Напоминание

"Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка"


Автор: Харисова Анна Леонидовна
Должность: учитель начальных классов, учитель коррекционно-развивающего обучения
Учебное заведение: МКОУ "СОШ п. Муслюмово жд.ст
Населённый пункт: п. Муслюмово жд. ст
Наименование материала: Мастер класс
Тема: "Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка"
Раздел: начальное образование





Назад




Мастер-класс «Приёмы формирования читательской грамотности на

уроках русского языка»

Автор: Харисова Анна Леонидовна

Организация: МКОУ «СОШ п. Муслюмово жд.ст»

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР-КЛАССА: (на слайде нет)

1. Мотивация учения.

2. Постановка педагогической проблемы.

3. Практическая демонстрация приемов.

4. Подведение итогов мастер-класса.

5. Рефлексия.

Приветствие.

-Здравствуйте, уважаемые коллеги. Рада приветствовать вас на своём мастер

классе.

Постановка педагогической проблемы.

Предлагаю вам выполнить задание и определить тему моего мастер класса.

Нужно разгадать ребус. (слайд №1)

Совершенно верно. Тема моего выступления читательская грамотность, а

именно, приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского

языка.

Тема мастер-класса «Приёмы формирования читательской грамотности на

уроках русского языка». (на слайде 2)

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы

работы по формированию читательской грамотности на уроках .

Задачи (слайд№3)

- продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом;

- прокомментировать эффективность применения данных приемов;

- отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в

группах).

-Что такое «грамотность» знают все. А если забыли, перед вами определение

из «Толкового словаря русского языка».(слайд№4)

-А вот что же такое читательская грамотность, я бы хотела услышать ваше

мнение.

-Формирование читательской грамотности обучающихся – это одна из

актуальных проблем современного образования.

-А что же такое читательская грамотность? В международном исследовании

PISA говорится, Читательская грамотность - способность человека понимать

и использовать (письменные) тексты, размышлять о них и заниматься чтением

для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,

участвовать в социальной жизни.(слайд №5)

“Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет

читать,

а

тот,

кто

не

научился

при

этом

учиться”.

Э.Тоффлер (слайд№6)

-Говорит Э́

J

лвин То

8

ффлер — американский философ.

-В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети

теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному,

выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач

обучения.

В своей практике я столкнулась со следующими проблемами:

– дети имеют низкую скорость чтения;

– зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;

– не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

– затрудняются кратко пересказать содержание. мало читают, не обладают

читательской грамотностью.

- Самый известный вымышленный интеллектуал Шерлок Холмс сравнивал

человеческий мозг с маленьким пустым чердаком: «Глупый натащит туда

всякой рухляди, какая попадётся ему под руку, и полезные, нужные вещи уже

некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них среди всей этой завали не

докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместит в

свой мозговой чердак. Он возьмёт лишь инструменты, которые понадобятся

ему для работы, но зато их будет множество, и все ин разложит в образцовом

порядке».

-Нужно научиться выбирать инструменты, располагать их в образцовом

порядке и использовать по назначению!!!

- Сегодня я продемонстрирую вам разные виды заданий и упражнений,

которые я использую в своей работе. Они помогают моим ученикам улучшить

навык

чтения, стимулируют

их

к

познавательной

и

творческой

активности, способствуют формированию читательской грамотности.

Работа с ассоциациями для определения текста.(слайд №7)

-

Работать сегодня мы будем с текстом из книги Дмитрия Сергеевича Лихачева

«Письма о добром»

.

Они у вас на столах.

-

Я предлагаю вам прочитать текст. (Приложение 1).

Описание приема:

- Прочитайте текст (Приложение 1).

– Докажите, что материал является текстом.

(Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и

грамматически.

- Каковы основные средства грамматической связи предложений в

тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях;

интонация.)

( Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое

темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и

грамматически. Основные признаки текста: тематическое и композиционное

единство всех его частей; наличие грамматической связи между частями;

смысловая цельность, относительная законченность.) (ответы учащихся с

опорой на схему)

Б) Определите тему текста (Тема текста – это то, о чём ( или о ком ) в

нём говорится)

- О чём этот текст?

- Об умении человека делать добро.

- Какова главная мысль текста?

- Умение человека делать добро другим является самой большой

ценностью жизни.

- Подберите синонимы к слову «доброта». (чуткость, доброта,

отзывчивость, сердечность)

-Если обратимся к словарю Ожегова, то прочитаем:

Доброта - Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление

делать добро другим

- Давайте озаглавим этот текст.(Он называется «Доброта»)

Прием «Книга мудрости»

Работа продолжается в рабочих листах (Приложение 2).

- Подумайте, какие вопросы вы бы задали своему соседу по парте, чтобы

узнать, понял ли он текст?

- Теперь я попрошу записать свой вопрос на листочке.

- Положите эти листочки в книгу (шкатулка в форме книги). У нас получилось

«Книга мудрости».

- Насколько она будет мудрой, зависит от того, как

правильно вы

сформулировали свои вопросы и как будете отвечать на них)

- Прочитайте еще раз текст очень внимательно.

РАБОТА с залом.

Сейчас я предлагаю вам поработать . Нужно объяснить смысл афоризма о

добре:

1. Сердечность такой же дар, как красота и ум. В.И.Качалов

2. Всякое доброе дело несет награду в себе самом. А.Дюма-отец

3. “Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как

вежливость и доброта” (Мигель Сервантес)

4. “Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добро в людях”

(Блёз Паскаль)

5.

Кто хочет приносить пользу, тот и с буквально связанными руками

может делать бездну добра.

Ф. Достоевский

6. Добро по указу — не добро.

И. Тургенев

7. Если в человеке не разовьется интерес к добру, то он недолго пройдет по

хорошей дороге.

К. Ушинский

(Учащимся дается время на чтение текста. Затем учитель вызывает по одному

человеку к дереву мудрости и просит его сорвать 1 листочек с вопросом по

тексту.

Ценность данного методического приема в том, что ученики учатся

формулировать

вопросы

по

тексту,

создавать

устное

монологическое

высказывание определенной коммуникативной направленности.

- Перейдём к следующему заданию. Оно у вас под номером 1 в рабочих листах.

Приём «Лови ошибку»

Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует:

умение анализировать информацию;

умение применять знания в нестандартной ситуации;

умение критически оценивать полученную информацию.

Задание № 1.

Определите, верно или неверно утверждение.

Да

Нет

Чтобы уметь желать добра другим - надо иметь

большую силу воли.

+

Чтобы не потерять человеческое достоинство,

нужно уметь отказать человеку в помощи.

+

Развивая в себе сочувствие, ты бережешь себя от

равнодушия.

+

Цель каждого человека – увеличить добро в

мире.

+

Добро слагается из малого.

+

Задание № 2.

Найдите в тексте ответ на вопрос.

В чем заключается самая большая цель жизни?

Как бы вы ответили на поставленный вопрос?

Задание № 3.

На основе текста составьте советы (рекомендации) как сделать мир добрее.

Читательское

умение:

формулировать

выводы

на

основе

обобщения

отдельных частей текста (Такое задание можно предложить и коллегам в

зале. )

Подведение итогов мастер-класса.

Применяя в работе данные приёмы и упражнения, я отмечаю следующие

преимущества:

- учащиеся учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный

способ познания;

-увеличивается

интеллектуальный

потенциал

учащихся,

расширяется

их словарный запас;

-совместная

работа

способствует

лучшему

пониманию

трудного,

информационно насыщенного текста;

-вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;

-обостряется любознательность, наблюдательность;

-развивает активное слушание;

-повышается самооценка.

Всё это способствует повышению уровня читательских умений и

формированию читательской грамотности школьников.

Рефлексия. Прием «Пятёрочка»

Уважаемые педагоги, на листе бумаги обведите левую руку каждый палец –

это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте

галочки на тех пальцах, позиции которые соответствуют вашему внутреннему

ощущению.

Большой – «Для меня важно и интересно…»

Указательный – «Мне было трудно…»

Средний – «Для меня недостаточно…»

Безымянный – «Мне понравилось…»

Мизинец – «Мои предложения» (слайд №7)

И в заключении я предлагаю вам оценить нашу совместную работу. Если

наше общение показалось вам интересным, полезным и вы будете

применять это в своей работе прикрепите красный шар к новогодней

елочке, серебристый – если что-то было, конечно, а вообще – ни то, ни сё,

пропащий день.

Свой мастер – класс хотелось бы закончить словами Альберта Э́йнштейна:

«…образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас

учили в школе…».

В этих словах заключена практическая значимость

функциональной грамотности, одной из составных частей которой и является

читательская грамотность.

Приложение №1

Текст

Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Э́то

не просто выражение вежливости. В этих словах мы

выражаем

свою

человеческую

сущность.

Надо

иметь

большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим.

Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих

тебя людей – это не только показатель культуры, но и

результат огромной внутренней работы духа.

Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста.

Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи –

значит

потерять

собственное

человеческое

достоинство.

Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное

уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать

в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же

время умение отличать безобидные человеческие слабости от

пороков, калечащих душу.

Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом

заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из

многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу,

которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и

распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся

всё выше, а человек, их центр, мудрее.

(По Д.С. Лихачёву)

Приложение №2

Задание № 1.

Определите, верно или неверно утверждение.

Да

Нет

Чтобы уметь желать добра другим - надо иметь

большую силу воли.

Чтобы не потерять человеческое достоинство,

нужно уметь отказать человеку в помощи.

Развивая в себе сочувствие, ты бережешь себя от

равнодушия.

Цель каждого человека – увеличить добро в

мире.

Добро слагается из многого.

Задание № 2.

Найдите в тексте ответ на вопрос.

В чем заключается самая большая цель жизни?

Как бы вы ответили на поставленный вопрос?

Задание № 3.

На основе текста составьте советы (рекомендации) как сделать мир добрее.

1.

2.

3.

Сердечность такой же дар, как красота и ум.( В.И.Качалов)

Всякое доброе дело несет награду в себе самом. (А.Дюма)

Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как

вежливость и доброта .(Мигель Сервантес)

Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добро в

людях. (Блёз Паскаль)

Кто хочет приносить пользу, тот и с буквально связанными

руками может делать бездну добра. (Ф. Достоевский)

Добро по указу — не добро.( И. Тургенев)

Если в человеке не разовьется интерес к добру, то он недолго

пройдет по хорошей дороге. (К. Ушинский)



В раздел образования




Яндекс.Метрика