Автор: Данилова Маргарита Иннокентьевна
Должность: тьютор
Учебное заведение: МБОУ "Легойская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: с. Кептени Усть-Алданский улус, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование педагогической команды – носителей тьюторской позиции, внедряющих проект "Индивидуальные образовательные программы для старшеклассников в МБОУ "Легойская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов".
Раздел: полное образование
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
МКУ «Управление образования» МР «Усть-Алданский улус (район)
МБОУ «Легойская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов». с. Кептени, Усть-Алданский район.
Тема:
«Формирование педагогической команды – носителей тьюторской позиции,
внедряющих проект «Индивидуальные образовательные программы для
старшеклассников в МБОУ «Легойская средняя общеобразовательная школа с
углубленным изучением отдельных предметов».
Автор разработки: Данилова Маргарита Иннокентьевна,
тьютор старшей школы.
2017 г.
с. Кептени
Проблематика и актуальность. Главной задачей образования на современном этапе
развития
человеческой
цивилизации
становится
создание
условий
для
самостоятельного
выбора
растущим
человеком
своих
образовательных
приоритетов
в
соответствии
с
его
интересами, желаниями и потребностями. Проблема заключается в том, что этот процесс
происходит на этапе кризиса детства, когда ребенок начинает максимально стремиться к
1
самостоятельности, не понимая того, что его собственные интересы, желания, потребности
находятся в противоречии без осознания смысла ценности выбора и ответственности выбора.
Другая не менее важная проблема заключается в кардинальном изменении мышления и
деятельности учителя, вовлеченного в процесс индивидуализации образовательного процесса.
Проблема в том, что учителю предстоит моделировать доселе ему неопределенное. Учитель
чувствует
неуверенность
и
шаткость
своего
положения
в
перспективе,
не
представляет
конечные результаты труда. Получается, что учителю тоже необходим тьютор в этом деле.
Встает вопрос о подготовке учителя к проектированию и тьюторскому сопровождению
индивидуальной образовательной траектории обучающегося. Учитель в ситуации открытого
образования
отказывается
от
учительствования
и
становится
мотиватором,
создающим
образовательные ситуации, выводящие детей в метапредмет, в другое пространство. И прежде
всего
ему
необходимо
выработать
собственную
психолого-педагогическую
модель
деятельности, собственную концепцию освоения новых образовательных технологий, методик
индивидуализации
образовательного
процесса.
Перед
учителями
возникают
следующие
проблемные
вопросы:
«Как
обеспечить
достижение
личностных
и
метапредметных
результатов общего образования, предусмотренных в ФГОС? Как достичь высокой степени
индивидуализации обучения? Как выйти из классно-урочной системы и разработать рабочие
программы коллективных или индивидуальных учебных занятий?»
Теоретические
проблемы
современного
образования,
анализированные
в
трудах
Адамского
А.И.,
Амонашвили
Ш.А.,
Асмолова
А.Г.,
Бодалева
А.А.,
Бондаревской
Е.В.,
Газмана О.С., затрагивают проблемы личностно-гуманной основы профессии педагога как
необходимости движения от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества и свободы.
Это становится условием преодоления традиционного школьного контекста в целом и выхода
в
сферу
открытого
образования,
ориентированного
на
осознанный
заказ
школьника
на
собственный процесс образования.
Авторы книги «Индивидуальные образовательные маршруты и программы как основа
обучения в школе» В.Б. Лебединцев, Н.М. Горленко, О.В. Запятая, Г.В. Клепец (М., 2015.с.34)
рассматривают базовый принцип формирования индивидуальной образовательной программы
в
ее
коллективном
характере
составления.
Она
должна
составляться
и
реализовываться
школьником в совместной деятельности с разными субъектами образовательного процесса,
прежде
всего
с
тьютором
и
учителем-предметником,
классным
руководителем,
также
с
администратором, воспитателем, психологом, возможно, и с родителями. С их помощью у
ученика будет полное представление о том, что он будет делать в образовательном процессе.
Тьюторская
позиция
учителя
в
определении
Г.В.
Цветковой
(«Тьюторское
сопровождение
образовательного
процесса.
Технология
смыслопоисковой
деятельности».
Волгоград.
Изд.
«Учитель»,
2013.
с.44)
заключается
в
«эффективной
смыслопоисковой
деятельности старшеклассников в образовательном процессе и обеспечивает направленность
на ученика… обеспечивает потребность педагога в самопознании и самоизменении себя,
способов воспитательно-образовательной деятельности, методов воздействия на учеников с
учетом закономерностей развития личности ребенка». Учитель-тьютор помогает движению,
направляет процесс обмена информацией, поддерживает процесс выработки нового опыта.
Таким образом, для эффективной поддержки процесса построения индивидуальных
образовательных
программ
учащимися
на
сегодняшний
день
необходима,
во-первых,
изменение
педагога;
во-вторых,
полноценная
тьюторская
система
сопровождения,
охватывающая все ступени обучения и развития школьников. Именно это направление в
настоящее время наиболее актуально, но наименее отработано во многих школах.
2
МБОУ
«Легойская
средняя
общеобразовательная
школа
с
углубленным
изучением
отдельных предметов» сформирована в 2017 году в селе Кептени на основе слияния с МБОУ
«Ассоциированная
многопрофильная
Саха-Бельгийская
гимназия»
и
приняла
статус:
Республиканская инновационная площадка по теме ««Перспективное развитие ОУ на основе
индивидуализации образования в подростковой и старшей школе «Школа старшеклассников:
8-11кл».
В школе, где есть 17 класс-комплектов с 268 обучающимися, идет активный поиск
путей
реализации
вариативности,
индивидуализации
и
персонализации
образования.
В
условиях малокомплектной сельской школы невозможно укомплектовать несколько отдельных
полных профильных классов.
В нашем случае сформированы по два класса с условными
профильными
направлениями:
естественно-технический
и
социогуманитарный.
Поэтому
внутри
профильных
классов,
согласно
с
выборами
обучающихся,
сформированы
малые
профильные
группы
естественников,
техников,
историков-филологов,
обществоведов
с
биологией, обществоведов с правом и экономикой. Такая внутренняя дифференциация требует
от учителей индивидуализации содержания образовательных программ подбором методов и
технологий выбора индивидуальных маршрутов обучения, разработки образовательных карт,
обеспечивающих выход за рамки школьного образования.
В этом году в школе введена должность одного тьютора старшей школы. По идее
тьюторов должно быть побольше, но юридически и финансово механизм введения этой
квалификационной категории в штатно-тарификационное расписание школы еще полностью
не
отработан.
В
связи
с
этим
необходимо
принять
тьюторство
как
образовательную
технологию,
формируемую
с
долевым
участием
многих
специалистов
образовательного
процесса.
Тьютор
старшей
школы
реализует
тьюторское
сопровождение
предпрофильной
подготовки
и
профильного
обучения,
а
учителя
разрабатывают
систему
задач,
соответствующих темпу вхождения ученика в предметное содержание согласно со своими
познавательными возможностями.
В
нашей
школе
наработан
определенный
опыт
профильного
обучения,
профориентации,
имеются
отдельные
наработанные
практики
сопровождения
старшеклассников
по
индивидуальным
маршрутам,
но
затруднены
процессы
применения
тьюторских технологий и способов работы в масштабе осознания индивидуальных целей
образования
всеми
участниками
образовательного
процесса.
Научно-методический
совет
школы разработал программу методической работы по вовлечению всех педагогов старшей
школы
в
процесс
построения
моделей
совместной
педагогической
деятельности
по
проектированию индивидуальных образовательных маршрутов.
В этой связи ставится цель создания полноценной тьюторской системы, собранной из
команд педагогов, работающих на разных уровнях практики индивидуализации.
Одна
из
главных
задач
перспективного
развития
проекта
индивидуализации
-
формирование педагогической команды носителей тьюторской позиции, внедряющих идеи
индивидуализации во всех ступенях школы, сферах, направлениях образовательного процесса.
Полноценной эта система станет тогда, когда все учителя и педагоги, преодолевшие
традиционные замкнутые установки педагогического общения, встанут в позиции тьютора и
будут
активно
вовлечены
в
процесс
построения
и
реализации
индивидуальной
образовательных программ обучающихся. Критерием качества образования в результате такой
работы станет успешность самореализации ребенка в различных сферах, его готовность к
выбору и жизненному самоопределению.
3
Построение пространства тьюторского содействия в школе является условием успешного
введения
индивидуальных
образовательных
маршрутов
школьников.
Прежде
всего
была
необходима
теоретико-методологическая
подготовка
административного
аппарата
образовательного учреждения и всего педагогического состава. Начиная с 2015-16 учебного
года
в
школе
были
организованы
выездные
курсы
специалистов
Института
развития
образования ИРОиПК по теме «ФГОС: Индивидуализация и компетентностное измерение
качества образования», «ФГОС: современный урок и качество образования» с охватом всех
педагогов школы. Заместители директора по учебной, воспитательной и научно-методической
работе прошли очные и дистанционные курсы по индивидуализации образования. Проведено
3 тематических педагогических совета, 3 методических семинара для поэтапной методической
поддержки учителей.
Второй
год
в
школе
действуют
постоянные
семинары
для
малых
рабочих
групп
педагогов
по
проектированию
моделей
индивидуализации
в
образовательном
процессе.
Диагностика готовности педагогов к введению индивидуализации показывает, что учителя-
предметники,
работающие
в
малых
профильных
группах
старшеклассников,
занимают
сильную тьюторскую позицию, так как учитывают все индивидуальные учебные потребности,
познавательные интересы учащихся для углубления их знаний. Стимулирующим фактором
становится
то,
что
предстоящие
единые
государственные
экзамены
и
поступление
выпускников
в
профессиональные
учебные
заведения
покажут
эффективность
и
результативность работы по индивидуальным образовательным маршрутам.
Какова роль учителя-предметника при внедрении индивидуальных образовательных
программ старшеклассников? На данном этапе учителя школы усвоили главную задачу: дать
учащимся возможность выбора из различных способов деятельности и конструировать свои
маршруты достижения поставленных целей и задач. Учителю необходимо уменьшить долю
традиционного изложения материала и увеличить долю разноуровневых заданий. Для этого
учитель
должен
знать
и
анализировать
познавательные
интересы
и
личные
устремления
каждого ученика, изменить подход к организации учебной и внеучебной деятельности.
Стали
понятными
следующие
функции:
расширение
учебно-познавательных
возможностей обучающегося в соответствии с его интересами, намерениями, мотивацией;
предоставление
спектра
возможностей
выбора
различных
видов
и
форм
учебной
деятельности: по группам и индивидуально; проектирование образовательной цели каждым
учащимся и проникновение в разные области знаний, предельное раздвижение предметных
рамок; исследовательская работа, учеба в подготовительных и дополнительных курсах малых
академий, посещение различных конференций, семинаров, выставок, театральных постановок,
научных центров.
Проблема
в
том,
что
такую
работу
перегруженный
учитель-предметник
не
может
обеспечить
с
ходу,
как
минимум,
для
ее
обеспечения
необходимо
время
и
свободное
пространство. Все нарабатывается на опыте проб и ошибок, в результате самообразования и
дополнительного
образования.
Основа
трудностей
–
непреодолимое
различие
психологического
типа
некоторых
учителей
и
разнообразие
типов
детей.
Тем
не
менее,
процесс преодоления барьеров и мотивация достижения поставленных целей на лицо.
Особая
роль
отводится
медиабиблиотекарю
и
учителю
информатики.
Они
поддерживают открытие перед ребенком возможностей информационно-коммуникационных
технологий
и
информационных
источников
для
удовлетворения
стихийно
возникших
познавательных
интересов.
Обеспечены
условия
доступа
к
литературным
и
научным
источникам, электронным и интернет-ресурсам.
Социальный
педагог,
психолог,
педагог
дополнительного
образования,
классный
руководитель
включаются
в
сопровождение
в
мир
инфраструктурного
расширения,
социализации, творческой самореализации. Вовлечение в мир событий различных профессий,
4
мероприятий,
интересных
встреч
и
коммуникаций
с
конкретными
людьми.
Вовлечение
родителей в процессы формирования индивидуальных образовательных программ. Каждый
специалист
решает
свою
рабочую
задачу
исходя
из
принципов
индивидуализации,
пересматривает традиционные подходы, реализует новые формы работы с образовательными
потребностями.
В
пришкольном
интернате
проживает
68
учеников
школы.
4
воспитателя
активно
включились
в
тьюторское
сопровождение
старшеклассников
по
направлениям
профориентации
и
поддержки
индивидуальных
образовательных
маршрутов
своих
воспитанников. Старшеклассники совместно с воспитателями стали участниками онлайн-
школы «Фоксфорд».
Тьютор
образовательного
процесса,
заместитель
директора
по
учебе,
заместитель
директора
по
научно-методической
работе
выстраивают
взаимодействие
всех
тьюторских
позиций в школе, единого цикла сопровождения и выявления проблем или противоречий
тьюторских позиций. Осуществляется руководство профессиональным развитием педагогов,
поддержка проектных инициатив, планирование последовательных шагов и постановка новых
профессиональных задач.
В конце учебного года мы ожидаем
результаты по следующим критериям эффективности
системы тьюторской позиции педагогов:
1. Становление педагогов субъектами практики тьюторской позиции с формированием своих
подходов, реализацией своих замыслов и идей, предоставлением для экспертизы собственных
программ, проектов, методик;
2.
Наличие
положительной
характеристики
тьюторской
практики
обучающимися
и
их
родителями;
3. Наличие самоанализа и рефлексии сопровождающего о том, как складываются отношения с
тьюторантом, как ловится его образовательный запрос, какие создаются возможности и этапы
проектирования
и
реализации
образовательного
запроса,
как
организуется
работа,
обеспечивающая самооценку и рефлексию тьюторанта своих достижений;
4.
Наличие
системно
достигаемых
результатов
тьюторства
в
возможных
направлениях
движения и роста личностных компетенций тьюторанта (приросты в социальной позиции и
коммуникабельность,
приросты
познавательных
интересов,
глубины
и
широты
тематики,
определении личных требований на продукт деятельности и рефлексия качества достижений и
т.п.;)
5. Наличие положительной характеристики тьюторства, отличающей ее от любой другой
практики;
6. Выдвижение лидеров тьюторинга, педагогов с сильной тьюторской позицией, увлеченных
данной технологией и желающих уже профессионально заниматься тьюторской практикой.
Использованная литература
1. Адамский А.И. Открытое образование и современная школа. /сборник научн. трудов по
материалам 3-й Всерос. науч. тьюторской конференции. – Томск. ТГПУ. 1999.- с. 44-49.
2.
Асмолов
А.Г.
Психология
личности:
принципы
общепсихологического
анализа.
М.,
«Академия».- 2002.- с.416.
3.
Газман
О.С.
От
авторитарного
образования
к
педагогике
свободы.
Новые
ценности
образования. – 1995.- №2. – с. 17.
5
4.
Колосова
Е.Б.
Тьютор
как
новая
педагогическая
профессия.
Библиотечка
«Первого
сентября», выпуск 24. М.,- 2008.
5.Лебединцев В.Б, Горленко Н.М., Запятая О.В., Клепец Г.В. Индивидуальные маршруты и
программы как основа обучения в школе. Библиотека журнала «Директор школы», М., - 2015.-
с.34.
6. Ковалева Т.М. Тьюторское сопровождение в старшей школе как возможность эффективной
реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения. М., ИТИП РАО, 2006.
7.
Кунаш
М.А.
«Индивидуальный
образовательный
маршрут
школьника.
Волгоград.
Изд.
«Учитель»- 2013.
8.
Цветкова
Г.В.
Тьюторское
сопровождение
образовательного
процесса.
Технология
смыслопоисковой деятельности. Волгоград. Изд. «Учитель»- 2013.
6