Автор: Серебрякова Юлия Николаевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ" Детский сад"Лукоморье" структурное подразделение им.П.А.Юдина
Населённый пункт: Волгоградская область г.Михайловка ул.Энгельса д.20
Наименование материала: Статья
Тема: Классическая музыка в жизни детей
Раздел: дошкольное образование
« Классическая музыка в жизни детей»
Подготовила:
Музыкальный руководитель
Серебрякова Юлия Николаевна
МБДОУ « Детский сад» Лукоморье»
c/п им. П.А.Юдина
Нужна ли детям классическая музыка?
На сегодняшний день влияние классической музыки на детей, бесспорно,
имеет огромное значение. В наш век компьютерных технологий, когда у
ребенка больше развит интерес к жизни виртуальной, формировать
эстетическую и художественную культуру у детей просто необходимо. В
этом помогает именно классическая музыка. Ещё в дошкольном возрасте
можно использовать музыкальные игры для детей, которые не только
прививают любовь к музыке, но и учат отличать истинное искусство от
подделки. Для этого следует использовать специальные методики и способы.
Так как именно этот возраст является самым подходящим для восприятия
всего прекрасного, важно учитывать, чтобы классическая музыка для детей
была разнообразна. Ребенку будет полезно послушать как весёлые и лёгкие
композиции, так и серьёзные, глубокие. А посещение концерта классической
музыки для детей не пройдёт бесследно, впечатление от услышанного
останется надолго.
Преимущества знакомства ребенка с классической музыкой
Изучение или просто регулярное прослушивание классической музыки: -
позволит расширить познания в музыке, - будет способствовать
поддержанию интереса к музыке, - побудит детей проявлять свои эмоции в
творческой деятельности. Без сомнения, для детей полезно слушать
классику, ведь им хочется потом выражать свои впечатления в рисунке,
образном
слове, различных инсценировках. И не важно, будет это музыка Моцарта для
детей, Чайковского или Глинки. Дети становятся более эмоционально
отзывчивыми, учатся сопереживать музыке, а значит, и всему окружающему.
И, конечно, для детей полезна классика потому, что она расширяет их знания
в мировой музыкальной культуре разных стилей и эпох. Ребенок, который с
детства познакомился с классическими музыкальными произведениями,
будет обладать утончённым вкусом, что поможет ему и в дальнейшей
взрослой жизни. Дошкольное детство - период, наиболее благоприятен в
отношении становления музыкальности.
Музыка окружает нас с самого рождения. Малыш еще не знает язык, не
понимает слов, но, слушая колыбельную, успокаивается и засыпает. На
музыкальных занятиях дети часто слушают музыку. Это музыка
разучиваемых песен и музыка, сопровождающая движения (пляски,
упражнения, игры). То есть, ту музыку, которая выполняет важную и часто
прикладную роль.
Однако с третьего года жизни желательно слушать именно классическую
музыку для малышей.
Вопрос о музыкальном репертуаре, на котором строится развитие
дошкольника, очень важный и острый. Здесь безусловное предпочтение
должно быть отдано классической музыке.
Ребятам понятен и очень нравится «Детский альбом» П. И. Чайковского.
Такие пьесы, как «Болезнь куклы», «Марш оловянных солдатиков» сразу
находит отклик в душе ребенка (вызывают чувства сопереживания, радости).
Малыши хорошо понимают термин «музыка умеет рассказывать» и никогда
не боятся этих образов. Они часто просят послушать еще и еще эти пьесы.
Пьесы «Аквариум», «Слон», «Длинноухие» К. Сен-Санса, «Балет
невылупившихся птенцов» М. П. Мусоргского, «Бабочка»
Куперена
вызывают просто восторг у малышей и желание
подражать данным персонажам.
Давайте вместе прививать детям желание слушать классику, находить
в этом радость. И пусть малыш воспринимает музыку по-своему. Ему это
необходимо. Ведь музыка - это самый субъективный вид искусства.
Слушайте классическую музыку с малышами в детском саду, дома, в
концертном
зале.
Будем
слушать,
понимать
и
принимать
лучшее,
что
создано в музыке, то, что называется «классикой короля». В современной
психологии существует даже отдельное направление – это музыкотерапия.
Она
представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства
коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, при проблемах
в общении, страхах, а также при различных психических заболеваниях.
Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с
помощью которых можно оказывать положительное воздействие на
человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению,
улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению
работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в
качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка:
снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса,
коррекция отклонений в личностном развитии ребенка и его
психоэмоциональном состоянии.
Так, по данным современных исследователей, классическая музыка
для
дошкольников
способствует
улучшению
соматических
и
функциональных
показателей,
значительно
улучшает,
оживляет
и
восстанавливает
рефлексы
врожденного
автоматизма,
способствует
нормализации частоты дыхания и частоты сердечных сокращений.
Полезно не только прослушивать музыку в записи, но и исполнять песни
самим. Для ребенка очень важным является «живой» голос матери. Поэтому
весьма благоприятное воздействие оказывает пение колыбельных песен: они
успокаивают, приводят малыша в равновесие, создают обоюдный
благоприятный эмоциональный фон.