Напоминание

Игровые технологии на уроках в начальной школе


Автор: Алгасанова Зарема Алиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №8
Населённый пункт: с. Елизаветинское Благодарненского района Ставропольского края
Наименование материала: выступление на педагогическом совете
Тема: Игровые технологии на уроках в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Игровые технологии на уроках в начальной школе

(выступление на педагогическом совете)

Подготовила: Алгасанова З.А., учитель начальных классов

МОУ СОШ №8 с. Елизаветинское Ставропольского края

Для

младшего

школьного

возраста

характерны

яркость

и

непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко

вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно

организуются

в

групповую

игру,

продолжают

игры

с

предметами,

игрушками, появляются не имитационные игры.

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации

происходит

через

введение

игровой

ситуации:

проблемная

ситуация

проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности

составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит

в условно-игровом плане.

Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр - по

логике разыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих играх наряду с

ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая

обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между

ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-

познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через

обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как

моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной

модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в

котором

учащиеся

совместно

анализируют

ход

и

результаты

игры,

соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход

учебно-игрового взаимодействия. В арсенале педагогики начальной школы

содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей

бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых

представлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание,

наблюдательность, укрепляющие волю.

Результативность

дидактических

игр

зависит,

во-первых,

от

систематическое их использования, во-вторых, от целенаправленности

программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Игровая

технология

строится

как

целостное

образование,

охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное

общим

содержанием

сюжетом,

персонажем.

В

нее

включаются

последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять

основные, характерные признаки предметов сравнивать, сопоставлять их;

группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы

игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение

отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих

умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух

смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основном

содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать

ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и

элементов - забота каждого учителя начальной школы.

Таким образом, игра - это мощный стимул обучения, это разнообразная

и сильная мотивация учения. В игре активизируются психологические

процессы

участников

игровой

деятельности:

внимание,

запоминание,

интерес, восприятие и мышление. Уникальная особенность игры. Состоит в

том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребёнка,

вообразить то, чего он не видел, представить себе по чужому рассказу то,

чего в его непосредственном опыте не было.

Игра эмоциональна по своей природе и опыту способна даже самую

сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. В игре

возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма урока

противостоит

пассивному

слушанию

и

чтению.

В

процессе

игры

интеллектуально пассивный ребёнок свободно выполнит такой объём

работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

Игра позволяет задействовать в учебных целях энергию, которую

школьники расходуют на «подпольную» игровую деятельность.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно

обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса

в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным

признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей

педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в

явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игры являются подвижными, коммуникативными, социализирующими

и развивающими. Весь процесс игры даёт возможность осуществлять

индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Таким

образом,

игра

должна

занимать

определённое

место

в

образовании, так как она положительно влияет на развитие ребёнка.

Ценность игр заключается в том, что дети в значительной мере

самостоятельно учатся, активно помогая друг другу.

Можно с уверенностью сказать, что включение в развивающий процесс

игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные

игрою, не заметно для себя приобретают определенные знания, умения,

навыки.

Применение игровой технологии даёт возможность сделать то или иное

обобщение, осознать правила, закрепить, повторить полученные знания в

системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению

пройденного материала.



В раздел образования




Яндекс.Метрика