,
добрых
слов,
умения
слушать
и
слышать,
нежных
прикосновений, сопричастности к внутреннему миру другого человека,
просто таких черт характера, как такт и деликатность. В жизни нередко
контактируя с человеком, мы зачастую не знаем о нем почти ничего: его
возраст, социальный статус, национальность, финансовое положение, но
одно мы можем сказать с уверенностью уже после нескольких минут
общения, приятен нам собеседник или нет. Будет ли желанен повторный
контакт, независимо, от того деловое это общение или просто знакомство.
Одной из задач своей педагогической деятельности, я считаю – не только
развитие
потенциала
ребенка,
но
и
сохранение,
и
укрепление
психологического здоровья.
Для этого необходимы факторы:
создание ситуации успеха;
обеспечение атмосферы комфорта;
формирование адекватной гибкой самооценки;
развитие рефлексии;
повышение стрессоустойчивости при взаимодействии с социумом.
Понять человека гораздо легче, взаимодействуя с ним на равных, принимая
его взгляды, ценности, обсуждая трудности и неудачи. Выйти на такой
уровень
общения
можно
с
помощью
развития
навыков
общения.
Общение –
сложный
процесс
взаимодействия
между
людьми,
заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании
партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа,
люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь
на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным
вербальными
и
невербальными
актами.
Содержание
общения –
информация,
которая
в
межиндивидуальных
контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть
сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об
обстановке
во
внешней
среде.
Наиболее
разнообразно
содержание
информации в том случае, если субъектами общения являются люди.
Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт
общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте
о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за
рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти
цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства
удовлетворения
социальных,
культурных,
творческих,
познавательных,
эстетических и многих других потребностей.
В психологии общения - умение налаживать контакты, способность к
конструктивному и взаимообогащающему общению с другими людьми.
Коммуникабельность является одним из определяющих навыков успешного
социального взаимодействия, затрагивающим как профессиональные, так и
личные отношения. Коммуникабельность является одним из важнейших
личных качеств в профессиях, предусматривающих активное общение с
другими людьми.
Начиная работать с ребенком-инвалидом, наблюдая за ним, постоянно идешь
на контакт, ищешь точки соприкосновения, интересные дела и темы. Ведь
многие дети находятся в состоянии депрессии, самоизолируются от
общества, стесняются показать людям свою непохожесть.
Изолированность, замкнутость от всего мира и состояние безысходности,
потери чего-то главного в жизни стало причиной внутриличностных
нарушений и частичной утраты коммуникативных навыков этих детей.
Дети просто не научились общаться, считая, что их никто не понимает, не
доверяя никому, о своих проблемах старались молчать.
Как объединить в группу и разговорить этих детей, помочь им раскрыться,
быть полноценными членами нашего общества, не чувствуя ущербности, не
испытывая чувства стыда?
Решению этих задач способствовало:
- знакомство детей друг с другом;
- создание условий для раскрепощения;
- их сближение и объединение;
- осознание собственной индивидуальности, повышение самооценки;
- развитие коммуникативных навыков и умений;
- снижение эмоционального напряжения, оптимизация функционального
состояния.
Без общения с другими людьми немыслимо существование на Земле. И даже
когда человек находится далеко, например, высоко в горах или в самом
центре пустыни, где на сотни километров вокруг нет ни одного человека, он
все равно ощущает присутствие людей: вспоминаются строки любимого
поэта, используются вещи, которые сделали другие люди. Но помимо
ощущения присутствия необходимо и настоящее общение.
При проведении занятий по развитию коммуникабельности и навыков
общения в стандартных ситуациях мною используется: проведение игровых
программ и массовых игр: игры знакомства, игры по этикету; ролевые игры-
шутки; упражнения на вербальную и невербальную коммуникацию; игры на
развитие эмоциональных реакций и различных видов поведения в разных
ситуациях.
Все
эти
можно
разделить
на
несколько
направлений:
«Я и мой язык». Игры и упражнения, направленные на развитие языка
жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых,
существуют
и
другие
средства
общения.
(Иностранец,
волшебный
мешочек)
Словарная работа. Развитию коммуникабельной компетенции способствует
и словарная работа. Знакомство с новыми словами, как употреблять их в
правильном контексте, шаг за шагом расширяя словарный запас детей.
Заинтересованное общение. Всё время идет разговор, это могут быть
различные
темы,
никак
не
связанные
между
собой,
касается
это
просмотренного фильма, домашних или личных дел, отношений в семье или
сверстниками. Иной раз дети выдумывают истории, далёкие от реальности,
где они главные действующие лица, и вокруг них крутиться весь мир, не
пытаюсь их прервать, понимая, что ребенок высказывает сокровенные
желания, выдает желаемое за действительность, не боясь осуждения. Нам
всем иногда нужна сказка.
Включения
детей
в
активные
формы
личностно-ориентированной
деятельности оказывает на них социализирующее влияние, расширяет
возможности
для
самоутверждения
и
самореализации,
социальной
адаптации,
расширяет
коммуникативные
связи,
возможности
их
интеллектуального и физического развития.
Но педагог один не может самого главного: наполнить жизнь ребенка с ОВЗ
общением со сверстниками.
Каждый человек уникален и в силу своей уникальности – неидеален. Кто- то
умный, но страшный зануда, кто-то весельчак, кто-то молчун, а у кого-то
сегодня просто плохое настроение и поэтому он сердится на весь мир. Все –
разные.
Но есть некоторые особенности, которые присутствуют в человеке в силу
определенных обстоятельств, болезни, травмы… Нужно понимать эти
особенности, помогать человеку их преодолевать
Жизнь показывает, что глобальные изменения в окружающем нас мире могут
начаться с малого поступка: с посаженного дерева, очищенного ручья,
помощи ближнему… Поступок влечет за собой не только конкретное
действие, но и положительный пример.
Из опыта работы
Мне хочется рассказать о девочке Нарие, которая училась в моем классе.
Нынче Нария учится в 9 классе.
Нария пришла в класс с не только с проблемой зрения и еще она была очень
застенчивой, молчаливой, боялась, что над ней будут смеяться, если она
сделает что-то не так, плохо ориентировалась в пространстве классной
комнаты.
У девочки поставили диагноз альбинос.
Дети-альбиносы имеют белую окраску кожи, волосы у них белые или они
блондины. Глаза имеют красновато-розоватый цвет вследствие
просвечивания крови, циркулирующей в сосудах глазных оболочек через
прозрачные безпигментные среды глаза. Альбиносы из-за недостаточной
пигментной ширмы плохо видят; глаза их исключительно чувствительны к
свету, днем веки обычно полузакрыты, прищурены; в сумерках они видят
несколько лучше. Дети с альбинизмом испытывают трудности в восприятии
учебного материала, на уроках они невнимательны и рассеяны, им
свойственна неразвитость орфографической зоркости. Темп чтения и письма
медленный, они с трудом удерживают взор на строке. Видят не все буквы в
слове. Пишут дрожащую линию. Дети этой категории испытывают
трудности при оформлении письменных работ, плохо ориентируются в
малом пространстве. Но несмотря на это Нария участвовала в различных
конкурсах, олимпиадах, в научно практических конференциях.
Требования к уроку в школе для слабовидящих детей:
Строгое выполнение офтальмологических рекомендаций
Соблюдать режим зрительной работы (10-15 минут)
Из опыта работы с Нарией:
При изучении словарных слов использовала в своей работе карточки,
способствующие задействовать ассоциативную память. Применяю
методику работы, в основу которой положен метод целостного
образного
Постоянно применяю в работе практические методы (измерение,
вычерчивание
геометрических
фигур,
лепка,
моделирование,
аппликация).
Применяю на уроках таблицы Шульте, для быстрого узнавания и
нахождения цифр и букв
Применяю репродуктивный метод, при котором учитель даёт образец
выполнения задания, а затем требует от учащихся воспроизведения
знаний, действий, заданий в соответствии с образцом.
Результаты работы видны: слабовидящие дети знают правила, овладевают
навыком чтения, письма, решают простые задачи и составные с помощью
учителя, имеют прочные знания по устным предметам. Но трудностей и
проблем ещё много. Необходимо искать и применять такие приёмы и
способы, помогающие полноценному обучению слабовидящих детей.
Использованная литература
1.
Васина Л.Г. Реабилитация через образование // Дефектология. -
1998. - №5.
2.
Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. Книга
для родителей. - М., 1996.