Автор: Харисова Анна Леонидовна
Должность: учитель начальных классов, учитель коррекционно-развивающего обучения
Учебное заведение: МКОУ "СОШ п. Муслюмово жд.ст
Населённый пункт: п. Муслюмово жд. ст
Наименование материала: Мастер класс
Тема: "Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка"
Раздел: начальное образование
Мастер-класс «Приёмы формирования читательской грамотности на
уроках русского языка»
Автор: Харисова Анна Леонидовна
Организация: МКОУ «СОШ п. Муслюмово жд.ст»
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР-КЛАССА: (на слайде нет)
1. Мотивация учения.
2. Постановка педагогической проблемы.
3. Практическая демонстрация приемов.
4. Подведение итогов мастер-класса.
5. Рефлексия.
Приветствие.
-Здравствуйте, уважаемые коллеги. Рада приветствовать вас на своём мастер
классе.
Постановка педагогической проблемы.
Предлагаю вам выполнить задание и определить тему моего мастер класса.
Нужно разгадать ребус. (слайд №1)
Совершенно верно. Тема моего выступления читательская грамотность, а
именно, приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского
языка.
Тема мастер-класса «Приёмы формирования читательской грамотности на
уроках русского языка». (на слайде 2)
Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы
работы по формированию читательской грамотности на уроках .
Задачи (слайд№3)
- продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом;
- прокомментировать эффективность применения данных приемов;
- отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в
группах).
-Что такое «грамотность» знают все. А если забыли, перед вами определение
из «Толкового словаря русского языка».(слайд№4)
-А вот что же такое читательская грамотность, я бы хотела услышать ваше
мнение.
-Формирование читательской грамотности обучающихся – это одна из
актуальных проблем современного образования.
-А что же такое читательская грамотность? В международном исследовании
PISA говорится, Читательская грамотность - способность человека понимать
и использовать (письменные) тексты, размышлять о них и заниматься чтением
для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни.(слайд №5)
“Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет
читать,
а
тот,
кто
не
научился
при
этом
учиться”.
Э.Тоффлер (слайд№6)
-Говорит Э́
J
лвин То
8
ффлер — американский философ.
-В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети
теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному,
выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач
обучения.
В своей практике я столкнулась со следующими проблемами:
– дети имеют низкую скорость чтения;
– зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;
– не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
– затрудняются кратко пересказать содержание. мало читают, не обладают
читательской грамотностью.
- Самый известный вымышленный интеллектуал Шерлок Холмс сравнивал
человеческий мозг с маленьким пустым чердаком: «Глупый натащит туда
всякой рухляди, какая попадётся ему под руку, и полезные, нужные вещи уже
некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них среди всей этой завали не
докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместит в
свой мозговой чердак. Он возьмёт лишь инструменты, которые понадобятся
ему для работы, но зато их будет множество, и все ин разложит в образцовом
порядке».
-Нужно научиться выбирать инструменты, располагать их в образцовом
порядке и использовать по назначению!!!
- Сегодня я продемонстрирую вам разные виды заданий и упражнений,
которые я использую в своей работе. Они помогают моим ученикам улучшить
навык
чтения, стимулируют
их
к
познавательной
и
творческой
активности, способствуют формированию читательской грамотности.
Работа с ассоциациями для определения текста.(слайд №7)
-
Работать сегодня мы будем с текстом из книги Дмитрия Сергеевича Лихачева
«Письма о добром»
.
Они у вас на столах.
-
Я предлагаю вам прочитать текст. (Приложение 1).
Описание приема:
- Прочитайте текст (Приложение 1).
– Докажите, что материал является текстом.
(Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и
грамматически.
- Каковы основные средства грамматической связи предложений в
тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях;
интонация.)
( Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое
темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и
грамматически. Основные признаки текста: тематическое и композиционное
единство всех его частей; наличие грамматической связи между частями;
смысловая цельность, относительная законченность.) (ответы учащихся с
опорой на схему)
Б) Определите тему текста (Тема текста – это то, о чём ( или о ком ) в
нём говорится)
- О чём этот текст?
- Об умении человека делать добро.
- Какова главная мысль текста?
- Умение человека делать добро другим является самой большой
ценностью жизни.
- Подберите синонимы к слову «доброта». (чуткость, доброта,
отзывчивость, сердечность)
-Если обратимся к словарю Ожегова, то прочитаем:
Доброта - Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление
делать добро другим
- Давайте озаглавим этот текст.(Он называется «Доброта»)
Прием «Книга мудрости»
Работа продолжается в рабочих листах (Приложение 2).
- Подумайте, какие вопросы вы бы задали своему соседу по парте, чтобы
узнать, понял ли он текст?
- Теперь я попрошу записать свой вопрос на листочке.
- Положите эти листочки в книгу (шкатулка в форме книги). У нас получилось
«Книга мудрости».
- Насколько она будет мудрой, зависит от того, как
правильно вы
сформулировали свои вопросы и как будете отвечать на них)
- Прочитайте еще раз текст очень внимательно.
РАБОТА с залом.
Сейчас я предлагаю вам поработать . Нужно объяснить смысл афоризма о
добре:
1. Сердечность такой же дар, как красота и ум. В.И.Качалов
2. Всякое доброе дело несет награду в себе самом. А.Дюма-отец
3. “Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как
вежливость и доброта” (Мигель Сервантес)
4. “Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добро в людях”
(Блёз Паскаль)
5.
Кто хочет приносить пользу, тот и с буквально связанными руками
может делать бездну добра.
Ф. Достоевский
6. Добро по указу — не добро.
И. Тургенев
7. Если в человеке не разовьется интерес к добру, то он недолго пройдет по
хорошей дороге.
К. Ушинский
(Учащимся дается время на чтение текста. Затем учитель вызывает по одному
человеку к дереву мудрости и просит его сорвать 1 листочек с вопросом по
тексту.
Ценность данного методического приема в том, что ученики учатся
формулировать
вопросы
по
тексту,
создавать
устное
монологическое
высказывание определенной коммуникативной направленности.
- Перейдём к следующему заданию. Оно у вас под номером 1 в рабочих листах.
Приём «Лови ошибку»
Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
Формирует:
умение анализировать информацию;
умение применять знания в нестандартной ситуации;
умение критически оценивать полученную информацию.
Задание № 1.
Определите, верно или неверно утверждение.
Да
Нет
Чтобы уметь желать добра другим - надо иметь
большую силу воли.
+
Чтобы не потерять человеческое достоинство,
нужно уметь отказать человеку в помощи.
+
Развивая в себе сочувствие, ты бережешь себя от
равнодушия.
+
Цель каждого человека – увеличить добро в
мире.
+
Добро слагается из малого.
+
Задание № 2.
Найдите в тексте ответ на вопрос.
В чем заключается самая большая цель жизни?
Как бы вы ответили на поставленный вопрос?
Задание № 3.
На основе текста составьте советы (рекомендации) как сделать мир добрее.
Читательское
умение:
формулировать
выводы
на
основе
обобщения
отдельных частей текста (Такое задание можно предложить и коллегам в
зале. )
Подведение итогов мастер-класса.
Применяя в работе данные приёмы и упражнения, я отмечаю следующие
преимущества:
- учащиеся учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный
способ познания;
-увеличивается
интеллектуальный
потенциал
учащихся,
расширяется
их словарный запас;
-совместная
работа
способствует
лучшему
пониманию
трудного,
информационно насыщенного текста;
-вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
-обостряется любознательность, наблюдательность;
-развивает активное слушание;
-повышается самооценка.
Всё это способствует повышению уровня читательских умений и
формированию читательской грамотности школьников.
Рефлексия. Прием «Пятёрочка»
Уважаемые педагоги, на листе бумаги обведите левую руку каждый палец –
это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте
галочки на тех пальцах, позиции которые соответствуют вашему внутреннему
ощущению.
Большой – «Для меня важно и интересно…»
Указательный – «Мне было трудно…»
Средний – «Для меня недостаточно…»
Безымянный – «Мне понравилось…»
Мизинец – «Мои предложения» (слайд №7)
И в заключении я предлагаю вам оценить нашу совместную работу. Если
наше общение показалось вам интересным, полезным и вы будете
применять это в своей работе прикрепите красный шар к новогодней
елочке, серебристый – если что-то было, конечно, а вообще – ни то, ни сё,
пропащий день.
Свой мастер – класс хотелось бы закончить словами Альберта Э́йнштейна:
«…образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас
учили в школе…».
В этих словах заключена практическая значимость
функциональной грамотности, одной из составных частей которой и является
читательская грамотность.
Приложение №1
Текст
Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Э́то
не просто выражение вежливости. В этих словах мы
выражаем
свою
человеческую
сущность.
Надо
иметь
большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим.
Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих
тебя людей – это не только показатель культуры, но и
результат огромной внутренней работы духа.
Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста.
Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи –
значит
потерять
собственное
человеческое
достоинство.
Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное
уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать
в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же
время умение отличать безобидные человеческие слабости от
пороков, калечащих душу.
Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом
заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из
многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу,
которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и
распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся
всё выше, а человек, их центр, мудрее.
(По Д.С. Лихачёву)
Приложение №2
Задание № 1.
Определите, верно или неверно утверждение.
Да
Нет
Чтобы уметь желать добра другим - надо иметь
большую силу воли.
Чтобы не потерять человеческое достоинство,
нужно уметь отказать человеку в помощи.
Развивая в себе сочувствие, ты бережешь себя от
равнодушия.
Цель каждого человека – увеличить добро в
мире.
Добро слагается из многого.
Задание № 2.
Найдите в тексте ответ на вопрос.
В чем заключается самая большая цель жизни?
Как бы вы ответили на поставленный вопрос?
Задание № 3.
На основе текста составьте советы (рекомендации) как сделать мир добрее.
1.
2.
3.
Сердечность такой же дар, как красота и ум.( В.И.Качалов)
Всякое доброе дело несет награду в себе самом. (А.Дюма)
Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как
вежливость и доброта .(Мигель Сервантес)
Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добро в
людях. (Блёз Паскаль)
Кто хочет приносить пользу, тот и с буквально связанными
руками может делать бездну добра. (Ф. Достоевский)
Добро по указу — не добро.( И. Тургенев)
Если в человеке не разовьется интерес к добру, то он недолго
пройдет по хорошей дороге. (К. Ушинский)