Автор: Алгасанова Зарема Алиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №8
Населённый пункт: с. Елизаветинское Благодарненского района Ставропольского края
Наименование материала: выступление на педагогическом совете
Тема: Игровые технологии на уроках в начальной школе
Раздел: начальное образование
Игровые технологии на уроках в начальной школе
(выступление на педагогическом совете)
Подготовила: Алгасанова З.А., учитель начальных классов
МОУ СОШ №8 с. Елизаветинское Ставропольского края
Для
младшего
школьного
возраста
характерны
яркость
и
непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко
вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно
организуются
в
групповую
игру,
продолжают
игры
с
предметами,
игрушками, появляются не имитационные игры.
В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации
происходит
через
введение
игровой
ситуации:
проблемная
ситуация
проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности
составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит
в условно-игровом плане.
Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр - по
логике разыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих играх наряду с
ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая
обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между
ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.
Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-
познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через
обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как
моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной
модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в
котором
учащиеся
совместно
анализируют
ход
и
результаты
игры,
соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход
учебно-игрового взаимодействия. В арсенале педагогики начальной школы
содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей
бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых
представлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание,
наблюдательность, укрепляющие волю.
Результативность
дидактических
игр
зависит,
во-первых,
от
систематическое их использования, во-вторых, от целенаправленности
программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Игровая
технология
строится
как
целостное
образование,
охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное
общим
содержанием
сюжетом,
персонажем.
В
нее
включаются
последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять
основные, характерные признаки предметов сравнивать, сопоставлять их;
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы
игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение
отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих
умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух
смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основном
содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать
ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и
элементов - забота каждого учителя начальной школы.
Таким образом, игра - это мощный стимул обучения, это разнообразная
и сильная мотивация учения. В игре активизируются психологические
процессы
участников
игровой
деятельности:
внимание,
запоминание,
интерес, восприятие и мышление. Уникальная особенность игры. Состоит в
том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребёнка,
вообразить то, чего он не видел, представить себе по чужому рассказу то,
чего в его непосредственном опыте не было.
Игра эмоциональна по своей природе и опыту способна даже самую
сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. В игре
возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма урока
противостоит
пассивному
слушанию
и
чтению.
В
процессе
игры
интеллектуально пассивный ребёнок свободно выполнит такой объём
работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.
Игра позволяет задействовать в учебных целях энергию, которую
школьники расходуют на «подпольную» игровую деятельность.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно
обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса
в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным
признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей
педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в
явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игры являются подвижными, коммуникативными, социализирующими
и развивающими. Весь процесс игры даёт возможность осуществлять
индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Таким
образом,
игра
должна
занимать
определённое
место
в
образовании, так как она положительно влияет на развитие ребёнка.
Ценность игр заключается в том, что дети в значительной мере
самостоятельно учатся, активно помогая друг другу.
Можно с уверенностью сказать, что включение в развивающий процесс
игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные
игрою, не заметно для себя приобретают определенные знания, умения,
навыки.
Применение игровой технологии даёт возможность сделать то или иное
обобщение, осознать правила, закрепить, повторить полученные знания в
системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению
пройденного материала.