Напоминание

Вокальный кружок как средство воспитания и развития студента с ограниченными возможностями здоровья.


Автор: Сергейчик Ольга Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ФКПОУ "НГГТКИ"Минтруда России
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: Вокальный кружок как средство воспитания и развития студента с ограниченными возможностями здоровья.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Сергейчик Ольга Ивановна,

педагог дополнительного образования

Почётный работник общего образования РФ

Новокузнецкий государственный

гуманитарно – технический колледж

интернат Кемеровской области

Вокальный кружок как средство воспитания и развития студента с

ограниченными возможностями здоровья.

Введение

На протяжении многих лет в Новокузнецком государственном

гуманитарно-техническом колледже-интернате ведется социокультурная

реабилитация студентов с ограниченными физическими возможностями в

творческом коллективе "Созвучие". Участие студентов в творческом

коллективе играет огромную роль в развитии личности.

Студенты, несмотря на серьезные ограничения физического здоровья,

стараются не только правильно исполнять произведения, легко двигаться на

сцене, но и эмоционально, выразительно передать чувства и настроения,

заложенные в образы героев.

Посредствам вокального искусства, студенты проходят

социокультурную реабилитацию, воспитываясь на позитивном отношении к

жизни, друг к другу.

Актуальность темы состоит в том, что на протяжении

нескольких лет, несмотря на серьезные ограничения физического здоровья,

обучающиеся нашего колледжа, активно участвуют в творческом

коллективе вокальной студии «Созвучие».

За стенами колледжа у ребят не было возможности раскрыть свой

творческий потенциал. Многие студенты, до поступления в колледж, не

знали о свои творческих данных, были сосредоточены на проблемах

здоровья, «боялись» общаться со сверстниками как самостоятельная и

образованная личность. Занятия в творческом коллективе помогли

студентам раскрыть свой творческий потенциал, расширить свой

внутренний мир. При постоянном посещении занятий самодеятельности,

студент становится заметной личностью общества, формируя навыки,

как в общении, так и в умении добиваться поставленной цели. Студент

становится более общительным, коммуникабельным, успешным как в

творчестве, так и в учебном процессе. Со временем обучающийся

успешно совмещает несколько дел одновременно: и учебный процесс, и

творческую деятельность. Если ответственно подойти к творческой

деятельности и к учебе, это поможет студентам повысить успеваемость,

так как занятие творчеством развивает память, расширяет кругозор,

помогает приобрести навыки усидчивости и высокой ответственности не

только за себя, но и за целый коллектив. Участие в тематических

мероприятиях колледжа, смотрах – конкурсах, фестивалях помогает

студентам побороть внутренний страх перед аудиторией. Занятия в

творческом коллективе требуют высокой самоотдачи и

дисциплинированности.

Приоритетной задачей как педагога дополнительного образования в

современных условиях считаю помощь талантливой молодёжи и создание

благоприятных условий способствующих развитию необходимого уровня

общих компетенций, которые помогут в оптимальной степени участия

студентов в социальных взаимодействиях.

Как отмечает Ю.С. Моздокова: «Социокультурная реабилитация -

комплекс мероприятий, направленных на возвращение (создание)

психологических механизмов, способствующих постоянному внутреннему

росту, развитию, и, в целом восстановлению культурного статуса инвалида

как личности».

Социокультурная реабилитация – процесс, имеющий целью помочь

инвалидам достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в

социальных взаимодействиях и необходимый уровень культурной

компетенции, что обеспечивает им средства для позитивных изменений в

образе жизни за счёт расширения рамок их независимости.

Наиболее благоприятные условия для формирования творческой

личности студента существует в системе дополнительного образования. Оно

не ограничено стандартами. Ориентировано на личностные интересы,

потребности

и

способности

студента.

Обеспечивая

возможность

самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации

успеха» и творческому развитию каждого обучающегося, создаёт условия

для социально значимой деятельности и проявления активности – всё это

способствует формированию творческой личности.

Условия для успешной реализации творческих способностей у

обучающихся:

1.Обеспечение современным музыкальным оборудованием: микрофоны,

софиты, аудио и видео аппаратура;

2.Постоянное пополнение костюмерной новыми костюмами, декорацией,

реквизитом, бутафорией;

3. Создание педагогами дополнительного образования доброй и комфортной

обстановки на занятиях в студиях;

4. Научная компетентность администрации и педагогов по вопросам

социокультурной реабилитации студентов с ограниченными возможностями

физического здоровья;

5. Высокое качество подготовки и проведения тематических мероприятий в

колледже и выездных концертов.

6.Заинтересованность педагогов дополнительного образования в успешности

студентов, занимающихся в студиях (участие в смотрах, конкурсах,

фестивалях) на различных уровнях;

7.Вовлечение студентов в процесс подбора репертуара, составлению

сценария и программы тематических мероприятий, концертов, мюзиклов;

Одна из воспитательных целей по формированию творческой личности:

- Создание условий для воспитания творческой личности через

социокультурную реабилитацию студентов с ограниченными физическими

возможностями

здоровья.

Социокультурная реабилитация людей с ограниченными возможностями в

вокальной студии «Созвучие» происходит через общение с музыкой.

Музыкотерапия

-

технология

социокультурной

реабилитации,

использующая

разнообразные

музыкальные

средства

для

психолого-

педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции личности больного,

развития его творческих способностей, расширения кругозора, активизация

социально – адаптивных способностей.

Одним из важнейших средств музыкотерапии является подбор

музыкального и вокального репертуара. Учебный материал, заложенный в

программных требованиях, расположен по степени возрастания «от простого

- к сложному». Программа предполагает изучение и исполнение русских

народных песен, произведения классического репертуара, песен

современных русских и зарубежных авторов. При подборе репертуара

учитывается и содержание произведения. Тексты песен должны выражать

позитивное отношение к жизни: это песни о любви, о дружбе, о мире, о добре

и милосердии. Для лечебно - оздоровительной коррекции личности больного

использую дыхательные упражнения (А.Стрельниковой), двигательная

терапия (Упражнения – игры), пение без напряжения (естественное

звукообразование), навыки сценического искусства. Учтены возрастные

особенности студентов и требования охраны голоса.

Как педагог вокальной студии «Созвучие», формирую общие

компетенции, которые в дальнейшем помогут успешнее адаптироваться в

социуме, строить отношения с другими людьми, самостоятельно ставить

конкретные задачи и добиваться цели через самообразование и

самореализацию, и стать самодостаточной и конкурентноспособной

личностью.



В раздел образования




Яндекс.Метрика