Автор: Гуц Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с №79
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: Сообщение на педагогическом совете
Тема: «Специфика развития математических способностей старших дошкольников»
Раздел: дошкольное образование
Сообщение на педагогическом совете
«Специфика развития математических способностей старших
дошкольников»
Составила: Гуц С.А. – воспитатель
МБДОУ ЦРР д\с №79 г. Ставрополь
В связи с проблемой формирования и развития способностей следует
указать, что целый ряд исследований психологов направлен на выявление
структуры способностей школьников к различным видам деятельности. При
этом
под
способностями
понимается
комплекс
индивидуально
–
психологических особенностей человека, отвечающих требованиям данной
деятельности и являющиеся условием успешного выполнения. Таким
образом, способности – сложное, интегральное, психическое образование,
своеобразный синтез свойств, или, как их называют компонентов.
Общий закон образования способностей состоит в том, что они
формируются в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности,
для которых они необходимы.
Способности не есть нечто раз и навсегда предопределённое, они
формируются и развиваются в процессе обучения, в процессе упражнения,
овладения соответствующей деятельностью, поэтому нужно формировать,
развивать, воспитывать, совершенствовать способности детей и нельзя
заранее точно предвидеть как далеко может пойти это развитие.
Говоря о математических способностях как особенностях умственной
деятельности, следует прежде всего указать на несколько распространенных
среди педагогов заблуждений.
Во-первых,
многие
считают,
что
математические
способности
заключаются прежде всего в способности к быстрому и точному вычислению
(в частности в уме). На самом деле вычислительные способности далеко не
всегда связаны с формированием подлинно математических (творческих)
способностей. Во-вторых, многие думают, что способные к математике
школьники отличаются хорошей памятью на формулы, цифры, числа.
Однако, как указывает академик А. Н. Колмогоров, успех в математике
меньше всего основан на способности быстро и прочно запоминать большое
количество фактов, цифр, формул. Наконец, считают, что одним из
показателей математических способностей является быстрота мыслительных
процессов. Особенно быстрый темп работы сам по себе не имеет отношения
к математическим способностям. Ребенок может работать медленно и
неторопливо, но в то же время вдумчиво, творчески, успешно продвигаясь в
усвоении математики.
Крутецкий В.А. в книге «Психология математических способностей
дошкольников»
различает
девять
способностей
(компонентов
математических способностей):
1)
Способность
к
формализации
математического
материала,
к
отделению
формы
от
содержания,
абстрагированию
от
конкретных
количественных отношений и пространственных форм и оперированию
формальными структурами, структурами отношений и связей;
2)
Способность
обобщать
математический
материал,
вычленять
главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне различном;
3) Способность к оперированию числовой и знаковой символикой;
4) Способность к «последовательному, правильно расчленённому
логическому рассуждению», связанному с потребностью в доказательствах,
обосновании, выводах;
5) Способность сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми
структурами;
6) Способность к обратимости мыслительного процесса (к переходу с
прямого на обратный ход мысли);
7) Гибкость мышления, способность к переключению от одной
умственной операции к другой, свобода от сковывающего влияния шаблонов
и трафаретов;
8) Математическая память. Можно предположить, что её характерные
особенности также вытекают из особенностей математической науки, что
это память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы;
9) Способность к пространственным представлениям, которая прямым
образом связана с наличием такой отрасли математики как геометрия.
Формирование математических способностей детей
дошкольного возраста. Логическое мышление.
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это
познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и
вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть
результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении
математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В.
Занкова, система В. В. Давыдова, система "Гармония", "Школа 2100" и др.)
эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас
заученных
знаний
кончается
очень
быстро
(через
месяц-два),
и
несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть
самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на
математическом содержании) очень быстро приводит к появлению "проблем
с математикой».
В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда
имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был
заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и
т. п.). Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по
развивающим
программам,
проводится
собеседование
с
детьми,
поступающими в первый класс, основным содержанием которого являются
вопросы и задания логического, а не только арифметического, характера.
Закономерен ли такой подход к отбору детей для обучения? Да, закономерен,
поскольку учебники математики этих систем построены таким образом, что
уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать,
классифицировать,
анализировать
и
обобщать
результаты
своей
деятельности.
Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это
природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться.
Существует большое количество исследований, подтверждающих, что
развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех
случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).
Прежде всего разберемся в том, из чего складывается логическое мышление.
Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ,
синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование
- в литературе также называют логическими приемами мышления. При
организации специальной развивающей работы над формированием и
развитием
логических
приемов
мышления
наблюдается
значительное
повышение результативности этого процесса независимо от исходного
уровня развития ребенка.
Для выработки определенных математических умений и навыков
необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им
понадобятся
умения
сравнивать,
анализировать,
конкретизировать,
обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные
ситуации,
делать
определенные
выводы,
приходить
к
логическому
заключению. Решение логических задач развивает способность выделять
существенное, самостоятельно подходить к обобщениям (см. Приложение).
Логические игры математического содержания воспитывают у детей
познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и
умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности,
характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у
детей.
Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения
быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные
решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической
задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая
занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения
необходимо понять, в чем тут хитрость.
Логические задачки могут быть следующими:
- У двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье? (Ответ: 3)
Очевидно, что конструктивная деятельность ребенка в процессе
выполнения данных упражнений развивает не только математические
способности
и
логическое
мышление
ребенка,
но
и
его
внимание,
воображение,
тренирует
моторику,
глазомер,
пространственные
представления, точность и т. д.
Каждое из приведенных в Приложении упражнений направлено на
формирование логических мыслительных приемов. Например, упражнение 4
учит ребенка сравнивать; упражнение 5 - сравнивать и обобщать, а также
анализировать; упражнение 1 учит анализу и сравнению; упражнение 2 -
синтезу; упражнение 6 - фактическая классификация по признаку.
Логическое развитие ребенка предполагает также формирование
умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и
умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-
следственной связи.
Таким образом, за два года до школы можно оказать значимое влияние
на развитие математических способностей дошкольника. Даже если ребенок
не станет непременным победителем математических олимпиад, проблем с
математикой у него в начальной школе не будет, а если их не будет в
начальной школе, то есть все основания рассчитывать на их отсутствие и в
дальнейшем.