Автор: Садырина Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №2
Населённый пункт: г.Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: конспект внеаудиторного занятия по культуре Народов Республики Саха (Якутия). Устное народное творчество.Загадки.
Раздел: дошкольное образование
Урок Культуры Народов Республики Саха (Якутия)
Класс: 1Б
Учитель: Садырина Т. В.
Тема: Устное народное творчество. Загадки.
Цели: Дать первые представления о якутской загадке: происхождении, значении слова
«загадка».
Познакомить детей с особенностями якутской загадки.
Учить детей отгадывать якутские загадки. Развивать творческие способности детей.
Оборудование: Карточка со словом «Таабырын» (Загадка),
Детские рисунки загадок,
книга: «Якутский фольклор» - Хрестоматия для учащихся 5-9 классов русскоязычных
школ, часть 2, раздел загадки – Якутск, 1993.
Ход урока
1.
Организационный момент.
2.
Повторение изученного.
- Откройте тетради и вспомните, какую тему мы начали изучать на прошлом
уроке?
(Устное народное творчество)
- Почему творчество названо народным?
- А от какого слова произошло устное?
- Почему же устное?
(Народ не записывал, передавал от поколения к поколению)
У каждого народа своё творчество и у якутского народа так же есть свое
творчество.
- Что можно отнести к устному народному творчеству? Какие виды, жанры знаете?
Обрядовая поэзия
Пословицы и поговорки
Загадки
Сказки
Песни
Легенды
Чтение с доски хором
- С каким жанром устного народного творчества мы начали знакомиться на прошлом
уроке? (Обрядовая поэзия)
- Что это за жанр устного народного творчества?
3. Сообщение темы.
- Сегодня мы будем знакомиться ещё с одним жанром устного народного
творчества.
- Вы узнаете и скажете сами, но сначала нужно послушать меня, и сказать, что я
прочитала
Чёрный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом пройдёт-
Там заметку кладёт.
- ( Загадку.)
- Отгадайте ее. ( Карандаш)
- С каким жанром устного народного творчества мы сегодня будем знакомиться на
уроке. (Загадка)
-Вы узнаете, как возникла загадка у якутского народа. Познакомимся с
особенностями якутской загадки.
Научимся разгадывать загадки и рисовать их, и еще посоревнуемся в отгадывании
якутских загадок.
4. Работа по новой теме.
Беседа.
- Может кто-нибудь знает, как на якутском языке звучит слово «Загадка»?
ТААБЫРЫН - что означает отгадывать, разгадывать.
- Как же возникла загадка?
В старину у якутов существовал обычай оберега, (Оберег-талисман, защищает от
беды, помогает в ответственном деле, например, на охоте, чтобы она была удачной),
когда некоторые вещи не назывались своими именами. В таких случаях люди
пользовались «Тайной» речью. Особенно этим языком пользовались охотники. Они
думали, что духи и звери понимают человеческий язык, поэтому, чтобы не
раскрывать своих охотничьих секретов, пользовались тайной речью, и главное в
загадках - иносказание в виде замысловатого вопроса, чтобы духи и звери не
услышали охотничьи секреты, вещи сравнивали с другими предметами и называли их
другими именами.
-Послушайте загадку и попробуйте отгадать ее про кого
∙ Говорят, Михаил-шептун под землёй лежит.
(Медведь)
-Посмотрите, сказано не медведь, а Михаил-шептун, не в берлоге лежит, а под
землей, т. е. использовано иносказание.
- Теперь послушайте еще загадки и обратите внимание, что необычного слышаться в
этих загадках?
∙ Говорят, один пастух, тысячи коров пасёт.
(Луна и звёзды)
∙ Говорят, у пятерых ребят одна шуба (Рука в рукавице)
( слово «Говорят»)
- Слово «говорят» есть почти во всех якутских загадках. Это слово вступление к
загадке, зачин загадки. Даже если некоторым знакомы загадки, но само начало загадки
со слова «говорят», вызывает интерес, оживление «А что дальше?»
- Итак, какую особенность вы заметили в якутских загадках?
( Наличие слова «говорят», в загадках нет рифмы)
- А кто больше всего пользовались загадками? (охотники)
Физ. минутка
5. Закрепление изученного.
1) Соревнование в отгадывании якутских загадок. По вариантам.
1 вариант 2 вариант
Говорят, есть священное дуб-дерево с двенадцатью ветвями, с тридцатью яйцами на
каждой веточке.
(Круглый год)
Говорят, кто дитя в зелёном шёлковом одеянии раздевает, тот слёзы свои проливает.
(Лук)
У оленекского дерева сучья вверх торчат.
(Оленьи рога)
Говорят, у Ивана-длиннули десять сыновей. (Руки)
Говорят, есть гостеприимный хозяин.
(Стол)
Говорят, одноглазая старуха из южной сторонушки сюда прибывает да узоры
расшивает.
(Игла)
Говорят, есть шаманка, что жужжит-дребезжит.
(Швейная машина)
Меня не едят, да и без меня не кушают.
(Соль)
По чёрной земле белый заяц бегает.
(Письмо мелом)
Говорят, хоть и нем, а придет – рассказывает.
(Письмо)
2) Творческая работа.
- Но якутские загадки можно не только устно загадать, но и нарисовать.
Посмотрите, дети рисовали загадки, отгадайте «тайное письмо» детей и отгадайте.
(Люди пошли ловить рыбу. Я не говорю, а пишу. Я вижу солнце, деревья и цветы, и т.д.)
- Теперь ваша задача тоже придумать и нарисовать свою загадку.
3) самостоятельная работа.
4) Отгадывание загадок, нарисованных детьми.
6. Итог урока.
- С каким жанром устного народного творчества мы знакомились на уроке?
- Кто сначала пользовался загадками?
- Какая особенность у якутских загадок?