Автор: Якимова Розалия Жавитовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №100
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: методическая разработка
Тема: использование ИКТ в соответствии с ФГОС
Раздел: дошкольное образование
Конспект «Синичкин день» в старшей группе
Якимова Розалия
Цель: Формировать элементарные экологические представления детей о
зимующих птицах родного края.
Продолжать формировать представление детей о русском народном
празднике «Зиновий - Синичник».
Задачи:
- Учить соотносить изменения в природе с жизнью зимующих птиц,
распознавать птиц по характерным признакам. -
Расширять представление детей о жизни и особенностях строения и
поведения птички - синички (сильные лапки с острыми коготкам, крепкий
клюв, густое и пушистое оперение и т. д.).
- Формировать заботливое отношение к природе, у детей; желание помочь
птицам в трудных зимних условиях.
- Воспитывать патриотические чувства гордости и любви к Родине, к
родной природе.
Образовательные области развития: Познавательное развитие, социально –
коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно –
эстетическое развитие, физическое развитие.
Ход занятия:
Педагог: Сегодняшний день мы посвятим празднику "Синичкин день".
Обратите внимание, на картину. Что здесь изображено?
Правильно осень
птицы собираются в стаи, готовятся улетать в теплые края.
Дети: некоторые птицы остаются. Они могут питаться остатками еды со
стола человека.
Педагог: Да на дворе уже третий месяц осени, ноябрь. Наступила поздняя
осень. Приближается холодная, снежная, голодная зима.
Для птиц зима время тяжёлых испытаний! В зимние холода птички,
стараясь согреться, прячутся в укромные места, жмутся друг к другу.
Но не так страшен холод, для птиц, как голод!
Кто скажет, а для чего нужны птицы человеку?
Дети: Птицы приносят нам пользу. Они уничтожают вредителей лесов,
полей и огородов (насекомых, личинок, гусениц и семена и плоды
сорняков – вредных растений).. Синица за сутки съедает столько
насекомых, сколько весит сама.
Педагог: С древних времён люди знали, что птицы наши друзья и
защитники. А особенно почитали и почитают, и в наше время, Синичку.
Посмотрите, какая она маленькая, ловкая, юркая, может забраться в
любую щель. Благодаря своим крепким и сильным лапкам с острыми
коготками, может передвигаться по дереву даже вниз головой. Своим
крепким клювом может раздолбить не только кору деревьев, но и даже
лесные орешки.
Считается синичка и есть синяя птица счастья, ведь какой у неё яркий
окрас оперенья: желтая грудка, спинка и крылышки синие….
Раньше в старину на нее гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и
наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет
вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме
достаток.
И вот 12 ноября люди стали отмечать Синичкин день. По приметам к
этому сроку прилетают зимующие птицы — синицы, щеглы, снегири,
чечётки, свиристели и др., которые подбираются ближе к жилью, где
больше корма. Конечно главный герой праздника — синица.
А какие птички прилетели к нашей синички угадайте и найдите их.
Дидактическая игра «Отгадай и покажи»
Дети, по желанию, загадывают загадки о зимующей птице, другие ребята
дают ответ и показывают птицу.
- В серой шубке перовой.
И в морозы он герой.
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает (воробей).
- Как лиса среди зверей.
Эта птица всех хитрей,
Прячется в зеленых кронах,
а зовут ее… (ворона.)
- Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (дятел.)
- Кто летает. Кто стрекочет
- рассказать нам новость хочет? (сорока.)
- Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (снегирь.)
- В тёплый край не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются (синички)
Педагог: А ещё вспомните ребята пословицы
- Не велика птичка – синичка, а и та свой праздник помнит.
- Синичка – воробью сестричка.
- Невелика синичка, голосок востёр.
- Синичка пищит – зиму вещит, холод накликает.
Предлагаю нарисовать главную героиню праздника – Синичку. Дети
занимают места и приступают к рисованию, отражая свои впечатления в
работе.