Автор: Белова Альбина Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГКУСО РО Таганрогский центр помощи детям5
Населённый пункт: Город Таганрог Ростовская область.albina_belova@list.ru
Наименование материала: Статья
Тема: "Природа в воспитании детей"
Раздел: среднее образование
Мир природы в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, как ресурс, восполняющий дефицит добра
“Образование только развивает нравственные силы
человека, но не даёт их; даёт их человеку природа”
В. Г. Белинский
При поступлении в Центр помощи ребёнок чаще всего имеет пониженную
познавательную активность, не знает правил поведения в природе, никак не
осознаёт свою личную значимость и представления о явлениях природы и
помощи окружающей среде, которую мог бы сам выполнить. А уж опыт
взаимодействия с окружающей средой как правило вообще отсутствует.
Требуется необходимая работа по освоению целенаправленной работы по
экологическому воспитанию, чтобы справиться с последствиями негативной
прошлой жизни, стать добрее, мягче. Экологическое воспитание помогает
сформировать жизненные ценности и те интересы, которые помогут
правильно выбрать будущую профессию и социализироваться в современном
обществе. Мир природы в воспитании и образовании детей – это
закономерной явление, к которому надо научиться правильно относиться,
чтобы суметь внести собственную лепту в охрану окружающей нас среды.
Из-за неправильного вмешательства человека в природу может произойти
катастрофа с угрозой для всего человечества в целом.
Наша задача, живущих сейчас на этой планете, исправить все экологические
ошибки, допущенные людьми до сих пор. А для этого современному
человеку
необходимо
знать
элементарные
экологические
правила.
У
воспитанника должен сформироваться новый тип мышления и экологические
представления. А далее и экологическое сознание. Вот тогда и появится
убеждение
в
необходимости
экологической
деятельности
самого
воспитанника. И только затем вырабатываются навыки и привычки
правильного отношения к нашей природе. В нашей конституции прописаны
обязанности граждан по сохранению природы и её компонентов, включая
природные богатства (ст. 58).
Чтобы сформировать экологическую культуру и экологическое сознание
воспитанников
с
положительной
динамикой
развития
была
создана
программа для клуба «Юный эколог» воспитателем Таганрогского центра
помощи детям №5 Алексеевой Е. В..
Поставлены основные задачи:
- Образовательные:
1) Формировать навыки экологически безопасного, правильного поведения
по отношению к природе;
2) Научить ребят видеть и понимать явления живой природы;
3) Знать основы экологических правил;
4) Познакомить детей с жизнью в природе (растения, животные, человек);
- Воспитательные:
1) Беречь и защищать природу;
2) Ответственность по отношению к окружающей среде и её обитателях;
3) Необходимо знать и соблюдать определённые правила;
- Развивающие:
1) Развитие способности принять верное решение по участию в охране и
улучшении окружающей среды;
2) Развитие нравственных и эстетических чувств.
Таким образом экологическое воспитание является значимой составной
частью нравственного воспитания, восполняя тем самым дефицит добра,
столь нужного нашим воспитанникам. Воспитатель использует различные
формы мероприятий. Ребята очень любят экскурсии. Только в реальных
условиях гораздо легче научить детей правилам поведения в окружающей
среде и заботе о ней. Для этого надо тщательно продумать тему, цель,
организационную форму деятельности, распределить обязанности между
детьми. Рассказ воспитателя должен быть настолько интересным, чтобы
побудить ребят выражать своё отношение к происходящему в природе. Это
помогает
понять,
насколько
каждый
воспитанник
готов
сопоставить
действительность и ярче чувствовать красоту природных явлений. Ребята
очень любят слушать и цитировать стихи о временах года наших русских
классиков: А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева и т. д.. Без соответствующего
уровня экологической культуры человек может обладать нужными знаниями,
но
практически
не
владеть
ими.
Чтобы
полностью
сформировать
экологическую культуру, устранив дефицит добра, надо подтвердить это
своим поведением. То есть экологическое образование включает в себя в
равных частях экологическое сознание и экологическое поведение.
Календарно-тематический учебный график программы клуба «Юный эколог»
на 2023-2024 учебный год
№ Название модуля
Тема мероприятия
Дата
проведения
Теория
Практика
1
Экология и здоровье:
понятия «экология»,
«физическое и
психологическое
здоровье», «эмпатия»,
«здоровьесберегающее
поведение».
Описывает
здоровьесберегающие
технологии
человеческой
деятельности в узком
и широком смыслах.
«Экология и
здоровье»,
«Живительная сила
воды» (с
использованием
просмотра и
обсуждения
документального
фильма)
14
сентября
2023 года
1
«Здоровые
продукты питания».
Познавательное
занятие с
использованием
научно-популярных
материалов
21 декабря
2023
1
Итого:
2
2
Природа родного края:
познавательные
занятия
о
водоёмах,
растениях,
животных
города и Ростовской
области, экскурсии в
парк в разное время
года,
беседы
на
природе,
изучение
деревьев, кустарников
и цветов, растущих на
территории Центра и
на
прилегающей
к
нему территории
Прогулки в парк в разное время года, участие в Дне
древонасаждения, облагораживание территории ЦПД
Познавательное
мероприятие
«Природа
родного
края:
растения,
животные,
водоёмы»
26 октября
2023
1
«Лекарственные
растения
Ростовской
области».
Познавательная
виртуальная
прогулка
13 ноября
2023
1
Познавательный
устный
журнал
«Красная книга»
24 апреля
2024
1
Итого:
3
3
Загадки животного
мира: изучение
млекопитающих,
животных морских
глубин, интересные
факты об их жизни
«Из
жизни
млекопитающих»
9 января
2024
1
«Хищники глубин».
Познавательное
мероприятие
19 февраля
2024
1
Итого:
2
4
Удивительный мир
растений: информация
«Интересные факты
из
жизни
13 марта
2024
1
о роли растений на
Земле, о
лекарственных
растениях, о растениях
«дикой природы».
Занятия этого модуля
практического
характера: экскурсии,
посадка семян,
облагораживание
клумб на территории
Центра, участие в Дне
древонасаждения
растений».
Экологическая игра
5
Итоговое
мероприятие: Земля –
наш общий дом:
экологические
проблемы планеты
Земля, обсуждение
проблемных ситуаций,
а также раскрытие
роли каждого в
сохранении нашей
планеты
«Планета
Земля».
Знакомство
с
растениями,
растущими
на
клумбах.
Посадка
семян
в
землю.
Конкурс
рисунков
красоты
нашей
природы
18 мая
2024
1
Итого:
6
3
9
Ожидаемый результат:
1)
Повышение и пропаганда экологической культуры и экологического
сознания детей;
2)
Повышение уровня осознания в защите мира природы;
3)
Постоянная помощь в озеленении нашего двора;
4)
Развитие деловых и организаторских способностей у ребят Центра;
5)
Привлечение внимания взрослых друзей нашего Центра к проблеме
озеленения и благоустройства территории нашего двора. Помощь в
приобретении зелёных насаждений (кусты можжевельника, саженцы
плодовых деревьев, цветы).
На
основании
общего
положения
ФГО
установлены
требования
к
результатам воспитания. Академик Б. Т. Лихачёв: «проблема, выдвинутая
реалиями 20 века, принявшими глобальный, угрожающий жизни на земле
характер. Но её истоки в давними уходящими глубокими корнями в историю
человечества представлениями о смысле бытия, обязанностей и правах
человека». Выдающиеся советские педагоги А. С. Макаренко, В. А.
Сухомлинский,
С.
Т.
Шацкий
не
представляли
себе
организации
педагогических процессов вне природы и нравственной, эстетической
взаимосвязи с природой. Но ведь просто знания сами по себе не могут
воспитывать. Только при правильно происходящем педагогическом процессе
изменяется потребительское отношение к природе, восполняется дефицит
добра, изменяется и строится экологическая культура каждого воспитанника
потому, что формируются социально необходимые нравственные качества
личности.
Только
результат
этой
деятельности
поможет
состояться
гармонизации
уже
нарушенной
биосферы.
Именно
такой
эффект
формирования
экологического
образования
дают
занятия
в
форме
практикумов по уборке территории от загрязнения и мусора, озеленению и
поддержке флоры. Экологическое образование создаёт бережное отношение
и любовь к природе. Своё виденье природы воспитанники прекрасно
передают в изобразительной деятельности. Чтобы отобразить на мольберте
окружающий мир, они проявляют смекалку, сообразительность, творческие
способности, желание созидать. Это прекрасные пейзажи и натюрморты,
выполненные нашими воспитанниками.
Программа клуба способствует укреплению физического и духовного
здоровья ребят посредством общения с природой. Этому способствуют
различные массовые мероприятия на свежем воздухе. Сохраняется приоритет
общенациональных ценностей Российского общества: гражданственность,
экологическая культура, здоровый образ жизни, охрана природы и её
составляющих компонентов, добро и безопасность человека и государства.
«Скорость, с какой развивается цивилизация, и, следовательно, скорость, с
какой люди опустошают нашу удивительную прекрасную планету, растёт из
месяца в месяц. Долг каждого -
попытаться предотвратить ужасное
осквернение нашего мира, и в эту борьбу каждый может внести свой пусть
маленький, пусть скромный вклад» (Дарелл Д. М.).
План работы клуба способствует в получении разнообразных знаний по
экологии,
повышении
экологической
культуры
и
природоохранного
воспитания, эмоционально-положительному отношению к окружающему
миру. Воспитанники наблюдают красоту природы и её неповторимость,
выражают свои чувства в рисунках, чтении стихов, поделках из природного
материала. В природе всё взаимосвязанно, и если нарушается хоть одна
связь, то это влечёт к необратимым негативным последствиям. У наших
ребят формируется понятие экологической безопасности, о рациональном
использовании природных ресурсов. Формируется экологически грамотное
поведение. Они уже умеют бережно относиться к природе.
В нашем дворе созданы кормушки для птиц, озеленена приусадебная часть
двора. В результате экскурсий изучаются правила поведения в природе.
Постоянно проводятся беседы о «братьях наших меньших», зимующих и
перелётных
птицах.
Дети
принимают
участие
во
Всероссийских
экологических акциях. Все поставленные задачи успешно решаются и очень
сплачивают детский коллектив. В нашей стране федеральный проект «Чистая
страна», созданный в рамках национального проекта «Экология», должен к
2024 году обеспечить ликвидацию 191 свалки и 88 объектов накопленного
вреда. С 2025 года продолжением «Чистой страны» станет проект
«Генеральная
уборка».
По
результатам
учёта
были
сформированы
программы
по
ликвидации
затонувших
судов,
скважин,
свалок
и
заброшенных промышленных предприятий.
В 2023-24 гг. в федеральном бюджете на их ликвидацию предусмотрено 20
миллиардов рублей. По расчётам учёных здоровье и долголетие человека
зависит на 10% от здравоохранения, на 20% - от генетики, на 30% - от
экологии и окружающей среды, на 40% - от образа и стиля жизни.
Каждый из нас просто обязан заботиться об окружающей среде и её
обитателях.
«Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок» (Г. Х. Андерсен).