Напоминание

«Специфика развития математических способностей старших дошкольников»


Автор: Гуц Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с №79
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: Сообщение на педагогическом совете
Тема: «Специфика развития математических способностей старших дошкольников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сообщение на педагогическом совете

«Специфика развития математических способностей старших

дошкольников»

Составила: Гуц С.А. – воспитатель

МБДОУ ЦРР д\с №79 г. Ставрополь

В связи с проблемой формирования и развития способностей следует

указать, что целый ряд исследований психологов направлен на выявление

структуры способностей школьников к различным видам деятельности. При

этом

под

способностями

понимается

комплекс

индивидуально

психологических особенностей человека, отвечающих требованиям данной

деятельности и являющиеся условием успешного выполнения. Таким

образом, способности – сложное, интегральное, психическое образование,

своеобразный синтез свойств, или, как их называют компонентов.

Общий закон образования способностей состоит в том, что они

формируются в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности,

для которых они необходимы.

Способности не есть нечто раз и навсегда предопределённое, они

формируются и развиваются в процессе обучения, в процессе упражнения,

овладения соответствующей деятельностью, поэтому нужно формировать,

развивать, воспитывать, совершенствовать способности детей и нельзя

заранее точно предвидеть как далеко может пойти это развитие.

Говоря о математических способностях как особенностях умственной

деятельности, следует прежде всего указать на несколько распространенных

среди педагогов заблуждений.

Во-первых,

многие

считают,

что

математические

способности

заключаются прежде всего в способности к быстрому и точному вычислению

(в частности в уме). На самом деле вычислительные способности далеко не

всегда связаны с формированием подлинно математических (творческих)

способностей. Во-вторых, многие думают, что способные к математике

школьники отличаются хорошей памятью на формулы, цифры, числа.

Однако, как указывает академик А. Н. Колмогоров, успех в математике

меньше всего основан на способности быстро и прочно запоминать большое

количество фактов, цифр, формул. Наконец, считают, что одним из

показателей математических способностей является быстрота мыслительных

процессов. Особенно быстрый темп работы сам по себе не имеет отношения

к математическим способностям. Ребенок может работать медленно и

неторопливо, но в то же время вдумчиво, творчески, успешно продвигаясь в

усвоении математики.

Крутецкий В.А. в книге «Психология математических способностей

дошкольников»

различает

девять

способностей

(компонентов

математических способностей):

1)

Способность

к

формализации

математического

материала,

к

отделению

формы

от

содержания,

абстрагированию

от

конкретных

количественных отношений и пространственных форм и оперированию

формальными структурами, структурами отношений и связей;

2)

Способность

обобщать

математический

материал,

вычленять

главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне различном;

3) Способность к оперированию числовой и знаковой символикой;

4) Способность к «последовательному, правильно расчленённому

логическому рассуждению», связанному с потребностью в доказательствах,

обосновании, выводах;

5) Способность сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми

структурами;

6) Способность к обратимости мыслительного процесса (к переходу с

прямого на обратный ход мысли);

7) Гибкость мышления, способность к переключению от одной

умственной операции к другой, свобода от сковывающего влияния шаблонов

и трафаретов;

8) Математическая память. Можно предположить, что её характерные

особенности также вытекают из особенностей математической науки, что

это память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы;

9) Способность к пространственным представлениям, которая прямым

образом связана с наличием такой отрасли математики как геометрия.

Формирование математических способностей детей

дошкольного возраста. Логическое мышление.

Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это

познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и

вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть

результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении

математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В.

Занкова, система В. В. Давыдова, система "Гармония", "Школа 2100" и др.)

эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас

заученных

знаний

кончается

очень

быстро

(через

месяц-два),

и

несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть

самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на

математическом содержании) очень быстро приводит к появлению "проблем

с математикой».

В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда

имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был

заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и

т. п.). Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по

развивающим

программам,

проводится

собеседование

с

детьми,

поступающими в первый класс, основным содержанием которого являются

вопросы и задания логического, а не только арифметического, характера.

Закономерен ли такой подход к отбору детей для обучения? Да, закономерен,

поскольку учебники математики этих систем построены таким образом, что

уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать,

классифицировать,

анализировать

и

обобщать

результаты

своей

деятельности.

Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это

природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться.

Существует большое количество исследований, подтверждающих, что

развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех

случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).

Прежде всего разберемся в том, из чего складывается логическое мышление.

Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ,

синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование

- в литературе также называют логическими приемами мышления. При

организации специальной развивающей работы над формированием и

развитием

логических

приемов

мышления

наблюдается

значительное

повышение результативности этого процесса независимо от исходного

уровня развития ребенка.

Для выработки определенных математических умений и навыков

необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им

понадобятся

умения

сравнивать,

анализировать,

конкретизировать,

обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные

ситуации,

делать

определенные

выводы,

приходить

к

логическому

заключению. Решение логических задач развивает способность выделять

существенное, самостоятельно подходить к обобщениям (см. Приложение).

Логические игры математического содержания воспитывают у детей

познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и

умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности,

характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у

детей.

Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения

быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные

решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической

задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая

занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения

необходимо понять, в чем тут хитрость.

Логические задачки могут быть следующими:

- У двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье? (Ответ: 3)

Очевидно, что конструктивная деятельность ребенка в процессе

выполнения данных упражнений развивает не только математические

способности

и

логическое

мышление

ребенка,

но

и

его

внимание,

воображение,

тренирует

моторику,

глазомер,

пространственные

представления, точность и т. д.

Каждое из приведенных в Приложении упражнений направлено на

формирование логических мыслительных приемов. Например, упражнение 4

учит ребенка сравнивать; упражнение 5 - сравнивать и обобщать, а также

анализировать; упражнение 1 учит анализу и сравнению; упражнение 2 -

синтезу; упражнение 6 - фактическая классификация по признаку.

Логическое развитие ребенка предполагает также формирование

умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и

умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-

следственной связи.

Таким образом, за два года до школы можно оказать значимое влияние

на развитие математических способностей дошкольника. Даже если ребенок

не станет непременным победителем математических олимпиад, проблем с

математикой у него в начальной школе не будет, а если их не будет в

начальной школе, то есть все основания рассчитывать на их отсутствие и в

дальнейшем.



В раздел образования




Яндекс.Метрика