Автор: Высоцкая Марина Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: выступление на школьном педагогическом совете для учителей начальных классов
Тема: ВОЗМОЖНОСТИ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Раздел: начальное образование
ВОЗМОЖНОСТИ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
(выступление на школьном педагогическом совете для учителей начальных классов)
Подготовила: Высоцкая М.Е., учитель начальных классов,
МБОУ СОШ №22, г. Ставрополь
На данном этапе социальный заказ школе провозглашает создание
возможностей для полного проявления и развития способностей каждого
учащегося. Управление современными технологиями производства требует
воспитания
высокоинтеллектуальной
личности,
стремящейся
к
самопознанию, самосовершенствованию, самореализации. Информатика в
начальной школе – это особый предмет, в ходе изучения которого младшие
школьники целенаправленно осваивают информационные знания и умения,
приёмы и способы работы с различными источниками информаций,
необходимых для освоения различных областей. Уроки информатики
способствуют становлению интеллектуальной компетентности учащихся
через
расширение
понятийного
опыта
личности,
получают
навыки
самостоятельного поиска и обработки материала, проявляя творчество.
Уроки информатики активно побуждают формирование теоретического
мышления
младших
школьников
через
овладение
основными
мыслительными
операциями,
такими
как
анализ,
синтез,
сравнение,
классификация, обобщение. Это формирует умение последовательно, четко и
непротиворечиво излагать свои мысли, представлять сложное действие в
виде последовательности простых действий. Процесс интеллектуального
развития должен строиться на основных понятиях пропедевтического курса
информатики, таких как «информация» и «информационные процессы»,
«алгоритм» и «исполнитель», «модель» и «моделирование», «компьютер» и
др.
Такой подход в педагогике не случаен, т.к. понятийное мышление
рассматривается в качестве высшей стадии интеллектуального развития,
способствующего развитию творческих способностей. Интеллектуальная
способность является основной в развитии творческих способностей.
Пропедевтический курс информатики позволяет использовать на уроках
знания, полученные на других уроках, обобщая и развивая эти знаний
школьника, его творческих способностей с информационной точки зрения.
Освоение
информатики
формирует
основные
приёмы
умственной
деятельности
(анализ,
синтез,
сравнение,
классификация
обобщение,
ограничение), которые являются необходимыми компонентами развития
творческих способностей.
Кроме того, обучение проводится быстрыми
темпами на высоком уровне трудности, в том числе с применением ИКТ;
производя переход от реальных объектов к их моделям; демонстрируя и
моделируя реальные процессы. Это и развивает творческие способности,
фантазию,
воображение
младшего
школьника.
Как
школьник
перерабатывает информации, решает задачи с использованием ЭВМ, следует
алгоритму позволяет определить не только уровень усвоения содержания
информатики учащимися, но и его индивидуальные интеллектуальные
возможности, творческий потенциал.
В работах К.В.Зобковой, В.А.Далингера, Т.Ф.Кириченко, Е.И.Лященко
З.И.Новосольцевой
определена
система
упражнений,
направленная
на
развитие основных показателей творческих способностей в процессе
формирования понятий начального курса информатики:
1.Формирование научных понятий у учащихся.
2. Развитие логического стиля мышления.
3. Развитие теоретического мышления.
4. Развитие творческого мышления.
Данная система упражнений позволит реализовать цели и задачи
обучения
информатики,
будет
способствовать
активному
развитию
определённых
видов
мышления:
системного,
алгоритмического
и
формального. В процессе обучения информатике также происходит развитие
потребности
учащихся
к
познанию,
самостоятельности,
развиваются
духовные способности и формируется общая информационная культура
младшего школьника.
Развитие творческих способностей на уроках
информатики возможно лишь в процессе усвоения и практического
применения специальных знаний, умений и навыков.
Успешному решению творческих задач способствует активизация
познавательной
деятельности
ученика,
эмоционально-интеллектуальной
структуры личности. Вот почему в процессе обучения информатике
необходимо
систематически
возбуждать,
развивать
и
укреплять
познавательный
интерес
учащихся,
повышать
качество
воспитания.
Психологи А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов отмечают, что под способностями
обычно понимают такие индивидуальные особенности, которые могут
объяснить лёгкость и быстроту приобретения знаний и навыков.
Творческие способности в области информационных технологий
можно представить, как сочетание способностей, от взаимодействия которых
зависит успех работы в этой области. Сближение понятий «творческие
способности» и «психические свойства» даёт возможность формирования,
организованного развития и воспитания творческих способностей путём
педагогического воздействия на психические свойства личности младшего
школьника. Это означает, что творческие способности к информационным
технологиям, развитие которых зависит как от индивидуальных психических
и физиологических свойств личности, так и от характера информационных
технологий, в процессе которых происходит развитие этих качеств, есть,
прежде всего, результат развития и совершенствования психических свойств,
их целенаправленного воспитания во время обучения. Сближая эти понятия,
психологи отмечают некоторую первичность психических свойств по
отношению
к
способностям.
У
младших
школьников
склонности
и
способности совпадают и развиваются параллельно.
Развивая склонности ребёнка к информационным технологиям, мы
развиваем его интерес к ним, умение анализировать, сравнивать, рассуждать,
т.е. логически мыслить. Задатки являются той основой, без которой
немыслимо развитие способностей.
Таким образом, уроки информатики способствуют формированию
творческих способностей младших школьников, их интеллектуальному
развитию.
Список литературы
1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема
творчества. – Ростов-на-Дону, 1983.
2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:
Психол. очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991.
3.Дебердеева
С.Г.
Развитие
интеллектуальных
и
творческих
способностей младших школьников на уроках информатики // Информатика
и образование, 2003. - №10. – с. 80-87.
4.Дружинин
В.Н.
Психологическая
диагностика
способностей:
теоретические основы. – Саратов: СГУ, 1990.
5.Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет:
Задания для самостоятельной работы детей. – М.: Новая школа, 1996. – 384с.
6.Ростовцев Н.Н., Тереньтьев А.Е. Развитие творческих способностей
на занятиях рисованием: Учеб. пособие для ст-тов худож.-граф. фак. пед.ин-
тов. – М.: Просвещение, 1987. – 167 с., ил.
7.Симонович С.В.,
Евсеев Г.А.Занимательное программирование:
Delphi. Книга для детей, учителей, родителей. - М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА,
2001. – 368 с.
8.Федяинова
Н.В.
Развитие
креативного
мышления
на
уроках
информатики в начальной школе // Проблемы обучения информатике и
информатизации учебного процесса: Сборник трудов научнопрактической
конференции (23–24 марта 2006 г.). – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. – С. 81–87.