Напоминание

Формы и методы патриотического воспитания детей в современном ДОУ


Автор: Шипилова Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 23 «Радуга»
Населённый пункт: с. Величаевское Левокумского муниципального округа Ставропольского края
Наименование материала: выступление на педагогическом совете
Тема: Формы и методы патриотического воспитания детей в современном ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формы и методы патриотического воспитания детей в

современном ДОУ

(выступление на педагогическом совете)

Подготовила: Шипилова Е.Ю. – воспитатель

МКДОУ д\с №23 с. Величаевское

Сегодня задача патриотического воспитания подрастающего поколения

приобретает

особую

значимость.

Российской

системе

образования

принадлежит главная роль в гражданском становлении молодежи, в

воспитании любви к родине, преданности своему отечеству.

Одной из отличительных характеристик патриотизма является его

социальная

содержательность.

Учреждения

дошкольного

образования

являются первой ступенью системы образования в нашей стране. И именно

поэтому им принадлежит ведущая роль в формировании у дошкольников

первичных представлений об окружающем мире и позиционировании себя в

нем, в воспитании патриотических чувств и ощущении себя гражданами

великой страны.

За

последнее

время

активно

в

методической

и

психолого-

педагогической

литературе

обсуждаются

вопросы

по

ознакомлению

дошкольников с окружающей действительностью, воспитанию у них любви

и гордости не только к России, но и к своей малой родине, краю, городу,

селу. Всевозможные аспекты патриотического воспитания дошкольников

исследовались специалистами различных областей науки: философами,

педагогами, психологами (К.Д. Ушинский, А.Н. Радищев, В.Г. Белинский,

В.А. Сухомлинский, Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова и др.).

Патриотическое воспитание дошкольников – это одна из основных

задач учреждений дошкольного образования. Это сложный педагогический

процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Для

достижения наиболее эффективной организации воспитательного процесса,

направленного на формирование патриотизма как качества личности,

педагогам

и

воспитателям

необходимо

владеть

соответствующими

методиками и организационными формами, и методами работы.

Мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная

позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания. Ежегодно в ДОУ

составляется план по патриотическому воспитанию, который охватывает все

формы и методы методологической и воспитательной работы. Примерный

перечень мероприятий и тем занятий, предусмотренный планом, включает:

мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам,

спортивные

конкурсы,

тематические

занятия

по

изучению

природы,

особенностей,

традиций

родного

края,

государственной

символики,

торжественные мероприятия, посвященные государственным праздникам.  

В педагогической работе с детьми дошкольного возраста по каждому

направлению патриотического воспитания используются определенные

методы и средства. Любовь к родной природе и малой родине – и есть основа

воспитания патриотизма у дошкольников. Основной задачей воспитателя

является воспитать у ребёнка любовь к родной природе, научить видеть и

чувствовать красоту природы, стремиться сохранить и уберечь ее богатства.

Любовь к природе будет крепнуть, если педагог будет осуществлять работу в

данном направлении, начиная с младшей группы. Можно проводить с детьми

прогулки и экскурсии в лес, парк, поле, на пруд, к речке или морю, все это

позволит научить воспринимать красоту родной природы, испытывать

радость общения с нею.

Если

использовать

в

своей

работе

с

детьми

произведения

художественной литературы и искусства, то представления и впечатления о

родной природе будут наполняться смыслом и станут более глубокими. При

знакомстве с родной природой необходимо делать акцент на её красоту и

разнообразие, на особенности и неповторимость. Например, попробовать

определить дерево, которое характерно только для России, какие цветы

растут на просторах российских лугов, какие животные и птицы обитают в

наших лесах и многое другое. Изобразительная деятельность также

способствует углублению любви к природе родной страны. Дети рисуют

зимний лес, берёзку, цветущий сад, бурого медведя и т.д. Для того, чтобы

воспитать

у

дошколят

стремление

своим

трудом

уберечь

природу,

воспитателю необходимо организовать такие мероприятия как уход за

комнатными растениями, кормление птиц, животных (например, белок в

парке), рыбок. Для детей это огромная радость и удовольствие. Если

взрослые хорошо знают природу, видят и чувствуют её красоту, то воспитать

любовь к природе у детей не составит особого труда.

Воспитатель знакомит детей с достопримечательностями улицы, на

которой они живут, рассказывает о том, чем славится их город, село.

Дошкольники знакомятся с людьми, которые прославились своим трудом,

боевыми заслугами, чьими именами названы города, улицы, площади. В

результате у ребёнка появляется гордость за свой родной край.

в

рамках

патриотического

воспитания

необходимо

знакомить

дошкольников с событиями прошлого. Для того, чтобы появилось уважение

к героизму и мужеству советских людей, которые сражались за Родину и

отдали свои жизни за неё в Великой Отечественной войне, необходимо

познакомит ребёнка с памятниками этим героям. Здесь дети могут возложить

цветы. В продолжении данной работы необходимо познакомить детей с

городами-героями, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом

Российской Федерации.

Важной частью работы по воспитанию любви к Родине является

«формирование у детей представлении о людях родной страны, тех людях,

которые

прославили

нашу

Родину

(художниках,

композиторах,

изобретателях, ученых, путешественниках, врачей и т.д. – выбор зависит от

воспитателя)». Здесь, по мнению Н.Г. Комратовой и Л.Ф. Грибовой, «надо на

конкретных примерах, через конкретных людей познакомить детей с

«характером» российского народа (творческие способности, умелость,

песенность, гостеприимство, отзывчивость, смелость, умение защищать свою

Родину и др.)».

Рассматривание

иллюстраций,

слушание

художественных

произведений, беседы, а также рисование, экскурсии, игры-путешествия –

все это помогает решать поставленную задачу. Знакомя детей с родной

страной, «воспитатель обязательно рассказывает о ее людях, создавших

своим трудом все, что делает ее прекрасной и сильной, об их стремлении

сделать Родину еще краше, а жизнь всех людей радостной и счастливой».

Педагог отмечает изменения, которые происходят вокруг: строятся новые

жилые дома, школы, магазины, больницы, улучшается транспорт и т. п. Дети

узнают о технической оснащенности труда, облегчающей его и делающей

более производительным. Воспитатель обращает их внимание на слаженный,

коллективный характер труда, на эстетику и культуру труда. Дети узнают о

его общественной оценке – наградах и поощрениях.

Педагог рассказывает дошкольникам о значимости труда родителей,

подчеркивая их заботу о детях. Для этой цели он использует беседы,

художественную литературу, показывает картины, проводит экскурсии.

«Постепенно чувство любви, уважения к родным расширяется и переносится

на других людей – работников детского учреждения, соседей и знакомых».

Детский сад – вторая семья ребенка, где он окружен вниманием, любовью и

заботой

работников

дошкольного

учреждения.

Поэтому

в

процессе

патриотического воспитания у детей воспитывается уважение к труду тех,

кто их воспитывает, лечит, кормит, заботится о чистоте помещений.

Организуя наблюдения за трудом няни, прачки, повара, дворника и других

работников,

воспитатель

раскрывает

детям

смысл

их

действий,

направленных на создание в детском саду чистоты, уюта, обеспечение детей

вкусной

едой,

заполнение

их

жизни

содержательной,

интересной

деятельностью. Дети должны стремиться беречь результаты труда взрослых

и по возможности помогать им.

При воспитании уважения и признательности к защитникам Родины

воспитатель «учитывает интерес, проявляемый детьми к Вооруженным

силам страны: сначала их, привлекает красочность военной формы, динамика

военных ритуалов. От внешних моментов он ведет детей к пониманию более

существенного – патриотизма советских воинов, их готовности защищать

Родину, постоянного совершенствования боевой выучки». Это достигается

беседами, чтением рассказов и стихотворений («Мы – военные» С. Маршака,

«Твои защитники» и «Про нашу пехоту» Л. Кассиля и др.). Дети с интересом

рассматривают картины и иллюстрации, отражающие боевые подвиги и

мирные будни солдат. Воспитанников старшего возраста «знакомят с

различными родами войск, с боевыми наградами, с именами героев

гражданской и Великой Отечественной войн. Посещение памятников,

возложение, цветов становится традиционным». Важно, чтобы дети узнали

от воспитателя, чем занимаются солдаты в мирное время: проводят военные

учения, участвуют в строительстве, помогают при чрезвычайных ситуациях

спасать людей и т.д.

Учитывая интерес детей, особенно мальчиков, к военным играм,

педагог направляет их содержание, взаимоотношения детей в игре на

отражение мирных будней Вооруженных Сил страны. Дети охотно играют в

«школу пограничников», в «аэродром», «военный парад». Эти игры

используются для воспитания у них таких качеств, как смелость, ловкость,

товарищество; дисциплинированность, умение командовать и подчиняться. К

теме «Вооруженные силы страны» воспитатель обращается не только во

время подготовки к празднованию Дня Защитника Отечества, но и в течение

всего года. Растить детей интернационалистами – одна из сложных задач

воспитателя. Из его рассказов, из книг, которые он читает детям, из

иллюстраций, кино, видео и диафильмов они узнают о многонациональном

составе населения нашей страны, а также о других странах. Методы

воспитания

основ

интернационализма

разнообразны:

это

рассказы

воспитателя и чтение книг (например, «Братишки», «Твой праздник» А.

Барто, «Страна, где мы живем» С. Баруздина), приглашение в детский сад

гостей – представителей разных национальностей и стран, слушание

народных сказок, национальной музыки, исполнение песен и плясок,

рассматривание произведений народного творчества. Свои представления о

людях разных национальностей дети отражают и углубляют в играх с

куклами, изображающими людей разных национальностей, в играх в

«путешествия» (едут в гости в другие страны и края, везут подарки,

выступают с концертом, принимают у себя гостей и т.п.). Педагог помогает в

их подготовке, организации и оформлении. Воспитывающиеся в детском

саду дети разных национальностей исполняют на родном языке песни,

национальные пляски. Дошкольники на собственном опыте убеждаются в

том, что все они живут дружно и весело.

Реальная действительность насыщена яркими фактами и событиями,

которые привлекают внимание дошкольников, но в которых им еще трудно

самостоятельно разобраться. Педагог «расширяет и углубляет их интерес к

общественной жизни страны, воспитывает положительное отношение ко

всему, что дорого россиянам. Из обилия событий и фактов он отбирает

наиболее яркие и доступные детям: всенародные праздники, всероссийские

субботники; дети узнают о пионерах и их организации, о государственной

символике, гербе, флаге, гимне». Педагог организует наблюдения за

подготовкой

к

праздникам:

внимание

дошкольников

обращается

на

украшение улиц и помещений детского сада, они готовят выступления на

праздничном утреннике; со старшими детьми проводятся беседы, в которых

раскрывается основная идея каждого праздника. Они узнают о том, что

взрослые встречают праздники трудовыми подарками; дети и сами активно

участвуют в предпраздничной уборке помещения и участка, украшают их,

готовятся к праздничному утреннику. Необходимо, чтобы дети принимали

участие в праздновании Дня города или в других событиях, чтобы они имели

возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья. Это может

осуществляться в таких формах, как отражение впечатлений от экскурсий в

рисовании, конструировании, изготовлении макетов или подарков, которые

дети вручают бывшим воинам в День Победы, просто на улице, в парке и т.п.

Приобщаясь к традиционным всенародным праздникам, дошкольники

потом с удовольствием их вспоминают, отражают в своей игровой и

изобразительной деятельности. В целом учет возрастных особенностей детей

дошкольного возраста требует широкого применения в педагогической

работе по патриотическому воспитанию игровых приемов, которые важны

как для повышения познавательной активности детей, так и для создания

эмоциональной

атмосферы.

Рассматривание

иллюстраций,

слушание

художественных произведений, беседы, а также рисование, экскурсии, игры-

путешествия – все это помогает решать задачи патриотического воспитания

дошкольников. Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки» и

«путешествия» (в прошлое и настоящее). Каждая тема патриотического

воспитания должна подкрепляться различными играми, продуктивными

видами

деятельности

(изготовление

коллажей,

поделок,

альбомов,

тематическое рисование, лепка, конструирование).

Таким

образом,

формы

и

методы

патриотического

воспитания

дошкольников

разнообразны

словесные,

наглядные,

игровые,

практические.

Средствами

патриотического

воспитания

дошкольников

является само окружение (природное, социальное) в котором они живут:

художественная литература, музыка, изобразительное искусство, игра, труд и

праздники.

Список использованной литературы:

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.:

ЦГЛ, 2005. – 256 с.

2. Белая К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического

воспитания: из опыта работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М.:

ТЦ Сфера, 1998. – 175 с.

3. Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание в современных

условиях:

особенности,

подходы,

подготовка

будущих

учителей.

Челябинск: Факел, 1997. – 216 с.

4.

Козакова

И.C.

Особенности

патриотического

воспитания

дошкольников // Обруч. – 2003. – № 6. – С.8-12.

5. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред.

пед. учеб. заведений. – 3-е изд., исправ. и доп. / С.А. Куликова, Т.А.

Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с.

6. Комратова Н.Г. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет / Н.Г.

Комратова, Л.Ф. Грибова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с.

7.

Никонова

Л.Е.

Патриотическое

воспитание

детей

старшего

дошкольного возраста: пособие для педагогов. – Минск: Народная асвета,

1991. – 112 с.



В раздел образования




Яндекс.Метрика