Автор: Козарез Виктория Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Калининская школа
Населённый пункт: Первомайский район Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: Организация групповой работы на уроках в начальной школе
Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНСКАЯ ШКОЛА ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ
КРЫМ
Методическое объединение учителей начальных классов
Организация групповой работы
на уроках в начальной школе
Работу выполнила Козарез В.А.,
учитель начальных классов.
2024 г
.
1
Работая в младших классах, мы всегда задумываемся над тем, какими станут наши ученики,
когда повзрослеют. Конечно же, мы мечтает о том, чтобы они были знающими, ответственными,
творческими людьми. Сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой
знаний, важнее научить хотеть учиться.
Инновационный поиск новых средств обучения приводит меня к пониманию того, что на
уроках нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные,
проблемные, рефлексивные и прочие методы обучения.
В своей практике часто использую групповую работу.
Групповая форма учебной
деятельности очень эффективна в обучении младшего школьника: совершенствуются умения и
навыки осуществления тех действий, которые, как правило, выполняет сам учитель; определять
тему, очерёдность участия в беседе и её предметное содержание, уточнять факты и обобщать
поступившую информацию; появляются умения распределять внимание в равной мере между
формой и содержанием высказываний, что определяет уровень коммуникативной компетенции
учеников, увеличивается время общения школьников. Кроме того, воспитывается чувство
коллективизма, ответственности за порученное дело, развивается логическое, критическое и
творческое мышление, способность совершенствоваться в создавшейся ситуации. Учащиеся в
этой связи могут изложить свою точку зрения, согласиться или не согласиться с мнением
товарища, делать выводы, заключения.
На мой взгляд, именно использование на уроках групповых методов обучения, может оказать
мощное стимулирующее воздействие на развитие активной учебно-познавательной деятельности
обучающихся, а так же побудить ребенка к саморазвитию, самообразованию и самовоспитанию.
Существует большое количество образовательных технологий, которые применяются на
практике учителями:
Игровая технология
Технология программного обучения
Групповые технологии.
Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.
Проблемное обучение
Исследовательская работа
И везде используется групповой метод обучения. Это не случайно. Потому что работа в
группах позволяет не только повысить качество обучения, но формировать у учащихся
коммуникативную и социальную компетенции. А для современного человека это очень важно, т.
к. из-за компьютера дети испытывают дефицит общения и разучились цивилизованно
взаимодействовать друг с другом.
Работа в группах на уроках весьма привлекает младших школьников. Однако, как показывает
практика, первый опыт её организации может быть неудачным (излишний шум, медленный темп
работы, их неумение действовать совместно и др.), что отталкивает от дальнейшего
использования этой формы обучения. Между тем групповая работа — это полноценная
самостоятельная форма организации обучения.
Технология использования на уроках групповой работы несёт в себе черты инновационного
обучения:
самостоятельное
добывание
знаний
в
результате
поисковой
деятельности,
следовательно:
-возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и
творческая самостоятельность учащихся;
- меняется характер взаимоотношений между детьми;
- растёт самокритичность, точнее, дети оценивают свои возможности, лучше себя
контролируют.
На своих уроках я применяю групповые методы обучения и групповые формы работы,
которые помогают мне построить так урок, чтобы каждый ученик оказался вовлеченным в
процесс активной познавательной деятельности, учился общению, терпению, ответственности,
умел
вести
дискуссию
и
спор.
Процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
1. Подготовка к выполнению группового задания:
- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
2
- инструктаж о последовательности работы;
- раздача дидактического материала по группам.
2. Групповая работа:
- знакомство с материалом, планирование работы в группе;
- распределение заданий внутри группы;
- индивидуальное выполнение задания;
- обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
- обсуждение общего задания группы;
- подведение итогов группового задания.
3. Заключительная часть работы:
- сообщение о результатах работы в группе;
- анализ познавательной задачи, рефлексии.
При формировании групп необходимо стремиться к тому, чтобы в них были представлены
разнообразные учебные интересы, умения и навыки учащихся.
Формирование групп:
- по интересам;
- случайным образом;
- по определенному признаку;
- по выбору лидера;
- по желанию;
- по выбору педагога.
Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут
объединяться дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже
враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к
различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.
На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был
сильный учащийся. Роли других участников группы учитель так же распределяет сам.
Учитель делит на группы, назначая организатора. Организатор распределяет роли, следит за
правильностью хода обсуждения.
Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытащить
любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа.
«Лидер» может либо назначаться организатором (в соответствии с целью, поэтому в
качестве такового может выступать и аутсайдер), либо выбираться игроками. В том случае если
в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть
чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами». В
эту группу дети объединяются по своему желанию, кто с кем захочет.
Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и
по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения
показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен
работать и достигать результата.
Как вариант можно отбирать членов группы или лидеров, распределение ролей в группе по
внешним признакам (росту, цвету волос, одежде…).
Распределение ролей в группе может быть таким:
Чтец - читает вслух;
Секретарь - записывает что-то от лица группы;
Докладчик - у доски рассказывает, что решила группа;
Хронометрист - следит за временем.
В ходе решения задачи роли могут плавно переходить друг от друга.
Оптимальный размер малой группы, как показали многолетние наблюдения, должен
составлять 4 человека. Такая группа обладает наивысшей степенью работоспособности, а также
наиболее удобна для группового общения (удачное сочетание для гетерогенности (сильный, 2
средних и слабый учащийся).
Работа в группах применяется мной на различных этапах урока:
- этап актуализации знаний (при выполнении устной работы);
3
- на этапе закрепления и повторения (при проведении самостоятельной работы);
- на этапе открытия новых знаний (при реализации проблемных ситуаций);
- при подведении итога урока (при выполнении обобщений и формулировки выводов).
Основная цель обучения на данном этапе - посредством совместных практических действий
связать прежние коллективные знания, умения и опыт учащихся группы с предстоящим новым
знанием.
Даже выполнение и проверку домашнего задания можно провести, применяя групповые
методы и формы обучения. Единственное требование - каждый член группы, в процессе
обсуждения и объяснения работы должен знать, как решается любое задание из домашней
работы. Очень важно при этом, что каждый член группы имеет возможность понять любой
вопрос из домашнего задания, выполненного другими членами группы, задать друг другу
вопросы, откорректировать неправильные ответы и оформить окончательный вариант ответа для
сдачи преподавателю на проверку. В процессе проверки групповых домашних заданий я
выборочно приглашаю отдельных членов команды для объяснений и комментариев по
конкретным вопросам из домашнего задания. Это наглядно показывает детям уровень
ответственности каждого за результат работы всей группы. Это лишний раз мотивирует
учащихся к сознательному выполнению домашних заданий. Для повышения ответственности
каждого члена группы я сочетаю групповые домашние задания с индивидуальными.
При групповой работе важно правильно поставить оценку группе и каждому ее члену. На
мой взгляд, оценка деятельности ученика на уроке должна складываться из оценки его личной
деятельности и деятельности в целом группы. Недопустимо выставлять одинаковую отметку
всем членам группы независимо от их личного участия в работе. Работу каждой группы на уроке
обычно оцениваю я, но могут сделать и сами ученики. Иногда при организации групповой
работы я назначаю эксперта или «оценщика» в каждой группе, иногда группа сама выбирает
«оценщика». Желательно, чтобы ребята, исполняющие эту роль, менялись, то есть «в роли
оценщика» должны попробовать себя все ученики.
Иногда я делаю отступление от принятой нормы оценивания групповой работы и даю общую
оценку всей группе. Цель подобного подхода – обратить внимание на самого слабого ученика,
более других нуждающегося в помощи и поддержке. Не в последнюю очередь именно благодаря
ему члены групп, не отличающиеся ни особыми способностями, ни усердием, нередко
добиваются весьма значительных успехов. Объясняя и повторяя материал слабому, они сами
лучше его усваивают и запоминают. При этом оцениваются не столько знания, сколько усилия
учеников. И еще, при оценке группы следует подчеркивать не только ученические, но и
человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость.
Во время групповой работы я выполняю разнообразные функции: контролирую ход работы в
группах, отвечаю на вопросы, регулирую споры, порядок работы и в случае крайней
необходимости оказываю помощь отдельным учащимся или группе в целом.
Некоторые виды групповой работы, которые можно использовать в начальной школе.
«Мозговой штурм»
Используется для генерации идей.
Соблюдается жесткий регламент.
Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста).
Окружающий мир 1 класс. Тема: «Многообразие животных».
Учитель предлагает обсудить в группах проблему «Почему заяц меняет шубку?».
Обучающиеся высказывают разнообразные предположения, обсуждают в группах, приходят к
единому мнению, затем выслушиваются отчеты групп.
Игра «Продолжи»
Она основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».
Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании сочинения,
на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо растении, животном,
составление звуковых схем слов, нахождение орфограмм, решении примеров).
Математика 3 класс "Нахождение значения выражения".
1-й расставляет порядок действий.
4
2-й участник группы – выполняет 1действие и т.д. Верный ответ зависит от каждого члена
группы.
«Охота за сокровищами»
Учитель составляет вопросы.
Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания. Группа
должны ответить на вопросы, используя ресурсы Интернет, дополнительную литературу,
учебник.
Окружающий мир 3 класс. Тема «Солнечная система»
«Снежный ком»
Литературное чтение 3 класс.
Задание. «Составить план рассказа Б.Житкова «Как я ловил человечиков».
Работа в группе начинается с решения индивидуального задания.
Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно составляют план.
После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои планы, из которых
выбирается лучшее.
Далее пары объединяются, и работа продолжается в группе, где снова происходит
обсуждение решений и выбирается лучшее из них.
В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не
происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.
Прием «Зигзаг»
Учащиеся организуются в группы по 4 человека для работы над учебным материалом,
который разбит на фрагменты.
Окружающий мир 3 класс. Тема «Природная зона «Тайга».
1-й участник группы изучает местоположение и природные условия зоны тайги.
2-й участник группы – растительный мир зоны тайги.
3-й участник группы – животный мир зоны тайги.
4-й участник группы – занятия населения зоны тайги.
Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются
и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей
экспертов».
Прием «Ручеек»
В «Ручейке» идёт общение ребят внутри одного ряда. Для этой работы учитель заготавливает
к уроку карточки по числу учеников в ряду. После работы в постоянных парах начинается игра.
Ребята сидят в ряду. Затем один вариант начинает движение: с первой парты ученик идёт на
последнюю, а остальные передвигаются на одну парту вперёд. Движение идёт до тех пор, пока
все ученики следующего варианта не займут свои места. Можно проводить «Ручеёк» по
вариантам, между группами.
Каждому учителю
при
организации
групповой деятельности
необходимо
помнить
следующее:
- нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
- следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
- групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I–II классах, не более 20-30
минут – в III–IV классах;
- нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями,
прежде чем представить “продукт” совместного труда. Пусть в классе существует условный
сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
- нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Не
стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы
общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя кропотливой
работы.
5