Автор: Ибраева Рауза Амантугеловна
Должность: учитель
Учебное заведение: МОАУ СОШ №1 п.Новоорск им Калачева А.В
Населённый пункт: п.Новоорск Оренбургская область
Наименование материала: Адаптированная основна общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Тема: Рабочая программа по математике 7 класс
Раздел: среднее образование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Математика» составлена в соответствии с
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (с изменениями и дополнениями); Приказом Минобрнауки России от
19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35850);Примерная
адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол
от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
Учебный предмет «Математика» является одной из составляющих предметной области
«Математика». На изучение учебного предмета «Математика» в соответствии с
учебным планом в 7классе отводится 102 часа (3часа в неделю, 34 учебных недель)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
формирование
адекватных
представлений
о
собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
сформирование навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях;
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным ценностям;
формирование эстетических чувств, отзывчивости и взаимопомощи,
проявление сопереживания к чувствам других людей.
Предметные:
Минимальный уровень:
знать числовой ряд 1—100 000 в прямом порядке (с помощью
учителя);
уметь читать, записывать под диктовку числа в пределах 100 000 (в
том числе с использованием калькулятора);
уметь получать числа из разрядных слагаемых в пределах 100 000;
уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 000 без
перехода через разряд (легкие случаи) приемами устных вычислений (в
том числе с использованием калькулятора);
уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 000 без
перехода через разряд и с переходом через разряд приемами письменных
вычислений (в том числе с использованием калькулятора);
знать алгоритм выполнения сложения и вычитания чисел с помощью
калькулятора;
уметь использовать калькулятор с целью проверки правильности
вычислений (устных и письменных);
уметь выполнять умножение и деление чисел в пределах 100 000 на
однозначное
число,
двузначное
число,
круглые
десятки
приемами
письменных вычислений (лёгкие случаи), в том числе с использованием
калькулятора;
уметь выполнять умножение и деление чисел на 10, 100, 1000 в
пределах 100 000;
уметь
выполнять
сложение
и
вычитание
чисел
(небольших),
полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы
письменно (с помощью учителя);
уметь
выполнять
умножение
и
деление
чисел
(небольших),
полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы на
однозначное число письменно (с помощью учителя);
знать десятичные дроби, уметь их записывать, читать, сравнивать;
уметь выполнять сложение и вычитание десятичных дробей,
имеющие в записи менее 5 знаков (цифр), в том числе с использованием
калькулятора;
уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с
одинаковыми знаменателями, смешанные числа (в знаменателе числа 5—
2
20, с помощью учителя), без преобразований чисел, полученных в сумме
или разности;
уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с
разными знаменателями, включая смешанные числа (лёгкие случаи), с
помощью учителя;
уметь выполнять сложение и вычитание десятичных дробей (с
помощью учителя);
уметь решать арифметические задачи в 2 действия;
уметь решать задачи на расчет стоимости (цена, количество, общая
стоимость товара);
уметь решать задачи на время (начало, конец, продолжительность
события);
уметь решать задачи на нахождение скорости, времени, расстояния;
уметь решать простые арифметические задачи на нахождение одной
и нескольких частей от числа;
уметь выполнять построение с помощью линейки, чертёжного
угольника, циркуля линий, углов, окружностей, в разном положении на
плоскости;
знать свойства элементов многоугольника (параллелограмм);
узнавать симметричные предметы, геометрических фигур; находить
ось симметрии симметричного плоского предмета.
Достаточный уровень:
знать числовой ряд в пределах 1 000 000 в прямом и обратном
порядке;
знать место каждого числа в числовом ряду в пределах 1 000 000;
знать разряды и классы в пределах 1 000 000;
уметь пользоваться нумерационной таблицей для записи и чтения
чисел;
3
уметь получать и раскладывать числа из разрядных слагаемых в
пределах 1 000 000;
уметь сравнивать числа в пределах 1 000 000;
уметь выполнять сложение и вычитание многозначных чисел в
пределах 1 000 000: без перехода через разряд (легкие случаи) приемами
устных вычислений;
уметь выполнять сложение и вычитание многозначных чисел в
пределах 1 000 000 без перехода через разряд и с переходом через разряд
приемами письменных вычислений с последующей проверкой;
уметь выполнять умножение и деление чисел в пределах 100 000 на
однозначное число, двузначное число, круглые десятки, деление с
остатком приемами письменных вычислений, с последующей проверкой
правильности вычислений;
уметь выполнять умножение и деление чисел на 10, 100, 1000 в
пределах 100 000;
уметь выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при
измерении двумя единицами мерами стоимости, длины, массы письменно;
уметь выполнять умножение и деление чисел, полученных при
измерении двумя единицами (мерами) стоимости, длины, массы, на
однозначное число, круглые десятки, двузначное число письменно;
уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с
одинаковыми знаменателями, включая смешанные числа;
уметь выполнять вычитание обыкновенных дробей из целого числа
(целые числа от 1 – 20);
уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с
разными знаменателями, включая смешанные числа;
уметь приводить обыкновенные дроби к общему знаменателю
(легкие случаи);
4
знать десятичные дроби, уметь их записывать, читать, сравнивать,
выполнять преобразования десятичных дробей;
уметь записывать числа, полученные при измерении стоимости,
длины, массы, в виде десятичных дробей;
уметь выполнять сложение и вычитание десятичных дробей;
уметь выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при
измерении двумя мерами времени (легкие случаи);
уметь составлять и решать простые арифметические задачи на
определение продолжительности, начала и окончания события;
уметь решать составные задачи в 3 -4 арифметических действия;
уметь решать задачи на расчет стоимости (цена, количество, общая
стоимость товара);
уметь решать задачи на время (начало, конец, продолжительность
события);
уметь
выполнять
решение
простых
задач
на
соотношение:
расстояние, скорость, время;
уметь выполнять решение и составление задач на одновременное и
противоположное движение двух тел;
уметь выполнять построение с помощью линейки, чертёжного
угольника, циркуля, линий, углов, многоугольников, окружностей, в
разном положении на плоскости, в том числе симметричных относительно
оси, центра симметрии;
знать виды четырехугольников: произвольный, параллелограмм,
ромб,
прямоугольник,
квадрат;
свойства
сторон,
углов;
приемы
построения;
узнавать симметричные предметы, геометрических фигур; находить
ось симметрии симметричного плоского предмета;
5
уметь располагать предметы симметрично относительно оси, центра
симметрии.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение
математике
в
7
классе
носит
практическую
направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью,
готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями
и навыками, учит использованию математических знаний в различных
ситуациях.
Распределение
учебного
материала
осуществляется
концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от
исключительно
практического
изучения
математики
к
практико-
теоретическому
изучению,
с
обязательным
учётом
значимости
усваиваемых знаний и умений формирования жизненных компетенций.
В процессе изучения математики у обучающихся с легкой степенью
умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности) развивается
элементарноематематическое мышление, формируются и корригируются
такие его формы, как сравнение, анализ, синтез, развиваются способности
к обобщению и конкретизации, создаются условия для коррекции памяти,
внимания и других психических функций.
Основными
организационными
формами
работы
на
уроке
математики
являются:
фронтальная,
групповая,
коллективная,
индивидуальная работа, работа в парах.
При проведении уроков математики предполагается использование
следующих методов:
словесные (рассказ или изложение знаний, беседа, работа по
учебнику или другим печатным материалам);
наглядные
(наблюдение,
демонстрация
предметов
или
их
изображений);
предметно - практические (измерение, вычерчивание геометрических
фигур, моделирование, нахождение значений числовых выражений);
6
частично
-
поисковые
(эвристическая
беседа,
олимпиада,
практические работы);
исследовательские (проблемное изложение);
система специальных коррекционно – развивающих методов;
методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование);
методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ,
подражание, поручение);
методы
стимулирования
поведения
(похвала,
поощрение,
взаимооценка).
Широкое применение находит проблемное изложение знаний, при
котором является создание проблемной ситуации, исследование, поиск
правильного ответа.
В учебном процессе чаще всего предполагается использование
комбинации указанных методов. Комплексное их использование позволяет
более полно решать задачи каждого урока.
Тематическое планирование
№
п/п
Название раздела, темы
Количество
часов
Контрольные
работы
1
Нумерация. Арифметические действия с
числами в пределах 1 000 000
17
1
2
Умножение и деление чисел на однозначное
число
13
1
3
Арифметические действия с числам,
полученные при измерении
32
1
4
Обыкновенные дроби
7
1
5
Десятичные дроби
14
1
6
Повторение пройденного
3
1
7
Геометрический материал
16
Итого
102
7
8
Календарно -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема предмета
Кол-во
часов
Программное содержание
Дата проведения
По плану
По факту
Нумерация. Арифметические действия с целыми числами в пределах 1 000 000– 17 часов
1
Устная и письменная
нумерация чисел в
пределах 1000 000.
Таблица классов и
разрядов
1
Закрепление числового ряда в
пределах 1 000 000.
Класс единиц, класс тысяч;
разряды. Получение чисел в
пределах 1 000 000 из
разрядных слагаемых,
разложение чисел на разрядные
слагаемые
2
Арифметические
действия с числами в
пределах 1 000 000
(сравнение чисел)
1
Сравнение и упорядочение
чисел. Сравнение чисел с
вопросами: «На сколько больше
(меньше)…? Во сколько раз
больше (меньше…?»
Решение арифметических задач
с вопросами: «На сколько
больше (меньше)…? Во
сколько раз больше
(меньше…?»
3
Устное и письменное
сложение и
вычитание
многозначных чисел в
пределах 10 000
1
Повторение
компонентов
сложения и вычитания.
Закрепление приёмов сложения
и вычитания чисел в пределах
10 000, решение
арифметических задач в 2 – 3
действия
4
Арифметические
действия с числами в
пределах 1 000 000
(округление чисел,
римская нумерация)
1
Присчитывание и отсчитывание
разрядных единиц в пределах
1 000 000. Округление чисел до
десятков, десятков тысяч, до
сотен, до сотен тысяч.
Повторение римской
нумерации чисел.
Решение составных задач с
вопросами: «На сколько легче
(тяжелее)…? Во сколько раз
длиннее?»
5
Линии. Сложение и
вычитание отрезков
1
Построение прямых кривых,
замкнутых линий. Обозначение
отрезков, линий буквами
латинского алфавита.
Нахождение суммы, разности
длин отрезков
6
Числа, полученные
при измерении
величин
1
Называние известных мер
измерения (длины, массы,
стоимости, времени).
Дифференциация чисел:
полученных при счете
предметов и при измерении
величин; полученных при
измерении величин одной,
двумя мерами. Соотношение
мер: меры массы, меры длины,
меры стоимости, меры времени.
Решение арифметических задач
10
7
Числа, полученные
при измерении
величин.
Двойное обозначение
времени.
1
Определение времени по
циферблатучасов.
Решение простых
арифметических задач га
определение,
продолжительности начала и
окончания события
8
Геометрический
материал.
Ломаная линия.
Длина ломаной линии
1
Построение замкнутых и
незамкнутых ломаных линий.
Вычисление длины ломанной
линии
9
Входная
контрольная работа
теме: «Сложение и
вычитание чисел в
пределах 1000 000»
1
Оценивание и проверка уровня
знаний обучающихся по теме:
«Сложение и вычитание чисел в
пределах 1000 000»
10
Работа над ошибками.
Устное сложение и
вычитание
многозначных чисел в
пределах 1 000 000
1
Выполнение
работы
над
ошибками.
Знакомство
с
устным
сложением
и
вычитанием
пятизначных
чисел
без
перехода через разряд.
Повторение
компонентов
сложения и вычитания.
Решение простых и составных
задач
11
11
Сложение и
вычитание чисел с
помощью
калькулятора
1
Закрепление сложения и
вычитания пятизначных чисел с
помощью калькулятора.
Решение арифметических задач
на расчет стоимости (цена,
количество, общая стоимость
товара)
12
Письменное сложение
и вычитание
многозначных чисел в
пределах 1 000 000
1
Знакомство с письменным
сложением и вычитанием
многозначных чисел с
переходом через разряд (с
записью примера в столбик).
Проверка правильности
сложения многозначных чисел,
путем перестановки слагаемых.
Решение арифметических задач
13
Письменное сложение
и вычитание
многозначных чисел в
пределах 1 000 000
1
Отработка письменных
приёмов сложения и вычитания
чисел в пределах 1 000 000 (с
записью примера в столбик).
Проверка правильности
вычислений сложения и
вычитания, обратным
действием.
Решение арифметических задач
12
14
Нахождение
неизвестного
слагаемого
1
Закрепление приёмов
нахождения неизвестных
компонентов слагаемого.
Закрепление решения примеров
на основе связи суммы и
слагаемых, решение простых и
составных задач
15
Нахождение
неизвестных
компонентов
вычитаемого,
уменьшаемого
1
Закрепление приёмов
нахождения неизвестных
компонентов уменьшаемого и
вычитаемого.
Закрепление умения решать
простые и составные
арифметические задачи на
нахождение неизвестных
компонентов вычитаемого,
уменьшаемого
16
Геометрический
материал.
Углы
1
Виды углов. Построение
прямых, острых, тупых углов
17
Самостоятельная
работа
1
Выполняют самостоятельную
работу
13
Умножение и деление чисел на однозначное число – 13 часов
18
Устное умножение и
деление на
однозначное число в
пределах 1 000 000
1
Ознакомление с устными
приёмами умножения и деления
на однозначное число.
Повторение компонентов при
умножении и делении.
Решение простых
арифметических задач на
прямое приведение к единице
19
Устное умножение и
деление на
однозначное число в
пределах 1 000 000
1
Закрепление правила
умножения и деления чисел на
однозначное число в пределах
1 000 000.
Решение арифметических задач
на обратное приведение к
единице
20
Письменное
умножение
трёхзначных и
четырёхзначных
чисел на однозначное
число
1
Знакомство с письменным
умножением трехзначных и
четырехзначных чисел на
однозначное приемами устных
вычислений (с записью примера
в столбик).
Решение арифметических задач
разными способами
21
Письменное
умножение
пятизначных и
шестизначных чисел
на однозначное число
1
Закрепление приема умножения
трехзначных и четырехзначных
чисел на однозначное приемами
устных вычислений (с записью
примера в столбик).
Решение арифметических задач
22
Письменное
1
Знакомство с письменным
14
умножение неполных
многозначных чисел
на однозначное число
умножением трехзначных и
четырехзначных чисел на
однозначное приемами устных
вычислений (с записью примера
в столбик).
Решение арифметических
задач
23
Письменное деление
четырёхзначных
чисел на однозначное
число
1
Знакомство
с
письменным
делением
четырёхзначных
чисел на однозначное число в
пределах 1 000 000 (с записью
примера в столбик).
Решение арифметических задач
характеризующую
процессы
работы
(производительность
труда,
время,
объём
всей
работы)
24
Письменное деление
пятизначных и
шестизначных чисел
на однозначное число
1
Знакомство с письменным
делением пятизначных и
шестизначных чисел на
однозначное число в пределах
1 000 000 (с записью примера в
столбик).
Решение арифметических задач
с вопросами: «На сколько
больше (меньше)…?»
25
Арифметические
действия с числами
(сложение,
вычитание,
1
Закрепление умения решения
сложных примеров в 3 – 4
арифметических действия
(сложение, вычитание,
15
умножение, деление)
умножение, деление).
Решение арифметических задач
на нахождение части от числа
26
Письменное деление
пятизначных и
шестизначных чисел
на однозначное число
1
Закрепление умения решать
примеры на деление
пятизначных и шестизначных
чисел на однозначное число в
пределах 1 000 000 (с записью
примера в столбик).
Решение составных задач по
краткой записи
27
Деление с остатком
пятизначных и
шестизначных чисел в
пределах 1 000 000
1
Закрепление правила деления с
остатком.
Закрепление умения решать
примеры на деления с остатком
пятизначных и шестизначных
чисел (с записью примеров в
столбик) и выполнение с
последующей проверкой.
Решение арифметических задач
на равные части с остатком
16
28
Геометрический
материал.
Положение прямых в
пространстве
1
Взаимное положение прямых
на плоскости: параллельные,
перпендикулярные.
Построение параллельных
прямых. Построение
перпендикулярных прямых,
отрезков.
Точка пересечения.
Положение прямых в
пространстве: горизонтальное,
вертикальное, наклонное
29
Контрольная работа
по теме:
«Умножение и
деление
многозначных чисел
на однозначное
число»
1
Оценивание и проверка уровня
знаний обучающихся по теме:
«Умножение и деление
многозначных чисел на
однозначное число»
30
Работа над ошибками.
Умножение
многозначных чисел
на 10,100,1000
1
Выполнение работы над
ошибками.
Закрепление правила
умножения многозначных
чисел на 10,100, 1000.
Выполнение умножения чисел в
пределах 1 000 000 на 10,100,
1000. Решение арифметических
задач на нахождение
расстояния, скорости.
17
31
Деление
многозначных чисел
на 10,100,1000
1
Закрепление правила деления
многозначных чисел на 10,100,
1000. Выполнение деления
чисел в пределах 1 000 000 на
10,100, 1000.
Решение арифметических задач
на нахождение произведения
32
Деление с остатком на
10, 100, 1000
1
Закрепление алгоритма деления
на 10,100, 1000.
Выполнение деления на 10,100,
1000 с остатком.
Решение простых
арифметических задач на
равные части с остатком
33
Геометрический
материал.
Окружность, круг.
Линии в круге
1
Построение окружности с
заданным радиусом.
Линии в круге: радиус, диаметр,
хорда. Взаимное положение
окружности, круга и точки
Арифметические действия с чисел, полученными при измерении – 32 часа
34
Преобразование
чисел, полученных
при измерении
1
Закрепление мер измерения
(длины, массы, стоимости,
времени).
Запись чисел, полученных при
измерении двумя мерами, с
полным набором знаков в
мелких мерах (5 м 04 см).
Выражение чисел, полученных
при измерении величин, в более
мелких (крупных) мерах
35
Устное сложение
чисел, полученных
1
Закрепление соотношения мер,
полученных
при
измерении
18
при измерении двумя
мерами
длины, массы, стоимости.
Сложение чисел, полученных
при измерении двумя мерами,
приёмами устных вычислений
(с записью примера в строчку).
Решение простых и составных
арифметических задач с мерами
измерения (массы, длины)
36
Письменное сложение
чисел, полученных
при измерении двумя
мерами
1
Закрепление соотношения мер,
полученных
при
измерении
длины, массы, стоимости.
Закрепление алгоритма
сложения чисел, полученных
при измерении двумя мерами,
приёмами письменных
вычислений (с записью примера
в столбик).
Составление и решение
простых арифметических задач
с мерами измерения по
схематичному рисунку
37
Письменное
вычитание чисел,
полученных при
измерении без
преобразования
суммы
1
Закрепление соотношения мер,
полученных
при
измерении
длины, массы, стоимости.
Закрепление алгоритма
вычитание чисел, полученных
при измерении двумя мерами,
приёмами письменных
вычислений (с записью примера
в столбик) без преобразования
суммы. Решение простых
арифметических задач с
19
вопросами: «На сколько
длиннее (короче)…?»
38
Письменное
вычитание чисел,
полученных при
измерении без
преобразования
суммы
1
Закрепление соотношения мер,
полученных
при
измерении
длины, массы, стоимости.
Закрепление приёмов
вычитания чисел, полученных
при измерении (с записью
примера в столбик) без
преобразования суммы.
Решение простых
арифметических задач на
нахождение целого числа
39
Геометрический
материал.
Виды треугольников.
Построение
треугольников
1
Построение треугольников с
помощью циркуля и линейки.
Виды треугольников по
величине углов, по длине
сторон.
Вычисление периметра
треугольника. Построение
высоты треугольника
40
Самостоятельная
работа «Сложение и
вычитание чисел,
полученных при
измерении»
1
Оценивание и проверка уровня
знаний обучающихся по теме:
«Сложение и вычитание чисел,
полученных при измерении»
41
Умножение и деление
чисел, полученных
при измерениидлины,
массы, стоимости с
преобразованием
крупных мер в мелкие
1
Закрепление соотношения мер,
полученных при измерении
одной мерой длины, массы,
стоимости.
Решение примеров приемами
устных вычислений с
20
на однозначное число
приемами устных
вычислений
преобразованием крупных мер
в мелкие (1 р.=100 к., 1 ц= 100
кг, 1 м=100 см)
42
Умножение и деление
чисел, полученных
при измерениидлины,
массы, стоимости с
преобразованием
крупных мер в мелкие
на однозначное число
приемами
письменных
вычислений
1
Закрепление соотношения мер,
полученных при измерении
двумя мерами длины, массы,
стоимости. Решение примеров
приемами письменных
вычислений с преобразованием
крупных мер в мелкие (1 р.=100
к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см).
Решение простых и составных
арифметических задач на
прямое и обратное приведение
к единице с мерами измерения
43
Умножение и деление
чисел, полученных
при измерениидлины,
массы, стоимости с
преобразованием
крупных мер в мелкие
на однозначное число
приемами
письменных
вычислений
1
Закрепление соотношения мер,
полученных при измерении
двумя мерами длины, массы,
стоимости. Решение примеров
приемами письменных
вычислений с преобразованием
крупных мер в мелкие (1 р.=100
к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см).
Решение простых и составных
арифметических задач с мерами
измерения
44
Умножение и деление
чисел, полученных
при измерениидлины,
массы, стоимости с
преобразованием
крупных мер в мелкие
1
Закрепление соотношения мер,
полученных при измерении
двумя мерами длины, массы,
стоимости. Решение примеров
приемами письменных
вычислений с преобразованием
21
на однозначное число
приемами
письменных
вычислений
крупных мер в мелкие (1 р.=100
к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см).
Решение составных
арифметических задач разными
действиями по схематичному
рисунку
45
Умножение и деление
чисел, полученных
при измерении на
10,100,1000
1
Закреплениеправила
умножения на 10,100,1000.
Решение примеров на
умножение и деление чисел,
полученных при измерении
двумя мерами стоимости,
длины, массы, на 10, 100, 1000 с
преобразованием крупных мер
в мелкие (1 р.=100 к., 1 ц= 100
кг, 1 м=100 см). Решение
простых и составных
арифметических задач на
прямое приведение к единице с
мерами измерения
46
Геометрический
материал.
Прямоугольник
(квадрат)
1
Построение прямоугольника
(квадрата). Высота
прямоугольника (квадрата).
Вычисление периметра
прямоугольника (квадрата)
47
Контрольная работа
по теме «Все
действия с числами,
полученными при
измерении»
1
Оценивание и проверка уровня
знаний обучающихся по теме:
«Все действия с числами,
полученными при измерении»
48
Работа над ошибками.
Умножение и деление
1
Выполнение работы над
ошибками.
Выполняют работу над
ошибками, корректир
22
чисел, полученных
при измерениидлины,
массы, стоимости с
преобразованием
крупных мер в мелкие
на однозначное число
приемами
письменных
вычислений
Закрепление соотношения мер,
полученных при измерении
двумя мерами длины, массы,
стоимости. Решение примеров
приёмами письменных
вычислений с преобразованием
крупных мер в мелкие (1 р.=100
к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см).
Решение составных
арифметических задач разными
действиями по схематичному
рисунку
49
Умножение и деление
неполных
трёхзначных и
четырёхзначных
чисел на круглые
десятки
1
Знакомство
с
алгоритмом
умножения и деления неполных
трёхзначных и четырёхзначных
чисел
на
круглые
десятки
приемами устных вычислений.
Решение арифметических задач
на
зависимость
между
скоростью,
временем,
расстоянием с вопросами: «На
сколько
больше
(меньше)…?
«Во
сколько
раз
больше
(меньше…?»
50
Умножение и деление
неполных
четырёхзначных и
пятизначных чисел на
круглые десятки в
пределах 1 000 000
1
Отработка навыков умножения
и деления неполных
четырёхзначных и пятизначных
чисел на круглые десятки
приемами письменных
вычислений. Решение
составных арифметических
задач
23
51
Деление неполных
пятизначных и
шестизначных чисел
на круглые десятки в
пределах 1 000 000
1
Закрепление умножения и
деления неполных пятизначных
и шестизначных чисел на
круглые десятки приемами
письменных вычислений.
Решение составных
арифметических задач на
нахождение части от числа
24
52
Деление неполных
пятизначных и
шестизначных чисел
на круглые десятки в
пределах 1 000 000
1
Закрепление умножения
неполных пятизначных и
шестизначных чисел на
круглые десятки приемами
письменных вычислений.
Решение составных
арифметических задач в 2 –
4действия
53
Геометрический
материал.
Параллелограмм.
Построение
параллелограмма
1
Параллелограмм: узнавание,
называние. Выполнение
построения параллелограмма с
помощью линейки и угольника
54
Деление с остатком на
круглые десятки
1
Закрепление приема деления с
остатком на круглые десятки в
пределах 1 000 000. Решение
простых и составных
арифметических задач на
деление с остатком
55
Умножение и деление
чисел, полученных
при измерении, на
круглые десятки
1
Закрепление приёма умножения
и деления чисел, полученных
при измерении стоимости,
массы двумя мерами на
круглые десятки приёмами
письменных вычислений с
преобразованием крупных мер
в мелкие (1 р.=100 к., 1 ц= 100
кг, 1 м=100 см) с записью
примера в столбик.
Решение составных
арифметических задач с мерами
25
измерения
56
Умножение и деление
чисел, полученных
при измерении, на
круглые десятки
1
Закрепление приёма умножения
и деления чисел, полученных
при измерении стоимости,
массы двумя мерами на
круглые десятки приёмами
письменных вычислений с
преобразованием крупных мер
в мелкие (1 р.=100 к., 1 ц= 100
кг, 1 м=100 см) с записью
примера в столбик.
Решение составных
арифметических задач с мерами
измерения по содержанию и на
равные части
57
Контрольная работа
по теме «Умножение
и деление
многозначных чисел
на двузначное
число»
1
Оценивание и проверка уровня
знаний обучающихся по теме:
«Умножение и деление
многозначных чисел на
двузначное число»
58
Работа над ошибками.
Геометрический
материал.
Элементы
параллелограмма
1
Выполнение работы над
ошибками. Понимание
элементов параллелограмма, их
свойства.
Построение высоты в
параллелограмме
26
59
Умножение
двузначных и
трёхзначных чисел на
двузначное число
1
Знакомствос алгоритмом
умножения двузначных и
трёхзначных чисел на
двузначное число.
Решение составных
арифметических задач на
нахождение остатка
60
Умножение
четырёхзначных и
пятизначных чисел на
двузначное число в
пределах 1 000 000
1
Отработка алгоритма
умножения четырёхзначных и
пятизначных чисел на
двузначное число.
Решение составных
арифметических задач с
вопросами «На сколько больше
(меньше)…?», решение
составных арифметических
задач с дополнением числовых
данных
61
Умножение
четырёхзначных и
пятизначных чисел на
двузначное число в
пределах 1 000 000
1
Закрепление алгоритма
умножения четырёхзначных и
пятизначных чисел на
двузначное число.
Решение составных
арифметических задач по
краткой записи с дополнением
числовых данных
62
Геометрический
материал.
Ромб
1
Параллелограмм (ромб).
Обобщение понятия элементов
ромба, и его свойства
63
Деление двузначных
и трёхзначных чисел
на двузначное число с
1
Ознакомление с алгоритмом
деления двузначных и
трёхзначных чисел на
27
остатком
двузначное число с остатком.
Решение составных
арифметических задач с
остатком
64
Деление
четырёхзначных и
пятизначных чисел на
двузначное число в
пределах 1 000 000
1
Отработка навыков решения
примеров на деление
четырёхзначных и пятизначных
чисел на двузначное число.
Решение составных
арифметических задач с
вопросами «На сколько больше
(меньше)…?»
65
Деление пятизначных
и шестизначных чисел
на двузначное число в
пределах 1 000 000
1
Отработка навыков решения
примеров на деление
пятизначных и шестизначных
чисел на двузначное число.
Решение составных
арифметических задач с
вопросами «На сколько больше
(меньше)…?»
66
Деление пятизначных
и шестизначных чисел
на двузначное число в
пределах 1 000 000
1
Закрепление навыков решения
примеров на деление
пятизначных и шестизначных
чисел на двузначное число.
Решение составных
арифметических задач по
таблице с вопросами:
«Сколько…?»; «На сколько
больше …?»; «На сколько
меньше …?»
67
Геометрический
материал.
1
Закрепление видов фигур –
многоугольников.
28
Многоугольники
Выполнение построения
многоугольников
68
Деление с остатком
трехзначных,
четырехзначных,
пятизначных чисел на
двузначное число.
1
Закрепление приёма деления с
остатком трехзначных,
четырехзначных, пятизначных
чисел на двузначное число.
Решение составных
арифметических задач с
остатком
69
Умножение и деление
чисел, полученных
при измерении
стоимости, длины,
массы двумя мерами
на двузначное число
1
Закрепление приёма умножения
и деления чисел, полученных
при измерении стоимости,
массы двумя мерами на
двузначное число приёмами
письменных вычислений с
преобразованием крупных мер
в мелкие (1 р.=100 к., 1 ц= 100
кг, 1 м=100 см) с записью
примера в столбик.
Решение составных
арифметических задач с мерами
измерения по содержанию и на
равные части
29
70
Умножение и деление
чисел, полученных
при измерении
стоимости, длины,
массы двумя мерами
на двузначное число
1
Закрепление приёма умножения
и деления чисел, полученных
при измерении стоимости,
массы двумя мерами на
двузначное число приёмами
письменных вычислений с
преобразованием крупных мер
в мелкие (1 р.=100 к., 1 ц= 100
кг, 1 м=100 см) с записью
примера в столбик.
Решение составных
арифметических задач с мерами
измерения с вопросами:
«Сколько…?» и на прямое
приведение к единице
71
Контрольная работа
по теме «Умножение
и деление
многозначных чисел
на двузначное
число»
1
Оценивание и проверка уровня
знаний обучающихся по теме:
«Умножение и деление
многозначных чисел на
двузначное число»
72
Работа над ошибками.
Геометрический
материал.
Взаимное положение
фигур на плоскости
1
Выполнение работы над
ошибками. Взаимное
положение геометрических
фигур на плоскости:
пересекаются, не пересекаются,
касаются, находятся внутри,
вне.
Построение геометрических
фигур по указанному
положению их взаимного
расположения на плоскости
30
Обыкновенные дроби – 7 часов
73
Обыкновенные дроби.
Сравнение
обыкновенных дробей
1
Закрепить знания об
обыкновенной дроби,
числителе и знаменателе дроби.
Повторение способов
сравнения обыкновенных
дробей с одинаковыми
числителями и знаменателями
74
Виды дробей.
Преобразование
дробей
1
Нахождение обыкновенной
дроби от числа.
Запись чисел, полученных при
измерении, в виде
обыкновенных дробей.
Нахождение обыкновенной
дроби от числа.
Решение составных
арифметических задач на
нахождение части от числа
75
Сложение и
вычитание
обыкновенных дробей
с одинаковыми
знаменателями
1
Закрепление правила сложения
и вычитания обыкновенных
дробей с одинаковыми
знаменателями.
Решение составных
арифметических задач с
обыкновенными дробями
31
76
Сложение и вычитание
смешанных чисел
1
Закрепление умения решать
примеры на сложение и
вычитание смешанных чисел
(с преобразованием
результата).
Решение арифметических задач
на сложение и вычитание
смешанных чисел
77
Приведение
обыкновенных дробей к
общему знаменателю
1
Знакомство с правилом
нахождения дополнительного
множителя, с последующим
приведением дроби к общему
знаменателю.
78
Сложение и вычитание
обыкновенных дробей с
разными знаменателями
1
Ознакомление с приёмом
сложения и вычитания
обыкновенных дробей с
разными знаменателями
79
Сложение и вычитание
обыкновенных дробей с
разными знаменателями
1
Закрепление приёма сложения
и вычитания обыкновенных
дробей с разными
знаменателями
80
Контрольная работа по
теме «Сложение и
вычитание
обыкновенных дробей»
1
Оценивание и проверка уровня
знаний обучающихся по теме:
«Сложение и вычитание
обыкновенных дробей»
81
Работа над ошибками.
Геометрический
материал.
Симметрия.
Ось симметрии
1
Выполнение работы над
ошибками. Симметричные
предметы, геометрические
фигуры.
Предметы, геометрические
фигуры, симметрично
расположенные относительно
32
оси симметрии.
Десятичные дроби – 14 часов
82
Десятичные дроби.
Получение, запись и
чтение десятичных
дробей
1
Формирование понятия
«Десятичная дробь».
Знакомство с правилом записи
десятичных дробей, чтение,
запись десятичных дробей
83
Десятичные дроби.
Получение, запись и
чтение десятичных
дробей
1
Закрепление правила записи
десятичных дробей, чтение,
запись десятичных дробей
84
Запись чисел,
полученных при
измерении в виде
десятичных дробей
1
Ознакомление с записью чисел
(именных и составных) в виде
десятичных дробей (1 км =
1000 м; 1 м = 0,001км)
85
Запись чисел,
полученных при
измерении в виде
десятичных дробей
1
Формирование умения
записывать (именные и
составные числа) в виде
десятичных дробей (десятые
доли метра – дециметры 0,1м =
1 дм; сотые доли центнера –
килограммы 0,01 ц = 1 кг;
тысячные доли метра –
миллиметры 0,001 = 1 мм)
86
Выражение десятичных
дробей в более крупных
(мелких) одинаковых
долях
1
Знакомство с правилом
выражения десятичной дроби в
более крупных (мелких)
одинаковых долях (0,7 = 0,70 =
0,700; 2,800 = 2,8; 0,5 = 0,50)
87
Сравнение десятичных
долей и дробей
1
Знакомство с правилом
сравнения десятичных дробей.
Решение арифметических задач
33
на нахождение стоимости
88
Геометрический
материал.
Центр симметрии
1
Симметричные предметы,
геометрические фигуры.
Предметы, геометрические
фигуры, симметрично
расположенные относительно
оси симметрии.
Центр симметрии.
Построение точки,
симметричной данной
относительно оси, центра
симметрии
89
Сложение и вычитание
десятичных дробей
1
Знакомство с правилом
сложения и вычитания
десятичных дробей.
Решение простых
арифметических задач
90
Сложение и вычитание
десятичных дробей
1
Отработка навыков сложения и
вычитания десятичных дробей.
Решение составных
арифметических задач на
нахождение десятичной дроби
от числа
91
Сложение и вычитание
десятичных дробей
1
Закрепление умения сложения
и вычитания десятичных
дробей.
Решение арифметических задач
92
Сложение и вычитание
десятичных дробей
1
Закрепление умения сложения
и вычитания десятичных
дробей.
Решение составные
арифметических задач
34
93
Контрольная работа по
теме «Сложение и
вычитание десятичных
дробей»
1
Оценивание и проверка уровня
знаний обучающихся по теме:
«Сложение и вычитание
десятичных дробей»
94
Работа над ошибками.
Нахождение десятичной
дроби от числа
1
Выполнение работы над
ошибками.Знакомство с
правилом на нахождение
десятичной дроби от числа.
Решение арифметических задач
95
Геометрический
материал.
Куб, брус
1
Актуализация
знаний
элементов бруса: грань, ребро,
вершина;
их
свойства.
–
выделение
противоположных,
смежных граней бруса.
Изготовление
модели
куба,
бруса
Повторение – 3 часа
96
Меры времени
1
Закрепление умения
преобразовывать числа,
выраженные единицами
времени. Вычисление суток в 1
году (обычном и високосном).
Сложение и вычитание чисел,
полученных при измерении
времени двумя мерами,
приемами письменных
вычислений.
Решение простых
арифметических задач на
определение
продолжительности, начала и
окончания события
35
97
Решение задач на
движение в одном
направлении
1
Закрепление умения решения
составные
арифметических
задач на встречное движение
(равномерное, прямолинейное)
двух тел
98
Решение задач на
движение в
противоположном
направлении
1
Закрепление умения решения
составных
арифметических
задач на движение в одном и
противоположном направлении
двух тел
99
Масштаб
1
Закрепление понятия
«масштаб». Закрепление
умения изображать фигуры в
указанном масштабе,
вычисление масштаба
изображённых фигур
10
0
Умножение и деление
чисел, полученных при
измерении на двузначное
число
1
Закрепление приёмов
умножения и деления чисел,
полученных при измерении на
двузначное число. Решение
арифметических задач с
мерами измерения
10
1
Все действия с числами,
полученными при
измерении
1
Закрепление мер измерения.
Называние известных мер
измерения, их соотношения.
Закрепление приёмов сложения
и вычитания, умножения и
деления чисел, полученных при
измерении.
Решение арифметических задач
с мерами измерения
36
10
2
Итоговая контрольная
работа по теме: «Все
действия с целыми и
дробными
числами»(промежуточная
аттестация)
1
Оценивание и проверка уровня
знаний обучающихся по теме:
«Все действия с целыми и
дробными числами»
Оценочный материал
Входная контрольная работа.
1.
Разложите числа 13256; 645163 на разрядные слагаемые.
2.
Получите числа из разрядных слагаемых.
А) 10 000 + 4000 + 600 + 20 + 8 =
Б) 200 000 + 30 000 + 5000 + 600 + 80 + 5 =
3.
Сравните числа.
83 450 и 26 450
137 114 и 137 573
4.
Запишите числа от наибольшего к наименьшему: 250 670, 670 250, 25 670.
5.
К указанному числу запишите предыдущее и следующие числа: …, 67 983, …
Контрольная работа №1 «Сложение и вычитание многозначных чисел»
1.
Решите примеры и выполните проверку обратным действием:
47 291 + 25 349
58 426 – 16 507
82 054 – 7668
36 457 + 5624
2.
Купили холодильник и пылесос. За всю покупку заплатили 25 410 рублей. Стоимость холодильника 17 430
рублей. На сколько рублей меньше стоимость пылесоса, чем стоимость холодильника?
37
3.
Найдите неизвестные компоненты вычислений:
14 517 + х = 26 045
х + 21638 = 45104
х – 35740 = 23 485
65 000 – х = 3 426
Контрольная работа №2 «Умножение и деление на однозначное число»
1.
Выполните умножение.
14 153 * 3
12 506 * 5
23 640 * 2
18 050 * 4
2.
Для учебной мастерской купили 6 швейных машин по цене 4375 р. за каждую и отрез материала
стоимостью 1956 р. Сколько рублей израсходовали на покупку?
3.
Выполните деление.
67 335 : 5
19 308 : 4
72 189 : 3
33720 : 6
4.
В кондитерской за 4 недели испекли 10 240 пирожных, поровну в каждую неделю. Сколько пирожных
испекли в кондитерской за одну неделю?
5.
Запишите действия в виде примеров и решите их.
А) Число 23 108 увеличить в 4 раза;
Б) число 27 134 уменьшить в 2 раза.
Контрольная работа № 3 «Умножение и деление на 10, 100, 1000»
1.
Выполните умножение.
53 * 1000
38
149 * 100
8003 * 100
67 100 * 10
2.
Выполните деление.
2435 : 10
20702 : 1000
80 000 : 100
61130 : 10
3.
На фабрике изготовили 12 320 авторучек по цене 10 р. за каждую. В магазин отправили 7 450 авторучек,
остальные оставили на складе. Какова стоимость авторучек, оставленных на складе.
4.
В городе 53 800 панельных домов, деревянных в 100 раз меньше, остальные дома кирпичные. Сколько
кирпичных домов в городе, если в нем всего 80 200 домов?
5.
Решите пример.
60 000 : 1000 * 100 – 2 083
Контрольная работа № 4 «Преобразование чисел, полученных при измерении»
1.
Выполните сложение.
12 р 25 к + 6 р 75 к
3 т 620 кг + 2 т 380 кг
7 дм 1 см + 9 см
15 м 63 см + 2 м 58 см
2.
Выполните вычитание.
1 р – 30 к
2 т – 630 кг
4 дм – 8 см
20 м 50 см – 14 м 80 см
3.
Выполните умножение.
56 р 60 к * 2
39
23 м 74 см * 4
15 дм 6 см * 8
6 т 327 кг * 5
4.
Выполните деление.
6 м 12 см : 3
14 ц 32 кг : 4
4 т 320 кг : 5
16 дм 8 см : 6
5.
Две одинаковые тетради стоят 3 р 40 к. сколько денег нужно заплатить в кассу, чтобы купить 5 таких
тетрадей?
Контрольная работа №5 «Сложение и вычитание обыкновенных дробей ».
1.
Приведите дроби
к общему знаменателю 15.
2.
Приведите дроби
к общему знаменателю.
3.
Решите примеры:
4.
Купили
кг шоколадных конфет, а карамели на
кг меньше. Сколько карамели купили? (Ответ
запишите целым числом.)
5.
Запишите смешанное число в виде неправильной дроби
.
Итоговая контрольная работа.
1.
Решите примеры
3,6 + 1,2
40
1, 28 + 5,36
6,7 – 2,5
9,623 – 0,107
2.
Найдите неизвестные компоненты действий
12 736 + х = 35 046
82 000 : х = 820
74 036 – х = 47 867
3.
Сравните, поставьте знак < или >.
6, 15 ….. 6, 17
2,5 …. 2,3
4.
В субботу Маша читала книгу 1 ч 45 мин, а в воскресенье – на 20 мин дольше. Сколько времени маша
читала книгу в воскресенье?
5.
Найдите 0,1 от числа 80.
Критерии оценивания
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении
социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
41
3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса
обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих,
промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень
самостоятельности обучающегося и особенности его развития.
Критерии оценки предметных результатов:
Оценка «5» ставится за верное выполнение задания. При этой оценке допускаются 1 – 2 недочёта.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа
предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать
изученными математическими представлениями;
умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения;
умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;
правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур пот отношению друг к
другу на плоскости и в пространстве;
правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного
инструментов, умеет объяснить последовательность работы.
Оценка «4» ставится, если обучающийся допускает 2 -3 ошибки и не более недочёта.
42
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих
ему уточнить ответ;
при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании
промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов;
при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной
задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий;
с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы,
положение фигур на плоскости, в пространстве по отношению друг к другу;
выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.
Оценка «3» ставится, если обучающийся допустил 4-5 ошибок и несколько мелких. Также оценку
«удовлетворительно» может получить обучающийся, совершивший несколько грубых ошибок, но при повторных
попытках улучшивший результат.
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:
при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы,
формулирует правила, может их применять;
производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов
действий;
43
понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя;
узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со
значительной помощью учителя или учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках,
на таблицах, с помощью вопросов учителя;
правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы,
демонстрации её выполнения.
Оценка «2» - не ставится.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебник математика 7класс Т.В. Алышева для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы.2019г.
.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017.
44