Напоминание

"Обучение детей 5-7 лет звуковому анализу слов с помощью дидактических игр"


Автор: Никольская Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №68
Населённый пункт: город Тверь
Наименование материала: статья
Тема: "Обучение детей 5-7 лет звуковому анализу слов с помощью дидактических игр"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №68

Обучение детей 5-7 лет звуковому анализу слов с

помощью дидактических игр

Воспитатель

Никольская Е.А.

г.Тверь, 2024г.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли,

тем шире его возможности в познании окружающей действительности,

содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем

активнее осуществляется его психическое развитие.

Недоразвитие звуковой культуры речи, возникшее в дошкольном возрасте, ведут:

к недоразвитию произносительной стороны речи, фонематического слуха,к

задержанному формированию звукобуквенного анализа, к обеднению словаря,

недоразвитию грамматического строя речи.

Под звуковым анализом понимают определение порядка звуков в слове,

определение характеристики каждого звука в слове.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к

обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове,

фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и

согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в

слове.

Звуковой анализ лежит в основе процесса письма.

Синтез – это соединение частей в целое, а звуковой синтез – соединение звуков в

слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.

1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не

встречает преграды. Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух,

выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре

йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без

участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой

звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить

руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем

колокольчиком.

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах - синим цветом, мягкие – зелёным.

После пяти лет у большинства детей начинает формироваться осознанное

ориентирование в звуковом составе слова, т.е. если раньше речь выступала лишь

как средство общения, теперь она становится объектом изучения и осознания. В

течение средней группы детей обучали интонационному выделению заданного

звука в словах, учили подбирать слова (картинки) на заданный звук и выделять

слова с заданным звуком из ряда слов. Благодаря этому создан фундамент, на

котором должны сформироваться новые умения.

Основными задачами нового этапа являются:

1. Научить детей определять первый и последний звук.

2. Научить детей определять место звука в слове.

3. Научить дифференцировать звуки.

Обучение детей звуковому анализу слов это особый мыслительный процесс, в

ходе которого дети должны последовательно и правильно называть в словах

звуки. Необходимо научить изображать слово с помощью звуковой схемы при

помощи кружков. Гласный звук изображают красным кружочком. Твердый

согласный звук синим кружочком, а мягкий согласный зелёным кружочком .

Обучая ребенка звуковому анализу слова, выделяя последовательно каждый звук,

нужно многократно произносить слово с последовательным интонационным

выделением каждого звука.

Так, при анализе слова «жук» ребёнок должен произнести его три раза: жжук,

жуук, жукк. Реально представить слово можно, составляя его звуковую схему.

Ряд клеточек под рисунком последовательно заполняются красными, синими и

зелеными фишками. Количество клеток соответствует количеству звуков в слове.

Рисунок помогает ребёнку видеть предмет, название которого анализируется.

Схема даёт возможность определить количество звуков в слове и выполняет

контрольную функцию: если ребёнок при анализе пропустит какой-либо звук,

будут заполнены не все клеточки. При этом первый звук нужно называть так, как

он слышится в слове (если слово звучит как «ммак», то «м», а если «кит»,

то «кь»). Интонационно выделяя звуки, надо одновременно фиксировать их

фишками разного цвета (красной, синей, зеленой).

Дидактическая игра - самый эффективный метод воздействия на ребенка.

Дидактические игры и игровые упражнения дадут воспитателю возможность

проводить занятия по звуковой культуре речи более живо и интересно. Игра

активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу

познания.

ИГРЫ СО ЗВУКАМИ

«Хлопни, если услышишь в слове звук А»

Цель. Учить ребенка выделять заданный звук из слова.

Ход

Взрослый. Я назову цепочку слов. Если ты услышишь в слове звук А, хлопни в

ладоши, вот так (взрослый хлопает один раз). Слушай и будь внимательным.

Рекомендации. Произносите слова медленно, выделяя звук А голосом (аааист). По

окончании игры уточните, почему ребенок не хлопал, когда произносились слова,

где нет звука А.

«Три слова»

Цель. Учить ребенка самостоятельно определять звук, с которого начинаются три

слова.

Ход

Взрослый. Я назову три слова, а ты назови звук, который встречается в каждом

слове: утка, уши, узел.

Ребенок. Звук У.

Взрослый. Где ты услышел звук У в слове: в начале, в середине или в конце

слова?

Ребенок. В начале слова.

Рекомендации. Если ребенок успешно выделяет заданный звук в начале слова, то

предложите цепочку из слов, в которых звук находится в конце слова, а затем в

середине. Надо помнить, что ребенку легче выделять заданный звук в начале и в

конце слова и труднее всего услышать звук в середине слова. Учитывайте эту

особенность восприятия ребенком звуков из слова.

«Картинки»

Цель. Учить ребенка называть заданный звук, который встречается в названии

каждой картинки.

Ход

Взрослый. Посмотри на картинки, назови их. С какого звука начинается название

каждой картинки?

Ребенок. Апельсин, аист, арбуз. Звук А.

Рекомендации. Если ребенок затрудняется назвать звук, предложите ему закрыть

глаза и сами назовите картинки, утрировано выделяя звук А (ааааист). Заранее

подберите картинки на звуки А, О, У, И.

Игры подбираются с учетом основного принципа обучения – от простого к

сложному. На начальном этапе ребенку предлагаются игры, в которых требуется

различать гласные звуки, выделять звуки в начале слова, а затем в конце и в

середине слова, подбирать слова, отбирать картинки, находить предметы с

заданным звуком в названии. Впоследствии педагог использует эти же игры, но с

заданиями на согласные звуки. Правила остаются теми же.

Когда ребенок усвоит понятие «звук» и «буква», научится различать гласные и

согласные звуки, будет самостоятельно справляться с анализом и синтезом

односложных слов (мак, дом), вы можете использовать следующие, более

сложные игры.

«Составь слово из отдельно названых звуков»

(«Поймай словечко в ладошки»)

Цель. Учить ребенка составлять слово из отдельно названных звуков.

1-й вариант.

Ход

Взрослый. Я назову звуки, а ты назови слово. Звуки: М,А,К. какое слово ты

услышал?

Ребенок. Слово мак.

2-й вариант.

Ход

Взрослый называет звуки слова в нарушенной последовательности: Д, М, О.

ребенок путем проб и ошибок составляет слово дом.

Рекомендации. 2-й вариант игры очень сложен для ребенка, и если ребенок

затрудняется в назывании слова при последовательном произнесении взрослым

звуков слова, то еще рано проводить игру по 2-му варианту. Попробуйте

положить на стол картинки с изображением предметов (дом, кот, лук, шар). С

опорой на наглядность ребенку легче будет составить слово из отдельно

названных вами звуков.

«Найди слово, которое спряталось в названиях картинок»

Цель. Учить ребенка выделять первый звук из слов, запоминать звуки и

составлять из них слово.

Ход

Взрослый. Как ты думаешь, можно ли с помощью картинок составить слово?

Ребенок. Не знаю.

Взрослый. Попробуем. Надо запомнить правила. Правило первое: рассмотри

картинки, назови их и определи, с какого звука начинается название каждой

картинки.

Правило второе: запомни звуки и назови их в том порядке, в котором картинки

лежат на столе.

Правило третье: назови слово, которое спряталось в названиях картинок.

1-ый вариант. Из названия каждой картинки запомни первый звук.

Образец:

Картинки: шапка, автобус, рак.

Звуки: ш,а,р.

Слово: шар.

2-ый вариант. Из названия каждой картинки запомни последний звук.

Образец:

Картинки: комар, трава, сок.

Звуки: р,а,к.

Слово: рак.

3-ый вариант. Из названия каждой картинки запомни третий звук и составь слово

из последовательно названных звуков.

Образец:

Картинки: куст, крот, кукла.

Звуки: с,о,к.

Слово: сок.

«Цепочка слов»

Цель. Учить ребенка выделять последний звук в слове и подбирать слова с этим

звуком. Учить запоминать правила игры и не нарушать их.

Ход

1-ый вариант. На подносе лежат картинки. Взрослый берет картинку, кладет на

стол, называет ее, выделяя голосом последний звук: ЛУК. Ребенок находит

картинку, название которой начинается со звука К, и кладет рядом с первой

картинкой, называя ее: КОТ, выделяя голосом последний звук. Игра

заканчивается, когда все картинки будут разобраны игроками.

2-ый вариант. Правила те же, но без картинок.

Взрослый. Я назову слово, а ты запомни последний звук в слове и назови слово,

которое будет начинаться с этого звука. РАК.

Ребенок. Коза

И т.д.

Например: рак – коза – ананас – сова – автобус - самолет.

Эти игры можно использовать как индивидуально с каждым ребенком, так и с

подгруппой детей. Проводя игры с подгруппой детей, можно внести элементы

соревнования. Например: «Кто назовет больше слов с заданным звуком – получит

звездочку». Такие игры учат ребенка играть в команде, быстрее думать,

сопереживать, радоваться победе, искать новые слова.

Любят дети игры с мячом. Бросая мяч, ребенок не только должен поймать его, но

и быстро вспомнить и назвать слово с заданным звуком.

Дети стоят вокруг педагога; педагог с мячом – в центре круга.

Взрослый. Я буду называть звук и бросать мяч, а вы, возвращая мне мяч, должны

назвать слово, которое будет начинаться с этого звука.

«Имена детей»

Цель. Учить детей путем добавления согласных звуков образовывать новые слова.

Ход

Взрослый. Вспомни имя девочки, которое начинается со звука А.

Ребенок. Алиса, Аня, Антонина...

Взрослый. Красивое имя Аня. Давай это имя с помощью согласных звуков

превратим в новые имена девочек и мальчиков. К имени Аня добавь звук Т. какое

имя девочки мы услышим?

Ребенок. Таня.

Взрослый к имени Аня добавь звук С. Какое имя мальчика мы услышим?

Ребенок. Саня.

И т.д.

Звуковой анализ слов лежит в основе обучения ребёнка чтению и особенно

письму. Без развития навыков этого анализа немыслимо формирование умения

грамотно писать. Так как в основе звукового анализа лежит разделение целого

(целым выступает слово) на составные части (звуки), то это даёт прекрасные

возможности для создания игровых пособий на закрепление такого умения. Дети

не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух.

Необходимо показать им слово предметно, представив его звуковую структуру в

виде модели.

Реально представить слово дает возможность картинка-схема его звукового

состава. На ней помещается рисунок-предмет, название которого ребенок должен

разобрать и ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются

фишками.

Модель слова, которая получается в результате звукового анализа, отражает

отдельные звуки и их последовательность. При проведении звукового анализа

ребенок ведет указкой под схемой и в соответствии с движением указки

произносит слово с последовательным выделением звуков, обозначая каждый из

них фишкой.

Если вы сами проводите эти занятия с увлечением, в игровой и занимательной

форме, то вскоре убедитесь, что у детей появляется особый интерес к слову, они

начинают экспериментировать со словом, задают вопросы, ждут, когда вы

найдете время чтобы поиграть снова.



В раздел образования




Яндекс.Метрика