Напоминание

"Патриотическое воспитание дошкольников"


Автор: Усимова Ольга Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №18
Населённый пункт: г. о. г. Арзамас
Наименование материала: статья
Тема: "Патриотическое воспитание дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ «Детский сад № 18»

г.о.г. Арзамас

Статья

Тема: Патриотическое воспитание дошкольников

Подготовила: воспитатель

Усимова Ольга Алексеевна

2024г.

1

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является

одной из основных задач дошкольного образования. Чувство патриотизма

многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за

свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и

желание сохранять и приумножать богатство своей страны.

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из

самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного

возраста, многоаспектность понятия "патриотизм" в современном мире,

отсутствие

концепции,

теоретических

и

методических

разработок

(характерной особенностью многих исследований является обращение лишь

к отдельным аспектам проблемы).

Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от

того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия

и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как

организована предметно - развивающая среда в группе.

Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется

привязанностью к родному краю, народу, его традициям.

Нравственно – патриотическое воспитание в детском саду – это

комплекс

мероприятий

гражданской

направленности,

способствующих

формированию единых ценностей у ребёнка и его семьи.

Патриотическое

воспитание

дошкольников

по

ФГОС

довольно

актуально

в

условиях

современности.

Это

связано

с

установлением

приоритетности

материальных

ценностей

перед

духовными

в

нашем

обществе. Однако воспитание подрастающего поколения в рамках уважения

и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное

население.

Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к

сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров,

поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу.

Этому также способствует особая подверженность дошкольников влиянию

взрослых.

Патриотическое воспитание в ДОУ проводится с целью воспитания

любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и

людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих

ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической

работы с ребенком.

Задачи нравственно – патриотического воспитания:

• Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи,

детского сада, родного города.

• Способствовать формированию желания участвовать в общественных

мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории

группы, улиц родного города.

• Учить заботливому отношению к родным и близким людям, младшим

сверстникам и старшему поколению.

2

• Воспитывать уважение к труду разных профессий.

• Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и

сохранять.

• Формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно

их расходовать.

• Знакомить с символикой российского государства, ее значением для

народа и страны в целом.

• Дать представления о правах ребенка, направленных на защиту

интересов каждого дошкольника.

• Расширить представления детей о регионах страны, ее больших

городах.

• Воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в разных

областях

деятельности:

сельском

хозяйстве,

науке,

спорте,

культуре,

образовании.

• Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению

к другим народам, их культуре, традициям.

Планируя ООД в детском саду, воспитатель учитывает основные

принципы работы с детьми: (регионализации, непрерывности, доступности,

научности, целостности, системности, преемственности, культурообразности,

стимулирования детской деятельности).

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его

действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному

городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения. Такие

чувства

не

могут

возникнуть

сразу.

Это

результат

длительного,

систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание

детей осуществляется ежесекундно, в ООД, мероприятиях, праздниках, в

игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через

сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-

дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям -

отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой

он живет, детскому саду, городу.

В.В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное

открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего,

познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности,

когда

закладываются

предпосылки

гражданских

качеств,

развиваются

представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом

формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального

опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения,

взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Для детского сада особое значение приобретает педагогическая

деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю и

умение отражать все это в продуктивной деятельности, формирование

эстетического отношения к окружающей действительности. Обучение

3

основам труда и формирование представлений о социальных проблемах

города, воспитание духовно-нравственных чувств ребенка, воспитание

уважения и любви к своему дому, знакомым и друзьям.

Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В этой связи

огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим,

культурным,

национальным,

географическим,

природно-экологическим

своеобразием

своего

района.

Знакомясь

с

родным

городом,

его

достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в

определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях

и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой

культуры.

Для более эффективной деятельности по воспитанию нравственности и

патриотизма дошкольников, помимо актуальных форм работы, отвечающих

конкретной воспитательной задаче, важны также следующие педагогические

условия:

эвристическая

среда

в

детском

саду

и

в

семье,

тесное

сотрудничество

воспитателей

детского

сада

с

членами

семьи,

подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания

патриотизма детей.

Эвристическая

среда

характеризуется

насыщенностью

положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления

творчества, инициативы и самостоятельности. Прежде всего, следует создать

в

детском

учреждении

правильный

стиль

взаимоотношений

между

взрослыми членами коллектива. Взаимное уважение и забота, любовь к делу,

приобщенность к политической и трудовой жизни страны - все это должно

обеспечить доверие и уважение детей к педагогу.

Не менее важен правильный стиль отношений педагогического и

родительского

коллективов,

который

складывается

в

результате

систематической работы детского сада с родителями, изучения опыта семей.

Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи

выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями

воспитанников;

обеспечении

родителей

минимумом

психолого-

педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком,

обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей,

вовлечении

членов

семьи

в

педагогический

процесс, проведение

тематических собраний, бесед, создании в детском саду и семье предметной

развивающей среды.

Подготовленность педагогов к осуществлению процесса формирования

патриотизма

предполагает

наличие

у

них

соответствующего

уровня

профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также

способности к саморегуляции, самонастрою на решение поставленных задач.

Если педагог сам не испытывает чувства любви к отечеству, то он не сможет

передать его детям, также воспитателю нужно знать, как наиболее

эффективно донести идеи патриотизма дошкольникам. Методологическая

работа по патриотическому воспитанию в ДОУ направлена на повышение

4

квалификационного уровня воспитателей, их педагогической грамотности.

Для

этого

проводятся

тематические

педсоветы,

консультации,

взаимопосещения ООД.

Обязательное

условие

успешного

нравственно-патриотического

воспитания - высокий уровень взаимоотношений между взрослыми и детьми,

отношения взрослых к детям. Они должны быть основаны на уважении к

личности растущего человека, любви к нему, знании законов психического и

физического развития.

Немаловажное значение имеет и четкий распорядок жизни детского

сада,

оснащенность

групп

и

участка

необходимым

материалом,

оборудованием,

педагогически

целесообразное

их

расположение

и

использование.

Важно создать в группе такую обстановку, чтобы у ребенка возникало

положительное эмоциональное отношение к окружающим его людям. В

целях осуществления нравственно-патриотического воспитания в детском

саду должны быть созданы все условия для того, чтобы дети могли

доверчиво полагаться на постоянную заботу и поддержку взрослых.

В формировании личности ребенка существенное значение имеют

мотивы, побуждающие к определенному поведению, к деятельности. Мотивы

могут быть нравственные, общественные или эгоистические. Воспитателю

непременно нужно знать о помыслах, чувствах, намерениях ребенка, чтобы

правильно оценить поступок, поведение. Зная причины, побудившие

воспитанника к тому или иному поступку, педагог сможет найти наиболее

верные методы нравственного воспитания. Мотивы поведения формируются

главным образом в процессе опыта, который приобретает ребенок в

повседневной жизни и деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и

сверстниками. Чем более устойчивыми и ценными оказываются чувства,

привычки

поведения

и

представления

дошкольника,

степень

их

осознанности.

Особенностями проявления нравственных и патриотических чувств у

детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность.

Ребёнка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом

поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее

первое

чувство

может

угаснуть,

поэтому,

как

отмечают

психологи,

необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях. Задача

воспитателя в данном случае заключается в целенаправленной работе по

созданию соответствующих воспитательных моментов. Подобные задачи

решаются во всех без исключения видах детской деятельности: в ООД, в

играх, в труде, в быту.

Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения,

активная жизненная позиция, приобщение родителей к жизни своих детей -

самые сильнодействующие факторы воспитания.

Таким образом, можно сделать вывод, что цели и задачи нравственно-

патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении

5

отвечают актуальным взглядам, потребностям и ценностям современного

общества в отношении формирования гармонично развитой личности.

Основные

методы

и

формы

нравственно-патриотического

воспитания дошкольников

Актуальные цели и задачи нравственно-патриотического воспитания

задают вектор воспитательного процесса в дошкольных учреждениях,

определяют основные формы, средства и методы работы с детьми. При этом

учитывается

тесная

взаимосвязь

задач

нравственно-патриотического

воспитания с возрастными и личностными особенностями ребенка, а также с

социальными условиями жизни.

Средства

нравственно-патриотического

воспитания

дошкольников

можно объединить в несколько групп.

Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино,

диафильмы можно объединить в группу художественных средств. Эта группа

средств, способствует эмоциональной окраске познаваемых явлений. Дети

эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи,

рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят

сильное впечатление работы художников, изображающих мир реалистично и

понятно.

Художественные

средства

наиболее

эффективны

при

формировании у детей представлений и воспитании чувств.

Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников

является природа родного края. Она вызывает у детей гуманные чувства,

желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи. Воздействие

природы

на

личность

детей

формирует

ощущение

причастности,

принадлежности к этому уголку Земли, и принадлежности этого уголка

маленькому человеку.

Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников

является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная

деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя

функцию

средства

воспитания

практики

нравственно-патриотического

поведения.

Особое место в группе средств отводится общению. Оно как средство

нравственно-патриотического воспитания выполняет задачи корректировки

представлений о нравственности и патриотизме, на основе пробуждения

чувств и формирования отношений.

Средством

нравственно-патриотического

воспитания

является

атмосфера, в которой живет ребенок.

Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания

чувств,

представлений,

поведения.

Она

активизирует

весь

механизм

нравственно-патриотического

воспитания

и

влияет

на

формирования

нравственных и патриотических качеств.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста

воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа

развития нравственно-патриотических качеств.

6

Средство становится эффективным в сочетании с адекватными

методами и приемами воспитания.

Методы

воспитания -

это

способы

организации

совместной

деятельности педагогов и воспитанников, направленной на взаимное

развитие, совершенствование личности педагога и формирование личности

воспитанника в соответствии с целями воспитания.

В педагогике существует несколько подходов в классификации

методов

воспитания.

В.Г.

Нечаева

выделяет

две

группы

методов

нравственного воспитания дошкольников: организация практического опыта

общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример

взрослых или других детей, метод организации деятельности); формирование

у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы,

чтение

художественных

произведений,

рассматривание

и

обсуждение

картин, иллюстраций). К обеим группам методов автор относит метод

убеждения, положительный пример, поощрение и наказание.

Классификация, предложенная В.И. Логиновой, объединяет все методы

в три группы: методы формирования нравственного поведения (приучение,

упражнение,

руководство

деятельностью);

методы

формирования

нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа);

методы

стимулирования

чувств

и

отношений

(пример,

поощрение,

наказание).

Наиболее целесообразна та классификация методов нравственно-

патриотического

воспитания,

которая

соответствует

его

механизму.

Эффективный результат методы воспитания дают при определенных

условиях:

• любой метод должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не

нарушающем его прав;

• метод

должен

быть

реальным,

осуществимым,

логически

завершенным. В нравственно-патриотическом воспитании каждый метод

должен быть весомым, значимым;

• для использования метода должны быть подготовлены условия,

средства;

• метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко

всем детям и в любой ситуации. Иначе метод убеждения может превратиться

в назидание и перестанет приносить нужный результат;

• методы воспитания следует применять тактично, опосредованно.

Ребенок недолжен, почувствовать, что его воспитывают;

• при

подборе

методов

следует

учитывать

степень

сложности

формируемого качества;

• проектируя,

подбирая

методы,

важно

предвидеть

возможные

результаты воздействия их на конкретного ребенка;

• применение

методов

нравственно-патриотического

воспитания

требует

терпимости

и

терпения.

Следует

терпеливо

повторять

уже

7

используемые и подбирать новые, с понимание относиться к тому, что

результат будет, достигнут не сразу;

• преобладающими в нравственно-патриотическом воспитании должны

быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка

способам действия. Если опираться на осознание, понимание значимости

положительного поведения и не обучать способам такого поведения,

желаемых результатов не будет. Положительные поступки взрослых не

гарантируют таких же поступков у ребенка;

• методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи.

Основаниями для подбора методов служат ведущая воспитательная задача и

возраст детей.

Существуют

следующие

формы

работы,

направленные

на

формирование патриотических чувств:

• приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям,

народно-прикладному

искусству,

устному

народному

творчеству,

музыкальному фольклору, народным играм;

• знакомство с семьей, ее историей, родственниками, семейными

традициям, составление родословной; с детским садом, его ребятами,

взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей,

гербом, традициями, выдающимися горожанами прошлого и настоящего

времени, достопримечательностями;

• проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные

сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев

цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и др.;

• организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей,

в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях,

животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым

жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.

Комплексный подход к вопросам формирования у детей любви к своей

Родине - взаимосвязь различных средств, методов и форм воспитания.

Важнейшим

методом

педагогического

воздействия

является

наблюдение окружающей действительности. Однако если педагог сведет

работу

по

нравственно-патриотическому

воспитанию

детей

только

к

организации наблюдений, он очень ограничит круг знаний и представлений

детей, не сможет дать представление ребенку обо всей стране. Такую задачу

он

сможет

решить

только

умело

сочетая

наблюдение

с

чтением

художественной литературы, слушанием музыки, рассматриванием картин,

просмотром фильмов, тематических презентаций и т.д.

Большое

значение

имеет

активная

разнообразная

деятельность

дошкольников, так как быть патриотом - это не только знать и любить свою

страну, но и активно действовать на ее благо. Для этого используются

различные формы организации деятельности детей, основная из которых –

тематическая НОД. Они направлены на повышение детской мыслительной

активности. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные

8

задания, обращение к опыту детей. Необходимо приучать их самостоятельно

анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить

поискать ответ в иллюстрациях, спросить у родителей.

Обращение к одной и той же теме несколько раз способствует

развитию внимания и длительному сохранению интереса к ней. Необходимо

объединение одной темой нескольких НОД не только по родному языку, но и

ознакомление с природой, музыкой, изодеятельностью, ручным трудом.

Для создания положительной эмоциональной атмосферы и активизации

познавательного интереса детей необходимо широко применять игровые

приемы. Например, изучение народных промыслов России может проходить

в ходе проведения игры «Магазин сувениров». Большой интерес вызывают у

детей игры-путешествия в прошлое города, по реке и пр. Каждая тема

подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности

(изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование и т.д.).

Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть

представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями отдельными

историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно

наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только

художественную литературу, иллюстрации, дидактический материал, но и

«живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, посуду,

орудия

труда,

вышитые

полотенца,

салфетки

и

т.д.).

«Бытовая

повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со

сказками,

народными

промыслами,

бытовыми

предметами

старины.

Желательны

посещения

музеев,

а

также

организации

специальных

помещений в детском саду. Здесь для ребенка открывается возможность

первого проникновения в историю быта родного края. В подобных музейных

уголках расширяются возможности игрового способа подачи разнообразных

сведений.

Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей

является

тесная

взаимосвязь

по

данному

вопросу

с

родителями.

Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка,

вызывает сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться

к

памяти

прошлого,

своим

историческим

корням,

что

способствует

сохранению вертикальных семейных связей.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует

большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания

патриотизма, гражданственности не считаются важными. Тем не менее,

родители должны стать непременными участниками работы по нравственно-

патриотическому

воспитанию

детей,

помочь

в

сборе

и

пропаганде

материалов

по

родному

краю,

воссоздании

местных

национально-

культурных и трудовых традиций.

Формы совместной с родителями деятельности по нравственно-

патриотическому воспитанию детей могут быть разнообразными: семейные

9

клубы, семейные экскурсии в музеи, осмотры памятников культуры и

истории, организация выставок, экспозиционных стендов, посвященных

семейным реликвиям (ордена, медали, дипломы, грамоты за боевые и

трудовые заслуги и пр.).

В настоящее время наблюдается усиление интереса людей к своей

родословной. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать

осмысление очень важных и глубоких постулатов:

В рамках семейного клуба совместно с воспитателем можно провести

«мини-исследование» истории улицы, района. Хорошо, когда занятия

семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка

глиняных

игрушек,

народное

плетение

и

т.д.),

а

также

местные

традиционные праздники и обряды: рождественские балы, праздник русской

Масленицы, троицын день. Все это приобщает детей к истории края и своего

народа, воспитывает любовь к Родине.

Таким образом, современная педагогика располагает обширным и

разнообразным инструментарием, позволяющим обеспечивать эффективную

реализацию задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Это различные формы, методы, приемы работы, организация предметной

эвристической среды, специализированная направленность занятий и т.д.

Однако наибольшего результата можно добиться только в комплексном

использовании

методов

и

приемов,

направленных

на

формирование

нравственности и чувства патриотизма у детей. При этом огромное значение

приобретает роль семьи в воспитании нравственности ребенка, ее традиции,

устои, ориентация на развитие гражданственности и духовности. Важная

задача дошкольного образовательного учреждения при этом состоит в том,

чтобы обеспечить семью основным педагогическим инструментарием,

сделать ее своей союзницей в реализации основных аспектов нравственно-

патриотического воспитания.

10



В раздел образования




Яндекс.Метрика