Напоминание

"Работа над коммуникативными навыками на уроках русского языка."


Автор: Ермолаева Эльвира Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ гимназия №99
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: "Работа над коммуникативными навыками на уроках русского языка."
Раздел: среднее образование





Назад




Работа над развитием правильной речи

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

общего

образования

ориентирует

на

развитие

важнейших

социальных

компетентностей обучающихся, достижение ими личностных, предметных и

метапредметных результатов.

В

группе

метапредметных

результатов

особое

место

занимают

коммуникативные

учебные

действия.

Общение

является

главным

механизмом передачи социального опыта, а сформированные способы

коммуникации являются важнейшим условием и средством успешного

освоения

обучающимися

содержания

образования

и

эффективного,

плодотворного общения в целом.

Коммуникативные учебные действия включают две группы умений:

умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со

сверстниками и взрослыми – в парах, группах, командах;

общие умения коммуникации – работать с информацией, выражать

свои мысли в устной и письменной форме, слушать и читать с пониманием.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего

образования ориентирует учителя на формирование коммуникативных УУД

как показателя общей культуры, как условие повышения мотивации

обучающихся к учебной деятельности.

Актуальность темы обусловлена потребностью общества и системы

образования в формировании коммуникативных универсальных учебных

действий учащихся, являющихся одной из основных составляющих умения

учиться,

начиная

с

школьного

возраста,

что

является

требованием

Федерального образовательного стандарта

Язык – это средство общения людей, формирования и выражения ими

мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но

для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель

языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой.

Культура речи – это совокупность знаний и навыков человека,

обеспечивающих целесообразное применение в целях общения.

Анализ литературных источников позволил нам выделить общее в

понятии «культура речи», а именно: освоение литературного

языка

включает в две фазы: 1 фаза – правильность, 2 фаза – речевое мастерство

(коммуникативно – целесообразная речь).

Правильной речью называется та, в которой соблюдены нормы

литературного языка. Норма – это существующая в данное время, в данном

языковом коллективе и обязательные для всех членов коллектива языковые

единицы

и

закономерности

их

употребления.

Вторую

фазу

можно

определить как оптимальное использование языка в конкретных условиях.

Она включает ряд показателей оптимального использования: логичность,

чистота, богатство, выразительность, доступность.

Владение

словом

инструментом

общения,

мышления

это

первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без

языкового материала. Дети овладевают родным языком в процессе речевой

деятельности.

Работа по развитию речи – это многосторонняя работа учителя по

языку, направленная на то, чтобы дети овладели не только грамматической

теорией и орфографическими навыками, но и умением выбирать нужные

слова и правильно употреблять их в речи.

Язык

усваивается

ребёнком

в

общении,

в

процессе

речевой

деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь примитивна

и не всегда правильна. В связи с этим важно заниматься обучением

учащихся,

заниматься

постоянно

и

целенаправленно.

Только

чёткое

планирование речевых упражнений на длительный срок позволит, с одной

стороны, избежать частых повторений одних и тех же видов работы, с другой

не пропустить чего – либо важного.

Понятие

коммуникативно

целесообразной

речи

предполагает

достаточно высокий уровень развития речевой культуры, который включает

в себя ряд показателей: точность речи, логичность, чистота, богатство,

выразительность,

доступность

речи.

Занятия

должны

способствовать

созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи

учащихся, формированию речевых интересов и потребностей младших

школьников, развитию у детей патриотических чувств по отношению к

родному языку.

Во время занятий происходит становление у детей развитых форм

самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов,

снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате

систематических занятий обучающиеся достигают значительных успехов в

своём развитии, овладевают такими метапредметными действиями, как:

- речевыми, среди которых следует выделить навыки осознанного чтения и

письма;

- коммуникативными, необходимыми для учебного сотрудничества с

учителем и сверстниками.

Устная

самостоятельная

работа

учащихся

на

уроке

ведётся

с

использованием

трёх

видов

пар:

статистической,

динамической,

вариационной.

Статистическая пара: совместно работают учащиеся, сидящие вместе за

одной партой.

Динамическая пара: для работы объединяются учащиеся, сидящие за

соседними партами. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнёров.

Вариационная пара: в этом варианте коллективной работы (по 4 человека)

каждый работает то с одним, то с другим соседом.

Именно работа в паре является одним из наиболее эффективных

механизмов, обеспечивающих регулярное общение учащихся друг с другом

на

уроке

и,

соответственно,

обеспечивает

повышение

речевой

и

мыслительной активности каждого обучающегося. Периодически следует

менять партнёров. Работа в паре идёт успешно при любом сочетании

партнёров: сильный обучает слабого, два сильных расширяют свой кругозор,

а два слабых тоже успешно работают, используя книгу и консультацию

учителя.

Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся

одним из основных. Под этим понятием подразумевается такое качество

деятельности,

которое

характеризуется

высоким

уровнем

мотивации,

осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью.

Результаты усвоения учащимися знаний по русскому языку,

овладение речевыми навыками, отслеживаются в соответствии с блочно –

модульной системой работы над речевой культурой.

Предлагаемая методическая система состоит из пяти блоков, в основу

каждого положено одно из коммуникативных качеств речи:

Нормы языка и речи;

Выразительность, как качество речи;

Уместность, как качество речи;

Логичность высказывания;

Этикетные формы.

Формирование коммуникативных умений школьников — чрезвычайно

актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений

влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их

социализации и развития личности в целом.

Чтобы научить говорить, соблюдая нормы современного русского

языка, целесообразно уделять внимание формированию культуры речи в

школьном возрасте. Это является одной из важнейших задач учителя в

условиях реализации ФГОС начального общего образования.

Учебный предмет «Русский язык», основной практической целью

которого

является

развитие,

усовершенствование

речевых

действий

обучающихся, всегда в той или иной степени решал культурно-речевые

вопросы. Большое значение для формирования культуры речи имеет

качественный

дидактический

материал.

Качественным

дидактическим

материалом являются речевые ситуации, описанные в произведениях русских

и зарубежных авторов.

Актуальной

в

данном

контексте

становится

необходимость

анализировать эти ситуации и делать выводы, учить детей правильно, точно

и последовательно излагать свои мысли и чувства. Поэтому проблема

формирования

культуры

речи

на

литературном

материале

является

приоритетным направлением в методике русского языка.

Опираясь на анализ научных источников и собственного педагогического

опыта, мы пришли к убеждению, что обращение к проблеме формирования

культуры

речи

младших

школьников

является

своевременным

и

необходимым. Проведенное нами исследование практики формирования

культуры речи младших школьников и проблемы, возникающие у них при

выражении собственных мыслей, позволило выявить противоречие между

растущей

значимостью

специально

разработанной

программы

по

формированию

культуры

речи

на

литературном

материале

и

недостаточностью ее разработанности.

Таким

образом,

целенаправленная,

систематическая

и

последовательная работа по формированию культуры речи

школьников

будет действенной, если опираться на литературный дидактический материал

и систему упражнений, соответствующую совершенствуемым нормам.



В раздел образования




Яндекс.Метрика