Напоминание

Математические олимпиады как средство развития познавательных и математических способностей младших школьников


Автор: Енина Ольга Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: выступление на методическом объединении
Тема: Математические олимпиады как средство развития познавательных и математических способностей младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Математические олимпиады как средство развития познавательных и

математических способностей младших школьников

(выступление на методическом объединении)

Подготовила: Енина О.А., учитель начальных классов

МБОУ СОШ №22 г. Ставрополь

В современной методической системе обучения и успешное овладение

знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без

интереса детей к учебе. Как широко известно, основной формой обучения в

школе является урок. В настоящее время актуально также проведение

внеурочных мероприятий, призванных систематизировать и углублять

знания школьников. Одна из форм внеклассной работы- является олимпиада

по предмету. Она способствует воспитанию познавательного интереса у

детей и помогает определить их уровень знаний учителям.

Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в

развитии детей. Именно в это время ребенок впервые самостоятельно

совершает

открытия.

Пусть

они

даже

небольшие

и

как

будто

незначительные, но в них — ростки будущего интереса к науке.

Олимпиада-это массовая и многоступенчатая форма соревнования,

которая охватывает всех учащихся целого региона или части.

Задачи олимпиады следующие:

1. Вызвать интерес к предлагаемым вопросам, таким образом расширить

кругозор учащихся. А также развить желание к самостоятельному изучению

дополнительной

литературы

по

данному

предмету

(чтение

научно-

популярной литературы, работа со справочниками и словарями).

2. Помочь ребенку раскрыть свои способности, в большей степени

утвердиться в собственных глазах и в глазах окружающих.

3. Развивать мышление и творческую инициативу ребенка.

Кроме того, олимпиада является одной из форм учебной деятельности,

которая может появляться на развитие личностных особенностей учащихся.

При этом ученик стремиться к самореализации, у него формируется навыки

планирование

и

самоконтроля,

активизируется

интеллектуальная

деятельность.

Но все же развитие математических способностей — это сложное

структурное

психическое

образование,

своеобразный

синтез

свойств,

интегральное качество ума, охватывающее разнообразные его стороны и

развивающееся

в

процессе

математической

деятельности.

Указанная

совокупность представляет собой единое качественно-своеобразное целое, —

только в целях анализа мы выделяем отдельные компоненты, отнюдь не

рассматривая их как свойства изолированные. Эти компоненты тесно

связаны, влияют друг на друга и образуют в своей совокупности единую

систему,

проявления

которой

мы

условно

называем

«синдром

математической одаренности».

Исследование математических способностей включает в себя и

решение одной из важнейших проблем — поиска природных предпосылок,

или задатков, данного вида способностей. К задаткам относятся врожденные

анатомо-физиологические особенности индивида, которые рассматриваются

как благоприятные условия для развития способностей.

Самое значительное исследование психологов по данной проблеме

принадлежит В. А. Крутецкому и изложено в его книге «Психология

математических способностей школьников».

В. А. Крутецкий даёт следующее определение математическим

способностям: «Под способностями к изучению математики мы понимаем

индивидуально-психологические особенности (прежде всего особенности

умственной

деятельности),

отвечающие

требованиям

учебной

математической деятельности и обусловливающие на прочих равных

условиях успешность творческого овладения математикой как учебным

предметом, в частности относительно быстрое, легкое и глубокое овладение

знаниями, умениями и навыками в области математики». Собранный

материал В. А. Крутецким позволил ему выстроить следующую общую

схему структуры математических способностей в школьном возрасте.

Исходя из всего вышесказанного и основываясь на компонентах

(параметрах) математических способностей, выявленных математиками,

педагогами и психологами в нашей стране и за рубежом, проведу

систематизацию этих параметровпредложенную В. А. Гусевым в его работе

«Психолого-педагогические основы обучения математике».

Классифицируя составляющие математических способностей, прежде

всего их можно распределить по двум основным блокам: в первый блок

входят общие характеристики мышления или умственной деятельности

(формулировки этих качеств личности формально не связаны ни с какой

специальной математической деятельностью); ко второму блоку относятся

параметры математических способностей, непосредственно связанные с

математической деятельностью учащихся. Совершенно ясно, что эти

параметры

следует

идентифицировать

по

уровню

их

сложности,

продвинутости и т. д.

Под математическими способностями следует понимать специальные

особые способности, которые необходимы для успешного выполнения

математической деятельности. Математические способности являются не

единым

образованием,

а

имеют

сложную

многогранную

структуру.

Успешность математической деятельности зависит не от отдельно взятой

способности, а от комплекса способностей. Математическая одарённость

предполагает наличие определённых природных предпосылок и проявляется

только в творческой деятельности. Однако не следует забывать, что каждый

человек

(ученик)

обладает

в

определенной

мере

математическими

способностями которые чаще всего раскрываются на олимпиадах. Оценить и

развить эти способности — задача педагогов.

Литература:

4.

Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады начальная школа 2–4

классы,2-е изд. – М.: Айрис- пресс.2006.

5.

Ведерникова

Т.

Н.,

Иванов

О.

А.

Интеллектуальное

развитие

школьников на уроках математики // Математика в школе — № 3. – 2002.

6.

Венгер Л. А. Педагогика способностей. — М., 1973.

7.

Выплов

Ю.

Развитие

мыслительной

деятельности

учащихся.

//

Математика. — 2003 — № 24.

8.

Гусев В. А. Психолого-педагогические основы обучения математике. –

М.: Вербум-М: Академия, 2003.

9.

Зубова С. П., Лысогорова Л. В. Интеллектуальная игра как условие

развития

старших

дошкольников.

В

сборнике:

Детство

как

антропологический,

культурологический,

психолого-педагогический

феномен Материалы II Международной научной конференции. 2016. С. 188–

193.

10. Зубова С. П., Лысогорова Л. В. Методические аспекты обучения

школьников решению задач с позиции теории величин. Педагогическое

мастерство и педагогические технологии. 2016. № 1 (7). С. 155–157. Зубова

С. П., Лысогорова Л. В. Причины вычислительных ошибок младших

школьников

и

пути

их

предупреждения.

Педагогика

городского

пространства: теория, методология, практика. Сборник трудов по материалам

Всероссийской

научно-практической

конференции.

Т.

А.

Чичканова

(ответственный редактор). Самара, 2015. С. 284–288.

11. Игнатьев Е.И Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры,

фокусы, парадоксы. – М.: Омега,1994.

12. Крутецкий

В.

А.

Психология

математических

способностей

школьников. М.: Просвещение, 1968.

13. Лысогорова Л. В. Закономерности процесса обучения математике как

основа

реализации

принципа

быстрого

продвижения

обучающихся

в

развитии. Молодой ученый. 2016. № 5–6 (109). С. 68–70 Лысогорова Л. В.

Технология подготовки будущего учителя к развитию математических

способностей младших школьников. Автореферат диссертации на соискание

ученой

степени

кандидата

педагогических

наук

/

Самарский

государственный педагогический университет. Самара, 2007.

14. Максимова Т. Н. Олимпиадные задания по математике, русскому

языку, и курсу «окружающему миру».1–2 классы. – М.: «Вако», 2011.

15. Чуракова Р. Г. Математика. Школьная олимпиада, тетрадь для

внеурочной деятельности.2 класс. – М.: Академкнига/учебник. 2014.

16. Шадриков В. Д. О структуре познавательных способностей. //

Психологический журнал — 1985 — № 3.

17. Шашова,

Е.

В.

Олимпиадные

задачи

как

средство

развития

математических способностей младших школьников / Е. В. Шашова. —

Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). —

С. 204-208.



В раздел образования




Яндекс.Метрика