Автор: Узун Наталья Лнонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ "Пашская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: с.Паша Волховский район Ленинградская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие читательской грамотности на уроках литературы"
Раздел: среднее образование
Развитие читательской грамотности на уроках литературы
8 класс
Роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Работа с деформированным текстом «Восстанови текст»
Из биографии А.С.Пушкина
В 1819 году Пушкина принимают членом литературно-театрального сообщества
«Зелёная лампа». В этот же период он активно работает над поэмой «Руслан и Людмила»
(1820).В 1821 году Пушкин пишет поэму «Кавказский пленник», которая делает его
одним из величайших литераторов среди современников. Через год начинается работа над
«Евгением Онегиным» (1823-1832).
В 1811 году Пушкин учился в Царскосельском Лицее. В биографии Пушкина важно
выделить, что впервые его стихи появляются в печати в 1814 году, в журнале «Вестник
Европы», где публикуется его стихотворение «К другу-стихотворцу». В этот же период
поэта принимают в литературное общество «Арзамас».
В 1832 году поэт задумывает создать исторический роман о временах пугачевщины, для
чего изучает все доступные материалы (многие из них засекречены на то время),
объезжает многие места, где проходило восстание. После всех этих путешествий осенью
1833 года пишет «Историю Пугачёва» и «Песни западных славян», а также поэмы
«Анджело» и «Медный всадник», начинает работу над повестью «Пиковая дама».
Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (по старому стилю 26 мая) 1799 года в
Москве в семье нетитулованного дворянского рода. Прадедом поэта по матери был
африканец Абрам Петрович Ганнибал, являвшийся воспитанником и слугой царя Петра I.
Пересказ задания своими словами
Прочитайте и сравните два текста. В каком из них описание внешности дано в
художественном стиле речи, а в каком – в официально-деловом?
Прочитайте
соответствующим тоном каждое из этих описаний.
Текст 1
«Емельян Пугачев, Зимовейской станицы служилый казак, был сын Ивана Михайлова,
умершего в давних годах. Он был сорока лет от роду, росту среднего, смугл и худощав;
волосы имел
темно-русые, бороду черную, небольшую и
клином. Верхний зуб был вышибен еще в ребячестве, в кулачном бою. На левом
виску имел он белое пятно, а на обеих
грудях знаки, оставшиеся после болезни, называемой черною немочью». (глава IV)
Текст 2
«...Пугачев на первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим
широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли
ничего свирепого...» (глава VIII)
Приём «Чтение с остановками»
Этап 1
Предположите, о чем говорится в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
(На данном этапе на основе лишь заглавия текста и информации об авторе ученики
должны предположить, о чем будет рассказываться в произведении)
Этап 2- смысловой
(Проводим поэтапное чтение текста. После каждого отрывка учитель задает вопросы.)
Этап 3 – рефлексия
Заключительная беседа, обсуждение совместной работы.
Насколько были правы учащиеся в своих предположениях?
Предложить оценить совместную деятельность, используя прием «ХИМС» (ученики
должны ответить, что было хорошо, интересно, мешало, а что можно взять с собой.)
Приём «Верно-неверно»
Учащимся предлагаются утверждения, нужно определить, какие из них верные, а
какие - ложные.
Утверждения
Верно
Неверно
Петр Андреевич Гринев - дворянин. Поступает на
службу в Белогорскую крепость под Оренбургом.
Гринев всю жизнь следовал завету отца: береги честь
смолоду.
Алексей Иванович Швабрин – молодой офицер,
дворянин из хорошей семьи, преданный своей присяге.
Наиболее полно понятие чести и бесчестия
раскрывается в сцене захвата Белогорской крепости
Пугачёвым
Понятия чести и долга чужды не одному Швабрину, но
и другим пушкинским героям .
Приём «Синквейн»
Данный прием можно использовать для подготовки к сочинению.
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Пример синквейна
молодой офицер
преданный храбрый
сражается защищает любит
береги честь смолоду
храбрец
Приём «Ментальная карта»
Суть приема состоит в выделении главного понятия, от которого ответвляются задачи,
мысли, идеи. Каждая ветка может содержать несколько более мелких ветвей-подпунктов.
Ко всем записям можно оставлять комментарии, которые помогут не запутаться в
характеристике произведения или героя.
Петр Гринев
Родительский Белогорская крепость
дом
отец мать честь, верность присяге, любовь
Береги честь смолоду забота, преданность
Савельич
Петр
Гринев