Авторы: Клоус Ольга Павловна, Степановна Алина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ"ДЕТСКИЙ САД №19"
Населённый пункт: Г. Минусинск
Наименование материала: Статья
Тема: Возможности ниткографии для развития мелкой моторики у дошкольников
Раздел: дошкольное образование
ВОЗМОЖНОСТИ НИТКОГРАФИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У
ДОШКОЛЬНИКОВ
О.П. Клоус, воспитатель
А.А.Степанова, воспитатель
г. Минусинск, МДОБУ «Детский сад № 19»
Педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, известно по результатам
исследований и наблюдений, что за последние десятилетия произошло снижение уровня развития
кистевой моторики у детей. Именно поэтому в работе с детьми следует уделять внимание
развитию мелкой моторики. Поскольку движения кистей и пальцев играют ключевую роль в
речевом
и
неречевом
развитии
ребенка,
важно
строить
систематическую
деятельность,
направленную на совершенствование этих навыков.
Психологи утверждают, что развитие мелкой моторики эффективнее проходит
в определенных видах детской деятельности. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией,
конструированием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев.
Такие исследователи, как С. Е. Большакова, Н. Г. Метельская, Т. А. Ткаченко,
подчеркивают, что пальчиковые тренировки должны быть разнообразными, приятными и
динамичными. Художественно-творческая деятельность предоставляет большие возможности для
развития мелкой моторики детей. Применение нетрадиционных материалов и техник в
изобразительной деятельности способствует развитию у ребенка: мелкой моторики рук и
тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и
зрительного восприятия.
На наш взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным и
доступным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить свое внечатление
об окружающем его мире.
Одним из средств совершенствования пальчиковой моторики детей можно считать
ниткографию. Деятельность с нитками, ножницами, клеем, карандашом - это не только сенсорно-
двигательные упражнения. Это способ детального представления детей об окружающих
предметах,
способствующий
проявлению
умственной
и
речевой
активности,
развитию
воображения.
Занятие по ниткографии, мы недавно начали проводить во второй младшей группе.
Этот метод позволяет не только развивать у детей мелкую моторику и координацию движений, но
и
дает
возможность
проявить
фантазию
и
креативность.
На первом занятии мы представили детям новый вид творчества. Для этого подготовили все
необходимые материалы: разноцветные нитки, шаблоны с контурами картинок и примеры уже
готовых работ.
Процесс создания картины начался с того, что мы объяснили детям, как будет проходить
занятие, и показали, как правильно работать с нитками. Каждому малышу был выдан шаблон с
простым контуром (по теме недели) и небольшие кусочки разноцветных ниток, заранее
нарезанные. Дети с интересом разглядывали образцы и внимательно слушали инструкции.
В работе с ниткографией важно не только следовать предложенному контуру, но и
принести что-то свое, проявить фантазию. Именно на это мы и обращали внимание ребят во время
выполнения
задания,
поощряя
их
эксперименты
с
формой
и
цветом.
Наблюдая за процессом, мы заметили, что дети с увлечением выполняют задание: они аккуратно
прикрепляют нитки на клей по контуру картинки, стараясь запомнить основные правила работы.
Это занятие не только тренирует усидчивость и внимание, но и приносит ребятам массу
удовольствия от работы с яркими материалами.По завершении первого занятия детские работы
были выставлены на стенде в группе, и ребята с гордостью рассматривали свои творения.
Мы уверены, что ниткография станет одним из любимых занятий в нашей группе. Она не
только развивает необходимые навыки и умения, но и приносит детям радость от процесса
творческого самовыражения. Впереди у нас много идей для новых работ.
Ниткография открывает перед дошкольниками множество возможностей для развития их
творческого потенциала и, что немаловажно, мелкой моторики. Процесс прикрепления ниток к
шаблону развивает у ребят навыки работы пальцами, что напрямую способствует укреплению
мелкой моторики.
Кроме того, занятия по ниткографии стимулируют развитие усидчивости, внимания и
способности планировать свои действия, а также развивают сенсорное восприятие через
тактильное взаимодействие с материалами. Всё это делает ниткографию ценным инструментом в
арсенале воспитателей, стремящихся к всестороннему развитию маленьких учеников.
Библиографический список
1. Астахова, Е.В. Ниткографика как метод развития мелкой моторики у детей / Е.В.
Астахова. – 2021. – С. 45-49.
2. Гусева, Н.Ф. Технологии ниткографии в дошкольном образовании / Н.Ф. Гусева. –
Ростов н/Д: Издательство СКБ, 2022. – 76 с.
3. Петрова, Л.И. Методические рекомендации по ниткографии / Л.И. Петрова. – Челябинск:
Урал-Пресс, 2022. – 102 с.