Напоминание

конспект внеаудиторного занятия по культуре Народов Республики Саха (Якутия). Устное народное творчество.Загадки.


Автор: Садырина Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №2
Населённый пункт: г.Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: конспект внеаудиторного занятия по культуре Народов Республики Саха (Якутия). Устное народное творчество.Загадки.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Урок Культуры Народов Республики Саха (Якутия)

Класс: 1Б

Учитель: Садырина Т. В.

Тема: Устное народное творчество. Загадки.

Цели: Дать первые представления о якутской загадке: происхождении, значении слова

«загадка».

Познакомить детей с особенностями якутской загадки.

Учить детей отгадывать якутские загадки. Развивать творческие способности детей.

Оборудование: Карточка со словом «Таабырын» (Загадка),

Детские рисунки загадок,

книга: «Якутский фольклор» - Хрестоматия для учащихся 5-9 классов русскоязычных

школ, часть 2, раздел загадки – Якутск, 1993.

Ход урока

1.

Организационный момент.

2.

Повторение изученного.

- Откройте тетради и вспомните, какую тему мы начали изучать на прошлом

уроке?

(Устное народное творчество)

- Почему творчество названо народным?

- А от какого слова произошло устное?

- Почему же устное?

(Народ не записывал, передавал от поколения к поколению)

У каждого народа своё творчество и у якутского народа так же есть свое

творчество.

- Что можно отнести к устному народному творчеству? Какие виды, жанры знаете?

Обрядовая поэзия

Пословицы и поговорки

Загадки

Сказки

Песни

Легенды

Чтение с доски хором

- С каким жанром устного народного творчества мы начали знакомиться на прошлом

уроке? (Обрядовая поэзия)

- Что это за жанр устного народного творчества?

3. Сообщение темы.

- Сегодня мы будем знакомиться ещё с одним жанром устного народного

творчества.

- Вы узнаете и скажете сами, но сначала нужно послушать меня, и сказать, что я

прочитала

Чёрный Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где носом пройдёт-

Там заметку кладёт.

- ( Загадку.)

- Отгадайте ее. ( Карандаш)

- С каким жанром устного народного творчества мы сегодня будем знакомиться на

уроке. (Загадка)

-Вы узнаете, как возникла загадка у якутского народа. Познакомимся с

особенностями якутской загадки.

Научимся разгадывать загадки и рисовать их, и еще посоревнуемся в отгадывании

якутских загадок.

4. Работа по новой теме.

Беседа.

- Может кто-нибудь знает, как на якутском языке звучит слово «Загадка»?

ТААБЫРЫН - что означает отгадывать, разгадывать.

- Как же возникла загадка?

В старину у якутов существовал обычай оберега, (Оберег-талисман, защищает от

беды, помогает в ответственном деле, например, на охоте, чтобы она была удачной),

когда некоторые вещи не назывались своими именами. В таких случаях люди

пользовались «Тайной» речью. Особенно этим языком пользовались охотники. Они

думали, что духи и звери понимают человеческий язык, поэтому, чтобы не

раскрывать своих охотничьих секретов, пользовались тайной речью, и главное в

загадках - иносказание в виде замысловатого вопроса, чтобы духи и звери не

услышали охотничьи секреты, вещи сравнивали с другими предметами и называли их

другими именами.

-Послушайте загадку и попробуйте отгадать ее про кого

∙ Говорят, Михаил-шептун под землёй лежит.

(Медведь)

-Посмотрите, сказано не медведь, а Михаил-шептун, не в берлоге лежит, а под

землей, т. е. использовано иносказание.

- Теперь послушайте еще загадки и обратите внимание, что необычного слышаться в

этих загадках?

∙ Говорят, один пастух, тысячи коров пасёт.

(Луна и звёзды)

∙ Говорят, у пятерых ребят одна шуба (Рука в рукавице)

( слово «Говорят»)

- Слово «говорят» есть почти во всех якутских загадках. Это слово вступление к

загадке, зачин загадки. Даже если некоторым знакомы загадки, но само начало загадки

со слова «говорят», вызывает интерес, оживление «А что дальше?»

- Итак, какую особенность вы заметили в якутских загадках?

( Наличие слова «говорят», в загадках нет рифмы)

- А кто больше всего пользовались загадками? (охотники)

Физ. минутка

5. Закрепление изученного.

1) Соревнование в отгадывании якутских загадок. По вариантам.

1 вариант 2 вариант

Говорят, есть священное дуб-дерево с двенадцатью ветвями, с тридцатью яйцами на

каждой веточке.

(Круглый год)

Говорят, кто дитя в зелёном шёлковом одеянии раздевает, тот слёзы свои проливает.

(Лук)

У оленекского дерева сучья вверх торчат.

(Оленьи рога)

Говорят, у Ивана-длиннули десять сыновей. (Руки)

Говорят, есть гостеприимный хозяин.

(Стол)

Говорят, одноглазая старуха из южной сторонушки сюда прибывает да узоры

расшивает.

(Игла)

Говорят, есть шаманка, что жужжит-дребезжит.

(Швейная машина)

Меня не едят, да и без меня не кушают.

(Соль)

По чёрной земле белый заяц бегает.

(Письмо мелом)

Говорят, хоть и нем, а придет – рассказывает.

(Письмо)

2) Творческая работа.

- Но якутские загадки можно не только устно загадать, но и нарисовать.

Посмотрите, дети рисовали загадки, отгадайте «тайное письмо» детей и отгадайте.

(Люди пошли ловить рыбу. Я не говорю, а пишу. Я вижу солнце, деревья и цветы, и т.д.)

- Теперь ваша задача тоже придумать и нарисовать свою загадку.

3) самостоятельная работа.

4) Отгадывание загадок, нарисованных детьми.

6. Итог урока.

- С каким жанром устного народного творчества мы знакомились на уроке?

- Кто сначала пользовался загадками?

- Какая особенность у якутских загадок?



В раздел образования




Яндекс.Метрика