Автор: Какорина Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №68
Населённый пункт: Тверь
Наименование материала: статья
Тема: "Роль мини-музея в познавательном развитии дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
«Роль мини-музея в познавательном развитии дошкольников»
В ФОП определены условия, необходимые для развития познавательной активности
дошкольников.
Организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед
педагогами задачи в поиске новых и интересных решений. Необходимо создать такие условия, в
которых ребенок смог бы максимально реализоваться, установить собственные отношения с
обществом, историей, культурой человечества.
В настоящее время тема мини-музеи в ДОУ приобретает большую популярность в системе
дошкольного образования, так как является познавательным центром, результатом общения и
совместной работы воспитателей, детей и родителей. Ребенок является не только соавтором, но и
творцом экспозиции. Дети совместно со взрослыми участвуют в обсуждении тематики, приносят
из дома экспонаты, пополняют их своими рисунками и поделками.
Поэтому создание мини-музеев становится неотъемлемой частью развивающей среды в группе.
Музей – это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений. Музей –
это способ сохранения культурных ценностей, передача памяти о прошлом, полезной
информации из поколения в поколение. Посещения музеев, выставок и организация собственных
мини-музеев очень важны для расширения кругозора детей, открытия новых возможностей
самостоятельной исследовательской деятельности, стимуляции интереса к книгам и обучению.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции , соответствующие
требованиям музейного дела. Название «мини-музей» отражает и возраст детей, для которых они
предназначены , и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. В настоящих
музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно
посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.
Мини-музей расширяет кругозор дошкольников, дает возможность обогатить знания детей об
окружающем мире.
Цели и задачи мини-музея:
1.
Обогащение предметно-развивающей среду ДОУ.
2.
Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
3.
Формирование у дошкольников представления о музее.
4.
Расширение кругозора дошкольников.
5.
Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
6.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
7.
Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные
знания.
8.
Развитие творческого и логического мышления, воображения.
9.
Формирование активной жизненной позиции.
Педагогические функции мини-музея:
Воспитательная:
Формирует личностные качества, взгляды, убеждения.
Развивающая:
Активизирует мышление; развивает интеллектуальные чувства, память, сенсорно-
физиологических структур; обогащает словарный запас.
Образовательная :
Развивает зрительно-слуховое восприятие, усвоение информации; использование дидактических
материалов расширяет рамки учебной программы.
Просветительская:
Формирует умения и навыки, а так же формирует адекватное, осмысленное отношение к
получаемой информации.
Основная идея внедрения музейной педагогики в образовательной процесс ДОУ – это
формирование познавательного интереса, обогащение воспитательно-образовательного
пространства новыми формами работы с детьми и их родителями.
Музейная педагогика – это педагогическая технология, тесно переплетающаяся с игровой
технологией и методом проектирования.
Изначально музейная педагогика подразумевала сотрудничество детского сада и музея,
организацию посещений, экскурсий в музей. Однако, с течение времени музейная педагогика в
значительной степени изменилась, так как дошкольные учреждения стали создавать собственные
мини-музеи, а организация и использование мини-музеев рассматривается как особая форма
работы с детьми и родителями.
Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми.
Мини-музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности, так как
сама предметная среда окружающего мира играет роль воспитателя, помогает раскрыть
интеллектуальные и творческие способности личности ребенка.
Мини-музеи становятся частью предметно-развивающей среды и решают задачи всех
образовательных областей.
Музей играет большую роль для дошкольников. У ребенка появляется шанс стать интеллигентным
человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из замечательных его проявлений –
музею.
Мини- музеи в группе позволяют сделать слово «музей» привычным и привлекательным для
детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, бесед, игр. Способствуют
развитию речи, познавательной активности, развитию воображения, интеллекта, эмоциональной
сферы ребенка.
Мини-музей в ДОУ приобретает большую популярность в системе дошкольного образования, так
как является познавательным центром, результатом общения и совместной работы воспитателей,
детей и родителей.
Мини-музей стал местом познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов,
детей и родителей.
Мини-музеи в ДОУ позволяют интегрировать образовательные области и оказывают неоценимую
помощь по формированию познавательного интереса у старших дошкольников.