Автор: Сергейчик Ольга Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ФКПОУ "НГГТКИ"Минтруда России
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: Вокальный кружок как средство воспитания и развития студента с ограниченными возможностями здоровья.
Раздел: среднее профессиональное
Сергейчик Ольга Ивановна,
педагог дополнительного образования
Почётный работник общего образования РФ
Новокузнецкий государственный
гуманитарно – технический колледж
интернат Кемеровской области
Вокальный кружок как средство воспитания и развития студента с
ограниченными возможностями здоровья.
Введение
На протяжении многих лет в Новокузнецком государственном
гуманитарно-техническом колледже-интернате ведется социокультурная
реабилитация студентов с ограниченными физическими возможностями в
творческом коллективе "Созвучие". Участие студентов в творческом
коллективе играет огромную роль в развитии личности.
Студенты, несмотря на серьезные ограничения физического здоровья,
стараются не только правильно исполнять произведения, легко двигаться на
сцене, но и эмоционально, выразительно передать чувства и настроения,
заложенные в образы героев.
Посредствам вокального искусства, студенты проходят
социокультурную реабилитацию, воспитываясь на позитивном отношении к
жизни, друг к другу.
Актуальность темы состоит в том, что на протяжении
нескольких лет, несмотря на серьезные ограничения физического здоровья,
обучающиеся нашего колледжа, активно участвуют в творческом
коллективе вокальной студии «Созвучие».
За стенами колледжа у ребят не было возможности раскрыть свой
творческий потенциал. Многие студенты, до поступления в колледж, не
знали о свои творческих данных, были сосредоточены на проблемах
здоровья, «боялись» общаться со сверстниками как самостоятельная и
образованная личность. Занятия в творческом коллективе помогли
студентам раскрыть свой творческий потенциал, расширить свой
внутренний мир. При постоянном посещении занятий самодеятельности,
студент становится заметной личностью общества, формируя навыки,
как в общении, так и в умении добиваться поставленной цели. Студент
становится более общительным, коммуникабельным, успешным как в
творчестве, так и в учебном процессе. Со временем обучающийся
успешно совмещает несколько дел одновременно: и учебный процесс, и
творческую деятельность. Если ответственно подойти к творческой
деятельности и к учебе, это поможет студентам повысить успеваемость,
так как занятие творчеством развивает память, расширяет кругозор,
помогает приобрести навыки усидчивости и высокой ответственности не
только за себя, но и за целый коллектив. Участие в тематических
мероприятиях колледжа, смотрах – конкурсах, фестивалях помогает
студентам побороть внутренний страх перед аудиторией. Занятия в
творческом коллективе требуют высокой самоотдачи и
дисциплинированности.
Приоритетной задачей как педагога дополнительного образования в
современных условиях считаю помощь талантливой молодёжи и создание
благоприятных условий способствующих развитию необходимого уровня
общих компетенций, которые помогут в оптимальной степени участия
студентов в социальных взаимодействиях.
Как отмечает Ю.С. Моздокова: «Социокультурная реабилитация -
комплекс мероприятий, направленных на возвращение (создание)
психологических механизмов, способствующих постоянному внутреннему
росту, развитию, и, в целом восстановлению культурного статуса инвалида
как личности».
Социокультурная реабилитация – процесс, имеющий целью помочь
инвалидам достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в
социальных взаимодействиях и необходимый уровень культурной
компетенции, что обеспечивает им средства для позитивных изменений в
образе жизни за счёт расширения рамок их независимости.
Наиболее благоприятные условия для формирования творческой
личности студента существует в системе дополнительного образования. Оно
не ограничено стандартами. Ориентировано на личностные интересы,
потребности
и
способности
студента.
Обеспечивая
возможность
самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации
успеха» и творческому развитию каждого обучающегося, создаёт условия
для социально значимой деятельности и проявления активности – всё это
способствует формированию творческой личности.
Условия для успешной реализации творческих способностей у
обучающихся:
1.Обеспечение современным музыкальным оборудованием: микрофоны,
софиты, аудио и видео аппаратура;
2.Постоянное пополнение костюмерной новыми костюмами, декорацией,
реквизитом, бутафорией;
3. Создание педагогами дополнительного образования доброй и комфортной
обстановки на занятиях в студиях;
4. Научная компетентность администрации и педагогов по вопросам
социокультурной реабилитации студентов с ограниченными возможностями
физического здоровья;
5. Высокое качество подготовки и проведения тематических мероприятий в
колледже и выездных концертов.
6.Заинтересованность педагогов дополнительного образования в успешности
студентов, занимающихся в студиях (участие в смотрах, конкурсах,
фестивалях) на различных уровнях;
7.Вовлечение студентов в процесс подбора репертуара, составлению
сценария и программы тематических мероприятий, концертов, мюзиклов;
Одна из воспитательных целей по формированию творческой личности:
- Создание условий для воспитания творческой личности через
социокультурную реабилитацию студентов с ограниченными физическими
возможностями
здоровья.
Социокультурная реабилитация людей с ограниченными возможностями в
вокальной студии «Созвучие» происходит через общение с музыкой.
Музыкотерапия
-
технология
социокультурной
реабилитации,
использующая
разнообразные
музыкальные
средства
для
психолого-
педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции личности больного,
развития его творческих способностей, расширения кругозора, активизация
социально – адаптивных способностей.
Одним из важнейших средств музыкотерапии является подбор
музыкального и вокального репертуара. Учебный материал, заложенный в
программных требованиях, расположен по степени возрастания «от простого
- к сложному». Программа предполагает изучение и исполнение русских
народных песен, произведения классического репертуара, песен
современных русских и зарубежных авторов. При подборе репертуара
учитывается и содержание произведения. Тексты песен должны выражать
позитивное отношение к жизни: это песни о любви, о дружбе, о мире, о добре
и милосердии. Для лечебно - оздоровительной коррекции личности больного
использую дыхательные упражнения (А.Стрельниковой), двигательная
терапия (Упражнения – игры), пение без напряжения (естественное
звукообразование), навыки сценического искусства. Учтены возрастные
особенности студентов и требования охраны голоса.
Как педагог вокальной студии «Созвучие», формирую общие
компетенции, которые в дальнейшем помогут успешнее адаптироваться в
социуме, строить отношения с другими людьми, самостоятельно ставить
конкретные задачи и добиваться цели через самообразование и
самореализацию, и стать самодостаточной и конкурентноспособной
личностью.