Автор: Шипилова Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 23 «Радуга»
Населённый пункт: с. Величаевское Левокумского муниципального округа Ставропольского края
Наименование материала: выступление на педагогическом совете
Тема: Формы и методы патриотического воспитания детей в современном ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Формы и методы патриотического воспитания детей в
современном ДОУ
(выступление на педагогическом совете)
Подготовила: Шипилова Е.Ю. – воспитатель
МКДОУ д\с №23 с. Величаевское
Сегодня задача патриотического воспитания подрастающего поколения
приобретает
особую
значимость.
Российской
системе
образования
принадлежит главная роль в гражданском становлении молодежи, в
воспитании любви к родине, преданности своему отечеству.
Одной из отличительных характеристик патриотизма является его
социальная
содержательность.
Учреждения
дошкольного
образования
являются первой ступенью системы образования в нашей стране. И именно
поэтому им принадлежит ведущая роль в формировании у дошкольников
первичных представлений об окружающем мире и позиционировании себя в
нем, в воспитании патриотических чувств и ощущении себя гражданами
великой страны.
За
последнее
время
активно
в
методической
и
психолого-
педагогической
литературе
обсуждаются
вопросы
по
ознакомлению
дошкольников с окружающей действительностью, воспитанию у них любви
и гордости не только к России, но и к своей малой родине, краю, городу,
селу. Всевозможные аспекты патриотического воспитания дошкольников
исследовались специалистами различных областей науки: философами,
педагогами, психологами (К.Д. Ушинский, А.Н. Радищев, В.Г. Белинский,
В.А. Сухомлинский, Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова и др.).
Патриотическое воспитание дошкольников – это одна из основных
задач учреждений дошкольного образования. Это сложный педагогический
процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Для
достижения наиболее эффективной организации воспитательного процесса,
направленного на формирование патриотизма как качества личности,
педагогам
и
воспитателям
необходимо
владеть
соответствующими
методиками и организационными формами, и методами работы.
Мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная
позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания. Ежегодно в ДОУ
составляется план по патриотическому воспитанию, который охватывает все
формы и методы методологической и воспитательной работы. Примерный
перечень мероприятий и тем занятий, предусмотренный планом, включает:
мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам,
спортивные
конкурсы,
тематические
занятия
по
изучению
природы,
особенностей,
традиций
родного
края,
государственной
символики,
торжественные мероприятия, посвященные государственным праздникам.
В педагогической работе с детьми дошкольного возраста по каждому
направлению патриотического воспитания используются определенные
методы и средства. Любовь к родной природе и малой родине – и есть основа
воспитания патриотизма у дошкольников. Основной задачей воспитателя
является воспитать у ребёнка любовь к родной природе, научить видеть и
чувствовать красоту природы, стремиться сохранить и уберечь ее богатства.
Любовь к природе будет крепнуть, если педагог будет осуществлять работу в
данном направлении, начиная с младшей группы. Можно проводить с детьми
прогулки и экскурсии в лес, парк, поле, на пруд, к речке или морю, все это
позволит научить воспринимать красоту родной природы, испытывать
радость общения с нею.
Если
использовать
в
своей
работе
с
детьми
произведения
художественной литературы и искусства, то представления и впечатления о
родной природе будут наполняться смыслом и станут более глубокими. При
знакомстве с родной природой необходимо делать акцент на её красоту и
разнообразие, на особенности и неповторимость. Например, попробовать
определить дерево, которое характерно только для России, какие цветы
растут на просторах российских лугов, какие животные и птицы обитают в
наших лесах и многое другое. Изобразительная деятельность также
способствует углублению любви к природе родной страны. Дети рисуют
зимний лес, берёзку, цветущий сад, бурого медведя и т.д. Для того, чтобы
воспитать
у
дошколят
стремление
своим
трудом
уберечь
природу,
воспитателю необходимо организовать такие мероприятия как уход за
комнатными растениями, кормление птиц, животных (например, белок в
парке), рыбок. Для детей это огромная радость и удовольствие. Если
взрослые хорошо знают природу, видят и чувствуют её красоту, то воспитать
любовь к природе у детей не составит особого труда.
Воспитатель знакомит детей с достопримечательностями улицы, на
которой они живут, рассказывает о том, чем славится их город, село.
Дошкольники знакомятся с людьми, которые прославились своим трудом,
боевыми заслугами, чьими именами названы города, улицы, площади. В
результате у ребёнка появляется гордость за свой родной край.
в
рамках
патриотического
воспитания
необходимо
знакомить
дошкольников с событиями прошлого. Для того, чтобы появилось уважение
к героизму и мужеству советских людей, которые сражались за Родину и
отдали свои жизни за неё в Великой Отечественной войне, необходимо
познакомит ребёнка с памятниками этим героям. Здесь дети могут возложить
цветы. В продолжении данной работы необходимо познакомить детей с
городами-героями, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом
Российской Федерации.
Важной частью работы по воспитанию любви к Родине является
«формирование у детей представлении о людях родной страны, тех людях,
которые
прославили
нашу
Родину
(художниках,
композиторах,
изобретателях, ученых, путешественниках, врачей и т.д. – выбор зависит от
воспитателя)». Здесь, по мнению Н.Г. Комратовой и Л.Ф. Грибовой, «надо на
конкретных примерах, через конкретных людей познакомить детей с
«характером» российского народа (творческие способности, умелость,
песенность, гостеприимство, отзывчивость, смелость, умение защищать свою
Родину и др.)».
Рассматривание
иллюстраций,
слушание
художественных
произведений, беседы, а также рисование, экскурсии, игры-путешествия –
все это помогает решать поставленную задачу. Знакомя детей с родной
страной, «воспитатель обязательно рассказывает о ее людях, создавших
своим трудом все, что делает ее прекрасной и сильной, об их стремлении
сделать Родину еще краше, а жизнь всех людей радостной и счастливой».
Педагог отмечает изменения, которые происходят вокруг: строятся новые
жилые дома, школы, магазины, больницы, улучшается транспорт и т. п. Дети
узнают о технической оснащенности труда, облегчающей его и делающей
более производительным. Воспитатель обращает их внимание на слаженный,
коллективный характер труда, на эстетику и культуру труда. Дети узнают о
его общественной оценке – наградах и поощрениях.
Педагог рассказывает дошкольникам о значимости труда родителей,
подчеркивая их заботу о детях. Для этой цели он использует беседы,
художественную литературу, показывает картины, проводит экскурсии.
«Постепенно чувство любви, уважения к родным расширяется и переносится
на других людей – работников детского учреждения, соседей и знакомых».
Детский сад – вторая семья ребенка, где он окружен вниманием, любовью и
заботой
работников
дошкольного
учреждения.
Поэтому
в
процессе
патриотического воспитания у детей воспитывается уважение к труду тех,
кто их воспитывает, лечит, кормит, заботится о чистоте помещений.
Организуя наблюдения за трудом няни, прачки, повара, дворника и других
работников,
воспитатель
раскрывает
детям
смысл
их
действий,
направленных на создание в детском саду чистоты, уюта, обеспечение детей
вкусной
едой,
заполнение
их
жизни
содержательной,
интересной
деятельностью. Дети должны стремиться беречь результаты труда взрослых
и по возможности помогать им.
При воспитании уважения и признательности к защитникам Родины
воспитатель «учитывает интерес, проявляемый детьми к Вооруженным
силам страны: сначала их, привлекает красочность военной формы, динамика
военных ритуалов. От внешних моментов он ведет детей к пониманию более
существенного – патриотизма советских воинов, их готовности защищать
Родину, постоянного совершенствования боевой выучки». Это достигается
беседами, чтением рассказов и стихотворений («Мы – военные» С. Маршака,
«Твои защитники» и «Про нашу пехоту» Л. Кассиля и др.). Дети с интересом
рассматривают картины и иллюстрации, отражающие боевые подвиги и
мирные будни солдат. Воспитанников старшего возраста «знакомят с
различными родами войск, с боевыми наградами, с именами героев
гражданской и Великой Отечественной войн. Посещение памятников,
возложение, цветов становится традиционным». Важно, чтобы дети узнали
от воспитателя, чем занимаются солдаты в мирное время: проводят военные
учения, участвуют в строительстве, помогают при чрезвычайных ситуациях
спасать людей и т.д.
Учитывая интерес детей, особенно мальчиков, к военным играм,
педагог направляет их содержание, взаимоотношения детей в игре на
отражение мирных будней Вооруженных Сил страны. Дети охотно играют в
«школу пограничников», в «аэродром», «военный парад». Эти игры
используются для воспитания у них таких качеств, как смелость, ловкость,
товарищество; дисциплинированность, умение командовать и подчиняться. К
теме «Вооруженные силы страны» воспитатель обращается не только во
время подготовки к празднованию Дня Защитника Отечества, но и в течение
всего года. Растить детей интернационалистами – одна из сложных задач
воспитателя. Из его рассказов, из книг, которые он читает детям, из
иллюстраций, кино, видео и диафильмов они узнают о многонациональном
составе населения нашей страны, а также о других странах. Методы
воспитания
основ
интернационализма
разнообразны:
это
рассказы
воспитателя и чтение книг (например, «Братишки», «Твой праздник» А.
Барто, «Страна, где мы живем» С. Баруздина), приглашение в детский сад
гостей – представителей разных национальностей и стран, слушание
народных сказок, национальной музыки, исполнение песен и плясок,
рассматривание произведений народного творчества. Свои представления о
людях разных национальностей дети отражают и углубляют в играх с
куклами, изображающими людей разных национальностей, в играх в
«путешествия» (едут в гости в другие страны и края, везут подарки,
выступают с концертом, принимают у себя гостей и т.п.). Педагог помогает в
их подготовке, организации и оформлении. Воспитывающиеся в детском
саду дети разных национальностей исполняют на родном языке песни,
национальные пляски. Дошкольники на собственном опыте убеждаются в
том, что все они живут дружно и весело.
Реальная действительность насыщена яркими фактами и событиями,
которые привлекают внимание дошкольников, но в которых им еще трудно
самостоятельно разобраться. Педагог «расширяет и углубляет их интерес к
общественной жизни страны, воспитывает положительное отношение ко
всему, что дорого россиянам. Из обилия событий и фактов он отбирает
наиболее яркие и доступные детям: всенародные праздники, всероссийские
субботники; дети узнают о пионерах и их организации, о государственной
символике, гербе, флаге, гимне». Педагог организует наблюдения за
подготовкой
к
праздникам:
внимание
дошкольников
обращается
на
украшение улиц и помещений детского сада, они готовят выступления на
праздничном утреннике; со старшими детьми проводятся беседы, в которых
раскрывается основная идея каждого праздника. Они узнают о том, что
взрослые встречают праздники трудовыми подарками; дети и сами активно
участвуют в предпраздничной уборке помещения и участка, украшают их,
готовятся к праздничному утреннику. Необходимо, чтобы дети принимали
участие в праздновании Дня города или в других событиях, чтобы они имели
возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья. Это может
осуществляться в таких формах, как отражение впечатлений от экскурсий в
рисовании, конструировании, изготовлении макетов или подарков, которые
дети вручают бывшим воинам в День Победы, просто на улице, в парке и т.п.
Приобщаясь к традиционным всенародным праздникам, дошкольники
потом с удовольствием их вспоминают, отражают в своей игровой и
изобразительной деятельности. В целом учет возрастных особенностей детей
дошкольного возраста требует широкого применения в педагогической
работе по патриотическому воспитанию игровых приемов, которые важны
как для повышения познавательной активности детей, так и для создания
эмоциональной
атмосферы.
Рассматривание
иллюстраций,
слушание
художественных произведений, беседы, а также рисование, экскурсии, игры-
путешествия – все это помогает решать задачи патриотического воспитания
дошкольников. Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки» и
«путешествия» (в прошлое и настоящее). Каждая тема патриотического
воспитания должна подкрепляться различными играми, продуктивными
видами
деятельности
(изготовление
коллажей,
поделок,
альбомов,
тематическое рисование, лепка, конструирование).
Таким
образом,
формы
и
методы
патриотического
воспитания
дошкольников
разнообразны
–
словесные,
наглядные,
игровые,
практические.
Средствами
патриотического
воспитания
дошкольников
является само окружение (природное, социальное) в котором они живут:
художественная литература, музыка, изобразительное искусство, игра, труд и
праздники.
Список использованной литературы:
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.:
ЦГЛ, 2005. – 256 с.
2. Белая К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического
воспитания: из опыта работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М.:
ТЦ Сфера, 1998. – 175 с.
3. Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание в современных
условиях:
особенности,
подходы,
подготовка
будущих
учителей.
–
Челябинск: Факел, 1997. – 216 с.
4.
Козакова
И.C.
Особенности
патриотического
воспитания
дошкольников // Обруч. – 2003. – № 6. – С.8-12.
5. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред.
пед. учеб. заведений. – 3-е изд., исправ. и доп. / С.А. Куликова, Т.А.
Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с.
6. Комратова Н.Г. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет / Н.Г.
Комратова, Л.Ф. Грибова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с.
7.
Никонова
Л.Е.
Патриотическое
воспитание
детей
старшего
дошкольного возраста: пособие для педагогов. – Минск: Народная асвета,
1991. – 112 с.