Напоминание

"Психолого-педагогические основы использования компьютерных технологий в детской реабилитации."


Автор: Бейбалаева Нино Вагифовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 18"
Населённый пункт: город Кисловодск, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: "Психолого-педагогические основы использования компьютерных технологий в детской реабилитации."
Раздел: начальное образование





Назад




Психолого-педагогические основы использования компьютерных технологий

в детской реабилитации.

С

потерей

зрения

человек

теряет

80%

получаемой

информации

и

нетрудоспособен

-

общепризнанный

стереотип,

сложившийся

годами.

Естественно, человеку с проблемами зрения трудно конкурировать со здоровыми,

зрячими людьми, особенно на рынке труда. Инвалиду приходится значительно

труднее выполнять операции, чем здоровому человеку. Но люди с физическими

ограничениями

могут

полноценно

трудиться,

используя

в

профессиональной

деятельности

устройства,

компенсирующие

потерю

зрения

и

помогающие

воплощать в жизнь задачи, выполняемые зрячими людьми в различных сферах

профессиональной деятельности.

За

последние

годы

реабилитология

определилась

как

самостоятельное

направление помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья и начала

стремительное развитие, открывая новые возможности. В процессе развития

реабилитологии произошел переход от медицинской модели помощи (установка

на излечение болезни) к антропоцентрической модели (установка на развитие и

становление личности ребенка с ограниченными возможностями, интеграция в

социальную среду). Общей целью реабилитации является нормализация жизни,

которая подразумевает нормализацию условий жизни детей с ограниченными

возможностями и интеграцию их в общество насколько это возможно. Иными

словами, это стремление к тому, что считается обычным и нормальным для

ребенка конкретного возраста. В настоящее время сформировано понимание, что

реабилитация - это не просто оптимизация лечения, а комплекс мероприятий,

направленных как на ребенка, так и на его окружение, в первую очередь на

семью. Главной

задачей

педагогической

реабилитации

является

оптимизация

образовательного маршрута ребенка, включение его в единое образовательное

пространство.

Решение

этой

задачи

обеспечивается

путем

внедрения

в

образовательный процесс дистанционного обучения для слепых и слабовидящих

детей.

За последние десятилетия в мире отмечается нарастание частоты рождения

детей с врожденными физическими аномалиями, дефектами зрения и тяжелыми

хроническими заболеваниями.

Чем

своевременней

и

качественнее

будет

оказываться

ребенку-инвалиду

комплексная

реабилитационная

помощь,

тем

большее

количество

детей-

инвалидов

смогут

адаптироваться

в

социум,

а

следовательно,

и

показатель

качества их жизни будет неуклонно повышаться.

Применение компьютеров соотносительно к реабилитационному процессу и в

коррекционно-развивающей

работе

может

быть

весьма

многогранным

и

обширным. Для лиц с глубокими нарушениями зрения в условиях современного

общества

процесс

социализации

в

значительной

степени

зависит

от

уровня

овладения навыками работы с информацией и компьютерными технологиями

Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная

компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера

как

средства

решения

задач

деятельности

становятся

сейчас

необходимыми

каждому человеку независимо от профессий. Информационные технологии в

детской

реабилитологии,

прежде

всего,

комплекс

методических

и

учебных

материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники

объединенных в систему научных знаний об их роли и месте в комплексном

реабилитационном процессе.

Процесс овладения компьютерной грамотностью требует учета человеческого

фактора. Особенно остро эта проблема встает на начальной ступени развития.

Ведь

детство – не только источник человеческой одаренности, но и период

душевной ранимости, психической уязвимости. Поэтому вносить что-то новое в

жизнь детей всегда следует с особой осторожностью. «Помоги, но не навреди!» –

принцип, которому нужно следовать, внедряя ИКТ для реабилитации детей.

Ребенок может овладеть информационными технологиями уже в дошкольном

возрасте.

Но

успех

этого

приобщения

возможен

в

том

случае,

если

компьютерные средства станут подлинными средствами его деятельности, т.е.

средствами его повседневного общения, посильного труда. Это, в свою очередь,

требует

создания

наукоемких

компьютерных

программ,

структура

которых

соотносима с интеллектуальной структурой деятельности ребенка. Применение

компьютеров в реабилитационном процессе может быть весьма многогранным и

обширным, но прежде всего это развивающие и обучающие компьютерные игры,

ставшие

одним

из

методов

коррекции

интеллектуальных,

двигательных

и

речевых дефектов.

Благодаря использованию в рамках школьной общеобразовательной программы

игр,

обучающих

математике,

русскому

или

английскому

языку,

анатомии,

географии и т.д. можно сделать нудный и скучный школьный предмет живым и

интересным — таким образом, решается проблема реабилитации педагогически

запущенных детей, детей со сниженной мотивацией и с трудностями в обучении.

Отдельное

место

среди

компьютерных

игр

занимают

“социальные”

компьютерные игры, моделирующие ситуации в магазине, метро, на улице и т.д.,

что позволяет ребенку-инвалиду адаптироваться к той или иной незнакомой

жизненной ситуации. К сожалению, на компьютерном рынке эти игры еще не

получили

должного

распространения.

На

определенном

этапе

овладения

ребенком

компьютерными

навыками

надо

стараться

подключать

к

играм

родителей, по отношению к которым ребенок выступает в роли инструктора и

наставника.

У некоторых детей с эмоциональной неустойчивостью компьютерные игры

позволяют

снять

раздражение,

недовольство

жизнью

и

окружающими,

что

благотворно влияет на их дальнейшее поведение. У детей с ограниченными

физическими

возможностями,

но

с

сохранным

интеллектом

в

результате

компьютерной игры снижается ощущение физической неполноценности: в игре

он может то, что в жизни ему недоступно. Компьютерные игры позволяют не

только развивать ребенка, обучать его чему-нибудь, но и эффективно снимают

раздражительность,

состояние

повышенной

нервозности,

дают

прекрасную

эмоциональную разрядку.

Педагогическая реабилитация с использованием компьютерных развивающих

программ

способствует

успешной

адаптации

детей

в

социуме,

усвоению

в

доступной форме знаний, умений и навыков, повышению уровня самооценки

детей.

Наш

опыт

показывает,

что

в

целях

успешной

адаптации

ребенка

с

ограниченными

возможностями

в

социуме

необходимо

обязательно

осуществлять

взаимодействие

ребенка

с

информационными

технологиями.

Первым

шагом

должно

стать

формирование

компьютерной

грамотности.

Для

конкретного

ребенка

с

особыми

образовательными

потребностями

использование компьютеров на занятиях и во внеурочной деятельности может

создать

уникальную

информационную

среду

и

способствовать

успешному

продвижению

по

индивидуальной

образовательной

т р а е к т о р и и .

Поэтому формирование компьютерной грамотности, умения пользоваться

компьютером реализуется на уроках, факультативах и кружках. Так например, на

уроках

химии

и

биологии

используется

интерактивная

доска,

электронные

микроскопы,

программы

электронного

образовательного

ресурса.

Что

способствует концентрации внимания учащихся на содержании предлагаемого

материала,

вызывает

интерес

и

положительный

эмоциональный

настрой

на

восприятие,

усиление

непроизвольного

внимания.

Творческий

элемент

предусматривает развитие полученных знаний в ходе активной самореализации

личности

в

процессе

творческой

деятельности.

Предложенное

программное

обеспечение

предоставляет

преподавателю

и

воспитаннику

возможность

использовать компьютер как инструмент для реализации собственных идей и

замыслов.

Поведенческий

элемент

во

время

работы

на

компьютере

предусматривает

формирование

устойчивых

положительных

привычек

и

применение

поведенческих

стереотипов

в

эмоциональном

устойчивом

состоянии.

Применение компьютера способствует развитию личности, изменению её

структуры:

изменению

в

когнитивной

сфере

-

развитие

пространственного

восприятия

и

воображения, развитие

мышления,

формирование

таких

мыслительных операций, как анализ и синтез, сравнение и аналогия, умение

мысленного экспериментирования; изменениям в личностной сфере – снижение

склонности

поддаваться

групповому

давлению,

возрастание

глубины

и

интенсивности общения с единомышленниками; изменениям в мотивационной

сфере – развитие мотивации и склонности к исследовательской деятельности;

изменениям

в

эмоциональной

сфере

преобладает

положительный

эмоциональный фон, ниже уровень тревожности, растет чувство уверенности в

себе.

Итак,

можно

делать

следующие

выводы:

детская

реабилитация

более

эффективна, если использовать компьютерные технологии, к которым относятся:

развивающие

компьютерные

программы

по

изучаемым

предметам,

«социальные» игры. С их помощью проводится коррекция всех сфер развития

ребенка: когнитивной, личностной, мотивационной и эмоциональной.



В раздел образования




Яндекс.Метрика