Автор: Наталия Александровна Мишутина
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ДЮЦ " Юность" КМЖ " Сталкер"
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Значимость театра кукол в развитии ребенка подросткового возраста
Раздел: дополнительное образование
Значимость театра кукол в развитии ребенка подросткового возраста
Современное
кукольно-театральное
искусство
представляет
собой
эффективный инструмент иносказательности, а театральная кукла выступает
хранителем истории, традиций народа и в тоже время одним из средств
переосмысления
существующей
реальности,
моделирования
действительности, позволяющей удвоить опыт жизненного переживания.
Выступая пространственно-временным видом искусства, современный театр
представляет
собой
инструмент
переосмысления
традиционных
пространственно-временных категорий дискурса, сферой для моделирования
качественно
новых
произведений
театрального
искусства,
характеризующихся высокой спрессованностью пространства и времени, и
глубоким подтекстом кукольных постановок.
Кукольный театр уходит своими корнями в далёкое прошлое, на
протяжении столетий привлекая человечество своей не обыкновенной,
волшебной атмосферой, красочностью декораций, полифонией музыкального
сопровождения. Оживление не живого- кукол- завораживает аудиторию,
иносказательность и символичность моделирования физической реальности
актуализирует ассоциативное, абстрактное мышление зрителя, вовлекая его в
процессы декодирования внутреннего смысла, заложенного создателем.
Театр представляет собой один из наиболее сложных синтетических
пространствено-временных видов искусства и направлен на репрезентацию
действительности в не обычном ракурсе при помощи театральных кукол.
Театральная кукла – «материальный предмет, сделанный в подражании
настоящему, но благодаря своей иносказательности имеет превосходство
перед реальностью». Кукла выступает важнейшим элементом современной
цивилизации. Обладает огромным функциональным потенциалом. Выступает
своеобразным
символическим
знаком,
обладающим
многочисленными
денотативными и коннотативными значениями.
В связи с этим кукольные театры, в особенности те, что созданы
детьми, как находящиеся у истоков формирования сознания, обретают новый
качественный уровень, требующий не только сохранения, но и развития. Их
особенность заключается в том, что они, как организм, по своей структуре,
содержанию, внутренним процессам - является маленьким самостоятельным
кукольным театром со своими актерами, художниками – декораторами,
кукольными мастерами, звуко-светорежиссёрами и операторами. В ее стенах
рождаются и пьесы, и театральные куклы, и декорации сцены.
Подростковый возраст — это важный этап в жизни человека, когда
формируется личность, развиваются творческие способности и интересы.
Участие в постановках кукольного театра может стать значимым опытом для
подростка, который поможет ему раскрыть свой потенциал и приобрести
новые навыки.
Во-первых, участие в постановках кукольного театра способствует развитию
творческих способностей подростка. Создание персонажей, написание
диалогов, разработка декораций — всё это требует фантазии, воображения и
умения работать в команде. Подросток учится мыслить нестандартно,
находить необычные решения и выражать свои идеи.
Во-вторых, постановки кукольного театра позволяют подростку проявить
свои актёрские способности. Играя роль, он учится передавать эмоции,
управлять голосом и движениями, вживаться в образ. Это развивает эмпатию,
умение понимать других людей и выражать свои чувства.
В-третьих, участие в постановках кукольного театра помогает подростку
научиться работать в команде. Каждый участник вносит свой вклад в
создание спектакля, и только совместными усилиями можно достичь успеха.
Подросток учится слушать других, уважать их мнение и находить
компромиссы.
В-четвертых,
кукольные-театральные
постановки
полезны
тем,
что
помогают
развить
эмпатию,
память,
речь,
инициативности,
снять
эмоциональное напряжение и способствует решению конфликтных ситуаций
через игру. А также способствует формированию опыта социальных навыков
поведений, благодаря тому что каждое литературное произведение или
сказка всегда имеет нравственную направленность.
В- пятых, в собственном театре кукол дети подросткового возраста путем
театральных постановок через взаимодействие с куклой, через создание
кукол, путем освоения разных техник и приемов, через демонстрацию своего
творчества, реализуют потребности к самовыражению.
Наконец, постановки кукольного театра могут стать для подростка
источником вдохновения и новых идей. Он может увидеть мир, с другой
стороны, понять, что существует множество возможностей для
самовыражения и творчества. Это может помочь ему найти своё призвание и
определиться с будущей профессией.
Таким образом, участие в постановках кукольного театра может
оказать положительное влияние на развитие подростка. Это не только
способствует раскрытию его творческого потенциала, но и помогает ему
стать более уверенным в себе, научиться работать в команде и находить
новые идеи.
Список используемой литературы:
1.
Абрамова Г. С. Возрастная психология. — М.: Академический Проект, 2003.
2.
Выготский Л. С. Психология искусства. — М.: Искусство, 1968.
3.
Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива: Система личных
взаимоотношений. — Минск: Народная асвета, 1984.
4.
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.
5.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2002.
6.
Иванова, Е. А. (2010). "Психология творчества". Санкт-Петербург: Питер.
7.
Петровский, А. В. (2007). "Психология личности". Москва: Академия.
8.
Выготский, Л. С. (1997). "Психология искусства". Москва: Искусство.
9.
Ильин, Е. П. (2006). "Психология творчества, креативности, одаренности". Санкт-
Петербург: Питер.
10. Фрейд, З. (2013). "Психология бессознательного". Москва: АСТ.
11. Леонтьев, А. Н. (1983). "Деятельность. Сознание. Личность". Москва: Политиздат.
12. Эриксон, Э. (2006). "Детство и общество". Санкт-Петербург: Питер.
13. Адлер, А. (2000). "Понять природу человека". Санкт-Петербург: Академический
проект.