Напоминание

"Понятие число и цифра"


Автор: Елена Владимировна Екатеринина
Должность: Учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 71 г. Пензы
Населённый пункт: г. Пенза
Наименование материала: Статья
Тема: "Понятие число и цифра"
Раздел: начальное образование





Назад




Понятие число и цифра

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с числами и цифрами,

однако не всегда осознаем, что это два различных, хотя и взаимосвязанных

понятия. Многие употребляют их как синонимы. На самом деле это неверно

и противоречит правилам математики. Многие дошкольники путают цифры

и числа, расскажу об их отличиях.

В данной статье мы подробно рассмотрим, что такое число и цифра, а

также их взаимосвязь и применение в различных областях человеческой

деятельности.

Первоначально люди использовали пальцы на руках для подсчета и

обозначения количества. Но по мере развития общества и появления более

сложных задач, стало необходимо использовать более удобные и точные

способы записи чисел. Так появились различные системы счета, включая

десятичную, двоичную, шестнадцатеричную и другие.

Математический термин «цифра» происходит от арабского слова «cifra»

и в переводе обозначает «ноль, пустой, ничего». Это письменный знак,

условное обозначение, которое позволяет нам записать число, то есть

получить

его

графическое

изображение.

Цифра

представляет

собой

графический символ, который используется для обозначения чисел. В

десятичной системе счисления, самой распространенной в мире, существует

десять цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9. Каждая цифра имеет свое уникальное

значение, которое может варьироваться в зависимости от ее позиции в числе.

Например, в числе 345 цифра 3 находится на позиции сотен, 4 — на десятках,

а 5 — на единицах. Таким образом, цифры выступают в роли строительных

блоков для формирования более сложных чисел.

Число, в свою очередь, является абстрактным понятием, которое

используется для количественного выражения объектов, измерения величин

или упорядочивания элементов. Числа могут быть разными: целыми,

дробными,

положительными,

отрицательными,

рациональными

и

иррациональными. В отличие от цифр, числа могут быть более сложными,

многозначными и многофункциональными. Например, число 345, состоящее

из трех цифр, представляет собой количественное значение, обозначающее

"триста сорок пять" каких-либо объектов. В математике числа становятся

основой для выполнения различных операций, таких как сложение,

вычитание, умножение и деление.

Цифры и числа находятся в неразрывной связи. Цифры служат

основными элементами, из которых формируются числа. Числа, в свою

очередь, могут быть представлены в виде последовательности цифр.

Оно

используется для: количественной характеристики, обозначения нумерации

объектов, их порядка при счете, для сравнения. Например, число 2023

состоит из трех цифр: 2, 0 и 3. Важно отметить, что в других системах

счисления, таких как двоичная (основание 2), восьмеричная (основание 8)

или шестнадцатеричная (основание 16), используются различные наборы

цифр. В двоичной системе используются только 0 и 1, в восьмеричной —

цифры от 0 до 7, а в шестнадцатеричной — от 0 до 9 и буквы от A до F.

Применение чисел и цифр охватывает широкий спектр областей: науки,

математики, финансов, инженерии и повседневной жизни. Они помогают нам

осуществлять измерения, проводить расчеты, планировать и управлять

ресурсами. Например, в математике числа служат инструментом для решения

уравнений и задач, в экономике — для анализа финансовых показателей и

прогнозирования, а в инженерии — для проектирования и расчета

конструкций.

Подводя итог вышесказанному, можно перечислить отличия понятие

число от цифра. Ребенку будет интересно провести сравнение чисел и цифр.

Такой прием поможет лучше усвоить эти математические понятия:

С числами можно выполнять математические действия. С цифрами же

это делать нельзя.

Числа, в отличие от цифр, бывают отрицательными, дробными.

Арабских цифр всего 10 (римских меньше — 7). Чисел же существует

бесконечное множество.

Число всегда служит для обозначения чего-либо. Оно не применяется

само по себе, всегда имеет самостоятельный смысл. Если, к примеру, цифра 1

используется как знак только для создания определенного числа, то число 1

уже обозначает что-то конкретное («1 конфета», «1 градус Цельсия», «1

метр» и т. д.).

Таким образом, цифры и числа являются двумя ключевыми понятиями,

которые играют важную роль в нашем повседневном существовании.

Осознание их различий и взаимосвязи позволяет нам более эффективно

использовать их в различных сферах деятельности. Понимая, что число —

это

нечто

большее,

чем

просто

набор

цифр,

мы

можем

лучше

ориентироваться в мире чисел и более осознанно подходить к их

использованию как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности.

Мы видим, что проблема правильного употребления терминов «цифра» и

«число» довольно сложная, а что самое главное, она должна быть решена для

того, чтобы другие темы курса математики были усвоены полноценно и

правильно.

Хочется отметить, что такой, казалось бы, незначительный вопрос, как

понятие «цифра» и «число», дает большие возможности для развития

грамотной математической речи, для прочного и сознательного усвоения

многих тем математики в начальных классах. Кроме того, можно, используя

богатейший материал, в том числе и литературный, построить целый ряд

занятий во внеурочной деятельности по теме «Как появились цифры у

разных народов?», «Различные системы счисления» и т.п.



В раздел образования




Яндекс.Метрика