Автор: Усимова Ольга Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №18
Населённый пункт: г. о. г. Арзамас
Наименование материала: статья
Тема: "Патриотическое воспитание дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Детский сад № 18»
г.о.г. Арзамас
Статья
Тема: Патриотическое воспитание дошкольников
Подготовила: воспитатель
Усимова Ольга Алексеевна
2024г.
1
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является
одной из основных задач дошкольного образования. Чувство патриотизма
многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за
свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и
желание сохранять и приумножать богатство своей страны.
Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из
самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного
возраста, многоаспектность понятия "патриотизм" в современном мире,
отсутствие
концепции,
теоретических
и
методических
разработок
(характерной особенностью многих исследований является обращение лишь
к отдельным аспектам проблемы).
Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от
того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия
и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как
организована предметно - развивающая среда в группе.
Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется
привязанностью к родному краю, народу, его традициям.
Нравственно – патриотическое воспитание в детском саду – это
комплекс
мероприятий
гражданской
направленности,
способствующих
формированию единых ценностей у ребёнка и его семьи.
Патриотическое
воспитание
дошкольников
по
ФГОС
довольно
актуально
в
условиях
современности.
Это
связано
с
установлением
приоритетности
материальных
ценностей
перед
духовными
в
нашем
обществе. Однако воспитание подрастающего поколения в рамках уважения
и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное
население.
Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к
сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров,
поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу.
Этому также способствует особая подверженность дошкольников влиянию
взрослых.
Патриотическое воспитание в ДОУ проводится с целью воспитания
любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и
людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих
ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической
работы с ребенком.
Задачи нравственно – патриотического воспитания:
• Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи,
детского сада, родного города.
• Способствовать формированию желания участвовать в общественных
мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории
группы, улиц родного города.
• Учить заботливому отношению к родным и близким людям, младшим
сверстникам и старшему поколению.
2
• Воспитывать уважение к труду разных профессий.
• Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и
сохранять.
• Формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно
их расходовать.
• Знакомить с символикой российского государства, ее значением для
народа и страны в целом.
• Дать представления о правах ребенка, направленных на защиту
интересов каждого дошкольника.
• Расширить представления детей о регионах страны, ее больших
городах.
• Воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в разных
областях
деятельности:
сельском
хозяйстве,
науке,
спорте,
культуре,
образовании.
• Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению
к другим народам, их культуре, традициям.
Планируя ООД в детском саду, воспитатель учитывает основные
принципы работы с детьми: (регионализации, непрерывности, доступности,
научности, целостности, системности, преемственности, культурообразности,
стимулирования детской деятельности).
Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его
действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному
городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения. Такие
чувства
не
могут
возникнуть
сразу.
Это
результат
длительного,
систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание
детей осуществляется ежесекундно, в ООД, мероприятиях, праздниках, в
игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через
сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-
дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям -
отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой
он живет, детскому саду, городу.
В.В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное
открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Дошкольный возраст - важнейший период становления личности,
когда
закладываются
предпосылки
гражданских
качеств,
развиваются
представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом
формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального
опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения,
взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Для детского сада особое значение приобретает педагогическая
деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю и
умение отражать все это в продуктивной деятельности, формирование
эстетического отношения к окружающей действительности. Обучение
3
основам труда и формирование представлений о социальных проблемах
города, воспитание духовно-нравственных чувств ребенка, воспитание
уважения и любви к своему дому, знакомым и друзьям.
Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В этой связи
огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим,
культурным,
национальным,
географическим,
природно-экологическим
своеобразием
своего
района.
Знакомясь
с
родным
городом,
его
достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в
определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях
и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой
культуры.
Для более эффективной деятельности по воспитанию нравственности и
патриотизма дошкольников, помимо актуальных форм работы, отвечающих
конкретной воспитательной задаче, важны также следующие педагогические
условия:
эвристическая
среда
в
детском
саду
и
в
семье,
тесное
сотрудничество
воспитателей
детского
сада
с
членами
семьи,
подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания
патриотизма детей.
Эвристическая
среда
характеризуется
насыщенностью
положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления
творчества, инициативы и самостоятельности. Прежде всего, следует создать
в
детском
учреждении
правильный
стиль
взаимоотношений
между
взрослыми членами коллектива. Взаимное уважение и забота, любовь к делу,
приобщенность к политической и трудовой жизни страны - все это должно
обеспечить доверие и уважение детей к педагогу.
Не менее важен правильный стиль отношений педагогического и
родительского
коллективов,
который
складывается
в
результате
систематической работы детского сада с родителями, изучения опыта семей.
Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи
выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями
воспитанников;
обеспечении
родителей
минимумом
психолого-
педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком,
обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей,
вовлечении
членов
семьи
в
педагогический
процесс, проведение
тематических собраний, бесед, создании в детском саду и семье предметной
развивающей среды.
Подготовленность педагогов к осуществлению процесса формирования
патриотизма
предполагает
наличие
у
них
соответствующего
уровня
профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также
способности к саморегуляции, самонастрою на решение поставленных задач.
Если педагог сам не испытывает чувства любви к отечеству, то он не сможет
передать его детям, также воспитателю нужно знать, как наиболее
эффективно донести идеи патриотизма дошкольникам. Методологическая
работа по патриотическому воспитанию в ДОУ направлена на повышение
4
квалификационного уровня воспитателей, их педагогической грамотности.
Для
этого
проводятся
тематические
педсоветы,
консультации,
взаимопосещения ООД.
Обязательное
условие
успешного
нравственно-патриотического
воспитания - высокий уровень взаимоотношений между взрослыми и детьми,
отношения взрослых к детям. Они должны быть основаны на уважении к
личности растущего человека, любви к нему, знании законов психического и
физического развития.
Немаловажное значение имеет и четкий распорядок жизни детского
сада,
оснащенность
групп
и
участка
необходимым
материалом,
оборудованием,
педагогически
целесообразное
их
расположение
и
использование.
Важно создать в группе такую обстановку, чтобы у ребенка возникало
положительное эмоциональное отношение к окружающим его людям. В
целях осуществления нравственно-патриотического воспитания в детском
саду должны быть созданы все условия для того, чтобы дети могли
доверчиво полагаться на постоянную заботу и поддержку взрослых.
В формировании личности ребенка существенное значение имеют
мотивы, побуждающие к определенному поведению, к деятельности. Мотивы
могут быть нравственные, общественные или эгоистические. Воспитателю
непременно нужно знать о помыслах, чувствах, намерениях ребенка, чтобы
правильно оценить поступок, поведение. Зная причины, побудившие
воспитанника к тому или иному поступку, педагог сможет найти наиболее
верные методы нравственного воспитания. Мотивы поведения формируются
главным образом в процессе опыта, который приобретает ребенок в
повседневной жизни и деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и
сверстниками. Чем более устойчивыми и ценными оказываются чувства,
привычки
поведения
и
представления
дошкольника,
степень
их
осознанности.
Особенностями проявления нравственных и патриотических чувств у
детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность.
Ребёнка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом
поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее
первое
чувство
может
угаснуть,
поэтому,
как
отмечают
психологи,
необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях. Задача
воспитателя в данном случае заключается в целенаправленной работе по
созданию соответствующих воспитательных моментов. Подобные задачи
решаются во всех без исключения видах детской деятельности: в ООД, в
играх, в труде, в быту.
Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения,
активная жизненная позиция, приобщение родителей к жизни своих детей -
самые сильнодействующие факторы воспитания.
Таким образом, можно сделать вывод, что цели и задачи нравственно-
патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении
5
отвечают актуальным взглядам, потребностям и ценностям современного
общества в отношении формирования гармонично развитой личности.
Основные
методы
и
формы
нравственно-патриотического
воспитания дошкольников
Актуальные цели и задачи нравственно-патриотического воспитания
задают вектор воспитательного процесса в дошкольных учреждениях,
определяют основные формы, средства и методы работы с детьми. При этом
учитывается
тесная
взаимосвязь
задач
нравственно-патриотического
воспитания с возрастными и личностными особенностями ребенка, а также с
социальными условиями жизни.
Средства
нравственно-патриотического
воспитания
дошкольников
можно объединить в несколько групп.
Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино,
диафильмы можно объединить в группу художественных средств. Эта группа
средств, способствует эмоциональной окраске познаваемых явлений. Дети
эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи,
рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят
сильное впечатление работы художников, изображающих мир реалистично и
понятно.
Художественные
средства
наиболее
эффективны
при
формировании у детей представлений и воспитании чувств.
Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников
является природа родного края. Она вызывает у детей гуманные чувства,
желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи. Воздействие
природы
на
личность
детей
формирует
ощущение
причастности,
принадлежности к этому уголку Земли, и принадлежности этого уголка
маленькому человеку.
Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников
является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная
деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя
функцию
средства
воспитания
практики
нравственно-патриотического
поведения.
Особое место в группе средств отводится общению. Оно как средство
нравственно-патриотического воспитания выполняет задачи корректировки
представлений о нравственности и патриотизме, на основе пробуждения
чувств и формирования отношений.
Средством
нравственно-патриотического
воспитания
является
атмосфера, в которой живет ребенок.
Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания
чувств,
представлений,
поведения.
Она
активизирует
весь
механизм
нравственно-патриотического
воспитания
и
влияет
на
формирования
нравственных и патриотических качеств.
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста
воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа
развития нравственно-патриотических качеств.
6
Средство становится эффективным в сочетании с адекватными
методами и приемами воспитания.
Методы
воспитания -
это
способы
организации
совместной
деятельности педагогов и воспитанников, направленной на взаимное
развитие, совершенствование личности педагога и формирование личности
воспитанника в соответствии с целями воспитания.
В педагогике существует несколько подходов в классификации
методов
воспитания.
В.Г.
Нечаева
выделяет
две
группы
методов
нравственного воспитания дошкольников: организация практического опыта
общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример
взрослых или других детей, метод организации деятельности); формирование
у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы,
чтение
художественных
произведений,
рассматривание
и
обсуждение
картин, иллюстраций). К обеим группам методов автор относит метод
убеждения, положительный пример, поощрение и наказание.
Классификация, предложенная В.И. Логиновой, объединяет все методы
в три группы: методы формирования нравственного поведения (приучение,
упражнение,
руководство
деятельностью);
методы
формирования
нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа);
методы
стимулирования
чувств
и
отношений
(пример,
поощрение,
наказание).
Наиболее целесообразна та классификация методов нравственно-
патриотического
воспитания,
которая
соответствует
его
механизму.
Эффективный результат методы воспитания дают при определенных
условиях:
• любой метод должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не
нарушающем его прав;
• метод
должен
быть
реальным,
осуществимым,
логически
завершенным. В нравственно-патриотическом воспитании каждый метод
должен быть весомым, значимым;
• для использования метода должны быть подготовлены условия,
средства;
• метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко
всем детям и в любой ситуации. Иначе метод убеждения может превратиться
в назидание и перестанет приносить нужный результат;
• методы воспитания следует применять тактично, опосредованно.
Ребенок недолжен, почувствовать, что его воспитывают;
• при
подборе
методов
следует
учитывать
степень
сложности
формируемого качества;
• проектируя,
подбирая
методы,
важно
предвидеть
возможные
результаты воздействия их на конкретного ребенка;
• применение
методов
нравственно-патриотического
воспитания
требует
терпимости
и
терпения.
Следует
терпеливо
повторять
уже
7
используемые и подбирать новые, с понимание относиться к тому, что
результат будет, достигнут не сразу;
• преобладающими в нравственно-патриотическом воспитании должны
быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка
способам действия. Если опираться на осознание, понимание значимости
положительного поведения и не обучать способам такого поведения,
желаемых результатов не будет. Положительные поступки взрослых не
гарантируют таких же поступков у ребенка;
• методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи.
Основаниями для подбора методов служат ведущая воспитательная задача и
возраст детей.
Существуют
следующие
формы
работы,
направленные
на
формирование патриотических чувств:
• приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям,
народно-прикладному
искусству,
устному
народному
творчеству,
музыкальному фольклору, народным играм;
• знакомство с семьей, ее историей, родственниками, семейными
традициям, составление родословной; с детским садом, его ребятами,
взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей,
гербом, традициями, выдающимися горожанами прошлого и настоящего
времени, достопримечательностями;
• проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные
сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев
цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и др.;
• организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей,
в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях,
животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым
жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.
Комплексный подход к вопросам формирования у детей любви к своей
Родине - взаимосвязь различных средств, методов и форм воспитания.
Важнейшим
методом
педагогического
воздействия
является
наблюдение окружающей действительности. Однако если педагог сведет
работу
по
нравственно-патриотическому
воспитанию
детей
только
к
организации наблюдений, он очень ограничит круг знаний и представлений
детей, не сможет дать представление ребенку обо всей стране. Такую задачу
он
сможет
решить
только
умело
сочетая
наблюдение
с
чтением
художественной литературы, слушанием музыки, рассматриванием картин,
просмотром фильмов, тематических презентаций и т.д.
Большое
значение
имеет
активная
разнообразная
деятельность
дошкольников, так как быть патриотом - это не только знать и любить свою
страну, но и активно действовать на ее благо. Для этого используются
различные формы организации деятельности детей, основная из которых –
тематическая НОД. Они направлены на повышение детской мыслительной
активности. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные
8
задания, обращение к опыту детей. Необходимо приучать их самостоятельно
анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить
поискать ответ в иллюстрациях, спросить у родителей.
Обращение к одной и той же теме несколько раз способствует
развитию внимания и длительному сохранению интереса к ней. Необходимо
объединение одной темой нескольких НОД не только по родному языку, но и
ознакомление с природой, музыкой, изодеятельностью, ручным трудом.
Для создания положительной эмоциональной атмосферы и активизации
познавательного интереса детей необходимо широко применять игровые
приемы. Например, изучение народных промыслов России может проходить
в ходе проведения игры «Магазин сувениров». Большой интерес вызывают у
детей игры-путешествия в прошлое города, по реке и пр. Каждая тема
подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности
(изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование и т.д.).
Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть
представлены во время общих праздников, семейных развлечений.
Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями отдельными
историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно
наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только
художественную литературу, иллюстрации, дидактический материал, но и
«живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, посуду,
орудия
труда,
вышитые
полотенца,
салфетки
и
т.д.).
«Бытовая
повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со
сказками,
народными
промыслами,
бытовыми
предметами
старины.
Желательны
посещения
музеев,
а
также
организации
специальных
помещений в детском саду. Здесь для ребенка открывается возможность
первого проникновения в историю быта родного края. В подобных музейных
уголках расширяются возможности игрового способа подачи разнообразных
сведений.
Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей
является
тесная
взаимосвязь
по
данному
вопросу
с
родителями.
Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка,
вызывает сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться
к
памяти
прошлого,
своим
историческим
корням,
что
способствует
сохранению вертикальных семейных связей.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует
большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания
патриотизма, гражданственности не считаются важными. Тем не менее,
родители должны стать непременными участниками работы по нравственно-
патриотическому
воспитанию
детей,
помочь
в
сборе
и
пропаганде
материалов
по
родному
краю,
воссоздании
местных
национально-
культурных и трудовых традиций.
Формы совместной с родителями деятельности по нравственно-
патриотическому воспитанию детей могут быть разнообразными: семейные
9
клубы, семейные экскурсии в музеи, осмотры памятников культуры и
истории, организация выставок, экспозиционных стендов, посвященных
семейным реликвиям (ордена, медали, дипломы, грамоты за боевые и
трудовые заслуги и пр.).
В настоящее время наблюдается усиление интереса людей к своей
родословной. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать
осмысление очень важных и глубоких постулатов:
В рамках семейного клуба совместно с воспитателем можно провести
«мини-исследование» истории улицы, района. Хорошо, когда занятия
семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка
глиняных
игрушек,
народное
плетение
и
т.д.),
а
также
местные
традиционные праздники и обряды: рождественские балы, праздник русской
Масленицы, троицын день. Все это приобщает детей к истории края и своего
народа, воспитывает любовь к Родине.
Таким образом, современная педагогика располагает обширным и
разнообразным инструментарием, позволяющим обеспечивать эффективную
реализацию задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Это различные формы, методы, приемы работы, организация предметной
эвристической среды, специализированная направленность занятий и т.д.
Однако наибольшего результата можно добиться только в комплексном
использовании
методов
и
приемов,
направленных
на
формирование
нравственности и чувства патриотизма у детей. При этом огромное значение
приобретает роль семьи в воспитании нравственности ребенка, ее традиции,
устои, ориентация на развитие гражданственности и духовности. Важная
задача дошкольного образовательного учреждения при этом состоит в том,
чтобы обеспечить семью основным педагогическим инструментарием,
сделать ее своей союзницей в реализации основных аспектов нравственно-
патриотического воспитания.
10