Автор: Ермолаева Эльвира Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ гимназия №99
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: "Работа над коммуникативными навыками на уроках русского языка."
Раздел: среднее образование
Работа над развитием правильной речи
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
общего
образования
ориентирует
на
развитие
важнейших
социальных
компетентностей обучающихся, достижение ими личностных, предметных и
метапредметных результатов.
В
группе
метапредметных
результатов
особое
место
занимают
коммуникативные
учебные
действия.
Общение
является
главным
механизмом передачи социального опыта, а сформированные способы
коммуникации являются важнейшим условием и средством успешного
освоения
обучающимися
содержания
образования
и
эффективного,
плодотворного общения в целом.
Коммуникативные учебные действия включают две группы умений:
умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми – в парах, группах, командах;
общие умения коммуникации – работать с информацией, выражать
свои мысли в устной и письменной форме, слушать и читать с пониманием.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего
образования ориентирует учителя на формирование коммуникативных УУД
как показателя общей культуры, как условие повышения мотивации
обучающихся к учебной деятельности.
Актуальность темы обусловлена потребностью общества и системы
образования в формировании коммуникативных универсальных учебных
действий учащихся, являющихся одной из основных составляющих умения
учиться,
начиная
с
школьного
возраста,
что
является
требованием
Федерального образовательного стандарта
Язык – это средство общения людей, формирования и выражения ими
мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но
для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель
языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой.
Культура речи – это совокупность знаний и навыков человека,
обеспечивающих целесообразное применение в целях общения.
Анализ литературных источников позволил нам выделить общее в
понятии «культура речи», а именно: освоение литературного
языка
включает в две фазы: 1 фаза – правильность, 2 фаза – речевое мастерство
(коммуникативно – целесообразная речь).
Правильной речью называется та, в которой соблюдены нормы
литературного языка. Норма – это существующая в данное время, в данном
языковом коллективе и обязательные для всех членов коллектива языковые
единицы
и
закономерности
их
употребления.
Вторую
фазу
можно
определить как оптимальное использование языка в конкретных условиях.
Она включает ряд показателей оптимального использования: логичность,
чистота, богатство, выразительность, доступность.
Владение
словом
–
инструментом
общения,
мышления
–
это
первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без
языкового материала. Дети овладевают родным языком в процессе речевой
деятельности.
Работа по развитию речи – это многосторонняя работа учителя по
языку, направленная на то, чтобы дети овладели не только грамматической
теорией и орфографическими навыками, но и умением выбирать нужные
слова и правильно употреблять их в речи.
Язык
усваивается
ребёнком
в
общении,
в
процессе
речевой
деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь примитивна
и не всегда правильна. В связи с этим важно заниматься обучением
учащихся,
заниматься
постоянно
и
целенаправленно.
Только
чёткое
планирование речевых упражнений на длительный срок позволит, с одной
стороны, избежать частых повторений одних и тех же видов работы, с другой
не пропустить чего – либо важного.
Понятие
коммуникативно
целесообразной
речи
предполагает
достаточно высокий уровень развития речевой культуры, который включает
в себя ряд показателей: точность речи, логичность, чистота, богатство,
выразительность,
доступность
речи.
Занятия
должны
способствовать
созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи
учащихся, формированию речевых интересов и потребностей младших
школьников, развитию у детей патриотических чувств по отношению к
родному языку.
Во время занятий происходит становление у детей развитых форм
самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов,
снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате
систематических занятий обучающиеся достигают значительных успехов в
своём развитии, овладевают такими метапредметными действиями, как:
- речевыми, среди которых следует выделить навыки осознанного чтения и
письма;
- коммуникативными, необходимыми для учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками.
Устная
самостоятельная
работа
учащихся
на
уроке
ведётся
с
использованием
трёх
видов
пар:
статистической,
динамической,
вариационной.
Статистическая пара: совместно работают учащиеся, сидящие вместе за
одной партой.
Динамическая пара: для работы объединяются учащиеся, сидящие за
соседними партами. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнёров.
Вариационная пара: в этом варианте коллективной работы (по 4 человека)
каждый работает то с одним, то с другим соседом.
Именно работа в паре является одним из наиболее эффективных
механизмов, обеспечивающих регулярное общение учащихся друг с другом
на
уроке
и,
соответственно,
обеспечивает
повышение
речевой
и
мыслительной активности каждого обучающегося. Периодически следует
менять партнёров. Работа в паре идёт успешно при любом сочетании
партнёров: сильный обучает слабого, два сильных расширяют свой кругозор,
а два слабых тоже успешно работают, используя книгу и консультацию
учителя.
Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся
одним из основных. Под этим понятием подразумевается такое качество
деятельности,
которое
характеризуется
высоким
уровнем
мотивации,
осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью.
Результаты усвоения учащимися знаний по русскому языку,
овладение речевыми навыками, отслеживаются в соответствии с блочно –
модульной системой работы над речевой культурой.
Предлагаемая методическая система состоит из пяти блоков, в основу
каждого положено одно из коммуникативных качеств речи:
Нормы языка и речи;
Выразительность, как качество речи;
Уместность, как качество речи;
Логичность высказывания;
Этикетные формы.
Формирование коммуникативных умений школьников — чрезвычайно
актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений
влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их
социализации и развития личности в целом.
Чтобы научить говорить, соблюдая нормы современного русского
языка, целесообразно уделять внимание формированию культуры речи в
школьном возрасте. Это является одной из важнейших задач учителя в
условиях реализации ФГОС начального общего образования.
Учебный предмет «Русский язык», основной практической целью
которого
является
развитие,
усовершенствование
речевых
действий
обучающихся, всегда в той или иной степени решал культурно-речевые
вопросы. Большое значение для формирования культуры речи имеет
качественный
дидактический
материал.
Качественным
дидактическим
материалом являются речевые ситуации, описанные в произведениях русских
и зарубежных авторов.
Актуальной
в
данном
контексте
становится
необходимость
анализировать эти ситуации и делать выводы, учить детей правильно, точно
и последовательно излагать свои мысли и чувства. Поэтому проблема
формирования
культуры
речи
на
литературном
материале
является
приоритетным направлением в методике русского языка.
Опираясь на анализ научных источников и собственного педагогического
опыта, мы пришли к убеждению, что обращение к проблеме формирования
культуры
речи
младших
школьников
является
своевременным
и
необходимым. Проведенное нами исследование практики формирования
культуры речи младших школьников и проблемы, возникающие у них при
выражении собственных мыслей, позволило выявить противоречие между
растущей
значимостью
специально
разработанной
программы
по
формированию
культуры
речи
на
литературном
материале
и
недостаточностью ее разработанности.
Таким
образом,
целенаправленная,
систематическая
и
последовательная работа по формированию культуры речи
школьников
будет действенной, если опираться на литературный дидактический материал
и систему упражнений, соответствующую совершенствуемым нормам.