Автор: Патокина Нонна Юрьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Обвинский детский сад"
Населённый пункт: село Обвинск, Пермский край
Наименование материала: методический материал
Тема: "Кратковременные образовательные практики как средство реализации программы развития ДОУ "
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Обвинский детский сад»
Патокина Н.Ю.
старший воспитатель.
«Кратковременные образовательные практики как средство реализации
программы развития ДОУ ».
Тема обусловлена тем, что с сентября 2016 года в нашем детском саду
была
принята
программа
развития
гражданско
-
краеведче ской
направленности
«Истоки»,
поэтому
остро
стал
вопрос
об
интеграции
программы
развития
и
основной
образовательной
программы.
На
педагогическом
совете
было
решено
сделать
это
с
помощью
КОПов
(кратковременных образовательных практик). Что же такое КОП?
Кратковременные образовательные практики – это непродолжительный
по времени курс совместной
деятельности педагога и детей, выбранный
ребенком на определенный отрезок времени (до 4 академических часов) и
имеющей своим результатом конечный продукт или практический навык
ребенка,
Кратковременные образовательные практики позволяют:
определить
круг
интересов
ребенка
индивидуально.
Например
это
может быть вышивание, моделирование, аппликация, прикладное творчество,
.
получить детям опыт работы в выбранном виде деятельности.
приобрести опыт представления личных достижений и результатов
через выступление на публике.
В течение учебного года творческой группой под руководством старшего
воспитателя Патокиной Н.Ю., (члены группы Томилина С.А., Наумова Е.В.,
Леханова
Н.И.,
Потапова
Ю.В.,
Деменева
Г.В.)
,
проведена
следующая
работа:
- разработано Положение о реализации кратковременных образовательных
практик по выбору, в том числе патриотической направленности для детей
старшего дошкольного возраста МБДОУ «Обвинский детский сад » ;
- разработан механизм реализации КОП для детей старшего дошкольного
возраста;
- разработаны Программы КОП ( технологические карты);
- разработаны формы сопроводительных документов: табелей посещаемости
детей, табелей работы педагогов, отчетов педагогов.
- разработаны анкеты для мониторинг деятельности по реализации КОП
- подготовлена информация на сайт ДОУ о внедрении КОП, порядке выбора
КОП;
- оформлена папка, в которой размещаются отчеты педагогов
- создан банк Программ КОП, который постоянно пополняется;
- разработаны образцы сертификатов для детей, прошедших практику;
-
проведен
анализ
механизмов
внедрения
краткосрочных
практик
в
образовательный процесс;
Итоги первого года апробации КОП (данные на 01.06. 2017):
в предоставлении услуг – краткосрочных образовательных практик - приняли
участие 5 педагогов (83%);
Педагогами в течение года разработано 6 Программ, из них в соответствии с
Программой развития ДОУ «Истоки» :
50% - блок «Народные умельцы»: КОПы «Волшебная иголочка», «Волшебная
пуговица», «Тряпичная кукла»
33% - блок «Ручеек»: КОПы «Русская ромашка», «Раз грибок, два грибок…»
17% - блок «Русская изба»: КОП «Витаминка»
В этом учебном году участием в КОП охвачены дети в возрасте от 5 до 7 лет
в количестве 28 человека(100%).
Процедура выбора проходила на Ярмарке КОП, где каждый ребенок выбирал
одну практику из 4 предложенных воспитателями. Каждая практика включала
в себя 4 занятия (2 раза в неделю по 25-30 минут, в зависимости от возраста
детей) для детей старших и подготовительных к школе групп. Все практики
проводились одновременно с 16.10 до 16.40; количество детей в подгруппах
не более 4 (5) человек.
Образовательные умения, развивающиеся при выборе практики :
- Ребенок выбирает себе род занятий (КОП), участников по совместной
деятельности.
-
Ребенок
проявляет
любознательность,
задает
вопросы
взрослым,
интересуется
причинно-следственными
связями.(Например
:
-
Чем
будем
заниматься на этой практике? – Что научимся изготавливать?
- Когда ребенок выбирает КОП , он способен к принятию собственных ре-
шений, опираясь на свои , ранее усвоенные, знания и умения в различных
видах деятельности.
- При выборе и освоении любой практики, у ребенка формируется установка
положительного отношения к миру, к разным видам труда.
2. Образовательные умения в практической деятельности детей:
- В процессе проведения практики ребенок овладевает основными способа-
ми деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах
деятельности.
- При затруднении в выполнении какой либо операции при прохождении
ребенком
практики,
он
способен
договариваться,
учитывать
интересы
и
чувства
других,
сопереживать
неудачам
и
радоваться
успехам,
адекватно
проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя.
-
Ребенок
сотрудничает
с
другими
детьми
и
взрослыми
в
совместной
деятельности.
-
В
совместной
деятельности
коллективной
и
парной
ребенок
проявляет
готовность прийти на помощь своим товарищам, которые в этом нуждаются.
- Ребенок
развивает
воображение, которое реализуется в разных видах
деятельности: вышивание, изготовление куклы – мотанки, рисование и т.п.
- В процессе проведения практики у ребенка развивается крупная и мелкая
моторика; он становится подвижным, выносливым, овладевает основными
движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
- Зная, что по завершении практики каждому ребенку надо отчитываться
перед сверстниками, у ребенка проявляет ответственность за начатое дело.
- Ребенок открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самосто-
ятельно добывать новые знания.
- Он эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения
народного искусства.
- Ребенок проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою стра-
ну,
ее
достижения,
так
как
все
практики
гражданско
–
краеведческого
содержания. .
После проведенных КОП дети демонстрировали свои успехи на Ярмарке
Достижений,
а
педагоги,
проводившие
практики,
представляли
отчет
о
результатах деятельности.
Образовательные умения при защите практики:
- Ребенок выражает свои мысли и желания, использует речь для выражения
своих мыслей, чувств и желаний.
- Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
Таким образом, поставленная цель - реализация системы краткосрочных
образовательных
практик
по
выбору,
расширение
вариативности
образовательного
пространства,
при
котором
ребенок
сам
становится
активным в выборе содержания своего образования, становиться субъектом
образования, была достигнута.
Дальнейшие перспективы реализации краткосрочных образовательных
практик по выбору:
- дальнейшее расширение спектра практик в соответствии с другими блоками
Программы развития.
-
организация
краткосрочных
образовательных
практик
для
родителей,
с
участием
родителей,
с
привлечением
родителей
к
непосредственному
проведению практик
-создание
видео
банка
краткосрочных
практик
для
детей
старшего
дошкольного возраста;
-
организация
мониторинга
возможностей
и
запросов
родителей
для
обновления образовательного процесса и расширения спектра краткосрочных
практик.