Автор: Краснов Роман Владимирович
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: Химия вокруг нас
Раздел: среднее образование
Химия вокруг нас
(консультация для родителей)
Подготовил: Краснов Р.В., учитель химии
МБОУ СОШ №22 г. Ставрополь
Повсюду, куда бы ни обратил свой взор, нас окружают предметы и
изделия, изготовленные из веществ и материалов, которые получены на
химических заводах и фабриках. Кроме того, в повседневной жизни, сам того
не
подозревая,
каждый
человек
осуществляет
химические
реакции.
Например, умывание с мылом, стирка с использованием моющих средств и
др. При опускании кусочка лимона в стакан горячего чая происходит
ослабление окраски — чай здесь выступает в роли кислотного индикатора,
подобного
лакмусу.
Аналогичное
кислотно-основное
взаимодействие
проявляется при смачивании уксусом нарезанной синей капусты. Хозяйки
знают, что капуста при этом розовеет. Зажигая спичку, замешивая песок и
цемент с водой или гася водой известь, обжигая кирпич, мы осуществляем
настоящие, а иногда и довольно сложные химические реакции. Объяснение
этих и других широко распространенных в жизни человека химических
процессов — удел специалистов.
Приготовление пищи — это тоже химические процессы. Не зря
говорят,
что
женщины-химики
часто
очень
хорошие
кулинары.
Действительно,
приготовление
пищи
на
кухне
иногда
напоминает
выполнение органического синтеза в лаборатории. Только вместо колб и
реторт на кухне используют кастрюли и сковородки, но иногда и автоклавы в
виде скороварок. Не стоит далее перечислять химические процессы, которые
проводит человек в повседневной жизни. Необходимо лишь отметить, что в
любом
живом
организме
в
огромных
количествах
осуществляются
различные
химические
реакции.
Процессы
усвоения
пищи,
дыхания
животного и человека основаны на химических реакциях. В основе роста
маленькой травинки и могучего дерева также лежат химические реакции.
Химия - это наука, важная часть естествознания. Строго говоря, наука
не может окружать человека. Его могут окружать результаты практического
приложения науки. Это уточнение весьма существенное. В настоящее время
часто можно слышать слова: «химия испортила природу», «химия загрязнила
водоем и сделала его непригодным для использования» и т. д. На самом же
деле наука химия здесь вовсе не причём. Люди, используя результаты науки,
плохо оформили их в технологический процесс, безответственно отнеслись к
требованиям правил безопасности и к экологически допустимым нормам
промышленных сбросов, неумело и не в меру использовали удобрения на
сельскохозяйственных угодьях и средства защиты растений от сорняков и
вредителей растений. Любая наука, особенно естествознание, не может быть
хорошей или плохой. Наука — накопление и систематизация знаний. Другое
дело, как и в каких целях используются эти знания. Однако это уже зависит
от культуры, квалификации, моральной ответственности и нравственности
людей, не добывающих, а использующих знания.
Без продуктов химической промышленности современному человеку
не обойтись, так же как нельзя обойтись без электричества. Такая же
ситуация и с продуктами химической промышленности. Нужно протестовать
не против некоторых химических производств, а против их низкой культуры.
Культура человека — сложное и разноплановое понятие, при котором
возникают такие категории, как умение человека вести себя в обществе,
правильно владеть родным языком, следить за опрятностью своей одежды и
внешним видом и т. д. Однако мы часто говорим и слышим о культуре
строительства, культуре производства культуре ведения сельского хозяйства
и т. д. Действительно, когда речь заходит о культуре Древней Греции или
еще более ранних цивилизациях, то прежде всего вспоминают о ремеслах,
которыми владели люди той эпохи, какие орудия труда они использовали,
что умели строить, как умели украшать строения и отдельные предметы.
Многие важные для человека химические процессы были открыты
задолго до того, как химия оформилась в науку. Значительное количество
химических открытий было сделано наблюдательными и любознательными
ремесленниками. Эти открытия переходили в семейные или клановые
секреты, и далеко не все дошли до нас. Часть из них была утеряна для
человечества. Приходилось и приходится затрачивать огромный труд,
создавать лаборатории, а иногда и институты для раскрытия секретов
древних мастеров и их научного толкования.
Многие не знают, как устроен телевизор, но успешно пользуются им.
Однако знание устройства телевизора никогда и никому не помешает в
правильной его эксплуатации. Так и с химией. Понимание сущности
химических процессов, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни,
может принести человеку только пользу.