Автор: Енина Ольга Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: выступление на методическом объединении
Тема: Математические олимпиады как средство развития познавательных и математических способностей младших школьников
Раздел: начальное образование
Математические олимпиады как средство развития познавательных и
математических способностей младших школьников
(выступление на методическом объединении)
Подготовила: Енина О.А., учитель начальных классов
МБОУ СОШ №22 г. Ставрополь
В современной методической системе обучения и успешное овладение
знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без
интереса детей к учебе. Как широко известно, основной формой обучения в
школе является урок. В настоящее время актуально также проведение
внеурочных мероприятий, призванных систематизировать и углублять
знания школьников. Одна из форм внеклассной работы- является олимпиада
по предмету. Она способствует воспитанию познавательного интереса у
детей и помогает определить их уровень знаний учителям.
Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в
развитии детей. Именно в это время ребенок впервые самостоятельно
совершает
открытия.
Пусть
они
даже
небольшие
и
как
будто
незначительные, но в них — ростки будущего интереса к науке.
Олимпиада-это массовая и многоступенчатая форма соревнования,
которая охватывает всех учащихся целого региона или части.
Задачи олимпиады следующие:
1. Вызвать интерес к предлагаемым вопросам, таким образом расширить
кругозор учащихся. А также развить желание к самостоятельному изучению
дополнительной
литературы
по
данному
предмету
(чтение
научно-
популярной литературы, работа со справочниками и словарями).
2. Помочь ребенку раскрыть свои способности, в большей степени
утвердиться в собственных глазах и в глазах окружающих.
3. Развивать мышление и творческую инициативу ребенка.
Кроме того, олимпиада является одной из форм учебной деятельности,
которая может появляться на развитие личностных особенностей учащихся.
При этом ученик стремиться к самореализации, у него формируется навыки
планирование
и
самоконтроля,
активизируется
интеллектуальная
деятельность.
Но все же развитие математических способностей — это сложное
структурное
психическое
образование,
своеобразный
синтез
свойств,
интегральное качество ума, охватывающее разнообразные его стороны и
развивающееся
в
процессе
математической
деятельности.
Указанная
совокупность представляет собой единое качественно-своеобразное целое, —
только в целях анализа мы выделяем отдельные компоненты, отнюдь не
рассматривая их как свойства изолированные. Эти компоненты тесно
связаны, влияют друг на друга и образуют в своей совокупности единую
систему,
проявления
которой
мы
условно
называем
«синдром
математической одаренности».
Исследование математических способностей включает в себя и
решение одной из важнейших проблем — поиска природных предпосылок,
или задатков, данного вида способностей. К задаткам относятся врожденные
анатомо-физиологические особенности индивида, которые рассматриваются
как благоприятные условия для развития способностей.
Самое значительное исследование психологов по данной проблеме
принадлежит В. А. Крутецкому и изложено в его книге «Психология
математических способностей школьников».
В. А. Крутецкий даёт следующее определение математическим
способностям: «Под способностями к изучению математики мы понимаем
индивидуально-психологические особенности (прежде всего особенности
умственной
деятельности),
отвечающие
требованиям
учебной
математической деятельности и обусловливающие на прочих равных
условиях успешность творческого овладения математикой как учебным
предметом, в частности относительно быстрое, легкое и глубокое овладение
знаниями, умениями и навыками в области математики». Собранный
материал В. А. Крутецким позволил ему выстроить следующую общую
схему структуры математических способностей в школьном возрасте.
Исходя из всего вышесказанного и основываясь на компонентах
(параметрах) математических способностей, выявленных математиками,
педагогами и психологами в нашей стране и за рубежом, проведу
систематизацию этих параметровпредложенную В. А. Гусевым в его работе
«Психолого-педагогические основы обучения математике».
Классифицируя составляющие математических способностей, прежде
всего их можно распределить по двум основным блокам: в первый блок
входят общие характеристики мышления или умственной деятельности
(формулировки этих качеств личности формально не связаны ни с какой
специальной математической деятельностью); ко второму блоку относятся
параметры математических способностей, непосредственно связанные с
математической деятельностью учащихся. Совершенно ясно, что эти
параметры
следует
идентифицировать
по
уровню
их
сложности,
продвинутости и т. д.
Под математическими способностями следует понимать специальные
особые способности, которые необходимы для успешного выполнения
математической деятельности. Математические способности являются не
единым
образованием,
а
имеют
сложную
многогранную
структуру.
Успешность математической деятельности зависит не от отдельно взятой
способности, а от комплекса способностей. Математическая одарённость
предполагает наличие определённых природных предпосылок и проявляется
только в творческой деятельности. Однако не следует забывать, что каждый
человек
(ученик)
обладает
в
определенной
мере
математическими
способностями которые чаще всего раскрываются на олимпиадах. Оценить и
развить эти способности — задача педагогов.
Литература:
4.
Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады начальная школа 2–4
классы,2-е изд. – М.: Айрис- пресс.2006.
5.
Ведерникова
Т.
Н.,
Иванов
О.
А.
Интеллектуальное
развитие
школьников на уроках математики // Математика в школе — № 3. – 2002.
6.
Венгер Л. А. Педагогика способностей. — М., 1973.
7.
Выплов
Ю.
Развитие
мыслительной
деятельности
учащихся.
//
Математика. — 2003 — № 24.
8.
Гусев В. А. Психолого-педагогические основы обучения математике. –
М.: Вербум-М: Академия, 2003.
9.
Зубова С. П., Лысогорова Л. В. Интеллектуальная игра как условие
развития
старших
дошкольников.
В
сборнике:
Детство
как
антропологический,
культурологический,
психолого-педагогический
феномен Материалы II Международной научной конференции. 2016. С. 188–
193.
10. Зубова С. П., Лысогорова Л. В. Методические аспекты обучения
школьников решению задач с позиции теории величин. Педагогическое
мастерство и педагогические технологии. 2016. № 1 (7). С. 155–157. Зубова
С. П., Лысогорова Л. В. Причины вычислительных ошибок младших
школьников
и
пути
их
предупреждения.
Педагогика
городского
пространства: теория, методология, практика. Сборник трудов по материалам
Всероссийской
научно-практической
конференции.
Т.
А.
Чичканова
(ответственный редактор). Самара, 2015. С. 284–288.
11. Игнатьев Е.И Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры,
фокусы, парадоксы. – М.: Омега,1994.
12. Крутецкий
В.
А.
Психология
математических
способностей
школьников. М.: Просвещение, 1968.
13. Лысогорова Л. В. Закономерности процесса обучения математике как
основа
реализации
принципа
быстрого
продвижения
обучающихся
в
развитии. Молодой ученый. 2016. № 5–6 (109). С. 68–70 Лысогорова Л. В.
Технология подготовки будущего учителя к развитию математических
способностей младших школьников. Автореферат диссертации на соискание
ученой
степени
кандидата
педагогических
наук
/
Самарский
государственный педагогический университет. Самара, 2007.
14. Максимова Т. Н. Олимпиадные задания по математике, русскому
языку, и курсу «окружающему миру».1–2 классы. – М.: «Вако», 2011.
15. Чуракова Р. Г. Математика. Школьная олимпиада, тетрадь для
внеурочной деятельности.2 класс. – М.: Академкнига/учебник. 2014.
16. Шадриков В. Д. О структуре познавательных способностей. //
Психологический журнал — 1985 — № 3.
17. Шашова,
Е.
В.
Олимпиадные
задачи
как
средство
развития
математических способностей младших школьников / Е. В. Шашова. —
Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). —
С. 204-208.