Автор: Репина Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ д/с №16 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: пгт Прогресс, Амурская область
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: «Путешествие по страницам истории нашей Родины!»
Раздел: дошкольное образование
Конспект непосредственно образовательной деятельности по
познавательному развитию на тему: «Путешествие по страницам
истории нашей Родины!»
Форма проведения: диалог (проводится по типу беседы воспитателя с
детьми, обсуждения актуальной темы);
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное
развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-
эстетическое развитие», «физическое развитие»;
Цель: воспитание у детей нравственно-патриотических чувств.
Программные задачи:
Образовательные:
- Расширять знания у детей о событиях Великой Отечественной войны
1941-1945 гг., о героическом прошлом народа;
- Дать детям понятие о значимости Дня Победы.
Развивающие:
- Развивать любознательность, кругозор детей, стремление узнать
больше нового, полезного, интересного об истории своей страны;
- Развивать у детей способность сопереживать другим людям;
- Развивать память, внимание, мышление, связную речь, умение
слушать и анализировать музыкальное произведение;
- Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением,
принимать активное участие в диалоге с воспитателем;
- Обогатить словарь детей пословицами и поговорками.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к памяти воинов - победителей, к традиции
преемственности поколений;
- Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, уважение
к ветеранам ВОВ, желание заботиться о них;
- Воспитывать чуткое, доброжелательное отношение к товарищам.
Методы и приемы:
- практический: игра «Каким должен быть воин? », дидактическая игра
«Города-герои», дидактическая игра «Юные-герои партизаны», физминутка
«Самолеты»;
- наглядные: демонстрация картин и иллюстраций боевых сражений,
памятников, парада Победы;
- словесные: рассказ воспитателя, беседа с детьми по содержанию,
чтение детьми стихотворений, прослушивание аудиозаписей, ответы на
вопросы.
Материалы и оборудование:
Проектор, экран, ноутбук, слайды военной тематики;
Фотографии и иллюстрации боевых сражений, памятников, Парада
Победы;
Аудиозапись песен «День Победы» Д. Тухманова, «Священная война»
А. Александрова, В. Лебедева-Кумача, аудиозапись со звуками стрельбы;
Георгиевские ленточки по количеству детей;
Подборка книг на военную тематику;
Санитарные сумки.
Предварительная работа:
Чтение произведений художественной литературы о ВОВ.
Заучивание стихотворений, пословиц, поговорок о ВОВ.
Рассматривание иллюстраций и фотографий о ВОВ.
Изготовление георгиевской ленты.
Ход ООД
1. Вводная часть
Воспитатель: Ребята, какое сегодня прекрасное утро! Я вижу у вас
хорошее настроение. Приглашаю вас всех в круг. Покажите мне свои
ладошки. Потрите их. Что вы чувствуете? (тепло). Это тепло ваших добрых
сердец и душ. Давайте передадим тепло друг другу. Закройте глазки и
возьмите друг друга за руки. Только такие добрые и ласковые ребята могут
жить в нашем поселке.
В это время воспитатель включает звуки военных действий.
Воспитатель: А сейчас откройте глаза.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это за звуки? (Ответы
детей)
Слышны ли звуки выстрелов, рева танка в мирное время? Когда
раздаются такие звуки?
Воспитатель предлагает детям присесть на стульчики.
Воспитатель обращает внимание детей на окно.
Воспитатель: Посмотрите здесь что-то лежит. Это письмо.
Дети, как
вы думаете, откуда могло прийти такое письмо?
Дети отвечают, что такие письма посылали солдаты с Великой
отечественной войны
Воспитатель: Я думаю, вы правы. Оказывается, до наших дней
сохранилось послание из прошлого. Солдаты - детям, живущим в 2024 году!
Можем мы открыть это письмо?
Да, мы - дети 2024 г.
Текст письма:
Дорогие ребята!
Война - это самое страшное событие на свете.
Мы, солдаты Великой Отечественной войны, как могли, приближали
этот день победы!
Мы очень хотели, чтобы вы жили в мире!
Будьте сильными, смелыми, храбрыми, защищайте свою родину, не
забывайте о погибших героях, не забывайте великих подвигов, которые
совершили солдаты, сражаясь за родину, за ваше счастливое детство!
Воспитатель: Чтобы выполнить этот наказ солдат, нам с вами
необходимо
вспомнить
события
ВОВ,
как
жители
нашей
страны
приближались к дню Победы? Для этого мы отправимся с вами в то время,
откуда пришло это письмо. А поможет нам в этом машина времени.
Я предлагаю вам построить эту чудо-машину свои ми руками.
Дети строят машину времени.
2. Основная часть
Путешествие сопровождается презентацией.
Воспитатель: Заходим в нашу машину времени, занимаем места. И что
нам нужно обязательно сделать? Пристегнуть ремни безопасности.
Воспитатель: Перед рассветом 21 июня 1941 года, когда в глубокий
сон погрузились города и села нашей Родины, с немецких аэродромов
поднялись в воздух немецкие самолеты с бомбами. Громом по всей западной
границе покатились орудийные выстрелы. Воздух наполнился рокотом
моторов,
танков
и
грузовиков.
Немецко-фашистская
Германия
без
объявления войны, напала на нашу страну. Фашистские самолеты бомбили
города и порты, аэродромы и железнодорожные станции, бомбы сыпались на
детские сады, на больницы и жилые дома. Над нашей Родиной нависла
угроза потери независимости, свободы.
Воспитатель предлагает прослушать отрывок песни «Священная
война».
Воспитатель: Люди поклялись все как один встать на защиту Родины.
Воспитатель: Сколько лет длилась война?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы. Четыре года воевал с врагами наш народ. И
днем и ночью сражались они за Родину. Вот тогда была написана песня
которую вы сейчас слышите. А что это за песня?
Ответы детей «Священная война».
Воспитатель: Враги изо всех сил рвались к Москве, мечтая, как можно
скорее захватить столицу – самое сердце нашей Родины. Смотрите вот она –
Москва. Я предлагаю сделать нашу первую остановку у города Москва.
Подходим ближе.
Воспитатель: Ребята, что хотели сделать фашисты с нашей страной?
Ответы детей.
(Хотели уничтожить страну, а людей сделать
рабами. Москву хотели затопить, превратить в море, чтобы и следа,
и памяти от нее не осталось.)
Воспитатель: Москве было присвоено звание города-героя, т.к. она
выстояла под натиском врага. Сколько еще городов получили звание – город-
герой.
Ответы детей.(13)
Воспитатель:
Ребята, а что люди делали для того, чтобы никто и
никогда не забывал о своих героях?
Ответы детей.(По всей стране им воздвигают памятники и
мемориалы.)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам подойти к карте, найти на ней
города-герои и прикрепить рядом с городом тот памятник, который был
возведен в этом городе.
Дидактическая игра «Города-герои»
Воспитатель: Молодцы ребята. А сейчас я предлагаю вам занять места
в нашей машине времени. Мы летим дальше. Пристегните ремни. Полетели.
Воспитатель:
Трудное и голодное наступило время
Весь народ
поднялся на борьбу с фашистами. Жители деревень и городов, уходили в лес
и становились партизанами. Они жили в землянках, в лесах, внезапно
нападали на фашистов. С врагом сражались не только взрослые мужчины. В
партизанских отрядах воевали и старики, и женщины, и даже дети. Тяжелое
время было для всего народа, но особенно тяжело было детям. Многие
остались
сиротами.
Дети
лицом
к
лицу
столкнулись
с
жестокой,
беспощадной, злой силой фашизма. Дети нередко убегали на фронт, и вместе
со взрослыми, вставали на защиту Родины. Во время войны ими было
совершено много героических поступков и подвигов, многие дети стали
героями.
Воспитатель:
Ребята,
как
вы
думаете
что
такое
«подвиг»,
«героический поступок»?
Дети высказывают свое мнение.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам из предложенных портретов,
выбрать те, на которых изображены юные-герои партизаны и назвать их
имена и героические поступки.
Дидактическая игра «Юные-герои партизаны»
Дети называют. (Рассказы детей о Зое Космодемьянской, о Лёне
Голикове, о Марате Колизей, о Вале Котик, о Юте Бондаровской, о Наде
Богдановой.) - фотоиллюстрации
Воспитатель: Да, ребята, героический поступок - это поступок во имя
других. Во время сражений многие бойцы получали тяжелые ранения.
Медицинские сестры и санитарки выносили раненых воинов с поля боя,
оказывали им первую помощь. Героические медсестры и врачи спасли жизни
тысячам солдат и офицеров. Воевать на фронте, сражаться с врагами – это
конечно совсем не женское дело. Но в годы войны не только сестры
милосердия, но и отважные летчицы, связистки, стрелки, разведчицы
приближали нашу Великую победу.
Воспитатель: На войне были и минуты затишья. И тогда солдаты
делали привал. Они пели песни, писали письма родным. Я тоже предлагаю
сделать вам остановку и немного отдохнуть.
Картинка «Солдаты на привале»
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Подойдите
ко мне. Давайте встанем в круг. У меня в руках звезда, мы будем передавать
ее друг другу и называть качества воина-защитника. (смелый, умный,
добрый, храбрый, отважный и т.п.)
Игра «Каким должен быть воин?»
Воспитатель: Во время войны совершено было много героических
подвигов. Я предлагаю вам присесть на полянке, а Даниил Петухов
расскажет нам о героическом подвиге своего прадедушки.
Физкультминутка.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам немного поиграть.
Раз, два, три, четыре (Руки в стороны и с силой к плечам)
Будем всех сильнее в мире.
Будем мир мы защищать, (Поднимают прямые руки и скрещивают)
Будем маму обнимать. (Над головой )
На носочки встанем, (Поднимаются на носочках)
Солнышко достанем.
До пяти считаем, (Приседают пять раз)
Дружно приседаем.
Ура! (Кричат, подняв руки вверх)
Воспитатель: Ну а теперь прошу всех занимать места в нашей машине
времени. Пристегните ремни, летим дальше. О войне было сложено много
пословиц и поговорок. Какие вы знаете, назовите их, как вы понимаете
смысл пословиц (обсуждение лексического значения пословиц) :
Солдатское дело – воевать храбро и умело;
Друг за друга стой и выиграешь бой;
Где смелость, там и победа
С родной земли умри – не сходи!
Кто дрожит, тот и от врага бежит
Дружно за мир стоять – войне не бывать, и другие.
Воспитатель: Ну вот ребята мы и долетели с вами до Дня Победы.
Воспитатель включает песню «День победы»
Воспитатель:
Долго длилась война, но 9 мая 1945 года война
закончилась победой нашего народа. Наступил долгожданный мир. Все
радовались, и в честь этой победы на Красной площади в Москве прошел
Парад Победы, возглавлял парад Г. К. Жуков. В этом году, наша страна будет
отмечать jxthtlye. годовщину со дня Победы.
Много людей погибло в этой страшной войне. Вечная память нашим
героям, защитившим нашу Родину. 9-го мая во всех городах нашей Родины в
память о погибших на той жестокой войне проходит Минута молчания.
Война шла 4 года, это 1418 дней и ночей. За эти годы погибло 20 миллионов
людей - солдат, офицеров, стариков, женщин и детей. Вы только представьте:
если по каждому из 20 миллионов погибших в стране объявить минуту
молчания, страна будет молчать…32 года! В эту минуту люди молча стоят,
склонив головы, вспоминают погибших и мысленно благодарят их за мирное
небо. Давайте и мы почтим минутой молчания всех тех, кто отдавал свои
жизни за нашу Родину.
Минута молчания (музыка)
Воспитатель: В День Победы поздравляют ветеранов. А кто такие
ветераны? (ответы детей). Это солдаты Великой Отечественной войны, а
сейчас – бабушки и дедушки, с каждым годом их становится все меньше. Как
мы должны относиться к тем, кто подарил нам мирное небо? (ответы детей)
Мы должны помнить о той войне, о героях и их подвигах. Мы не должны
забыть этот страшный урок истории.
Воспитатель: Несколько лет назад появилась очень хорошая традиция.
В день Победы люди прикалывают на одежду георгиевскую ленточку в знак
памяти о боевых заслугах нашего народа. Ребята, а какие цвета на
георгиевской ленте? Что они означают?
Ответы детей: черный – дым, оранжевый – огонь.
Воспитатель:
Ребята, я предлагаю вам сейчас подойти к столу.
Посмотрите сколько георгиевских ленточек и как красиво они украшены.
Давайте и мы с вами украсим свои георгиевские ленточки.
Изготовление Георгиевкой ленты.
Воспитатель: Молодцы! Какие красивые ленточки у вас получились.
А давайте мы подарим эти ленточки нашим гостям, чтобы они гордились и
помнили о боевых подвигах ваших прадедов.
Дети раздает георгиевские ленты.
Воспитатель:
Ребята, а вы помните о чем говорилось в письме,
которое принес нам голубь?
Дети: Будьте сильными, смелыми, храбрыми, защищайте свою родину,
не забывайте о погибших героях, не забывайте великих подвигов, которые
совершили солдаты, сражаясь за родину, за ваше счастливое детство!
Воспитатель: Ребята вам понравилось наше занятие. А закончить его я
предлагаю праздничным салютом. Каждому из вас я раздам сейчас по одной
цветной ленточки. Ленточка – это ваше впечатление о занятии. Ну что
пойдёмте делать праздничный салют.
Воспитатель:
Молодцы ребята, вы очень хорошо поработали на
занятии. Я думаю, что вы будете достойными защитниками нашей Родины.
Примите от меня эти медали.