Автор: Бейбалаева Нино Вагифовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 18"
Населённый пункт: город Кисловодск, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: "Психолого-педагогические основы использования компьютерных технологий в детской реабилитации."
Раздел: начальное образование
Психолого-педагогические основы использования компьютерных технологий
в детской реабилитации.
С
потерей
зрения
человек
теряет
80%
получаемой
информации
и
нетрудоспособен
-
общепризнанный
стереотип,
сложившийся
годами.
Естественно, человеку с проблемами зрения трудно конкурировать со здоровыми,
зрячими людьми, особенно на рынке труда. Инвалиду приходится значительно
труднее выполнять операции, чем здоровому человеку. Но люди с физическими
ограничениями
могут
полноценно
трудиться,
используя
в
профессиональной
деятельности
устройства,
компенсирующие
потерю
зрения
и
помогающие
воплощать в жизнь задачи, выполняемые зрячими людьми в различных сферах
профессиональной деятельности.
За
последние
годы
реабилитология
определилась
как
самостоятельное
направление помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья и начала
стремительное развитие, открывая новые возможности. В процессе развития
реабилитологии произошел переход от медицинской модели помощи (установка
на излечение болезни) к антропоцентрической модели (установка на развитие и
становление личности ребенка с ограниченными возможностями, интеграция в
социальную среду). Общей целью реабилитации является нормализация жизни,
которая подразумевает нормализацию условий жизни детей с ограниченными
возможностями и интеграцию их в общество насколько это возможно. Иными
словами, это стремление к тому, что считается обычным и нормальным для
ребенка конкретного возраста. В настоящее время сформировано понимание, что
реабилитация - это не просто оптимизация лечения, а комплекс мероприятий,
направленных как на ребенка, так и на его окружение, в первую очередь на
семью. Главной
задачей
педагогической
реабилитации
является
оптимизация
образовательного маршрута ребенка, включение его в единое образовательное
пространство.
Решение
этой
задачи
обеспечивается
путем
внедрения
в
образовательный процесс дистанционного обучения для слепых и слабовидящих
детей.
За последние десятилетия в мире отмечается нарастание частоты рождения
детей с врожденными физическими аномалиями, дефектами зрения и тяжелыми
хроническими заболеваниями.
Чем
своевременней
и
качественнее
будет
оказываться
ребенку-инвалиду
комплексная
реабилитационная
помощь,
тем
большее
количество
детей-
инвалидов
смогут
адаптироваться
в
социум,
а
следовательно,
и
показатель
качества их жизни будет неуклонно повышаться.
Применение компьютеров соотносительно к реабилитационному процессу и в
коррекционно-развивающей
работе
может
быть
весьма
многогранным
и
обширным. Для лиц с глубокими нарушениями зрения в условиях современного
общества
процесс
социализации
в
значительной
степени
зависит
от
уровня
овладения навыками работы с информацией и компьютерными технологиями
Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная
компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера
как
средства
решения
задач
деятельности
становятся
сейчас
необходимыми
каждому человеку независимо от профессий. Информационные технологии в
детской
реабилитологии,
прежде
всего,
комплекс
методических
и
учебных
материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники
объединенных в систему научных знаний об их роли и месте в комплексном
реабилитационном процессе.
Процесс овладения компьютерной грамотностью требует учета человеческого
фактора. Особенно остро эта проблема встает на начальной ступени развития.
Ведь
детство – не только источник человеческой одаренности, но и период
душевной ранимости, психической уязвимости. Поэтому вносить что-то новое в
жизнь детей всегда следует с особой осторожностью. «Помоги, но не навреди!» –
принцип, которому нужно следовать, внедряя ИКТ для реабилитации детей.
Ребенок может овладеть информационными технологиями уже в дошкольном
возрасте.
Но
успех
этого
приобщения
возможен
в
том
случае,
если
компьютерные средства станут подлинными средствами его деятельности, т.е.
средствами его повседневного общения, посильного труда. Это, в свою очередь,
требует
создания
наукоемких
компьютерных
программ,
структура
которых
соотносима с интеллектуальной структурой деятельности ребенка. Применение
компьютеров в реабилитационном процессе может быть весьма многогранным и
обширным, но прежде всего это развивающие и обучающие компьютерные игры,
ставшие
одним
из
методов
коррекции
интеллектуальных,
двигательных
и
речевых дефектов.
Благодаря использованию в рамках школьной общеобразовательной программы
игр,
обучающих
математике,
русскому
или
английскому
языку,
анатомии,
географии и т.д. можно сделать нудный и скучный школьный предмет живым и
интересным — таким образом, решается проблема реабилитации педагогически
запущенных детей, детей со сниженной мотивацией и с трудностями в обучении.
Отдельное
место
среди
компьютерных
игр
занимают
“социальные”
компьютерные игры, моделирующие ситуации в магазине, метро, на улице и т.д.,
что позволяет ребенку-инвалиду адаптироваться к той или иной незнакомой
жизненной ситуации. К сожалению, на компьютерном рынке эти игры еще не
получили
должного
распространения.
На
определенном
этапе
овладения
ребенком
компьютерными
навыками
надо
стараться
подключать
к
играм
родителей, по отношению к которым ребенок выступает в роли инструктора и
наставника.
У некоторых детей с эмоциональной неустойчивостью компьютерные игры
позволяют
снять
раздражение,
недовольство
жизнью
и
окружающими,
что
благотворно влияет на их дальнейшее поведение. У детей с ограниченными
физическими
возможностями,
но
с
сохранным
интеллектом
в
результате
компьютерной игры снижается ощущение физической неполноценности: в игре
он может то, что в жизни ему недоступно. Компьютерные игры позволяют не
только развивать ребенка, обучать его чему-нибудь, но и эффективно снимают
раздражительность,
состояние
повышенной
нервозности,
дают
прекрасную
эмоциональную разрядку.
Педагогическая реабилитация с использованием компьютерных развивающих
программ
способствует
успешной
адаптации
детей
в
социуме,
усвоению
в
доступной форме знаний, умений и навыков, повышению уровня самооценки
детей.
Наш
опыт
показывает,
что
в
целях
успешной
адаптации
ребенка
с
ограниченными
возможностями
в
социуме
необходимо
обязательно
осуществлять
взаимодействие
ребенка
с
информационными
технологиями.
Первым
шагом
должно
стать
формирование
компьютерной
грамотности.
Для
конкретного
ребенка
с
особыми
образовательными
потребностями
использование компьютеров на занятиях и во внеурочной деятельности может
создать
уникальную
информационную
среду
и
способствовать
успешному
продвижению
по
индивидуальной
образовательной
т р а е к т о р и и .
Поэтому формирование компьютерной грамотности, умения пользоваться
компьютером реализуется на уроках, факультативах и кружках. Так например, на
уроках
химии
и
биологии
используется
интерактивная
доска,
электронные
микроскопы,
программы
электронного
образовательного
ресурса.
Что
способствует концентрации внимания учащихся на содержании предлагаемого
материала,
вызывает
интерес
и
положительный
эмоциональный
настрой
на
восприятие,
усиление
непроизвольного
внимания.
Творческий
элемент
предусматривает развитие полученных знаний в ходе активной самореализации
личности
в
процессе
творческой
деятельности.
Предложенное
программное
обеспечение
предоставляет
преподавателю
и
воспитаннику
возможность
использовать компьютер как инструмент для реализации собственных идей и
замыслов.
Поведенческий
элемент
во
время
работы
на
компьютере
предусматривает
формирование
устойчивых
положительных
привычек
и
применение
поведенческих
стереотипов
в
эмоциональном
устойчивом
состоянии.
Применение компьютера способствует развитию личности, изменению её
структуры:
изменению
в
когнитивной
сфере
-
развитие
пространственного
восприятия
и
воображения, развитие
мышления,
формирование
таких
мыслительных операций, как анализ и синтез, сравнение и аналогия, умение
мысленного экспериментирования; изменениям в личностной сфере – снижение
склонности
поддаваться
групповому
давлению,
возрастание
глубины
и
интенсивности общения с единомышленниками; изменениям в мотивационной
сфере – развитие мотивации и склонности к исследовательской деятельности;
изменениям
в
эмоциональной
сфере
–
преобладает
положительный
эмоциональный фон, ниже уровень тревожности, растет чувство уверенности в
себе.
Итак,
можно
делать
следующие
выводы:
детская
реабилитация
более
эффективна, если использовать компьютерные технологии, к которым относятся:
развивающие
компьютерные
программы
по
изучаемым
предметам,
«социальные» игры. С их помощью проводится коррекция всех сфер развития
ребенка: когнитивной, личностной, мотивационной и эмоциональной.